Система воспитания подрастающего поколения и место детских учреждений в ней

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 10:23, реферат

Краткое описание

Цель работы охарактеризовать существующую систему воспитания, выявить ее достоинства и недостатки, как на общероссийском, так и на региональном уровнях.
Задачи исследования: выявление особенностей системы воспитания на различных исторических этапах; выявление места и роли детских учреждений в системе воспитания; определение роли социально-культурных институтов в системе внешкольного воспитания

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….
3
Глава 1 Система воспитания подрастающего поколения и место детских учреждений в ней………………………………………….…………………….

4
1.1. Система воспитания как совокупность идей и учреждений…………….
4
1.2. История становления организаций для детей и подростков……………
6
1.3. Особенности работы учреждений для детей и подростков…………….
9
1.4 Проблемы и тенденции развития учреждений для детей и подростков..
14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..
16
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………
18

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по физ-ре.docx

— 41.35 Кб (Скачать файл)

Особняком стоят средства массовой информации: детские журналы  и газеты, книги, детские радио - и  телепередачи.

Помимо детских учреждений и организаций следует отметить также сеть общественных организаций  и учреждений, которые ведут большую  работу среди детей и подростков. К ним относятся советы содействия семье и школе, советы по внешкольной  работе с детьми, работе по месту  жительства, депутатские комиссии, комиссии по делам несовершеннолетних, шефские комиссии, советы детских  секторов, фонды спонсоров, специализированные фирмы по культурному обслуживанию детей и подростков. Жизнь подсказывает новые организационные формы  работы с детьми и подростками. Основные направления их деятельности довольно многогранны. Сюда входят и помощь школе  в осуществлении всеобуча, организация  работы с детьми и под ростками по месту жительства, организация  летнего отдыха детей и подростков, преодоление негативных явлений  среди них, нравственное и эстетическое воспитание. Здесь особенно хорошо зарекомендовали себя музыкальные  студии и школы искусств, центры эстетического воспитания и творчества детей. Не стоит в стороне от культурно-воспитательной деятельности с детьми и подростками  и научная общественность, деятели  культуры и искусства. Культурно-воспитательная деятельность ведется в научных  обществах школьников. Над детскими техническими кружками шефствуют предприятия. При творческих организациях создаются  филармонии для детей и юношества, университеты искусств, лектории.

В стране функционируют пионерские, скаутские, патриотические, казацкие организации. Поле их деятельности составляют экология, помощь больным и престарелым, охрана памятников и захоронений, благоустройство  дворов, шефство над приютами. В  России вводится институт уполномоченных по правам ребенка. Ослабление пионерского  движения в стране остро поставило  задачу создания новых детских общественных организаций.

Таким образом, в нашем  обществе создается внешкольная  педагогическая среда, которая включает в себя общественно-политическую, производственно-экономическую, социально-бытовую, культурную и природно-экологическую сферы. Она оказывает влияние на формирование и развитие личности ребенка.

Удовлетворять культурные потребности  призваны прежде всего учреждения культуры. При этом надо иметь в виду, что каждое учреждение культуры имеет свою специфику и свое функциональное назначение, детская библиотека является учреждением, организующим хранение и общественное пользование произведениями печати в целях культурного развития и саморазвития личности ребенка. Свои задачи она решает через комплектование и организацию библиотечного фонда, а также через обслуживание читателей. Своеобразие детской библиотеки состоит в том, что она обслуживает определенные возрастные категории читателей, т.е. детей, подростков и юношей. Это накладывает свой отпечаток на характер деятельности с каждой возрастной группой и требует яркости, образности и эмоциональности форм пропаганды книги (организация детских утренников, сказок, увлекательных путешествий в мир книг, ярких театрализованных представлений). Расширяя коммерческие начала по обслуживанию читателей-родителей, детские библиотеки должны создавать все условия для бесплатного пользования книгой детьми.

Важную роль в нравственно-патриотическом воспитании детей играет музей, по образному  выражению А.В. Луначарского - "памятная книга человечества Музеи - это собиратели, хранители и пропагандисты памятников истории и культуры. Первый краеведческий  музей в России появился в Весьегонске. В годы Великой Отечественной  войны создаются музеи боевой славы, народные музеи, в организации  которых большое участие принимают  учащиеся. Особенно велика воспитательная роль детских выставок. Они способствуют стимулированию и развитию творчества детей.

Таким образом, музеи выполняют  образовательную и воспитательную функции. Знакомясь с экспозицией  музея, изучая историю и культуру своего отечества, родного края, участвуя в поисковых экспедициях, учащиеся проникаются любовью к Родине, своему родному краю. К сожалению, рыночные отношения отрицательно сказались и на музеях. Число музеев сокращается, резко упала их посещаемость. А между тем это истоки нашей истории и культуры. Без них невозможно дальнейшее развитие культуры. Сохранение памятников истории и культуры означает сохранение памяти народной, без которой нет и самого народа.

