Система листов рабочей тетради по теме «Психофизические и психофизиологические характеристики цвета» при изучении предмета «Физика и хи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 22:03, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: разработать листы рабочей тетради по теме: «Психофизические и психофизиологические характеристики цвета»
Задачи курсовой работы:
1. обосновать роль листов рабочей тетради
2. разработать листы рабочей тетради по теме: «Психофизические и психофизиологические характеристики цвета»
3. описать методику работы с листами рабочей тетради

Содержание

Введение…………………………………………………….…………………….3
1. Листы рабочей тетради как средство обучения……………...………………4
1.1. Понятие, цели и задачи применения листов рабочей тетради…...4
1.2. Функции рабочей тетради в учебном процессе……....….6
1.3. Виды листов рабочей тетради………………..………………….….7
1.4. Структура листов рабочей тетради……...………..……………...9
1.5. Требования к листам рабочей тетради……………………...…..10
2. Разработка листов рабочей тетради по теме «Психофизические и психофизиологические характеристики цвета»………………………...……..12
2.1. Конспект по теме «Психофизические и психофизиологические характеристики цвета»……………………………………………...…………12
2.2. Структурно-логический анализ………………………………….22
2.3. Листы рабочей тетради по теме «Психофизические и психофизиологические характеристики цвета».…………………………....24
2.4. Методики работы с листами рабочей тетради на уроках……..32
Заключение………………………………………………………………….…33
Список использованных источников……………………………………..…34

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая-1.doc

— 212.00 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки РФ

ФГАОУ ВПО

«Российский Государственный  Профессионально-Педагогический Университет»

Институт психологии

Кафедра профессиональной педагогики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

по методике профессионального обучения

Система листов рабочей тетради по теме «Психофизические и психофизиологические характеристики цвета» при изучении предмета «Физика и химия цвета»

 

 

 

 

 

 

 

 

Студент Пашинская С.С. 

                                                                                                                                                Группа     ЗИД-417

Преподаватель  Колясникова Л.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург 2012

Содержание 

Введение…………………………………………………….…………………….3

1. Листы рабочей тетради как средство обучения……………...………………4

1.1. Понятие, цели и задачи применения листов  рабочей тетради…...4

1.2. Функции рабочей тетради в учебном процессе……....….6

1.3. Виды листов рабочей тетради………………..………………….….7

1.4. Структура листов рабочей тетради……...………..……………...9

1.5. Требования к листам рабочей тетради……………………...…..10

2. Разработка листов рабочей тетради по теме «Психофизические и психофизиологические характеристики цвета»………………………...……..12

2.1. Конспект по теме «Психофизические и психофизиологические характеристики цвета»……………………………………………...…………12

2.2. Структурно-логический  анализ………………………………….22

2.3. Листы рабочей тетради по теме «Психофизические и психофизиологические характеристики цвета».…………………………....24

2.4. Методики работы  с листами рабочей тетради  на уроках……..32

Заключение………………………………………………………………….…33

Список  использованных источников……………………………………..…34

 

Введение

Применение  листов рабочей тетради в обучении улучшает качество образования, повышает эффективность учебного процесса на основе его индивидуализации, появляется возможность реализации перспективных методов обучения. Сложность проектирования уроков заключается в том, что программ специального целевого дидактического назначения для уроков мало, и учителю приходится использовать в основном те, которые предлагаются для широкого круга пользователей (электронные энциклопедии, справочники) или программы для профессиональной подготовки (компьютерные учебники, моделирующие среды) и адаптировать их к конкретным условиям. Актуальность листов рабочей тетради заключается в оптимальном сочетании содержания информационной подготовки учащихся на уроках с возможностью выявить направление движения формирования мыслительной деятельности. Рабочие тетради используются для текущего контроля преподавателем знаний и умений студентов применять знания при решении учебных задач. Поскольку учебные пособия содержат пошаговое описание задач, то студент имеет возможность самостоятельно проверить правильность решения задач в рабочих тетрадях. Практическая значимость заключается в применении листов рабочей тетради для облегчения освоения студентами трудной для них, но очень важной дисциплины и в ее личностно-формирующей ориентации.

Цель курсовой работы: разработать листы рабочей  тетради по теме: «Психофизические и психофизиологические характеристики цвета»

Задачи курсовой работы:

  1. обосновать роль листов рабочей тетради
  2. разработать листы рабочей тетради по теме: «Психофизические и психофизиологические характеристики цвета»
  3. описать методику работы с листами рабочей тетради

 

1. Листы рабочей тетради как средство обучения

1.1. Понятие, цели и задачи применения листов рабочей тетради

Одним из важных предметно-знаковых средств обучения, получивших в последнее время общее признание у преподавателей и учащихся, является рабочая тетрадь. В методике обучения рабочие тетради появились еще в 20-е гг. прошлого столетия. В I960 — 70-е гг. были созданы рабочие тетради по общеобразовательным предметам, которые применялись в училищах и техникумах. В настоящее время рабочие тетради по циклу учебных дисциплин вошли в методическую систему обучения полной средней школы. Однако следует признать, что широкого применения этот вид средств обучения в профессиональной подготовке специалистов пока не нашел.

