Можно отметить, что
в Российской Федерации существуют
различные формы собственности учебных
заведений: государственные (в том числе
муниципальные и субъектов федерации)
и негосударственные (учредителями которых
являются юридические или физические
лица). Все аккредитованные учебные заведения,
независимо от формы собственности, имеют
равные права на выдачу дипломов государственного
образца и отсрочку от призыва на срочную
военную службу. 19 сентября 2003 года на
Берлинском коммюнике «Формирование общеевропейского
пространства высшего образования» министры
33 европейских стран подписали Болонскую декларацию. Со стороны России свою подпись
поставил министр образования Российской
Федерации В.М. Филиппов. Это решение закрепило
за Россией статус полноправного члена
европейского образовательного сообщества.
Для РФ это означает, что она обязуется
до 2010 года воплотить в жизнь основные
цели и принципы Болонского процесса.
Одной из основных целей Болонского процесса является «содействие мобильности
путем преодоления препятствий эффективному
осуществлению свободного передвижения».
Для этого необходимо, чтобы уровни высшего
образования во всех странах были максимально
сходными, а выдаваемые по результатам
обучения научные степени – наиболее
прозрачными и легко сопоставимыми. Это,
в свою очередь, напрямую связано с введением
в вузах системы перезачета кредитов,
модульной системы обучения и специального
Приложения к диплому. Это также находится
в тесной связи с реформированием учебных
планов. Сегодня в российской системе
образования магистратура входит в структуру
высшего профессионального образования.
На сегодняшний момент выпускники вузов
могут иметь квалификацию бакалавра, дипломированного
специалиста или магистра по соответствующим
направлениям подготовки (специальностям),
причем соответствующие образовательные
программы могут быть реализованы как
непрерывно, так и ступенями.
-Первой ступенью является неполное
высшее образование, получение которого
позволяет продолжить образование на
следующих ступенях.
-Вторая ступень со сроком обучения не
менее 4х лет предусматривает получение
академической степени бакалавра наук
по избранному направлению. Все лица, получившие
степень бакалавра наук, могут продолжить
образование для получения квалификации
или степени, соответствующей третьей
ступени.
-Третья ступень высшего образования
позволяет приобрести квалификацию инженера
по избранной специальности или степень
магистра наук по направлению. Квалификация
инженера по специальности может быть
получена в системе подготовки без получения
степени бакалавра. Получая образование
в соответствии с программой магистра,
каждый обучающийся имеет право одновременно,
выполнив требуемые задания и дипломный
проект, получить диплом инженера. В остальных
случаях обучение, с целью получения диплома
при наличии диплома об образовании третьей
ступени, рассматривается как получение
второго высшего образования и может осуществляться
на платной основе. Существенное расширение
сети российских вузов и беспрецедентный
рост числа студентов за последние 10 лет
повлек за собой не только положительные,
но и ярко выраженные отрицательные последствия.
На фоне общего демографического спада
России в перспективе 15 – 20 лет, и принимая
во внимание тот безусловный факт, что,
начиная с 2008 г, число выпускников школ
сократится в полтора раза, Россия имеет
дело с острой проблемой.4
Глава 3 Высшее образование
в России
3.1 Структура и уровни высшего
образования
Система высшего образования
в Российской Федерации включает в себя:
федеральные государственные
образовательные стандарты, образовательные
стандарты, образовательные программы
различных вида, уровня и (или) направленности;
организации, осуществляющие
образовательную деятельность, педагогических
работников, обучающихся и родителей (законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся;
федеральные государственные
органы и органы государственной власти
субъектов Российской Федерации, осуществляющие
государственное управление в сфере образования,
и органы местного самоуправления, осуществляющие
управление в сфере образования, созданные
ими консультативные, совещательные и
иные органы;
организации, осуществляющие
обеспечение образовательной деятельности,
оценку качества образования;
объединения юридических лиц,
работодателей и их объединений, общественные
объединения, осуществляющие деятельность
в сфере образования.
К уровням профессионального
образования — высшего образования с сентября
2013 года относятся:
высшее образование — бакалавриат;
высшее образование — специалитет, магистратура;
высшее образование — подготовка
кадров высшей квалификации.
На программы бакалавриата
и специалитета можно поступить на базе среднего
общего образования, на программы магистратуры
и подготовки кадров высшей квалификации —
на базе высшего образования других уровней
(не обязательно на бюджетной основе).
Подготовка кадров высшей квалификации
включает в себя программы подготовки
научно-педагогических кадров в аспирантуре
(адъюнктуре), программ ординатуры, ассистентуры-стажировки.
По программам обучения в аспирантуре
(адъюнктуре) одним из основных условий
обучения, кроме получения образования,
является подготовка диссертации на соискание учёной
степени кандидата наук, которая может
осуществляться также путём прикрепления
соискателем к вузу или научной организации.
В последнем случае длительность подготовки
диссертации не ограничена, но все остальные
требования к соискателям степеней остаются
такими же, как и для аспирантов. Адъюнктурой
называется аспирантура вузов Вооружённых
Сил Российской Федерации, МЧС, МВД, органов
по контролю за оборотом наркотических
средств и психотропных веществ.
Также выделяются такие программы
подготовки кадров высшей квалификации
как:
ординатура — система повышения
квалификации врачей в медицинских вузах,
институтах усовершенствования и научно-исследовательских
учреждениях. Подготовка по программам
ординатуры обеспечивает приобретение
обучающимися необходимого для осуществления
профессиональной деятельности уровня
знаний, умений и навыков, а также квалификации,
позволяющей занимать определенные должности
медицинских работников, фармацевтических
работников. К освоению программ ординатуры
допускаются лица, имеющие высшее медицинское
образование и (или) высшее фармацевтическое
образование;
ассистентура-стажировка —
подготовка творческих и педагогических
работников высшей квалификации по творческо-исполнительским
специальностям по очной форме обучения
в вузах, реализующих основные образовательные
программы высшего образования в области
искусств. К освоению программ ассистентуры-стажировки
допускаются лица, имеющие высшее образование
в области искусств.
