Система высшего образования в стране

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 17:22, реферат

Краткое описание

Цель контрольно - курсовой работы: проследить процесс развития и становления российской системы высшего образования, и тенденции развития в настоящий момент.
Для реализации поставленной цели выделены следующие задачи:
Изучить историю развития университетского образования в России.
Выявить особенности развития системы высшего образования на современном этапе.
Изучить структуру и уровни высшего образования.
Рассмотреть образовательные стандарты в высшем образовании.
Изучить формы обучения и порядок поступления на программы высшего образования.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3
Глава 1 Общая характеристика системы образования……………………….4
1.1 История возникновения университетского образования………….........4
Глава 2 Место и роль высшего образования в современном обществе…..17
2.1 Особенности развития системы высшего образования на современном этапе……………………………………………………………………………..…..17
Глава 3 Высшее образование в России………………………………………14
3.1 Структура и уровни высшего образования……………………………..14
3.2 Образовательные стандарты в высшем образовании………………….16
3.3 Формы обучения и порядок поступления на программы высшего образования…………………………………………………………………………18
Заключение…………………………………………………………………….23
Список литературы………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Введение в спец-ть РЕФЕРАТ.docx

— 54.18 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

 ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ 

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ –

УЧЕБНО-НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КОМПЛЕКС»

Факультет Дистанционного обучения

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Введение в специальность»

тема: «Система высшего образования в стране»

 

 

Работу выполнила студентка

Марёхина М.В.

группа 2-1Э

г. Орел

Замечания по работе

Работу проверила

Семенихина А.В.


 

 

Реферат выполнен с оценкой _________ «___»________ 20__г.

 

Подпись преподавателя  ________________

 

 

 

г. Орел, 2014 г.

 

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3

Глава 1 Общая характеристика системы образования……………………….4

1.1 История возникновения  университетского образования………….........4

Глава 2  Место и роль высшего образования в современном обществе…..17

2.1 Особенности развития системы высшего образования на современном этапе……………………………………………………………………………..…..17

Глава 3 Высшее образование в России………………………………………14

3.1 Структура и уровни высшего образования……………………………..14

3.2 Образовательные стандарты в высшем образовании………………….16

3.3 Формы обучения и порядок поступления на программы высшего образования…………………………………………………………………………18

Заключение…………………………………………………………………….23

Список литературы……………………………………………………………24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

     Высшее образование - одна из базовых ценностей российского общества. В современном обществе образование стало одной из самых обширных сфер человеческой деятельности. От направленности и эффективности образования сегодня во многом зависят перспективы развития человечества. В последнее десятилетие мир изменяет свое отношение ко всем видам образования. Образование, особенно высшее, рассматривается как главный, ведущий фактор социального и экономического прогресса. Причина такого внимания заключается в понимании того, что наиважнейшей ценностью и основным капиталом современного общества является человек, способный к поиску и освоению новых знаний.

   Объект работы - система  высшего образования в России.

   Предмет - особенности и  развитие системы  высшего образования  в России.

    Цель контрольно - курсовой работы: проследить процесс развития и становления российской системы высшего образования, и тенденции развития в настоящий момент.

Для реализации поставленной цели выделены следующие задачи:

  1. Изучить историю развития университетского образования в России.
  2. Выявить особенности  развития системы высшего образования на современном этапе.
  3. Изучить структуру и уровни высшего образования.
  4. Рассмотреть образовательные стандарты в высшем образовании.
  5. Изучить формы обучения и порядок поступления на программы высшего образования.

 

 

 

 

 

Глава 1 Общая характеристика системы образования

     История формирования высшего образования в России поучительна. Но «поучения», т.е. исторические уроки, как известно, могут интерпретироваться различным образом, вести прямо к противоположным оценкам. История европейских университетов сложна и противоречива, а в России формирование системы университетского образования шло по собственному сценарию. Поскольку Россия заимствовала западноевропейские, имелась возможность учесть накопленный опыт, взвесить «плюсы» и «минусы», наметить для себя оптимальный путь. Вообще о преимуществах «догоняющего развития» очень часто писали политологи XX в. Главной задачей России было суметь приспособить накопленный европейский опыт к своеобразию исторического развития страны. В истории университетского образование наблюдались две альтернативные тенденции: «прогрессивная» и «регрессивная». Первая связана с высокой оценкой университетов и предоставлением им возможности автономии, а так же определенных гражданских прав членам «университетской корпорации». Вторая - с отрицательной оценкой деятельности университетов, соответственно, с серьезными ограничениями их автономии. Последнее вело к очередным университетским реформам, которых в течении XIX столетия было несколько.

                  1.1 История возникновения университетского образования

   Современное университетское образование прошло длительный путь развития. История университетов насчитывает несколько столетий, в течение которых они убедительно продемонстрировали как стабильность своего существования, так и способность к изменениям, а также содействию преобразованиям и прогрессу в обществе.