Детские парки, городки, площадки и зоопарки представляют собой центры культуры и отдыха детей и подростков с использованием природных факторов. В этом состоит их неповторимое своеобразие. Они решают проблему не только отдыха, но и экологического воспитания. Общение  с природой дает детям не только заряд бодрости, но и воспитывает  благородное чувство любви к  ней, заботы об окружающем мире. К сожалению, переход на самоокупаемость и  сокращение государственной дотации  привело к тому, что многие парки, городки и площадки пришли в полное запустение. Особенно пострадали последние, так как они функционировали  фактически на общественных началах.

Важное место в воспитании подрастающего поколения занимают художественно-зрелищные учреждения. Их специфика определяется тем или  иным видом искусства. Они приобщают  детей и подростков к искусству  и воспитывают их эстетически. К  ним относятся детские театры, кинотеатры, цирки, центры эстетического  воспитания и творчества детей. Их число  также резко сократилось. Без  поддержки государства и общества эти социальные институты воспитания не могут функционировать.

Комплексными полифункциональными  учреждениями культуры являются детские  клубы, дома и дворцы культуры, дома и дворцы молодежи и школьников. Клубные учреждения возникли в глубокой древности. Прообразом современного клуба  в первобытном обществе являлся  так называемый "мужской дом", который выполнял функции крепости, арсенала, музея и клуба. Он являлся, по выражению А.А. Петрова, "лабораторией социального духа и школой общественных навыков" Фактически это был центр  воспитания взрослых и детей. В связи  с этим в современных условиях идет процесс отбора и трансформации учреждений культуры. Здесь наблюдаются две тенденции - специализация и интеграция детских учреждений культуры. Вместо крупных полифункциональных учреждений культуры появляются профилированные детские учреждения, залы и комнаты компьютерных игр, детские народные филармонии, видеосалоны и дискоклубы. Вместе с тем происходит интеграция этих специальных учреждений культуры в ассоциации, центры, централизованные библиотечные и клубные системы, социально-педагогические комплексы, детские фонды.

М. Коваль отмечает, что спецификой внешкольных учреждений является способ организации педагогического процесса, меньшая наполняемость групп, разнообразие организационных форм занятий. В  ее основе лежит добровольный характер выбора детьми работы и участия в  ней, возможность смены занятия  и перехода от одного кружка к другому, дифференциация учащихся по интересам.

Следующие особенности в  организации деятельности детских  учреждений культуры выделяет И.Н. Ерошенков:

во-первых, они функционируют  в сфере свободного времени, где  дети и подростки более раскованы  и предоставлены в значительной мере самим себе. Это накладывает  свой отпечаток на всю культурно-воспитательную деятельность;

во-вторых, она строится всецело  на добровольных началах. Следовательно, только интерес может привлечь и  удержать детей и подростков в  этих учреждениях;

в-третьих, учитываются возрастные социально-психологические особенности  детей и подростков;

в-четвертых, культурно-воспитательная деятельность в детских учреждениях  культуры сочетается с отдыхом и  раз влечениями, рациональным и эмоциональным  воздействием на сознание детей и  подростков;

в-пятых, требуется больше разнообразия форм культурно-воспитательной деятельности;

в-шестых, здесь нет строгой  регламентации процесса культурно-воспитательной деятельности. Программа подвижна и  многогранна, она определяется воспитательными  задачами, запросами и интересами детей и подростков.

Исходя из выше обозначенного, можно сделать следующий вывод: система внешкольного воспитание, несмотря на переживаемый ею кризис, остается одним  из важных институтов в развитии ребенка  уже потому, что позволяет делать выбор, руководствуясь интересами и  запросами ребенка. Специфика работы и методов внешкольных организаций  позволяет расширять более узкие  темы, и работать с определенными  запросами. 

 

1.4 Проблемы и тенденции  развития учреждений для детей  и подростков

 

Кризис в экономической, политической и социальной жизни  страны не мог ни отразиться на системе  воспитания. Он поставил перед ней  ряд немаловажных проблем, охарактеризовать которые мы и постараемся в  этом параграфе.

Конечно, основными социальными  институтами, формирующими личность ребенка, являются семья и школа. Именно в  них закладываются основы гражданского воспитания. А между тем идет болезненный  процесс трансформации семьи. Падает рождаемость и растет смертность. В России смертность уже превысила  рождаемость.40% семей после 5 лет  совместной жизни распадаются. Большая  загруженность матери на работе и  дома, материальная необеспеченность семьи также отрицательно сказываются  на воспитании детей. Семья практически  самоустранилась от воспитания детей, хотя потребность у родителей  заниматься воспитанием детей, общаться с ними есть.