Рабочая тетрадь — особый жанр учебной литературы, призванный активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся. Существенное отличие ее заключается в том, что в опорных конспектах учебная деятельность отражается в определенной логике, а в рабочей тетради она специально конструируется.

Цель применения рабочей  тетради в профессиональном обучении — обеспечить пооперационное формирование технических понятий, способствовать активизации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках теоретического и производственного обучения. Однако обеспечить успешное пооперационное формирование мыслительных процессов невозможно без разработки средств пооперационного контроля этих процессов.

 

В настоящее время рабочие тетради решают следующие образовательные задачи:

  • усвоение технических понятий;
  • приобретение практических умений и навыков;
  • формирование у учащихся умений и навыков самоконтроля;
  • развитие мышления у учащихся;
  • контроль хода обучения.

Для реализации образовательных  задач для рабочей тетради разрабатываются специальные типы заданий-упражнений. Задания построены так, что, работая над ними, учащийся не может не производить всех операций, его ошибка на каждом этапе учебного познания может быть замечена педагогом и исправлена, при этом она исправляется в том месте, где была совершена. В качестве операций, которые необходимо выполнить учащимся при формировании технических понятий, применяются:

  • операциональное определение технических понятий;
  • вычерчивание чертежей, блок-схем, принципиальных электрических схем;
  • преобразование схем, моделей для расчета параметров технических объектов;
  • определение элементов конструкции устройств;
  • анализ физических процессов, режимов работы устройства в 
    виде векторных, потенциальных, временных диаграмм и графи 
    ков изменения сигналов;
  • преобразование математических формул расчета системы параметров;
  • расчет системы параметров устройств по формулам, временным и векторным диаграммам и т.д.

 

1.2. Функции рабочей тетради в учебном процессе

  1. Обучающая. Предполагается формирование у учащихся необходимых знаний и умений.
  2. Развивающая. Рабочая тетрадь способствует развитию устойчивого внимания на уроке. Благодаря рабочей тетради учебный материал легче воспринимается. Рабочая тетрадь может быть инструментом в развитии мышления через специально разработанные задания и упражнения творческого характера.
  3. Воспитывающая. Воспитание аккуратности в ведении конспекта.
  4. Формирующая. Рабочая тетрадь формирует у обучаемых навыки самоконтроля при условии систематического заполнения листов рабочей тетради.
  5. Рационализирующая. Рациональная организация учебного времени и учебной работы обучаемых. При работе с листами рабочей тетради основное время учащихся затрачивается на познание смысла изучаемых понятий, описывающих технические объекты и принципы их работы, технологические процессы, основы технологии производства продукции.
  6. Контролирующая. Рабочая тетрадь может быть использована для контроля знаний и умений учащихся. Лист рабочей тетради представляет собой тест второго уровня усвоения понятий. При этом у преподавателя появляется возможность осуществлять этот контроль постоянно, на определенных этапах урока, так как учебный материала в листах рабочей тетради разбит на блоки.

 

1.3. Виды листов рабочей тетради

Различают три вида рабочей тетради: информационный, контролирующий, смешанный.

  1. Информационный вид рабочей тетради несет в себе информацию только о содержании учебного материала. Учебная информация в рабочей тетради задает учащимся ориентацию в содержании рассматриваемой темы. Данный вид рабочей тетради широко распространен в профессиональной школе, так как по многим учебным предметам нет учебного материала ни в одном учебнике или учебная информация рассредоточена по нескольким учебникам. Вследствие этого преподаватель вынужден конструировать учебную информацию в рабочей тетради.
  2. Контролирующая рабочая тетрадь используется после изучения темы урока. Преподаватель с помощью листов рабочей тетради может не только установить факт знания или незнания, но и определить, на какой операции учащийся допускает ошибку, и на этапе формирования понятия устранить ее.
  3. Смешанный вид рабочей тетради включает в себя информационный и контролирующий блоки.

В информационный блок включают новый учебный материал, в контролирующий помещают задания и тесты для контроля полученных знаний и умений, задания для самостоятельной работы.