  Университет (от лат. слова universitas - совокупность) - это высшее учебное заведение, в котором происходит не только обучение универсальному знанию, но и проводятся научные исследования, развивается культура, производство новых знаний, а также обслуживающая деятельность для ближайшей социокультурной среды. На наш взгляд, такие особенности университета складываются с самого начала его формирования в европейской культуре XI-XII веков.  Первыми прообразами университетов были знаменитые центры античности - Пифагорейский союз, Академия Платона, Ликей Аристотеля и основанный Птолемеем Александрийский мусейон с богатейшей библиотекой. Эти античные учебные заведения оставили большой след в мировой культуре, но, опередив свое время, остались единицами. Потребность общества в учебных заведениях такого типа появилась значительно позднее. Одним из первых университетов в полном смысле слова стал Болонский, который был открыт в 1088 году. Неизбежность университета - и как идеи, и как формы ее конкретной реализации - связана с новым этапом развития общества. Марксистский подход в социологии образования связывает возникновение университетов с экономическими, политическими факторами - развитием денежной экономики, торговли, ростом городов, совершенствованием сельскохозяйственного производства, ростом благосостояния людей. Но многие исследователи это отвергают, считая, что сами по себе эти факты не влекли за собой зарождение университетов в каждом конкретном случае.1

   По мнению многих исследователей, общество оказало довольно активное влияние на процесс формирования университетов. Так, профессор В. Роуг считает, что университеты возникли там, где в обществе со стороны разных его слоев проявлялся живой интерес к университету. Группа исследователей истории университетского образования во главе с ректором МГУ В.А. Садовничим подчеркивают, что хотя средневековое сообщество и состояло в основном из людей необразованных, даже неграмотных, оно смогло тонко ощутить необходимость создания таких мест, где бы аккумулировались знания.

    С социологической точки зрения показательно то, что одним из значений латинского слова «universitas» является корпорация. Надо отметить, что в средневековье любое объединение людей по профессиональному признаку (купеческая гильдия, промышленный цех) - носило такое название. Поэтому за университетами их современное название закрепилось значительно позже - к началу XV века.

    Первые университеты представляли собой корпорации людей интеллектуального труда. Это были сообщества преподавателей и студентов, различавшихся тем, что в одних, как в Болонье, заправляли делами студенты, а в других, как в Париже, - преподаватели. У истоков современного университетского образования лежат две противоположные тенденции: одна - нацеленность на получение и тиражирование знаний; другая - стремление получить практическую высококлассную профессиональную подготовку. Эти две тенденции дали начало двум основным теориями университетского образования: теории либерального и теории утилитарного образования. Сторонники либерального образования считали, что оно должно быть направлено на потребности отдельной личности, а не общества в целом. Их противники утилитаристы, прежде всего, подчеркивали полезность образования для общества. Согласно их точке зрения система образования должна быть доступна всем, решать насущные социальные проблемы. Но утилитаристы впадали в другую крайность: они отрицали развитие через образование внутреннего мира отдельной личности. Профессор В. Роуг выразил смысл либерального и утилитарного направления в развитии университета следующим образом: первая тенденция связана с фундаментальным первичным импульсом, нацеленным на поиск истины. Вторая - со стремлением получить прагматическую профессиональную подготовку.  Возникнув под влиянием общества, университеты в свою очередь стали изменять структуру породившего их социума, обогащая ее и усложняя, влияя на развитие европейской науки, культуры и образования. Несмотря на то, что первые университеты воспринимались современниками как светские монастыри, оторванные от реальной жизни, Амльма-мамтер (от лат. alma mater, букв. - «кормящая, благодетельная мать»), старинное неформальное студенческое название учебных заведений (университетов, которые изначально давали в основном теологическое и философское образование), как организаций, питающих духовно) во все времена принимала довольно активное участие в общественной жизни. Университет всегда порождал вольнодумцев и возмутителей спокойствия. Постепенно образование приобретало свою популярность в обществе. Уже выпускники первых факультетов (искусств, юридического, богословского, медицинского) помогали решать основные государственные задачи: участвовали в управлении государством, обеспечивали развитие духовной жизни общества. Несмотря на засилье религиозной догматики, университеты способствовали развитию наук. Регулярные дискуссии, проводившиеся в университетах, развивали мышление, дисциплинировали его. Постепенно формировались определенные традиции, которые развивались в эпоху Возрождения и Новое время, когда именно с развитием университетов, таких как Оксфорд, Кембридж, было связано быстрое развитие наук, во многом предопределившее начало первой промышленной революции. Х. Ортега-и-Гассет в работе «Миссия университета» подчеркивал, что с XII по XV века университеты находились в авангарде интеллектуального развития Европы. За этот период было открыто 46 университетов, обладавших серьезным идейным и политическим влиянием. Начиная с XVIII века получает признание принцип свободы научного исследования, который влечет за собой свободу преподавания и обучения. Постепенно, под влиянием развития общества, формирования национальных государств, начинают складываться национальные традиции в университетском образовании. Формируются научно-педагогические школы, научные традиции, расширяется доступ к высшему образованию для представителей среднего класса.2

