Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 02:05, курсовая работа
Ранний возраст период первоначального ознакомления с окружающим миром; вместе с тем в это время стремительно развиваются познавательные способности ребенка. Ребенок познает предметный мир, явления природы, события собственной жизни, доступные наблюдения. Кроме того, он получает от взрослого сведения словесным путем: ему рассказывают, объясняют, читают.
Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений). Развитие ощущений и восприятий происходит очень интенсивно.
Введение
1. Сенсорное развитие детей третьего года жизни
1.1 3адачи, виды, формы и содержание работы по развитию у детей предметной деятельности
1.2 Роль воспитателя в сенсорном воспитании
1.3 Развивающая предметная среда для сенсорного развития детей
1.4 Игры с игрушками, направленные на сенсорное развитие детей
1.5 Развитие речи
2. Работа с родителями
Игра длится 10-12 минут и проводится один раз.
Примечание. Шнуры и бусы могут даваться и для самостоятельной игры в том случае, если бусины будут крупные, не менее 3 см в диаметре.
14. Нанизывание больших и малых бус
Цель занятия учить детей чередовать предметы по величине.
Для каждого ребенка понадобятся по восемь деревянных или глиняных бусин двух величин одинакового цвета и формы (диаметр большой бусины равен 2 см, маленькой - 1 см), тонкие шнуры или толстые нитки с навощенными или предварительно опущенными в клей концами.
Покажите детям красивую куклу, поясните, что она пришла к ним в гости и что-то принесла в корзиночке. Кукла здоровается с детьми, и дети тоже должны поздороваться с куклой. Посадите ее на свой стол и, вынимая из корзиночки коробочку, покажите детям, что там лежат большие и маленькие бусины и нитки. Кукла просит сделать для нее красивые бусы. Обращая внимание детей на то, что бусы можно нанизывать по-разному, возьмите вначале большую, затем маленькую бусину и нанижите их на нитку одну за другой. Подозвав кого-либо из детей к себе, попросите взять из коробочки большую и маленькую бусины, показать их всем ребятам, положить на стол и нанизать вначале большую бусину, а затем маленькую. При обратном порядке чередования предметов детям труднее справиться с заданием, так как их в первую очередь привлекает большая бусина.
После того как все дети нанижут по две бусины на общую нитку, похвалите их, наденьте кукле бусы и скажите, что она благодарит детей за украшение.
Затем скажите детям, что кукла принесла еще много бусин, и раздайте каждому из детей материал для самостоятельного выполнения задания.
Вам необходимо внимательно следить за работой малышей, Одним детям надо помочь продеть нитку в отверстие бусин, другим - напомнить о чередовании предметов: «Сначала большая бусина, потом маленькая, снова большая и маленькая»; третьих предостеречь: «Не торопись, смотри внимательней».
Правильность выполнения задания всеми детьми зависит от предварительного отбора пары предметов разной величины и четкого чередования больших и маленьких бусин.
По мере выполнения детьми задания воспитатель собирает готовые бусы и кладет их себе на стол, а детей просит убрать коробочки из-под бус. Предлагает всем посмотреть, как много бус сделали они для кукол. Завязав узлами концы ниток, воспитатель раздает готовые бусы детям и предлагает надеть красивые украшения всем куклам, находящимся в группе.
Данная игра-занятие проводится с детьми один раз продолжительностью 8-10 минут.
Примечание. Во время самостоятельных игр детям полезно давать различные шнуры и кольца для нанизывания. Для этого можно использовать и катушки из-под ниток, а вместо шнуров - прыгалки со снятыми с одной стороны рукоятками.
15. Нанизывание бус разной формы
На занятии дети продолжают учиться чередовать предметы по форме.
Подготовьте по восемь деревянных или глиняных бусин круглой и квадратной формы одинакового цвета и величины для каждого ребенка (диаметр круглой бусины равен 2 см, сторона квадратной бусины 2 см), толстые нитки или тонкие шнуры для нанизывания.
Кукла принесла в корзиночке много бусин и просит детей сделать для остальных кукол украшения.
Покажите детям бусины, скажите, что они разные по форме: шарики и кубики. Подготовив пару бусин для нанизывания, определите порядок действия: вначале шарик, затем кубик. Теперь пригласите к своему столу кого-либо из наиболее подготовленных детей и предложите выбрать из коробочки две бусинки (шарик и кубик) и нанизать их. Внимание всех ребят фиксируется на том, что бусины чередуются: шарик, кубик, шарик, кубик.
