Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 22:03, курсовая работа
Цель курсовой работы: разработать листы рабочей тетради по теме: «Психофизические и психофизиологические характеристики цвета»
Задачи курсовой работы:
1. обосновать роль листов рабочей тетради
2. разработать листы рабочей тетради по теме: «Психофизические и психофизиологические характеристики цвета»
3. описать методику работы с листами рабочей тетради
Введение…………………………………………………….…………………….3
1. Листы рабочей тетради как средство обучения……………...………………4
1.1. Понятие, цели и задачи применения листов рабочей тетради…...4
1.2. Функции рабочей тетради в учебном процессе……....….6
1.3. Виды листов рабочей тетради………………..………………….….7
1.4. Структура листов рабочей тетради……...………..……………...9
1.5. Требования к листам рабочей тетради……………………...…..10
2. Разработка листов рабочей тетради по теме «Психофизические и психофизиологические характеристики цвета»………………………...……..12
2.1. Конспект по теме «Психофизические и психофизиологические характеристики цвета»……………………………………………...…………12
2.2. Структурно-логический анализ………………………………….22
2.3. Листы рабочей тетради по теме «Психофизические и психофизиологические характеристики цвета».…………………………....24
2.4. Методики работы с листами рабочей тетради на уроках……..32
Заключение………………………………………………………………….…33
Список использованных источников……………………………………..…34
1. Цветовой тон — это качество цвета, позволяющее дать ему название (красный, синий, зеленый, желтый и т. д.). Измеряется длиной волны преобладающего в спектре данного цвета излучения. Ахроматические цвета не имеют цветового тона.
2. Светлота — степень отличия данного цвета от черного. Измеряется числом порогов различения п от данного цвета до черного. Порог различения, или разностный порог,— относительная величина изменения раздражителя, необходимая для изменения ощущения.
По светлоте можно сравнивать любые цвета: ахроматические с ахроматическими, хроматические с хроматическими, ахроматические с хроматическими. Светлотные различия присущи и спектральным цветам. Среди них самые светлые – желтые, а самые темные – синие и фиолетовые. Для ахроматических цветов светлота – единственная характеристика. В ахроматической шкале самый светлый – белый, самый темный – черный. Количественное определение светлоты — сложная и громоздкая процедура, требующая специального оборудования. Поэтому в практике колориметрии она заменяется другой характеристикой — относительной яркостью.
3. Относительная яркость — отношение величины потока, отраженного от данной поверхности, к величине потока, падающего на нее. Измеряется коэффициентом отражения r:
r = Потр
Ппад
где, Ппад – величина светового потока падающего на поверхность, а Потр – величина светового потока отраженного от поверхности.
В полевых условиях очень удобно измерять относительную яркость при помощи серой шкалы — заранее заготовленного набора ахроматических выкрасок, коэффициент отражения которых измерен на каком-либо точном приборе (фотометре, лейкометре). Измерение производится путем сравнения на глаз данной выкраски с одним из образцов серой шкалы.
4. Насыщенность — степень отличия хроматического цвета от равного ему по светлоте ахроматического (серого). Измеряется числом порогов различения п от данного цвета до серого. Иными словами, насыщенность цвета – это степень выражения его цветового тона.
Вследствие большой
трудоемкости определения этой характеристики
она обычно заменяется другой, называемой чистотой или колори
5. Чистота цвета Р — доля чистого спектрального в общей яркости данного цвета:
Bl
P = 100%
Различные виды воздействия цвета на человека обуславливают существование многообразия устойчивых характеристик, которые возникают как следствие эмоциональной реакции на воспринимаемый цвет. Эти характеристики представляют собой интерес, ибо посредством их достигается усиление выразительности и эмоциональной настроенности произведения.
1. Температурные характеристики цвета. В основе разделения цветов на теплые и холодные лежат ассоциации с теплыми и холодными предметами окружающего нас мира. Синий цвет воспринимается холодным, ибо присущ цвету льда, воды. Красные, оранжевые, желтые цвета – ассоциируются с цветом огня, солнца и воспринимаются поэтому теплыми, горячими.
Однако ассоциации
не являются единственным фактором, определяющим
температурные различия цветов. В
последнее время установлено, что
этому разделению соответствуют
и собственно температурные качества
цветов. Красно-оранжевая часть
Рассматривая цветовой круг, цвета, расположенные в секторе от зеленого через оранжевый до пурпурного: желто-зеленый, желтый, оранжевый, красный – можно отнести к теплым цветам, а цвета в секторе от пурпурного через голубой до зеленого: фиолетовый, синий, зелено-голубой – к холодным. Промежуточными (нейтральными) между теплыми и холодными цветами можно считать зеленый и пурпурный. Полюсом теплоты будут оранжево-красные цвета полюсом холода – сине-голубые. Подобное различие служит отправным пунктом дальнейших характеристик.
Теплохолодность не абсолютное, а относительное качество цвета. Любой цвет может восприниматься теплым или холодным по отношению к другому цвету. Так, например, берлинская лазурь теплее ультрамарина; изумрудная зелень – холоднее зелени травяной; краплак – холоднее кадмия красного, а ультрамарин холоднее краплак красно, который относится к теплым цветам. Если к зеленому цвету подмешать желтый, то полученный желто-зеленый цвет будет теплее исходного. При этом изменяется не только цветовой тон, но и "температура" цвета. Таким образом, основной характеристикой, от которой зависит восприятие теплохолодности цвета, является цветовой тон.
