Сила слова или о чем не стоит говорить детям

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2014 в 00:08, методичка

Краткое описание

Мы, просвещенные и образованные современные люди, уже знаем, что большинство
наших проблем родом из детства. Родители, воспитывая нас, говорили как нужно себя вести,
как поступать, чтобы быть хорошими, от чего-то предостерегали. И все это исключительно из
добрых побуждений и для нашего блага

Вложенные файлы: 1 файл

все консультации.doc

— 870.50 Кб (Скачать файл)

Однако более высокий темп обучения и повышенная интеллектуальная нагрузка, как правило, не приводят к снятию поведенческих нарушений. Напротив, они могут вызвать снижение познавательной мотивации и резкое падение академической успешности.

Ранняя диагностика проблем одаренных детей

Педагогам и родителям детей с признаками одаренности, имеющих отмеченные проблемы, надо понимать, что чем старше ребенок, тем сложнее выявить первопричины нарушений в эмоционально-личностном развитии и в обучении. Ранняя диагностика позволяет наиболее эффективно оказать помощь в профилактике появления возможных проблем развития личности и одаренности. Несформированность уровней психической регуляции, несбалансированность различных функциональных систем особенно бурно проявляются при переходе к систематическим формам обучения (как в начальной школе, так и в дошкольных учреждениях). Возраст 5—6 лет является периодом, особенно чувствительным как к перегрузкам, усугубляющим патологические проявления, так и к коррекционному воздействию, и оптимальным для обращения к специалистам. Однако родители «выдающихся» детей, по моим наблюдениям, очень часто боятся обращаться к специалистам за помощью. Не только из-за того, что порой не замечают проблем у ребенка или считают, что они пройдут сами. И не только из-за боязни, что проблемы ребенка станут известны в школе или саду. Многие родители боятся, что с уходом проблем исчезнет и одаренность ребенка. «Будущее вундеркиндов — в их прошлом» — вот что вызывает реальный страх перед вмешательством психолога. Однако эти опасения безосновательны.

Практически исчезли проявления эмоциональной лабильности.

Результаты работы с ребенком особенно ярко стали видны при поступлении его в школу. Ваня, по мнению учителя, лучше всех в классе умеет внимательно слушать. Он выдерживает все уроки и не жалуется на усталость. Учится с большим интересом. По математике резко опережает детей и освоил уже элементы программы 6-го класса (например, возведение в степень). Поэтому педагог предложила после первой четверти перевести ребенка во второй класс, несмотря на то что он испытывает еще трудности моторного характера при овладении письмом. Но мама, в соответствии с рекомендацией психолога, отказалась от перевода.

Сейчас ребенок учится во втором классе, однако по иностранным языкам (кроме английского языка, мальчик начал изучение китайского) и математике обучение идет по индивидуальной программе.

«Ложная одаренность»

Очень часто за проявление одаренности принимается результат компенсации, который приводит к расширению нагрузки на сохранные функции и провоцирует интенсивное развитие способностей при ярком проявлении нарушения онтогенеза развития высших психических функций. Это как раз тот случай, когда нарушения в онтогенезе провоцируют развитие отдельных способностей. Но, исходя из высокого развития отдельной функции, оценивать ребенка как одаренного нельзя.

Разные одаренные

Мне хотелось показать, что «одаренные дети» — это не единый монолит. Психологические механизмы, стоящие за яркими достижениями и высокими способностями в детстве, могут иметь разную природу, а часто возникающие у одаренных детей проблемы в поведении, общении и обучении не являются следствием самой одаренности. Поэтому и методические подходы в работе с одаренными детьми будут различаться.

В заключение подчеркну, что основным феноменом в данной статье выступает феномен дезадаптивности и неуспешности детей, имеющих признаки одаренности. Далеко не все дети, с которыми велась работа, проявят себя как одаренные в будущем: к сожалению, в большинстве случаев я не могу говорить о том, что эти дети имеют творческую одаренность (или, если точнее, высокий творческий потенциал личности). Именно проблемы, имеющиеся в развитии, воспитании и обучении таких детей, являются фактором, блокирующим развитие способностей, не позволяющим раскрыть творческий потенциал ребенка и даже нивелирующим уже имеющуюся одаренность.

Высокие способности — это тот плацдарм, на котором одаренность может базироваться, но только при условии терпеливого, внимательного и бережного отношения взрослых к проблеме развития способностей ребенка, к вопросу формирования его личности, его человечности. Без этого можно вырастить Виртуоза, но не Творца. Поэтому, если бы мне предложили выбрать эпиграф к моей работе, я привела бы цитату из книги Эрики Ландау «Одаренность требует мужества»: «Трудным одаренный ребенок бывает не из-за того, каким он является, а из-за того, каким он не является. Не одаренность становится «драмой», а запущенность тех сторон детской личности, которые оказываются невостребованными… Развивать надо не только специфическое дарование. Необходимо учитывать всю личность, ее эмоциональные, интеллектуальные, художественные и социальные способности. Когда одаренному ребенку помогают подобающим образом, он не бывает проблематичным».