Одновременно наблюдается  и кризис школы. Учителя мужчины  уходят из школ, школы оторваны от жизни  и до сих пор придерживаются авторитарной педагогики. Налицо кризис педагогического  образования и науки. Болезненные процессы происходят в системе дошкольных учреждений. Идет процесс сокращения их количества. В связи с этим резко сократилось число детей в детских садах. Насущной проблемой с момента рождения ребенка становится его будущее устройство в детский сад.

Есть различие и в характере  педагогической среды города и деревни. Городская среда шире, чем сельская. У нее лучше материально-техническая  база и более профессиональные кадры, разнообразнее сеть детских учреждений. Здесь больше возможностей для общения  и формирования ценностной ориентации, влияния на весь образ жизни. Однако урбанизация ведет к тому, что  семьи мало связаны друг с другом, дети не чувствуют постоянного контроля взрослых, мало участвуют в семейно-бытовом  труде. В городе дети больше сталкиваются с аморальными явления ми, больше подвергаются соблазнам, а школа  слабо использует возможности вне  педагогической среды. В процессе реформирования нашего общества и перехода к рыночным отношениям ухудшилось положение детских  внешкольных учреждений.

Таким образом, сложившаяся  внешкольная и школьная педагогическая среда мало благоприятствует формированию целостной личности. Политический, экономический и духовный кризис общества отрицательно сказывается, прежде всего, на детях. Они больше всего  страдают и в материальном, и в  моральном плане. Но в то же время  эти трудные обстоятельства жизни  закаляют подрастающее поколение, учат преодолевать трудности.

Таким образом, из-за наметившихся трудностей в системе школьного  и семейного воспитания, перед  внешкольными учреждениями и организациями  для детей встала задача восполнить эти пробелы, максимально заинтересовать детей и подростков.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение работы подведем основные итоги:

Система воспитания детей  и подростков начинает складываться еще в начале ХХ века, но в связи  с историческими событиями, на разных этапах преследует разные цели. Так  приоритетным для царской России было воспитание элиты общества, для  советской - воспитание и образование  широких народных масс, причем в  основе любой системы воспитания лежат политические, нравственные и  культурные требования государства  к своему гражданину.

Система воспитания представляет собой несколько социальных институтов, которые на протяжении жизни ребенка  играют большее или меньшее значение: семья, школа, внешкольные учреждения, к которым относятся клубы, библиотеки, музеи, детские объединения, общественные движения, парки, автогородки и т.д.

Система воспитания подрастающего  поколения в России переживает кризис, это связано прежде всего с исчезновением такой организации, как пионерия. Несмотря на ее явные недостатки, нечего подобного, способного полностью заменить ее, еще не создано.

Если говорить о функционировании детских организаций и учреждений в Пермской области, то нельзя не отметить их существенную роль в системе воспитания детей и подростков. Здесь тоже есть определе6нные проблемы. Главная из которых состоит в том, что наиболее развита сеть социально-культурных институтов только в Перми, в области, как правило, гораздо слабее. Этому есть множество причин: материальных - тут и вопросы финансирования, и возможности родителей; кадровые - как правило, кадры со специальным образованием в области хоть и не редкость, но большинство все же дилетанты; вопрос возможностей и т.д.

Если говорить о развивающихся  направлениях, то нужно отметить, что  растет детское самодеятельное творчество, выходят на новый уровень библиотеки, что в основном связано с компьютеризацией, которая не только упрощает многие процессы, но и дает новые возможности даже в работе с наглядными и дидактическими материалами, не говоря уже об упрощении и эффективности поиска информации.

Школы, как правило, дают общее образование, детские учреждения и организации расширяют его, таким образом, мы можем говорить об их существенной роли в воспитании подрастающего поколения.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1  Ерошенков, И.Н. Культурно-воспитательная деятельность среди детей и подростков: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.Н. Ерошенков. - М.: ВЛАДОС, 2004.

2   Киселева, Т.Г. Основы социально-культурной деятельности: учеб. пособие / Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. - М.: МГУК, 1995.

3   Коваль, М.Б. Внешкольные учреждения в системе общего воспитания / М.Б. Коваль // Воспитательная деятельность внешкольных учреждений: Сб. науч. тр. / АПН СССР, НИИ общ. пробл. воспитания; отв. ред.М.Б. Коваль. - М., 1986.

4   Музеи образовательных учреждений Пермской области: каталог / Обл. центр дет. и юнош. туризма. - Пермь: ЦДЮТуризма, 2000

5.   Музеи Пермской области: информационный спр. - Пермь, 2000.

6. Фролов С.С. Социология: учебник для высш. учеб. заведений / С.С. Фролов. - М.: Наука, 1994

 

ДАТА         

ПОДПИСЬ


Информация о работе Система воспитания подрастающего поколения и место детских учреждений в ней