В настоящее время рабочие тетради, применяемые в профессиональном обучении, классифицируются по типам:

  • тетради для упражнений, или тренинговые тетради;
  • тетради по графическому моделированию;
  • семиотико-семантические тетради.
  1. Тетради для упражнений предназначены для самостоятельной работы учащихся, они способствуют формированию умений и навыков решения типовых задач и упражнений. Этот тип рабочих тетрадей может быть широко использован в методике обучения по общетехническим дисциплинам.
  1. Для формирования профессиональных знаний и умений в системе профессиональной подготовки персонала может широко применяться второй тип тетради — тетради по графическому моделированию. Профессиональная деятельность чертежников, закройщиков, электромонтажников немыслима без конструирования и графического моделирования. Листы рабочей тетради с системой специальных практических заданий позволят будущему профессионалу развить воображение, память, мышление и другие познавательные процессы.
  2. Семиотико-семантические рабочие тетради основаны на сочетании чертежей, схем, графических моделей со смысловыми интеллектуальными задачами творческого уровня. Листы рабочей тетради такого типа могут быть разработаны для развития диагностических и проектировочных умений и навыков будущего специалиста. Для этого необходимо специальным образом конструировать задачи и упражнения с опорой на содержательную основу профессиональной деятельности специалиста определенного профиля.

 

1.4. Структура рабочей тетради

К структуре  рабочей тетради предъявляются  определенные требования.

  1. Рабочая тетрадь должна иметь предисловие, поясняющее об 
    ращение к учащимся.
  2. Система вопросов и заданий должна быть построена в соответствии со структурой и логикой формирования соответствующих технических понятий. Между заданиями должна быть определена соподчиненность, касающаяся как содержания предмета, так 
    и надпредметных умений. Задача автора — вести учащегося от темы 
    к теме, от решения простых проблем к более сложным заданиям.
  3. Иллюстрации в рабочей тетради должны быть рабочими, т.е. 
    обучающими. К ним могут ставиться вопросы, требующие объяснения. Рисунок можно дополнить или предложить свой вариант. 
    Там, где это возможно и оправдано, имеет смысл предложить 
    начертить или дополнить схему.
  4. Композиционное построение рабочей тетради зависит от замысла автора, от характера и содержания учебного материала, его объема характера вопросов и заданий. Однако в любом случае должны быть предусмотрены достаточное место для ответов учащихся возможность исправления допущенных ошибок, неточностей.
  5. В конце каждой темы внутри тетради желательна серия контрольных вопросов, что позволяет лишний раз систематизировать знания учащихся.
  6. Завершает тетрадь заключение, ориентирующее учащихся на содержание учебного материала, который будет изучаться впоследствии.

 

1.6. Требования к листам рабочей тетради

Для того чтобы  листы рабочей тетради могли  систематически формировать устойчивые профессиональные умения они должны отвечать следующим требованиям

  1. Полнота — наличие задач на освоение всех изучаемых понятий, фактов, методов профессиональной деятельности.
  2. Группировка системы задач, обобщенные способы решения 
    которых переносятся в решения задач широкого спектра профессиональной деятельности.
  3. Связность всех блоков информации на листах рабочей тетради.
  4. Возрастание трудности решения задач и планируемых результатов обучения.
  5. Целевая ориентация — для каждой задачи определено место 
    на листах рабочей тетради.
  6. Целевая достаточность — достаточно задач закрепления методов решения, если они обладают свойством переноса на другие 
    предметные области.
  7. Психологическая комфортность обучаемых при работе с листом рабочей тетради. Учащиеся имеют возможность формировать 
    понятия в индивидуальном темпе усвоения содержания учебной 
    информации, проводить самоконтроль и контроль деятельности 
    своего товарища.

Логика  представления учебной информации такая же, как в опорном конспекте. Работа учащихся над определениями формируемых понятий, рассмотрение конструкции изучаемого устройства задают ориентировочную основу деятельности; построение графиков, диаграмм, проведение операций над формулами формируют исполнительские действия. И, наконец, решение задач, формулировка «выводного знания» определяют уровень сформированное™ знаний и умений учащихся. Здесь следует отметить, что единая логика представления учебной информации, единый алгоритм операционной деятельности учащихся во всей рабочей тетради на протяжении всего изучения учебного предмета переходят в метод учебной работы. Вследствие этого мы называем рабочую тетрадь разновидностью учебных техник.

 

 

2. Разработка листов рабочей тетради по теме «Психофизические и психофизиологические характеристики цвета»

2.1. Конспект на тему «Психофизические и психофизиологические характеристики цвета»

Психофизические характеристики цвета

Для однозначного определения (спецификации) цвета используется система психофизических характеристик. К ним относятся:

Информация о работе Система листов рабочей тетради по теме «Психофизические и психофизиологические характеристики цвета» при изучении предмета «Физика и хи