Сенсорное развитие у детей третьего года жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 02:05, курсовая работа

Краткое описание

Ранний возраст период первоначального ознакомления с окружающим миром; вместе с тем в это время стремительно развиваются познавательные способности ребенка. Ребенок познает предметный мир, явления природы, события собственной жизни, доступные наблюдения. Кроме того, он получает от взрослого сведения словесным путем: ему рассказывают, объясняют, читают.
Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений). Развитие ощущений и восприятий происходит очень интенсивно.

Содержание

Введение

1. Сенсорное развитие детей третьего года жизни

1.1 3адачи, виды, формы и содержание работы по развитию у детей предметной деятельности

1.2 Роль воспитателя в сенсорном воспитании

1.3 Развивающая предметная среда для сенсорного развития детей

1.4 Игры с игрушками, направленные на сенсорное развитие детей

1.5 Развитие речи

2. Работа с родителями

Вложенные файлы: 1 файл

СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ.docx

— 135.07 Кб (Скачать файл)

 

Постепенно, упражняясь в  различении и назывании цветов, дети собирают в тележку все колпачки и колечки. Тележка убирается  со стола на колени к воспитателю. Теперь у ребят остались только палочки  и прикрепленные к ним цветные  кружочки - подставки. «Уехали все  колпачки и колечки. Остались только палочки да подставочки, - говорит  воспитатель. - Надоело палочкам без  своих колечек стоять, давайте  позовем их». «Колечки, домой!» - дружно говорят ребята и повторяют слова  два-три раза. «Сейчас приедут!» - говорит воспитатель и предупреждает  детей, что колечки будут возвращаться не все сразу, а по очереди. Нужно  внимательно слушать, какой цвет будет назван, чтобы вовремя сказать, чье это колечко (т. е. у кого осталась такого же цвета подставка с палочкой), иначе колечко может и не вернуться  на свое место. Продолжая держать  тележку на коленях, воспитатель  перемешивает все колечки и колпачки и начинает называть каждую деталь, как в игре в лото, например: «Кому  нужно желтое колечко?». При этом само колечко не показывает, а только называет его цвет, Кто-то из детей  обязательно скажет:

 

«Мне нужно!». Так постепенно все детали игрушки возвращаются ребятам. Теперь можно предложить малышам  поменяться пирамидками и начать игру скачала.

 

Правила игры.

 

1. Тот к кому подъехала  тележка, должен снять названную  деталь и назвать её цвет, затем  положить в тележку, подвинуть  её своему соседу и спросить  у него цвет его колечка  (или колпачка).

 

2. Внимательно слушать  воспитателя, называющего цвета,  чтобы не пропустить свое колечко  или колпачок.

 

З. Играть дружно, не ссориться. В конце игры поменяться пирамидками.

 

Советы воспитателю. Если у Вас нет пирамидок с колечками  одинаковой величины, можно заменить их самодельными игрушками, изготовленными из плотного, многослойного картона. Колечки, вырезанные из картона, склеивают  цветной бумагой и прикрепляют  на палочку. Это дает возможность  разнообразить цвета самодельных  пирамидок и знакомить детей  с дополнительными цветами спектра.

 

Старайтесь почаще проводить  эту игру с теми детьми, которые  медленнее других осваивают новый  материал и нуждаются в дополнительном внимании. В дальнейшем, когда воспитанники освоят правила игры, они могут  играть самостоятельно (под вашим  наблюдением).

 

Лети голубок

 

Особенности игры и её воспитательное значение. Игра учит детей ориентироваться  в цветовых тонах по их названию без опоры на наглядный образец. Она важна не только для развития целенаправленного зрительного  восприятия цветовых тонов, но и для  развития внимания, а также стремления достигать цель.

 

Интерес детей к игре поддерживается тем, что решение умственной задачи сочетается с движением, которое  приносит детям радость и служит естественной эмоциональной разрядкой. Сюжетный характер игры способствует развитию воображения у детей, что  готовит их к самостоятельным  ролевым играм.

 

Участникам игры, согласно её правилам, приходится действовать  по очереди, что довольно сложно для  малышей. Тут требуется такая  организация игры, при которой  дети, ожидающие своего выхода, не скучали, а, скажем, были бы активными болельщиками и судьями. Предложенный приём облегчает ожидание тем, что позволяет ребенку видеть, как приближается его очередь действовать.

 

Игра сближает детей, создает  общность их интересов, а радостные  переживания, связанные с ролью, развивают их эмоционально.

 

Игровой материал. Используются все виды разноцветных игровых материалов, знакомых детям по предыдущим играм: флажки, кружки (без шнурков), ленточки, пирамидки и пр. Можно взять  также любые предметы, имеющиеся  в группе и окрашенные в разные цвета.