 

Поход с ребенком к врачу.

Не раз мы сталкивались с тем, что ребенка просто невозможно уговорить на прохождение медицинских процедур. Умение справляться со страхом просто необходимо каждому ребенку, и это качество нужно развивать с детства. Подготовка к каждому посещению врача - необходима. Ребенку нужно объяснить для чего вы идете с ним к врачу, какие процедуры ему будут делать. Но не нужно в этом деле переусердствовать. Ведите себя спокойно и уверенно, так как родительское беспокойство и тревожность вызывает беспокойство у детей. Особенно чувствительны к своему здоровью первые или единственные дети. Не нужно дифференцировать детей по половому признаку. В детском возрасте все дети (и мальчики и девочки) одинаково боятся уколов и болезненных процедур. Не нужно сильно напирать на ребенка. От напора его беспокойство только возрастет. У ребенка не должно быть выбора - идти или не идти к врачу. Выбор может быть такой: "Хочешь я постою рядом, или я могу выйти; хочешь я подержу тебя за руку, или ты сам справишься?" Нужно объяснить ребенку, что многим детям и взрослым делают уколы, а также различные медицинские процедуры - но ведь ничего плохого с этими людьми не произошло. Таким образом, вы даете понять ребенку, что его боль - временное явление, и не стоит акцентировать на этом внимание.

Ребенок может огорчиться из-за того, что вы недостаточно сопереживаете ему. Но со временем он станет менее мнительным. Вы спокойны и уверены - и ребенок чувствует себя увереннее. Не нужно обсуждать здоровье ребенка с кем-либо встревоженным тоном. Наоборот, скажите, что он такой молодец, потерпел, пока брали кровь или удаляли зуб. Важна ваша искренняя поддержка.

Предлагаются некоторые советы, для облегчения ситуации.

- Никогда, ни при каких обстоятельствах  не пугайте ребенка врачом, больницей, уколами. Порой можно услышать  такое: если не будешь есть, позвоню  врачу, и он сделает тебе укол. Ребенок, боясь укола, съедает все, но когда нужно идти к врачу - возникают большие проблемы.

- Прочитайте  с ребенком книгу про доброго  доктора Айболита. Обсудите прочитанное.

- Не  проявляйте свои страхи и опасения  в связи с медицинскими процедурами  при ребенке.

Если все же ваш ребенок очень сильно переживает после посещения врача, то можно обратиться за помощью к хорошему детскому психологу. Специалист поможет смоделировать реакцию на стресс.

 

Учимся общаться на детской площадке

Если вашему крохе исполнился год, и он уже умеет самостоятельно топать ножками, значит очень скоро, вы с ним захотите отправиться на детскую площадку.

Но не стоит думать, что это, то место, где родители могут наконец-то расслабиться и поболтать, пока дети играют – скорее наоборот. Умение общаться на детской площадке – это целое искусство, учиться которому предстоит не только малышу, но и родителям.

Самое главное, нужно постоянно помнить, что на площадке находятся не только дети, но и взрослые, со своими принципами, взглядами, темпераментами и представлениями. У каждого –своя субъективная точка зрения, поэтому, для того, чтобы поддерживать мирные и доброжелательные отношения, всем находящимся на площадке нужно придерживаться определенных правил. Конечно, нельзя вывесить «свод законов и правил» (хотя бывает и такое), но можно определить для себя некоторые положения, и по возможности, обсудить их с постоянными посетителями площадки. Поверьте, после таких действий, ваше общение, или просто взаимодействие, будет намного проще и приятнее, вы сможете избежать многих спорных и конфликтных ситуаций, которые, к сожалению, возникают во всех коллективах.

Итак, начнем!

Нужно постоянно помнить, что вы вышли погулять с ребёнком, а не пообщаться с подругой, поэтому, все внимание должно быть сконцентрировано именно на малыше. Ребёнок пока не в состоянии отвечать за свои поступки, поэтому, если в то время, пока вы отвлеклись, ваш кроха засыпал кому-то в глаза песок, или столкнул кого-то с горки- это целиком и полностью ваша вина! Помните про это и в том случае, когда обидели вашего ребёнка - все конфликтные и спорные ситуации нужно решать с родителями, а не с детьми.

Помните, что дети очень любопытны, и кроме того, пока ещё плохо понимают разницу между «чужим» и «своим», поэтому, не стоит оставлять на видном месте (например, на сидении коляски) бутылочки с водой, сок, соски, салфетки и т.д. Существует вероятность того, что из бутылочки решит попить отнюдь не ваш кроха. Также, следует быть готовым к «битве за игрушки». Здесь очень важно проявить как можно такта. Дети привыкли, что в семье, они получают все, или практически все, о чем попросят. На площадке – совсем другое дело. Часто случаются ситуации, когда даже на очень вежливую просьбу, малыш слышит совсем не вежливый отказ. В таком случае отвлеките ребёнка, займите чем-то другим, и ни в коем случае не вступайте в конфликт, не называйте чужого ребёнка «жадиной» и т.д., ведь игрушка принадлежит ему, и он имеет право не делиться: мы ведь не станем давать, кому попало свою губную помаду, или часы!

