Система воспитания подрастающего поколения и место детских учреждений в ней

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 10:23, реферат

Краткое описание

Цель работы охарактеризовать существующую систему воспитания, выявить ее достоинства и недостатки, как на общероссийском, так и на региональном уровнях.
Задачи исследования: выявление особенностей системы воспитания на различных исторических этапах; выявление места и роли детских учреждений в системе воспитания; определение роли социально-культурных институтов в системе внешкольного воспитания

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….
3
Глава 1 Система воспитания подрастающего поколения и место детских учреждений в ней………………………………………….…………………….

4
1.1. Система воспитания как совокупность идей и учреждений…………….
4
1.2. История становления организаций для детей и подростков……………
6
1.3. Особенности работы учреждений для детей и подростков…………….
9
1.4 Проблемы и тенденции развития учреждений для детей и подростков..
14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..
16
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………
18

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по физ-ре.docx

— 41.35 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….

3

Глава 1 Система воспитания подрастающего  поколения и место детских учреждений в ней………………………………………….…………………….

 

4

1.1. Система воспитания как совокупность идей и учреждений…………….

4

1.2. История становления организаций для детей и подростков……………

6

1.3. Особенности работы учреждений для детей и подростков…………….

9

1.4 Проблемы и тенденции развития  учреждений для детей и подростков..

14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..

16

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………

18


 

ВВЕДЕНИЕ

Вопрос воспитания и образования  волнует человечество еще со времен Платона и Аристотеля, однако это  был вопрос элитарного воспитания. И лишь в ХХ веке он становится важным для всех слоев населения. И сейчас, по прошествии почти двух десятилетий с распада СССР, этот вопрос более чем болезнен и актуален. Новые стереотипы, новые идеалы, новые цели, возможности и невозможности, новые интересы и проблемы породили ряд новых вопросов и тенденций в этой области. Чтобы решить вопрос детской наркомании, алкоголизма, проституции, и еще большее количество менее глобальных проблем, необходимо совершенствовать, а кое-где и создавать заново систему воспитания подрастающего поколения.

Цель работы охарактеризовать существующую систему воспитания, выявить ее достоинства и недостатки, как на общероссийском, так и на региональном уровнях.

Задачи исследования: выявление особенностей системы воспитания на различных исторических этапах; выявление места и роли детских учреждений в системе воспитания; определение роли социально-культурных институтов в системе внешкольного воспитания

Предметом исследования является система воспитания подрастающего поколения в Российской Федерации, детские учреждения и организации.

Объектом исследования являются формы, средства, методы работы с детьми и подростками социально-культурных институтов, история их становления.

Проблема не является новой, поэтому широко разработана в  педагогических трудах таких ученых, как А. Макаренко, Азаров и т.д. Если говорить об учебных пособиях, то наиболее глубоко тему раскрывает И.Н. Ерошенков "Культурно-воспитательная деятельность среди детей и подростков".

 

  1. Система воспитание подрастающего поколения и место детских учреждений в ней

 

 

1.1 Система воспитания  как совокупность идей и учреждений

 

В данном параграфе система  воспитания будет рассмотрена как  совокупность идей и учреждений, охарактеризовано место и роль в ней социальных и социально-культурных институтов.

Каждое общество формирует  систему воспитания подрастающего  поколения в зависимости от его  социальной установки. В дореволюционной  России существовала тенденция к  подавлению личности. Об этом писал, например, Н.А. Бердяев: "Личностей не было была однородная масса, потому что каждая личность духовно оскоплялась уже  на школьной скамье... Формализм сознания лучшее нивелирующее средство в мире"

Эта же линия на нивелировку  личности продолжалась и в советское  время. Только нынешняя Конституция  России объявила личность высшей ценностью, поставив ее на первое место. Однако реализация этого конституционного права требует  реформирования всего общества, в  том числе и системы воспитания подрастающего поколения.

Под системой воспитания мы понимаем формирование всесторонне  развитой личности посредством различных  социальных институтов.