 

Описание игры и приёмы её проведения. Количество участников игры не ограничивается. Дети расставляют  стульчики и раскладывают игровой  материал по всей комнате: на столах, на свободных полочках, на стульях и  пр. Воспитатель следит за тем, чтобы  одинаковые по цвету и по характеру  предметы располагались в разных местах. Покончив с подготовкой к  игре, малыши садятся на стульчики, а воспитатель - напротив них и  начинает рассказывать: «Давайте сегодня  поиграем так. Вы будете голубями с  красивыми крылышками. Голуби не простые, а ученые. Они любят свою хозяйку  и всегда слушаются её, и она  их очень любит - вкусно кормит, учит, охраняет».

 

Воспитатель встает, берёт  коробочку и понарошку кормит своих голубков. «Поели, голуби, - говорит  он, - а теперь поучимся летать». Дети-голуби встают, распрямляют крылышки, поднимают  головки, готовясь к полёту, По сигналу  «Полетели, голуби!» машут крылышками и бегут друг за другом по комнате. Пробежав два - три круга садятся  на свои, места.

 

«А теперь голуби будут  выполнять разные поручения. Хозяйки» - говорит воспитатель и подзывает  к себе четырех детей, сидящих  с краю. Остальных ребят он просит передвинуться вперед и занять их места, освободив тем самым стулья, которые займут вернувшиеся голуби. Затем хозяйка обращается к голубям: «Летите, голубки, и принесите нам  что-нибудь синего цвета. (красного, желтого  и т. д.). Можно кружок, можно флажок, а можно и ленточку. Летите!»  С последними словами дети разбегаются  по комнате и ищут предметы названного цвета. Найдя нужные предметы, они  возвращаются на место и показывают, что они выбрали. Остальные участники  игры вместе с воспитателем проверяют  правильность решения задачи.

 

Затем голуби садятся отдыхать на оставленные для них места, а воспитатель подзывает к  себе следующую четверку (дети снова  пересаживаются). Игра продолжается до тех пор, пока все дети не побудут  в роли голубей.

 

Правила игры.

 

1. Голуби слушаются хозяйку.  Как только освобождаются места  с краю, сидящие в ряд дети  передвигаются и занимают их.

 

2. Выполнять поручения  голуби могут только после  слов хозяйки «Лети, голубок!»

 

3. Вернувшись на место,  каждый голубь показывает всем, участникам игры, что он принёс, и называет цвет выбранного  предмета.

 

Советы воспитателю. Самое  главное в организации этой игры - помочь детям войти в предложенную роль. Многое здесь будет зависеть от вас. Поэтому, прежде всего, нужно  стараться хорошо исполнять роль хозяйки и воздерживаться от замечаний, выходящих за рамки этой роли, поскольку  они могут разрушить созданный  у детей образ. Если возникает  необходимость сделать ребенку  замечание или призвать кого-то к  порядку, лучше это сделать индивидуально (на ушко малышу). Не забывайте о двигательной разрядке, так необходимой непоседливым детям. Например, попросите ребят  приготовить корм или покормить  голубей, отнести предметы на место  и др. Если вы заметили, что дети устали сидеть, не делайте им замечаний  и не призывайте к тишине, а предложите голубям полетать, поискать корм, пока четверо из них выполняют задание. Очень важно для создания и  поддержания эмоциональной игровой  атмосферы хвалить детей за то, как они летают, за красивую осанку за правильное выполнение поручений, выражая  этим одобрение и любовь хозяйки  к своим питомцам.

 

Прыг-скок

 

Особенности игры и её воспитательное значение. Эта игра носит контрольный  характер. Она поможет воспитателю  выяснить, какие цвета дети свободно различают и называют. Если окажется, что малыши путают названия некоторых  тонов, в процессе игры можно закрепить  и уточнить их знания.

 

Обучающая задача, стоящая  перед ребенком, требует от него умения останавливаться точно по словесному сигналу, называть цвет предмета, на котором остановился. Выполнение первого требования, развивает способность  управлять своим поведением. Второе требование предполагает упражнение детей  в целенаправленном восприятии цветовых тонов и уточнении знаний названий цветов.

 

Однако эти достаточно сложные для детей требования выполняются ими легко, так как  игра носит характер забавы. Малышам  интересно действовать фигурками  любимых сказочных персонажей, приятно выполнять ритмические движения под слова, которые произносят хором. Важно и то, что дети получают эмоциональную поддержку и приз за правильное решение задачи.

 

Игровой материал. Миниатюрные  образные игрушки по числу играющих детей. Это могут быть фигурки  изображающие животных, детей или  героев любимых сказок, например: Чебурашка, Винни-Пух, Карлсон, собачка, зайчик, белочка, матрешка, мальчик, девочка и т. д.

 

Кроме того, для игры нужна  дорожка, изготовленная из плотного картона, на который наклеены либо ленточки чистых тонов, либо кружки или полоски  из цветной бумаги. Каждый цвет желательно представить в двух-трех экземплярах, чтобы он мог встречаться в  разных сочетаниях и в чередовании  с другими цветовыми тонами.