Никогда не стоит критиковать других родителей и давать советы, если вас про это не просят. Толку от этого будет мало, и вы рискуете только нажить себе врагов. Помните, что у всех свои принципы и взгляд на воспитание, и каждый имеет право на свою точку зрения. Если возникает конфликтная ситуация, постарайтесь вести себя сдержанно, и прежде чем что-то сказать, посчитайте мысленно до 10.

Не следует кормить своего ребёнка на детской площадке, и уж тем более угощать других детей. Если во время прогулки вы решили сделать «перекус», лучше всего отойти подальше, например, на скамеечку в сквер, и там, в спокойной обстановке и вдали от других деток покормить малыша.

Ну и напоследок, конечно, хочется напомнить, что на детской площадке нельзя сорить, кушать семечки, курить и пить пиво.

 

Ошибки семейного воспитания

Семейное воспитание играет огромную роль в развитии ребенка как личности. Говоря иначе, это основа будущего. Если эту основу заложить неправильно, могут произойти серьезные, чаще всего непоправимые последствия. Чтобы не допустить ошибки, нужно знать, что относится к неправильному воспитанию.

Бесконтрольность или безнадзорность – при таком воспитании родители не уделяют внимание ребенку в должной мере, так как очень заняты своими проблемами и делами. В итоге ребенок остается один, предоставленный самому себе. Он начинает искать способы, как бы ему развлечься. Такие дети часто попадают в плохие компании.

Гиперопека – напротив, родители слишком сильно опекают и следят за своим чадом. При этом они все время отдают строгие указания и многочисленные запреты. Это приводит к тому, что ребенок становится нерешительным и боязливым. У него пропадает инициатива. Он не может и не умеет постоять за себя и свои интересы. Со временем появляется обида за то, что другим разрешено все, а ему ничего. В подростковом возрасте это может проявиться в агрессию против родителей. Дети начинают нарушать запреты из принципа и часто уходят из дома.

«Золушка» - этот вид неправильного воспитания характеризуется атмосферой безразличия и холодности, эмоционального равнодушия к ребенку. Ребенок это понимает, как отсутствие родительской любви. При этом со стороны этого можно и не увидеть. Ребенок всегда чувствует притворство. Особенно сильно это действует на него, если в семье кого-то любят больше.

Жесткое воспитание – характеризуется тем, что ребенка наказывают за любой проступок. Из-за этого он растет в постоянном страхе, что в результате выльется в такую же неоправданную жесткость и озлобленность.

Повышенная моральная ответственность – с раннего возраста ребенку начинает даваться установка на то, что он непременно должен оправдать надежды родителей. При этом на него могут возлагаться непосильные обязанности. Такие дети вырастают с необоснованным страхом за свое благополучие и благополучие близких ему людей.

Физическое наказание – самый недопустимый метод семейного воспитания. Такого рода наказания вызывают психические и физические травмы, которые, в конце концов, изменяют поведение. Это может проявиться в сложной адаптации к людям, исчезновение интереса к учебе, появлению жестокости.

 

Несколько детей в семье: тонкости воспитания

Если в семье растет несколько детишек, вы, скорее всего, стараетесь быть справедливыми по отношению к каждому из них. Но так ли это правильно? Ведь дети, как бы мы не старались, все равно находят причины обвинить нас в несправедливом отношении. Неужели они просто пытаются манипулировать нами?

Сам собой напрашивается вывод, что дети просто хотят, чтоб их хоть иногда разделяли на отдельные личности, видели в каждом индивидуальность, а не постоянно обобщали «вы у нас одинаковые, мы вас одинаково любим». Перестаньте устанавливать между ними знак равенства. Предлагаем разобраться в нескольких реальных случаях.

1. В  семье воспитываются три ребенка: два старших мальчика–близнеца  и их младшая сестренка. Девочка каждый вечер возмущается, что ее укладывают спать раньше, чем братьев. Родители решили эту проблему следующим способом: поручили мальчишкам сделать вид, что ложатся спать вместе с сестрой, и после того, как она заснет, братья продолжают дальше играть и заниматься своими делами.

Правильный ли это подход? С одной стороны, дочка спокойно засыпала без обид и ссор с родителями. А с другой, ведь это мы, родители, должны воспитывать детей, а не они нас.

В данной ситуации следовало быть непреклонными. Дочурке объяснить, что маленькие ложатся спать раньше, чем дети чуть постарше. И, когда она подрастет, тоже сможет ложиться спать позже.

Информация о работе Сила слова или о чем не стоит говорить детям