"Температура"
цвета зависит также от его
светлоты и насыщенности. Холодные
цвета при уменьшении
Теплохолодность
цвета тесно связана с
В зависимости
от различных эмоционально-
Таким образом, воспринимаемая температура цвета зависит:
2. Броскость цвета. Различные цвета неодинаково сильно привлекают наше внимание. Эта способность привлекать внимание и называется «броскостью цвета». Броскость цвета зависит:
- от физических
характеристик цвета,
- от цвета
фона – чем больше отличается
данный цвет от своего фона,
тем больше он привлекает
- от площади этого цвета – чем больше площадь цвета, тем сильнее привлекается внимание.
Броскость цвета играет большое композиционное значение, особенно на стадии « обнаружения» объекта визуальной информации и выделения его из окружающей предметно-пространственной среды.
3. Фактурность цвета. Фактура – согласно С. И. Ожегова «Своеобразное качество обрабатываемого материала, его поверхности», соответственно, фактура цвета – своеобразное, «осязательное» его свойство. При восприятии цвета замечаем, что одни цвета нам кажутся плотными, материальными, поверхностными, другие – мягкие, воздушные, прозрачные. Первые принято называть фактурными, вторые – бесфактурными.
Различия между фактурными и бесфактурными цветами:
- фактурные цвета выявляют структуру и фактуру поверхности; их расположение в пространстве может быть более или менее точно определено; они могут выявить кривизну поверхности, оградить пространство. Положение в пространстве бесфактурных цветов не может быть точно определено. Взгляд как бы погружается на некоторую глубину внутрь поверхности, окрашенной в бесфактурный цвет. Такие цвета не могут выявить форму поверхности, ее фактуру;
- фактурные цвета
концентрируются в одной
- фактурные цвета
воспринимаются как цвет
Степень фактурности цвета зависит от цветового тона и насыщенности. Фактурные, как правило, - теплые, выступающие, малонасыщенные цвета. Бесфактурные – холодные, отступающие, максимально насыщенные цвета. При рассмотрении на расстоянии все цвета сдвигаются в сторону бесфактурности.
Оценка свойств цвета происходит в сравнении с окружающими его цветами. При этом взаимные количества цветов могут стать важным моментом в оценке фактурности цвета и его распределении по глубине. Так, если на красном фоне поместить небольшое пятно желтого цвета, то желтый будет «выступать» и оцениваться как более фактурный и материальный, чем красный цвет. Если же количество желтого увеличивать, то красный может превратиться в своеобразную рамку, удерживающую желтый цвет. Красный в этом случае будет оцениваться как выступающий, твердый, материальный.
4. Весомость цвета (Весовые характеристики цвета). Каждый цвет может восприниматься тяжелым или легким, как сам по себе, так и по сравнению с другими цветами. У различных цветов «тяжесть» может быть различной. Так, например, темно-серые цвета тяжелее, плотнее светло-серых. Воспринимаемая тяжесть цвета зависит от физических и психофизических его характеристик: светлоты, насыщенности и фактурности.
Светлота – основная характеристика, от которой зависит тяжесть цвета. Светлые цвета кажутся легче темных. Эта закономерность проявляется при сравнении различных цветов: хроматических с ахроматическими, цветов одного и того же цветового тона, цветов различных цветовых тонов. Различие по тяжести между очень темным и очень светлым цветом велико и всегда отчетливо заметно.
Насыщенность – из цветов одного и того же цветового тона и одинаковой светлоты более насыщенные кажутся более легкими. Различие по тяжести между максимально насыщенными цветами невелико, а различие по тяжести между цветами близкими друг к другу по насыщенности нередко совсем не воспринимается.
Фактурность – цвета с грубой фактурой при прочих равных условиях тяжелее гладких цветов.
Полюсом тяжести цветов в цветовом круге является зона фиолетовых цветов. Наиболее легким можно считать лимонно-желтый цвет.
Весовые характеристики цветов имеют большое композиционное значение. Оперируя «тяжестью» и «легкостью» можно создать статичную или динамичную, уравновешенную или неуравновешенную композиции, как на плоскости, так и в пространстве.
5. Пространственные характеристики цвета (Хроматическая стереоскопия). При рассмотрении нескольких различных по цветовому тону пятен, лежащих в одной плоскости, нетрудно заметить, что одни из них кажутся расположенными ближе, другие дальше. Это явление получило название хроматической стереоскопии. Цвета, кажущиеся расположенными ближе своего фактического местонахождения называются выступающими; цвета, кажущиеся расположенными дальше своего местонахождения – отступающими. Явление хроматической стереоскопии зависит от физических характеристик цвета – цветовой тон, светлота, насыщенность, - а также от психофизических особенностей восприятия и индивидуального зрительного опыта, в результате которого образуются устойчивые ассоциации. Мы говорим «синие дали», и это устоявшееся понятие характеризует синий цвет как стремящийся в глубину. Привлекающие внимание цвета солнца и огня воспринимаются приближающимися. На основании природных ассоциаций цвета с меньшей насыщенностью и светлотой воспринимаются отдельными, цвета с противоположными свойствами выходят из глубины.
Рассмотрим, каким образом физические и психофизические характеристики цвета влияют на явление хроматической стереоскопии.
1. Цветовой тон.
Явление хроматической
2. Насыщенность.
Насыщенные цвета выступают
3. Светлота. Важнейший
фактор, вызывающий явление
Если теплые и холодные цвета имеют одинаковую светлоту, то теплые выходят вперед относительно холодных. Красные, оранжевые, желтые – выступают; синие, голубые, зеленые, фиолетовые – отступают.
Светлота – единственный фактор, влияющий на пространственное расположение ахроматических цветов.