Система идей внешкольной  работы включает обеспечение целенаправленного  воздействия и взаимодействия детей  и подростков в свободное от учебы  время, развитие творческих способностей, удовлетворение их разносторонних интересов  и запросов в области культуры, создание условий для развития общественной активности и самостоятельности, обеспечение  условий для отдыха детей и  подростков. А всестороннее развитие личности в современных условиях предполагает формирование идейной  направленности, т.е. воспитание патриота, демократа и гуманиста, соблюдающего законы природы и общества. Социально-экономическая  направленность означает воспитание труженика, творца, профессионально грамотного, ответственного и делового человека. А духовное богатство включает в себя нравственную чистоту и эстетическое совершенство. Всестороннее целостное развитие личности включает в себя также и физическое совершенство.

В систему воспитания входит также система социальных, социо-культурных институтов. Попытаемся конкретизировать понятие "социально-культурный институт". Философия под социальным институтомпонимает элемент социальной структуры, исторической формы организации и регулирования общественной жизни. Социология под этим же термином понимает организованную систему связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества . В свою очередь необходимо подчеркнуть и широкий диапазон термина "социально-культурный институт". Им обозначаются семья, государственные и муниципальные структуры, производственные объединения и предприятия, негосударственные общественные и коммерческие организации, система народного о6разования, средства массовой информации и многочисленные специальные учреждения социально-культурного профиля: театры, музеи, концертные и выставочные залы, цирки и другие концертно-зрелищные учреждения, клубы и библиотеки, спортивно-оздоровительные, курортно-санаторные учреждения и т.д.

Суть социально-культурного  института состоит в том, что  он организованно объединяет людей  для совместной деятельности по удовлетворению социально-культурных потребностей человека или решению конкретных социально-культурных задач. Подобное целостное образование, возникающее и функционирующее, как правило, в сфере досуга, и  называется социально-культурным институтом .

В завершении параграфа можно  сделать следующий вывод, неотъемлемой частью системы воспитания являются социальные, социально-культурные институты. Сфера их деятельности, основные цели и задачи определяются действующей  в обществе идеей воспитания, которая  строится согласно нравственным и политическим реалиям времени, тем требованиям, которое общество предъявляет своему гражданину.  

 

1.2 История становления  организаций для детей и подростков

 

В данном параграфе речь пойдет об истории становления учреждений и организаций для детей и  подростков, а также о их непосредственных задачах, средствах и методах их работы на различных исторических этапах.

История создания детских  общественных организаций начинается с дореволюционной России. Первые добровольные объединения подростков создаются в России еще при  Николае I. С его ведома в школах и училищах создаются отряды мальчиков-разведчиков. В апреле 1909 г. в Павловске был создан первый скаутский отряд, а в 1914 г. создается Всероссийское общество "Русский скаут". К 1917 г. скаутские организации функционировали в 143 городах России и насчитывали 50 тыс. ребят. Однако массового распространения скаутское движение в России не получило, хотя ставило оно благородные задачи воспитания защитников Отечества.

После Октября скаутское  движение было фактически вытеснено  пионерским движением. В 1919 г. делается попытка создания организации юных коммунистов. В Тульской губернии создается  детпролеткульт, в Перми "Муравейник", в Днепропетровске - Совет детских депутатов. Словом, идет поиск организационных форм детского движения.

В этом движении главную  роль играли культпросветчики и педагоги. Чтобы придать движению организованный характер, в 1923 г. Секретариат ЦК РКСМ издает циркулярное письмо "0 развитии организационных форм детской работы". Это привело к унификации и политизации детского движения. Унификация и политизация окончательно завершились в пионерский период, т.е. после шестого съезда комсомола, который состоялся в 1924 г. Детские организации были бюрократизированы, они подавляли инициативу ребят, воспитывали их в духе конформизма. Положительным моментом в деятельности пионерских организаций были коллективизм и дисциплинированность. Пионерская организация имела единую цель и задачи, единую программу деятельности, общие для каждого символы и ритуалы, поголовный охват подростков.

За годы советской власти в России была создана стройная система  государственных и общественных институтов воспитания подрастающего  поколения. Теперь эта система под  угрозой распада. Идет процесс ее неуклонного сокращения. Наряду с  этим была создана мощная и стройная система общественных организаций, которая охватывала детей всех возрастов. Социализация ребенка начиналась с  детской организации октябрят. Затем  он вступал в пионеры, из пионеров в комсомол и взрослым в партию. Партия постоянно заботилась и направляла деятельность детских организаций. И как бы мы не критиковали эту  систему за ее авторитаризм и формализм, это была эффективная система  воспитания с четкой идеологической направленностью. Она формировала  гражданина и патриота своей страны.

