Сила слова или о чем не стоит говорить детям

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2014 в 00:08, методичка

Краткое описание

Мы, просвещенные и образованные современные люди, уже знаем, что большинство
наших проблем родом из детства. Родители, воспитывая нас, говорили как нужно себя вести,
как поступать, чтобы быть хорошими, от чего-то предостерегали. И все это исключительно из
добрых побуждений и для нашего блага

Вложенные файлы: 1 файл

все консультации.doc

— 870.50 Кб (Скачать файл)

Вначале контроль за поведением ребёнка устанавливается извне на основе авторитета взрослого; затем по мере взросления ребёнок вырабатывает механизмы самоконтроля, которые позволяют ему существовать по стандартам данного

сообщества не потому, что он должен, а потому, что он хочет. Он принимает эти правила, ограничения и т. п., они становятся неотъемлемой частью его самосознания. Таким образом, рассматривая дисциплину как средство развития самоконтроля, можно выделить ряд принципов, следуя которым взрослый способен повлиять на этот процесс.

Дети охотнее реагируют на доводы взрослых, если они взаимно испытывают привязанность и доверяют друг другу. Исследования показали, что дети менее агрессивны у родителей и воспитателей, оказывающих им эмоциональную поддержку.

Дисциплина более эффективна, когда действие её постоянно, а не временно. Положительный эффект достигается в том случае, если взрослые не имеют разногласий по вопросам дисциплины.

Обучение происходит легче, когда в процесс включены не только наказания, но и поощрения.

Дисциплинарные воздействия должны применяться сразу после нарушений.

Физические наказания должны быть исключены. Чрезмерно строгие, унижающие и жестокие наказания не дают положительного эффекта, поскольку провоцируют со стороны ребёнка противодействие, чувство отчуждения и агрессивное поведение.

Дисциплинарные воздействия перестают быть эффективными, если ругать ребёнка постоянно независимо от того, что и как он сделал. У него возникает чувство, что взрослому ничем нельзя угодить.

Внешний контроль за поведением необходим всем детям младшего и среднего дошкольного возраста. Для каждого возрастного периода и определения уровня развития существуют адекватные средства дисциплинарного воздействия. Однако и вседозволенность, и жёсткий авторитаризм оказываются непрдуктивными в любом возрасте. На ранних стадиях развития дисциплина может поддерживаться управлением деятельностью ребёнка, например, с помощью игрушек и интересных игр, оборудования игровых площадок на улице и в помещении. Иногда помогает изменение ситуации вокруг ребёнка. Например, можно переключить его внимание на другое действие предмет или вообще вывести из ситуации, провоцирующей негативное поведение. С детьми постарше можно обсудить их поведение и в доступной форме объяснить его положительные и отрицательные стороны.

Дисциплинированного поведения можно достичь, но успех во многом определяется возрастом ребёнка. Так, например, у детей в возрасте 2,5 3 лет, у которых слабо развиты функции самоконтроля, наблюдается больше проблем, связанных с плохим поведением, физической агрессией, чем у четырёхлетних.

Методы дисциплинарных воздействий не должны ущемлять достоинство ребёнка, угрожать его безопасности и препятствовать формированию образа себя.

Можно предложить следующие тактики взаимодействия воспитателя с детьми с целью формирования социально-приемлемых форм поведения и усвоения моральных норм общества.

Чаще надо обсуждать последствия действия ребёнка или взрослого для чувств другого человека. Подчёркивайте сходство между разными людьми. Предлагайте детям игры и ситуации, в которых необходимы сотрудничество и взаимопомощь (моделируйте их совместную деятельность, предлагайте игрушки и игры, в которые лучше играть нескольким детям и т. п.). Исключать надо нотации тем детям, которые не хотят в том или ином случае вести себя таким образом. Вовлекайте детей в обсуждение межличностных конфликтов, возникающих на моральной почве. Последовательно игнорируйте случаи отрицательного поведения, обращая внимание на ребёнка, который ведёт себя хорошо.

Однако не стоит без конца повторять одни и те же требования, запреты и наказания. Ясно формулируйте правила поведения. Объясняйте, почему следует поступать так, а не иначе, обсуждайте последствия неверного поведения, как для самого ребёнка, так и для окружающих.