 

Описание игры и приемы её проведения. Игра проводится за столом с небольшой группой детей (три-четыре человека). На столе лежит дорожка, состоящая из разноцветных полосок  или кружков, и стоят фигурки  сказочных персонажей (Чебурашка, Винни-Пух, Карлсон, Буратино, и пр.). Воспитатель  объясняет, что это не простые, а  особенные фигурки: они умеют  прыгать по дорожке на одной ножке  и останавливаться по команде  «Стоп!». Заинтересовав малышей игрушками  и их игровой ролью, воспитатель  предлагает каждому ребенку выбрать  себе фигурку. Показывает, как прыгает  фигурка по дорожке, как останавливается  по слову «Стоп!» называет цвет кружка оказавшегося под ней.

 

Затем начинают играть дети по очереди. Фигурка в руках ребенка  перепрыгивает с кружка на кружок, бежит по дорожке в прямом и  обратном направлении, а все остальные  вместе с воспитателем произносят: «Прыг-скок, прыг-скок» Неожиданно эти  слова прерываются сигналом «Стоп!», который подает воспитатель. Сигнал раздается как раз в тот  момент, когда прыгун приземляется на кружок или полоску. Таким образом  проверяется, знает ли ребенок название того или иного цвета. Если ребенок  отвечает правильно, все остальные  фигурки-прыгуны в руках у детей  подпрыгивают на своих местах и одобряют его словами: «Правильно» или  «Молодец». Если малыш не знает название цвета или неверно называет цветовой тон, дети и воспитатель помогают ему правильно решить задачу.

Движение по дорожке продолжается в том же или в обратном направлении, пока не будет проверено знание двух основных или дополнительных цветов. За правильные ответы ребенок получает приз (например, счетную палочку  или кружок). Игра продолжается до тех  пор, пока не покажут своё искусство  определять цвет все прыгуны. Заканчивается  она хороводом прыгунов. Игрушки  выстраиваются в кружок, а дети хлопают им в ладоши и поют песенку, потом кланяются как артисты. Концовка может быть и другой. Например, за прыгунами приезжает машина, которая  их увозит, т. е. воспитатель убирает  игрушки со стола в коробку.

 

Правила игры.

 

1. Действовать по очереди  и по вызову воспитателя.

 

2. Останавливаться по сигналу  «Стоп!» и называть цвет кружка  или полоски под ногами у  прыгуна.

 

3. Не подсказывать, не мешать  другим самостоятельно называть  цвет.

 

Советы воспитателю. Условием успешного проведения игры является предварительный показ воспитателем движений фигурки по дорожке, под  слова «Прыг-скок!». При этом важно  подчеркнуть ритмичность движений, которая достигается совпадением  движения с каждым словом.

 

Чтобы все участники игры были активны и чтобы им не приходилось  долго ждать своей очереди, рекомендуется  проверять у каждого из них  за один раз знание не более двух цветов. Повторно вызывая детей, можно  постепенно проверить знание названий всех цветов. Рекомендуется заранее  заготовить списки детей, чтобы в  игре не было пауз.

 

Но не забывайте, что эта  игра не только проверка знаний детей, но и забава. Поэтому, проведите её так, чтобы всем было весело и радостно.

 

Что понравилось, возьми, принеси  и назови

 

Особенности игры и ее воспитательное значение. Обучающая задача этой игры - та же, что в предыдущих: нужно  самостоятельно выбрать предмет  и правильно назвать его цвет. Однако условия решения этой уже  знакомой задачи усложняются игровыми правилами, которые запрещают выбирать предмет определенного цвета. Кружок, висящий на шнурке у ребенка, напоминает, что данный цвет брать нельзя. Введение этого запрета заставляет ребенка  осознавать и контролировать свои действия. Малыш внимательно сравнивает цветовые тона, проверяет еще раз, чтобы  не ошибиться. Включение элементов  самоконтроля в процесс восприятия поднимает его на более высокий  уровень.

 

Новым в этой игре является также правило: успеть вовремя принести и назвать цвет выбранного предмета (пока звучит рифмованный текст). Все  это мобилизует ребенка на правильное решение задачи и повышает его  организованность.

 

Игра носит характер выполнения поручений, которые даются от лица всей группы трем-четырем детям. Благодаря  этой форме повышается ответственность  ребенка за свои действия. Помогает успешно выполнять игровые поручения  также стремление ребенка к признанию  сверстниками личных достижений.

 

Игровой материал. Кружки основных и дополнительных цветов, знакомых детям по предыдущим играм. Необходимо иметь два комплекта таких  кружков: в один комплект продеваются  шнурки, чтобы можно было их надевать поверх пальто (они будут служить  наглядным образцом цвета, который  запрещается выбирать); другой комплект кружков раскладывается на скамейках  таким образом, чтобы одинаковые по цвету кружки не лежали рядом.

Информация о работе Сенсорное развитие у детей третьего года жизни