Постепенно воспитатель
подходит со своим материалом к каждому
ребенку, дает отобрать пару бусин разной
формы и в определенном порядке
нанизать их: шарик, затем кубик. Такой
порядок нанизывания диктуется
неустойчивостью положения
Во время самостоятельной работы педагог периодически дает словесные указания одним, оказывает непосредственную помощь другим детям в подборе предметов и выполнении действий. Как и на предыдущем занятии, внимание детей фиксируется на предварительной подготовке предметов для «нанизывания». От ребят, которые усвоили принцип чередования, можно не требовать предварительного выбора и подготовки необходимой пары предметов. Важен конечный результат. Воспитатель, разложив нитку с бусами, вместе с каждым малышом проверяет ход его действий: «Шарик, кубик, шарик, кубик, снова шарик, кубик» и т. д. Не правильно нанизанные бусины взрослый снимает и помогает малышу выполнить задание правильно.
В конце игры-занятия соберите у всех бусы, отметьте, как много красивых бус сделано ребятами. Дети надевают украшения игрушкам, находящимся в комнате.
Игра-занятие проводится один раз и продолжается 8-10 минут.
16. Рисование красками по замыслу
Ваша задача выявить, в какой мере предшествующие занятия сформировали у детей отношение к цвету, как к характерному признаку предметов.
Материалом послужат краски 8 цветов: красного, оранжевого, желтого, зеленого, синего, фиолетового, черного, белого; разноцветные листы бумаги, кисти, розетки.
Покажите детям краски и скажите, что они будут рисовать, кто что хочет. Поочередно приглашая малышей к своему столу, спросите, что они хотят нарисовать. Если ребенок затрудняется в ответе, не может спланировать заранее свои действия или выразить словесно задуманное, ему предлагается любая понравившаяся краска. Ваша задача - помочь каждому ребенку подобрать бумагу соответствующего цвета. Так, если ребенок изъявляет желание рисовать огурчики и берет для этого зеленый лист бумаги, ему можно предложить серый или белый лист бумаги.
С целью развития творческих способностей, выявления индивидуального опыта ребят лучше рассаживать на занятии по одному, чтобы они не подражали друг другу. В ходе занятия воспитатель спрашивает каждого ребенка, что он рисует, больше внимания уделю тем, кто в начале занятия затруднялся в выборе темы. Если ребенок снова не отвечает его можно спросить еще раз (после того как он закончит работу) что же он нарисовал.
Далеко не все дети могут заранее сказать, что они будут рисовать. Некоторые из них осмысливают тему только в процессе работы, другие - только после ее окончания.
Занятие продолжатся 10 - 12 минут.
Проводится один раз. Важно создавать
детям условия для
17. Нанизывание бус разного цвета
Продолжаем учить детей чередовать предметы, но уже по цвету.
Каждому малышу нужны восемь бусин двух цветов (красного и белого) одной величины и формы (бусы могут быть деревянными или глиняными). Диаметр каждой бусины равен 2 см, тонкие шнуры или толстые нитки с укрепленными концами, коробочки для бус.
Игра-занятие начинается приходом в гости кукол, которые приносят бусины и для которых дети делают украшения.
Обратите внимание детей на то, что бусы разного цвета. Отобрав две из них (белую и красную), объясните: «Эта бусинка белая, а еще есть вот такая - красная как флажок или ягодка. Вначале будем нанизывать бусинку вот такого белого, цвета, а затем вот такого, красного, цвета». Всякий раз слово-название цвета сопровождается показом предмета данного цветового тона. Не следует требовать, чтобы дети обязательно запоминали, как называется тот или иной цвет. Основная задача - учитывать цвет в практической деятельности.
Далее руководство осуществляется
так же, как и на предыдущем занятии.
Вначале дети отбирают и нанизывают
бусины на общую нитку, а потом
выполняют задание
Детям, которые быстро и
без труда выполняют задание,
можно предложить нанизывать бусы других
цветовых сочетаний: белого и синего,
белого и черного и т. д. Основой
для успешного чередования
Воспитатель помогает тем, кто ошибается: снимает неправильно нанизанные бусы и предлагает малышу выполнить задание, не спеша, повнимательнее. Некоторые дети нуждаются в поэлементном диктанте: «Найди вот такую, беленькую, бусинку, а теперь - другого цвета, вот такого, красного» и т. д.