Поощряйте различные формы сюжетно-ролевой игры. Обеспечивайте детей игровым материалом, чтобы они могли вместе конструировать, строить и т.д. Поощряйте совместную игру детей, предоставляя в их распоряжение дополнительный игровой материал или пространство в группе. Помните, что улыбка или доброе слово также является поощрением. Используйте, как словесные, так и иные формы проявления внимания к ребёнку. Например, наблюдение за его игрой, улыбку, кивание или покачивание головой, контакт взглядом, мимикой, совместные действия с ребёнком. Внешние проявления внимания и привязанности индивидуальны для каждого воспитателя. Главное чтобы они были разнообразны.

 

Вопросы для самоанализа воспитателя ДОУ.

1. Проведите анализ  улучшения здоровья детей по  сравнению с исходными данными. (Сравниваются исходные и конечные показатели: индекса здоровья; количества часто болеющих детей).

2. Проанализируйте  среду развития в условиях  реализации вариативности образования (творческое преобразование среды, разработка авторских игр, пособий, средств обучения).

3. Покажите осуществление  личностно-ориентированного взаимодействия  с детьми (владение средствами  диагностики индивидуальных особенностей, диагностики развития детей).

4. Раскройте результаты  индивидуальной коррекционно-развивающей  работы с детьми.

5. Покажите организацию  оптимального двигательного режима  в группе, результаты работы с  детьми малой и большой подвижности.

6. Раскройте участие  родителей в жизни группы, мероприятий  в ДОУ.

7. Оцените уровень  своего профессионального мастерства (владение набором педтехнологий, технологией развивающего обучения и воспитания, разработка новых педтехнологий и методик, участие в исследовательской экспериментальной деятельности).

8. Проанализируйте  создание эмоционального комфорта  и психологической защищенности ребенка.

Вопросы для самоанализа музыкального руководителя ДОУ.

1. Проведите анализ  условий для организации музыкально-ритмической  деятельности и творческого самовыражения  детей (творческое преобразования  среды развития в группах, разработка  методических пособий, музыкальных игр, специального оборудования).

2. Раскройте организацию  развития музыкальных способностей  ребенка (формирование подгрупп  детей с учетом их способностей, владение диагностикой развития  музыкальных способностей, формирование  творческих способностей каждого ребенка).

3. Покажите результаты  индивидуальной, подгрупповой музыкально-ритмической  работы с детьми.

4. Раскройте участие  родителей в мероприятиях ДОУ 

5. Оцените организацию  взаимодействия музыкального руководителя  и воспитателей.

6. Проанализируйте  создание эмоционального комфорта  и психологической защищенности  ребенка.

7. Раскройте повышение  своего профессионального мастерства (овладение разнообразными современными  методиками музыкального воспитания  и обучения, применение собственных методик, разработка собственных оригинальных методик музыкального развития детей).

Примерная памятка для самоанализа занятия

1. Какие особенности  и возможности детей были вами  учтены при планировании занятий?

2. Была ли произведена  с детьми предварительная работа? Какова связь тематики этого занятия с предыдущими?

3. Какие решались  задачи: образовательные, воспитательные, развивающие? Была ли обеспечена  их комплектность, взаимосвязь?

4. Рационально ли  выбрана структура, время, место, форма организации занятия?

5. Оценить содержание, использованные методы и приемы. Дайте обоснования выбранным  методам обучения.

6. В чем проявился  дифференцированный подход к  детям? Какие средства обучения  вы использовали?

7. Перечислите формы  организации детской деятельности, за счет которых обеспечивались работоспособность, заинтересованность детей в течение всего занятия?

8. Удалось ли  полностью реализовать поставленные  задачи? Если не удалось, то какие  и почему?

 

Самоанализ и самооценка педагогической деятельности старшего воспитателя (заместителя руководителя по учебно-воспитательной работе)

1. Проанализируйте  систему планирования методической  работы.

2. Покажите конечные  результаты методической работы  ОУ.

3. Проведите анализ  условий продуктивной деятельности.

4. Покажите степень  удовлетворенности результатами  своего тру-да педагогов.

5. Раскройте формы  методической работы. Какие формы  и механизмы используются в  ОУ для повышения творческой  активности педагогов и их  ответственности за конечный  результат.

6. Сформируйте показатели, по которым Вы судите об  успешности методической работы. Какие Вы видите здесь проблемы?

7. Соотнесите полученную  оценку системы методической  работы с предлагаемыми критериями  К. Ю. Белой.