3.2 Образовательные стандарты
в высшем образовании
Законом Российской Федерации
«Об образовании» в 1992 году было введено
понятие образовательного стандарта.
Функции по определению порядка разработки
и утверждению государственного образовательного
стандарта высшего образования относились
к компетенции Правительства Российской
Федерации.
Обязательность принятия федерального
государственного образовательного стандарта
была установлена Конституцией Российской
Федерации, принятой на всероссийском
голосовании 12 декабря 1993 года. Их установление
было отнесено к ведению Российской Федерации,
но не указано в какой форме и какой ветвью
власти. Так, в первоначальной версии закона
«Об образовании» 1992 года принятие ФГОС
основного общего образования осуществлялось
законом Российской Федерации. Но уже
сразу после принятия Конституции 1993 года
Указом Президента РФ от 24 декабря 1993 № 2288
это положение было признано недействующим
и не подлежащим применению. На протяжении
1990-х годов Государственная дума несколько
раз пыталась вернуть законодательное
утверждение образовательных стандартов.
Верховный совет РФ же за период, когда
у него было право утверждения образовательного
стандарта, его так и не утвердил. Но имея
право утверждения образовательных стандартов,
ни Правительство Российской Федерации,
ни профильные министерства, отвечающие
за вопросы образования, в 1993—1999 года
этих стандартов не приняли, разрабатывая
лишь временные образовательные стандарты
и федеральные компоненты государственного
образовательного стандарта.
Постановлением Правительства
Российской Федерации от 12 августа 1994
года № 940 был утвержден единый государственный
стандарт высшего профессионального образования,
который определял:
структуру высшего профессионального
образования, документы о высшем образовании;
общие требования к основным
профессиональным образовательным программам
высшего профессионального образования
и условиям их реализации;
общие нормативы учебной нагрузки
студента высшего учебного заведения
и ее объём;
академические свободы высшего
учебного заведения в определении содержания
высшего профессионального образования;
общие требования к перечню
направлений (специальностей) высшего
профессионального образования;
порядок разработки и утверждения
государственных требований к минимуму
содержания и уровню подготовки выпускников
по конкретным направлениям (специальностям)
высшего профессионального образования
в качестве федерального компонента;
правила государственного контроля
за соблюдением требований государственного
образовательного стандарта высшего профессионального
образования.
На основании этого стандарта
по каждому направлению подготовки (специальности)
принимались государственные требования
к минимуму содержания программ и уровню
подготовки выпускников (федеральный
компонент образовательных программ высшего
профессионального образования). К компетенции
субъекта федерации относилось утверждение
национально-регионального компонента
образовательной программы по специальности
(направлению подготовки).
С 2000 года стали приниматься
государственные образовательные стандарты
по каждой специальности (направлению
подготовки). Были приняты три поколения
стандартов:
стандарты первого поколения
(утверждались с 2000 года);
стандарты второго поколения
(утверждались с 2005 года), ориентированные
на получение студентами знаний, умений
и навыков;
стандарты третьего поколения
(утверждались с 2009 года), согласно которым
высшее образование должно вырабатывать
у студентов общекультурные и профессиональные
компетенции.
Федеральными стали называться
лишь стандарты третьего поколения. Стандарты
предыдущих поколений по существу федеральным
государственным образовательным стандартом
не являлись.
С 1 сентября 2013 года согласно
Федеральному закону от 29 декабря 2012 года
№ 273 «Об образовании в Российской Федерации»
должны утверждаться стандарты нового
поколения, в том числе и для программ
высшего образования − подготовки научно-педагогических
кадров, для которых ранее предусматривались
федеральные государственные требования.
В соответствии с федеральными
государственными образовательными стандартами
высшего образования по каждому из них
учебно-методическими объединениями разрабатываются
примерные основные профессиональные
образовательные программы, на основании
которых вузы разрабатывают свои основные
образовательные программы.
МГУ им. М. В. Ломоносова, Санкт-Петербургский
государственный университет, федеральные
университеты и национальные исследовательские
университеты, а также федеральные государственные
образовательные организации высшего
образования, перечень которых утвержден указом
Президента Российской Федерации, вправе
разрабатывать и утверждать самостоятельно
образовательные стандарты по всем уровням
высшего образования. Требования к условиям
реализации и результатам освоения образовательных
программ высшего образования, включенные
в такие образовательные стандарты, не
могут быть ниже соответствующих требований
федеральных государственных образовательных
стандартов.
3.3 Формы обучения и
порядок поступления на программы высшего
образования
Традиционно в России сложились
три формы получения образования:
очная (дневная);
очно-заочная (вечерняя);
заочная.
Осуществление обучения по
одной из форм зависит от потребностей,
возможностей личности, объема обязательных
занятий педагогического работника с
обучающимися. Формы, по которым ведется
обучение по каждой специальности и направлению
подготовки, определяются соответствующими
федеральными государственными образовательными
стандартами, образовательными стандартами,
если иное не установлено Федеральным
законом «Об образовании в Российской
Федерации». Также возможно получение
образования в форме экстерната (самообразования)
с правом прохождения промежуточной и
государственной итоговой аттестации
в организациях, осуществляющих образовательную
деятельность, а также по ускоренным программам.
В новом законе об образовании
появились новые формы организации образования: