Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2014 в 13:39, реферат
Глубокое изучение путей исторического развития и становления образовательной системы во Франции свидетельствует о том, что первые учебные заведения относятся к римскому периоду. Некоторые высшие образовательные заведения (как медицинская школа в Монпелье) существовали еще в конце первого тысячелетия нашей эры, но лишь Парижский университет (начало ХІІІ века) надолго стал образцом для всей Европы в организации высшей учебы и подготовки специалистов тогдашнего высшего уровня. На момент потребности в расширении классического набора специальностей (ХVI ст.) королевская Франция имела 22 университета, избыточная традиционность которых заставила власть создать заведения с техническими и научно-естественными направлениями (школы мостов, горного дела и тому подобное). Большая революция смела все королевские университеты, потому почти век Франция обходилась без этого вида высших учебных заведений, возобновив их лишь в 1896 г.
Система образования во Франции
Глубокое изучение путей исторического развития и становления образовательной системы во Франции свидетельствует о том, что первые учебные заведения относятся к римскому периоду. Некоторые высшие образовательные заведения (как медицинская школа в Монпелье) существовали еще в конце первого тысячелетия нашей эры, но лишь Парижский университет (начало ХІІІ века) надолго стал образцом для всей Европы в организации высшей учебы и подготовки специалистов тогдашнего высшего уровня. На момент потребности в расширении классического набора специальностей (ХVI ст.) королевская Франция имела 22 университета, избыточная традиционность которых заставила власть создать заведения с техническими и научно-естественными направлениями (школы мостов, горного дела и тому подобное). Большая революция смела все королевские университеты, потому почти век Франция обходилась без этого вида высших учебных заведений, возобновив их лишь в 1896 г.
Структура образовательной
системы Франции включает четыре ступени: начальную, среднюю и старшую
школы, а также университет (высшую школу).
На всех ступенях образовательной системы
Франции представлены как государственные,
так и частные учебные заведения
Система современного образования Франции
считается одной из наиболее привлекательных
для многих стран в силу своей эффективности,
которая доказана многими годами ее существование.
Эта система многостепенна и сложна. Давайте
проанализируем основные степени французской
системы образования на современном этапе
развития страны.
Дошкольное воспитание
Детские сады часто считают самой большой удачей французской системы образования. Классы хорошо оформлены, дети счастливы. Они обучаются, играя, многим полезным вещам и получают навыки общения.
Сады работают пять дней в неделю, по шесть часов в день ( три утром и три после обеда). В крупных городах сады работают с раннего утра до 18 - 19 часов, и во время каникул, так как многие родители работают, и дети нуждаются в присмотре.
Французское дошкольное воспитание считается одним из лучших в мире. От 3-х до 6-ти лет дети обучаются либо в государственной материнской школе «ecoles maternelles» (детский сад); либо в классах (секциях) при начальных школах (подготовительный курс). Если родители не желают отдавать ребенка в детский сад, то они обязаны ежегодно подавать специальное заявление с серьезной мотивировкой своего решения, а их дети проходят контрольные тесты на уровень знаний. К 6 годам дети должны уметь читать, писать, считать, обладать необходимыми социальными навыками.
Цель дошкольного воспитания: отучить ребенка от безделья, внушить ему радость активной деятельности.
Задачи материнской школы: создавать условия для физического, нравственного и умственного развития детей;
В группе обучаются 25 детей, на которых приходится 1 воспитательница (метресса) и 1 помощник. Работа в «эколь матернель» престижна.
Группы подразделяются по возрасту:
младшая – 3-4 года;
средняя – 4-5 лет;
старшая – 5-6 лет.
В старшей группе ежедневно проводится 3 занятия: 2 занятия – до обеда, 1 – после обеда. Расписание составляет каждый воспитатель самостоятельно.