Первый критерий результативности методической работы можно считать достигнутым, если результаты развития детей растут, достигая оптимального уровня для каждого ребенка или приближаясь к нему, за отведенное время без перегрузки детей.

Второй критерий социальных затрат времени, экономичности методической работы достигается там, где рост мастерства воспитателей происходит при разумных затратах времени и условий на методическую работу и самообразование.

Третий критерий стимулирующий роли методической работы, заключается в том, что в коллективе наблюдается улучшение психологического микроклимата, рост творческой активности педагогов и их удовлетворенность результатами своего труда.

 

Игрушка - надёжный помощник в воспитании малыша.

Родительской любви присуще стремление сделать ребёнка счастливым, наполнить его жизнь разнообразными впечатлениями, удовлетворить возникающие потребности. Желая порадовать ребёнка, взрослые дарят ему игрушки. Очень важно, чтобы этот подарок стал для малыша открытием окружающего мира, дал возможность общения с близкими людьми. Серьёзное отношение родителей к игрушке, как к живому другу своих детей, - залог успеха в воспитании умения дружить, формировании таких качеств, как доброта и сочувствие.

Необходимо стремиться, чтобы ребёнок дорожил игрушками, никогда не согласился бы их обменять на другие, новые и красивые.

Общеизвестно, что в воспитании нет мелочей. Небрежного отношения к игрушкам нельзя допускать даже случайно. Иначе ребёнок перестанет верить в искренность слов родителей, а значит, не сделает данное требование привычкой в своём поведении. Обращая внимание на то, что игрушки - живые друзья, надо и обращаться с ними, как с живыми. Нельзя игрушечного зайца поднимать с пола за уши - "ведь ему больно". Каждая мелочь в поведении таких авторитетных для ребёнка людей, как мать и отец, не останется незамеченной им.

Игрушка может стать самым настоящим помощником в регулировании поведения ребёнка, если вам удалось сформировать отношение к ней как к другу. Конечно, если родители осуждают поведение малыша, это весомо и значимо, но если осуждает игрушка, значимо вдвойне, ибо с ней у ребёнка устанавливаются положительные эмоциональные отношения. Например, ребёнка с раннего возраста приучают к тому, чтобы он ел аккуратно, не крошил за столом. Наши замечания не имеют успеха. Можно "позвать на помощь" игрушку: "Маша, это с тобой Степашка завтракал? Какой он неаккуратный! Посмотри, как накрошил. Ты его, пожалуйста, научи есть аккуратно. Ведь такая грязь на столе - это некрасиво? Как ты думаешь?". Скорее всего, ваше замечание не обидит ребёнка. Более того, у него появится цель - есть красиво и чисто не ради выполнения вашей просьбы, а чтобы не подвести любимую игрушку.

Чтобы вести воспитательную работу с помощью игрушек, необходимо выделить в доме место для игрового уголка. Он поможет сформировать у малыша такие качества, как аккуратность, самостоятельность, ответственность. Первой и важной обязанностью малыша по дому должно быть поддержание порядка в игрушечном хозяйстве.

Проявление любви к своим игрушкам, заботы о них - это первые ростки ценных качеств характера

 

"Прогулки-походы за территорию  детского сада".

(По материалам пособия М. А. Руновой "Двигательная активность ребёнка  в детском саду").

Прогулки-походы представляют собой один из важнейших организованных видов двигательной деятельности, в ходе которой решаются не только оздоровительные задачи, совершенствуются двигательные навыки и физические качества детей, но и воспитывается любовь и эстетическое отношение к природе, удовлетворяются их познавательные потребности.

Как известно, дети старшего дошкольного возраста отличаются высокой степенью самостоятельности и организованности, что является важным условием для проведения прогулок-походов за территорию детского сада - в парки, зеленые площадки микрорайона.

Организация (возможно круглогодичных) прогулок-походов предусматривает планомерную их подготовку, регулярное (ежемесячное или еженедельное) проведение и овладение детьми определённым объёмом знаний и умений.

Пешие прогулки-походы могут включать в себя все или часть предлагаемых ниже составляющих:

  • Наблюдение в природе и сбор природного материала;
  • Чтение природоведческой литературы и беседа по содержанию (лучше если произведение будет посвящено тем объектам природы, которые находятся в зоне непосредственного наблюдения детей);

Информация о работе Сила слова или о чем не стоит говорить детям