Как правило, дети с удовольствием
манипулируют разноцветными предметами,
и неважно, если кто-то из них с
трудом справляется с заданием. Нельзя
гасить эту радость требованиями
обязательного запоминания
По мере выполнения задания воспитатель, как и на предшествующем занятии, предварительно завязав концы ниток узлом, предлагает детям подойти к его столу и надеть украшение куклам.
Игра-занятие проводится с детьми один раз и продолжается 8-10 минут.
18. Рисование на тему «Одуванчики и жук на лугу»
Цель занятия вырабатывать умение самостоятельно выбирать цвет для передачи специфических свойств хорошо знакомых предметов, учить производить выбор краски двух заданных цветов из четырех предложенных закреплять умение рисовать мазками.
Вам будут нужны листы зеленой бумаги, краски четырех цветов (красная, желтая, синяя, черная), кисти (по две на каждого ребенка).
Желательно, чтобы занятию предшествовала прогулка на луг.
На занятии перед каждым ребенком разместите по четыре розетки с указанными красками, предложите рассмотреть их, вспомнить и показать, какого цвета были на лугу одуванчики, затем найти и показать ту краску, какого цвета был жук. Подойдите к каждому ребенку и предложите на одном общем листе бумаги нарисовать по 2 - 3 одуванчика, а сами на общем рисунке изобразите черным пятном жука.
После общего объяснения и показа подойдите к каждому ребенку, раздайте по листу бумаги для самостоятельной работы, еще раз предложите показать краски, которыми ребенок будет рисовать одуванчики, и дайте ему первую кисть. После того как ребенок нарисует достаточное количество одуванчиков, использованную кисть следует забрать и предложить ему вторую, чистую, для черной краски.
Поинтересовавшись, какой краской ребенок будет рисовать жука, объясните, что жука надо нарисовать между одуванчиками, а не на них, иначе краски сольются, После того как задание будет выполнено, заберите у ребенка вторую кисть и рисунок.
Занятие проводится один раз и может длиться 8 - 10 минут.
Игры, развивающие целенаправленное восприятие цвета
Осознанное, целенаправленное восприятие цвета не является врожденным качеством. Только взрослые могут помочь детям увидеть мир красок, уловить все разнообразие цветовых тонов и сформировать устойчивый зрительный образ цвета. Предлагаемые игры помогу научить детей различать и называть те цветовые тона, которые наиболее часто встречаются в их окружении. Эти игры содержат два типа обучающих задач:
1. Задачи на целенаправленное различение цветовых тонов.
2. Задачи на правильное называние цветов.
Решение задач первого
типа связано с тем, что окраска
предметов выполняет роль сигнала
к действию или его запрету. Ребенок
сравнивает, и выбирает предметы по
их окраске. Воспитатель показывает
детям рациональные приемы сравнения
цветовых тонов друг с другом. Использование
таких приемов ведет к
Задачи второго типа отличаются тем, что, решая их, дети находят нужные предметы по цвету и учатся правильно обозначать словом цветовые тона. Правильное называние цветов является условием игрового общения со сверстниками и взрослыми. Цветовое восприятие малыша поднимается на более высокий уровень, если в повседневной деятельности он будет активно называть цвета.
В этом отношении задачи развивающей
игры отличаются от задач изобразительной
деятельности, где различение, сравнение
цветовых тонов выполняет
Очень важно, чтобы различение цветовых тонов было значимо для самого ребенка. Поэтому знакомство с цветом следует связывать с активными действиями детей и с привлекательными для них предметами. В одних случаях цвет может выполнять роль сигнала, побуждающего к определенным игровым дёйствиям, в других различение цветов может стать условием получения привлекательного предмета.
Но во всех случаях различение и называние цветов служат условием игрового общения.
Чтобы малыши успешно различали цветовые тона, необходимо соблюдать следующие требования к материалам и игрушкам:
1. Предметы должны быть
привлекательными для ребенка,
вызывать эстетическое
Информация о работе Сенсорное развитие у детей третьего года жизни