Французская система образования характеризуется разделением и специализацией функций обучения и воспитания. Воспитатели свободны учить так, как они считают нужным, главное – результат. У каждого – свой метод, свой подход, свои пособия. Пособия существуют, но они не настолько обязательны как у нас. Игр в уничтожение себе подобных во французской школе не существует. В программе материнских школ четко обозначены следующие виды воспитательно-образовательной деятельности:
В каждой группе учитываются возрастные и индивидуальные особенности, разница характеров и темпераментов. Методы работы: естественное общение детей с умной и внимательной метрессой, обстановка приближенна к семейной жизни. В настоящее время в материнских школах обучается более 83 % детей соответствующего возраста. По завершении подготовительного класса ребенка переводят в начальную школу.
Среднее образование
Обучение в начальной школе во Франции начинается в шестилетнем возрасте и продолжается пять лет. Первый класс начальной школы называется подготовительным, второй и третий - элементарными, четвертый и пятый - средними. Обучение в начальной школе является бесплатным для всех граждан Франции.
Обязательное образование во Франции продолжается в средней школе (college), куда выпускники начальной школы поступают в 11-летнем возрасте. В 1975году французское правительство установило единый образовательный стандарт для коллежей. Курс средней школы рассчитан на четыре года, а классы коллежа нумеруются в обратном порядке - с шестого по третий. Курс шестого класса является адаптационным (преподаются математика, французский язык, история и другие общеобразовательные дисциплины), пятого и четвертого классов - центральным (вводятся физика, химия, латынь и второй иностранный язык), а третьего класса - ориентационным (начинается преподавание специальных предметов, углубленное изучение которых будет продолжено в старшей школе).
Система среднего образования состоит из 3 циклов:
Первые два цикла – обязательны для всех.
Начальная школа
В 6 лет начинается обучение в начальной школе, которая включает 3 курса
-подготовительный (с 6 до 7 лет);
-элементарный (с 7 до 9 лет);
-средний (с 9 до 11 лет).
Главная цель начального обучения: развитие личности и обучение основным навыкам и знаниям, которые подготовят школьника к дальнейшему обучению. Изменения в методике – формирование самостоятельных суждений, развитие критического и рационального мышления. Школьный календарь, начиная с 1990 г., претерпел некоторые изменения по рекомендациям ученых, опытных педагогов и родителей, стал более равномерным по нагрузке в течение учебного года. Учебный год насчитывает 184 учебных дня, включает 36 рабочих недель и делится на 5 периодов: первые четыре периода – по 7 недель, последний – 8 недель. Рождественские, зимние и весенние каникулы длятся по 2 недели, летние – 9 недель. Занятия проходят 5 дней в неделю. Воскресенье – день отдыха. Среда – катехизис (посещение богослужений для детей из верующих семей). Еженедельная нагрузка составляет 26 часов /вместо 27 ранее/. Все изучаемые дисциплины делятся на 3 группы:
1-группа дисциплин: французский язык, история, география, гражданское воспитание.
2-группа: математика, естествознание, технология.
3-группа: физическая и спортивная подготовка, художественное воспитание.
Изучение иностранного языка начинается в цикле углубленного изучения предметов первой группы. Количество детей в классах составляет в среднем в публичной школе – 22,4, в частной – 24,5.
Учитель начальной школы имеет степень лиценциата и преподает в своем классе все учебные дисциплины. Система оценок знаний – пятибалльная, переводных экзаменов нет. Успевающие переводятся автоматически в следующий класс, неуспевающие – остаются на второй год. Дети, закончившие цикл начальной школы в возрасте 11 – 12 лет, поступают в коллеж.
Фундаментальная реформа системы образования 1975 г. привела к образованию: 4-х летнего коллежа – массового среднего учебного заведения обязательного обучения; 3-х летнего лицея. Содержание образования в них определяется государственными учебными планами и программами, действующими в масштабах всей страны.
Коллеж
Главная задача коллежа: дать базовую общеобразовательную подготовку и профессиональные навыки, необходимые его выпускникам либо для продолжения обучения в старшем звене средней школы – лицее, либо для последующей профессиональной подготовки или непосредственной практической деятельности.
В штат администрации коллежа входят руководитель - Принципал, его заместитель, советник по воспитательным вопросам, документалист, советник по ориентации, медсестра, помощник по социальным вопросам. Главный руководящий орган – Административный совет под председательством главы коллежа. Для записи ребенка в коллеж семья должна:
Обучение в коллеже состоит из 2-х циклов, каждый длительностью в 2 года: 6–5 классы – цикл наблюдения или обзорный; 4-3 классы – цикл ориентации.