С 1989 г. начинается постпионерский период детского движения. Демократизация захватила и детские организации. Их девизом становится: "За Родину, добро и справедливость", детским организациям предоставляется некоторая самостоятельность. В 1990 г. Россия ратифицировала конвенцию "0 правах ребенка", а в 1993 г. правительство принимает постановление "О поддержке детских общественных организаций в Российской Федерации", в 1994г. "0 взаимодействии органов управления по делам молодежи с детскими и молодежными объединениями". В 1995 г. Государственная дума принимает закон "Об общественных объединениях". В том же году издается справочник Государственного комитета по делам молодежи, в котором зафиксированы 24 детских объединения. К ним относятся: "Русский Союз скаутов", "Союз московских скаутов", "Союз пионерских организаций", федерация "Юная Россия" и "Федерация скаутов России", Орден милосердия, Школа демократической культуры, детские творческие объединения, спортивные юношеские общества и клубы.

Для всех этих объединений  характерны отсутствие яркой политической направленности, добровольность, инициатива, самоуправление.

Таким образом, современные  детские организации вступили в  полосу демократизации и выполняют важные функции формирования гражданина. Роль и место взрослого сугубо индивидуальна, определяется авторитетом и влиянием. Он может быть руководителем, организатором, советчиком. Это зависит от запросов самих подростков. Необходима свобода действий детских организаций.

Помимо формальных детских  объединений существуют еще и  неформальные, не имеющие официального статуса: это экстремистское и лояльное движения. К экстремистским группам  можно отнести люберов, рокеров, фашиствующие и некоторые религиозные организации типа церкви сатаны, белого братства, богородичного центра и др. К лояльным группам относятся панки, металлисты и другие группы, связанные с определенным образом жизни. Для них характерны вычурность одежды, неординарность поведения и увлечение каким-то видом искусства.

На сегодняшний день в  России сложилась разветвленная  сеть детских культурно-воспитательных учреждений и организаций. В системе  Министерства образования находится  сеть общеобразовательных школ, школ-интернатов, детских садов, детских домов, домов  и дворцов молодежи и школьника, центры внешкольной работы, детские  технические станции и станции  юннатов, лагеря отдыха, спортивные площадки, стадионы. В школах создаются скаутские, пионерские и другие общественные организации.

В системе Министерства культуры функционируют детские библиотеки, дома и дворцы культуры, кинотеатры, театры, цирки, детские городки, парки  и зоопарки, музыкальные студии и  школы искусств, центры эстетического  воспитания и творчества детей.

Министерство здравоохранения  располагает сетью реабилитационных центров, поликлиник, больниц, санаториев.

Профсоюзы имеют детские  подростковые клубы, дома и дворцы культуры, детские городки и парки, детские  технические станции, планетарии и  обсерватории Правоохранительные органы милиции создают детские комнаты  милиции, трудовые колонии для несовершеннолетних.

Таким образом, работа с детьми и подростками, как о целенаправленный и стабильный процесс, начинает складываться еще в дореволюционной России, только эта работа ведется с элитными слоями общества, как о массовой о ней можно говорить лишь в советский период. При неизбежном количестве отрицательных сторон, ее плюсом является всесторонний охват детей и подростков. На современном этапе развития такой мощной государственной организации не существует, во многом система воспитания переживает кризис, попытки выхода из которого делаются, но отлаженной и проверенной системы еще не существует. 

 

1.3 Особенности работы  учреждений для детей и подростков

 

В параграфе сделана попытка  охарактеризовать особенности работы учреждений для детей и подростков, ее цели, специфические методы и  задачи, зависящие прежде всего от учреждения.

Все детские культурно-воспитательные учреждения можно подразделить на две  группы: многопрофильные и специальные. К многопрофильным детским учреждениям  относятся школы и такие внешкольные  учреждения, как дома и дворцы молодежи и школьников, дома и дворцы культуры, подростковые клубы, парки.

Специальные детские учреждения - это библиотеки, театры, кинотеатры, станции юных техников, натуралистов, туристов, детские спортивные школы, стадионы, дворцы спорта, детские автогородки, автотрассы, железные дороги, пароходства. Как правило, эти учреждения выполняют инструкторско-методическую, учебно-кружковую и организационно-массовую работу.

Информация о работе Система воспитания подрастающего поколения и место детских учреждений в ней