  История развития университета как специфической образовательно-воспитательной системы свидетельствует о том, что механизмы образования определяются конкретно-исторической ситуацией. Университет выступает в качестве своеобразной модели культуры, которая включает в себя множество разнообразных пластов. В XIX веке под влиянием реформ Вильгельма фон Гумбольдта в Пруссии возникает идеальная, классическая модель университета. Формирование новой модели происходит одновременно с подъемом национальных стремлений и повышением значения государства. Ученые получали от власти беспрецедентные институциональные возможности, государство обязывало университеты поддерживать национальную культуру, помогать в формировании национальных символов, личности граждан. В основе новой модели университета лежала его зависимость от общества и культуры, которые определяли форму, задачи, функции университета, предъявляя к нему определенные требования. Гумбольдт понимал университет как элитарное высшее учебное заведение, где происходит синтез образования и науки при условии университетской автономии, включающей полную академическую свободу. Новый университет стал выполнять три функции, выступая одновременно профессиональным, культурным и исследовательским институтом. Классическая, идеальная Гумбольдтская модель университета на несколько десятилетий, вплоть до середины XX века, определила развитие высшего университетского образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2  Место и роль высшего образования

в современном обществе

    Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития. В современном мире значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества экономики и общества увеличивается вместе с ростом влияния человеческого капитала. Российская система образования способна конкурировать с системами образования передовых стран. При этом необходимы широкая поддержка со стороны общественности проводимой образовательной политики, восстановление ответственности и активной роли государства в этой сфере, глубокая и всесторонняя модернизация образования с выделением необходимых для этого ресурсов и созданием механизмов их эффективного использования. Концепция развивает основные принципы образовательной политики в России, которые определены в Законе Российской Федерации "Об образовании", Федеральном законе "О высшем и послевузовском профессиональном образовании".

 

2.1 Особенности  развития системы высшего образования

на современном этапе

  Поступив в высшее учебное заведение, вы вошли в особый мир, имеющий свою организацию, свои законы и правила жизни, свою историю и перспективы, населенный множеством самых разных людей. Называется это особое сообщество система высшего профессионального образования. Любая система представляет собой совокупность элементов, находящихся в определенных связях и отношениях и образующих при этом некое единство, целостность. Основными элементами системы высшего профессионального образования являются:

• высшие учебные заведения;

• органы управления высшим образованием, главный из которых - Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации;

• научно-исследовательские и другие учреждения и организации, которые обеспечивают развитие и повседневную деятельность всей системы высшего образования.

     Взаимодействия и взаимоотношения, как между всеми этими учреждениями, так и внутри них регулируются законами и нормативными документами; самые важные из них - Законы Российской Федерации «Об образовании» (1992) и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (1996), а также Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Обучение в высшем учебном заведении осуществляется по установленной образовательной программе, которая представляет собой целый комплект разных документов, определяющих, как должен быть построен учебный процесс в вузе: какие дисциплины будут изучать студенты, в какой последовательности, в каком объеме и т. д. Разрабатывается такая программа самим образовательным учреждением, в котором она реализуется. Однако понятно, что разрабатывая свою собственную образовательную программу, каждый вуз должен опираться на какие-то общие для всех нормы, чтобы выпускники разных учебных заведений, получающие одну и ту же профессию, осваивали именно те знания и в таком объеме, какие обязательно нужны специалисту данного профиля.

      В Российской Федерации существует три вида высших учебных заведений, в которых можно получить высшее образование: институт, академия и университет.  Академия отличается более узким спектром специальностей, как правило, они для одной отрасли хозяйства. Например, академия железнодорожного транспорта, сельскохозяйственная академия, горная академия, экономическая академия и т.п. Университет охватывает широкий спектр специальностей из разных областей. Например, технический университет или классический университет. Любой из этих двух статусов может быть присвоен учебному заведению только при условии ведения обширных и признанных на определенном уровне научных исследований. Для статуса "институт" учебному заведению достаточно вести обучение хотя бы по одной специальности и вести научную деятельность по собственному усмотрению. Тем не менее, несмотря на эти различия, законодательство РФ не предусматривает каких-либо преимуществ или ограничений для выпускников аккредитованных институтов, академий или университетов. Учебному заведению право вести образовательную деятельность дает лицензия. Лицензия - это государственный документ, разрешающий вузу (или его филиалу) заниматься подготовкой специалистов в сфере высшего профессионального образования. Лицензия выдается Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки. Лицензию обязаны иметь как негосударственные, так и государственные вузы. Этот документ выдается на 5 лет. По истечении срока действия лицензии деятельность вуза является незаконной. Лицензия вуза или филиала должна иметь приложения. В приложениях к лицензии указываются все специальности, по которым вуз или филиал имеет право вести подготовку специалистов. Если специальности, на которую объявлен прием студентов, нет в приложении, значит, обучение студентов на этой специальности является незаконным. 3

Информация о работе Система высшего образования в стране