Обзорный цикл систематизирует
и дополняет начальное образование, дает
первые элементы среднего образования.
В нем преподаются общеобразовательные
предметы. Этот цикл является
общим для всех учащихся.
Цикл ориентации представлен двумя направлениями:
классы общеобразовательной подготовки
и классы технологической подготовки.
Эти два направления различаются содержанием
обучения и педагогическими приемами,
они позволяют ученику определить свою
собственную ориентацию в дальнейшем
обучении. В классах общеобразовательной
подготовки преподаются те же дисциплины,
что и на обзорном цикле, а также физические
науки, ряд факультативных дисциплин /латинский
язык, греческий, 2-ой живой иностранный
язык, углубленное изучение иностранного
языка.
В классах технологической подготовки предпочтение отдается изучению технических дисциплин. Недельная нагрузка учащихся 6-х и 5-х классов составляет 22 часа 30 минут, что позволяет выделять дополнительно 3 часа на занятия с отдельными учениками, испытывающими некоторые трудности в усвоении программного материала. Приоритет в обучении на этом этапе отдается французскому языку – 4ч. 30 мин., математике отводится 3 часа, 1-му иностранному языку /английский или немецкий/ - 3 часа. Недельная нагрузка в 4-м и 3-м классах общеобразовательной подготовки составляет 25 часов, из них французскому языку отводится 4ч. 30 мин., математике 4ч., 1-му живому иностранному языку – 3ч. Таким образом, полная недельная нагрузка составляет 27-28 часов. Недельная нагрузка в 4-м и 3-м технических классах составляет 28ч. 30 мин. Дополнительно учащиеся могут выбрать 2-ой живой иностранный язык. Физическому и спортивному воспитанию во всех классах отводится по 3 часа в неделю. Организацией школьной недели, расписанием занимается сам коллеж. В течение школьного дня учащиеся имеют от 3-х до 6 уроков.
Кроме основных уроков учащиеся имеют еще 2 формы занятий:
Много дискуссий в системе образования вызывает проблема оценки знаний. Именно сумма полученных в течение года оценок обуславливает дальнейшую ориентацию учащегося. В настоящее время нет строгих регламентаций по оценке знаний в коллеже. На практике оценка знаний выражается серией оценок /notation/, выводимых администрацией коллежа в триместровом бюллетене /табеле/, адресованном родителям. Эти оценки сопровождаются детальным комментарием выполненных учеником заданий по каждому предмету, а также заключением о достигнутом прогрессе. По окончании 3-го класса обучения в коллеже учащиеся получают Свидетельство об окончании колледжа /Brevet/ на основании экзамена, включающего 3 письменных работы по:
-французскому языку;
-математике;
-истории и географии.
Кроме того, учитываются результаты, достигнутые учащимися по всем предметам в течение всего курса обучения. За каждый экзамен и по каждому предмету выводятся определенные коэффициенты. После окончания 3-го класса учащиеся покидают коллеж. Перед ними стоят три пути ориентации:
Коллежи, как и другие учебные заведения, претерпели большие изменения за последние десятилетия в направлении их демократизации, в частности, отменен вступительный экзамен в 6-ой класс, что открыло доступ в коллеж всем учащимся. Однако не прекращаются дискуссии в педагогических и министерских кругах по поводу множества проблем, среди которых трудности, связанные с неоднородностью учащихся в классах по их уровню знаний, значительная разница в уровне подготовки в различных коллежах, проблема свободного выбора коллежа /а не по месту жительства/, второгодничество. Большинством отмечается, что картина единого коллежа существует, в основном, на бумаге, а не в реальной жизни. Коллеж – главное звено в обучении. Те, кому исполнилось 16 лет могут оставить учебу. 94% учащихся каждой возрастной группы получают свидетельство о профессиональной пригодности, удостоверение о профессиональном образовании или переходят на II ступень, т.е. лицей.
Лицей
Основные отличия французских лицеев: