Система образования в Италии и Украине

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 23:14, реферат

Краткое описание

Целью реферата является изучить особенности Болонского процесса в Италии и других европейских странах. В рамках поставленной цели необходимо выделить следующие задачи:
– изучить принципы создания универсального образовательного пространства;
– проанализировать болонский процесс в Италии;

Содержание

Введение
1. Принципы создания универсального образовательного пространства и национальные особенности их реализации
2. Болонский процесс в Италии и пути его реформирования
3. Основные проблемы реализации Болонского процесса в Италии и других европейских странах
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

Болонский реферат.docx

— 46.97 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

 

  1. Принципы создания универсального образовательного пространства и национальные особенности их реализации
  2. Болонский процесс в Италии и пути его реформирования
  3. Основные проблемы реализации Болонского процесса в Италии и других европейских странах

 

Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Образование – это процесс развития личности, который осуществляется как сторонними педагогами, так и личностью самостоятельно. Образование в современном мире играет большую роль в формировании человеческого потенциала страны. В процессе образования человек овладевает социально значимым опытом человечества путем получения знаний, умений и навыков. Системы образования в различных странах различны и имеют свои характерные особенности, принципы и методики. Именно поэтому уровень образования населения различен и чаще всего прямо пропорционален количеству усилий, направленных государством на развитие и регулирование этой сферы.

Целью реферата является изучить особенности Болонского процесса в Италии и других европейских странах. В рамках поставленной цели необходимо выделить следующие задачи:

– изучить принципы создания универсального образовательного      пространства;

– проанализировать болонский процесс в Италии;

– выявить основные проблемы реализации Болонского процесса в Италии и других европейских странах.

Данная работа была написана с использованием учебной и публицистической литературы.

В процессе написания реферата были использованы следующие методы: анализ источников и используемой литературы; сравнительный метод.

 

 

 

 

 

1.еПринципы создания универсального образовательного пространства и национальные особенности их реализации

 

В Болонье 18 сентября 1988 года на съезде европейских ректоров, созванного по случаю 900-летия Болонского университета была подписана «Всеобщая хартия университетов»(Magna Charta Unifersitatum). В Хартии подчёркнута особая роль университетов в современном мире как центров культуры, знания и исследований. Университет декларируется независимым от политической и экономической власти. Учебный процесс в нем призван отвечать требованиям общества и неотделим от исследовательской деятельности. Т. е. университеты должны обладать автономностью, а преподаватели и студенты — свободой в выборе места обучения и преподавания, применения своих знаний, умений и навыков.

11 апреля 1997 года в Лиссабоне  Совет Европы подписал Конвенцию  о признании квалификаций, относящихся  к высшему образованию. В ней  были приняты основные принципы, относящиеся к оценке и признанию  квалификаций, полученных в университетах. 

25 мая 1998 г. в Сорбонне, по инициативе  Франции, Германии, Великобритании и Италии министрами образования этих стран была подписана совместная декларация. Она определила следующие ключевые моменты:

  • мобильность;
  • признание;
  • доступ к рынкам труда.

Квалификации рассматриваются  в ней как приобретенные знания и навыки, применяемые на рынке  труда.

Указанные документы считаются  предпосылками Болонского процесса.

На основе Сорбонской декларации, 19 июня 1999 г. была подписана Болонская  декларация, которую подписал 31 представитель, ответственный за образование в 29 странах Европы.

В обеих Декларациях указывается  на ведущую роль университетов в  укреплении интеллектуального, культурного, социального, научно-технического потенциала, а также создании общей базы «европейских знаний». В декларации был обозначен ряд важных целей:

  • принятие системы академических степеней, легко читаемых и понимаемых;
  • принятие системы, которая основывалась бы на учебных программах двух уровней — ведущих к получению степени бакалавра и ведущих к получению степени магистра;
  • содействие устранению препятствий для свободного передвижения студентов, преподавателей, а также исследователей и работников сферы высшего образования;
  • формирование европейской системы обеспечения качества.

Было установлено, что создание европейского пространства высшего  образования должно быть завершено  в течение следующего десятилетия, т. е. к 2010 г.

Таким образом, в качестве ключевых позиций в рамках Болонского процесса были приняты следующие:

  • введение двухциклового обучения (система, базирующаяся на двух образовательных уровнях: бакалавр и магистр);
  • введение кредитной системы (создание единой системы зачетных единиц и более сопоставимых степеней);
  • контроль качества образования (развитие единых критериев оценки качества преподавания и образования);
  • расширение мобильности (создание интегрированных программ обучения и проведения научных исследований);
  • обеспечение трудоустройства выпускников;
  • обеспечение привлекательности европейской системы образования.

Россия подписала Болонскую  декларацию в сентябре 2003 г.

На встрече представителей более  чем 300 учебных заведений Европы в Саламанке в марте 2001 г. была учреждена Ассоциация университетов Европы (The European University Association) как главная организация Европейских университетов и структура, входящая в руководящий комитет Болонского процесса. Помимо нее в комитет также вошел Союз ректоров университетов Европы (CEURAC).

На этой встрече были озвучены следующие  принципы развития Болонского процесса:

  • Автономия вузов с ответственностью перед государством и обществом;
  • Ответственность образовательного процесса перед обществом;
  • Неразрывность связи высшего образования и научных исследований;
  • Организация диверсификации (установление соответствия) кредитной системы, степеней и критериев качества.

Ключевыми проблемами, на решение  которых направлен Болонский  процесс были признаны:

  • Обеспечение качества, как фундамента для реализации целей Болонского процесса, озвученных в Болонской декларации 1999 года;
  • Формирование доверия через аккредитацию ВУЗов;
  • Совместимость образовательных программ и соответствующих им знаний, умений и навыков;
  • Мобильность студентов, персонала и выпускников, включающая 2 формы: виртуальная и физическая, за доминирующей ролью последней;
  • Принятие накопительной перезачетной кредитной системы на основе ECTS (European Credit Transfer System);
  • Адаптация программ и степеней, необходимых средств обеспечения качества, образовательных сетей.

Указываются следующие способы  решения этих проблем:

  • провести переоценку высшего образования и научных исследований для всей Европы;
  • реорганизовать и омолодить программы и высшее образование в целом;
  • развивать и базировать высшее образование на основе научных исследованиях;
  • принимать взаимоприемлемые механизмы для оценки, гарантии и подтверждения качества;
  • полагаться на общие термины европейского измерения и обеспечивать совместимость разных институтов, программ и степеней;
  • содействовать мобильности учащихся, персонала и возможности трудоустройства выпускников в Европе;
  • поддерживать усилия по модернизации университетов в странах, где существуют большие проблемы вхождения в Зону европейского высшего образования;
  • проводить изменения будучи открытыми, притягательными и конкурентоспособными дома, в Европе и в мире; и
  • продолжать считать необходимым, чтобы высшее образование было ответственно перед обществом.

На встрече 19 мая 2001 г. в Праге  министры образования стран, подписавших  Болонскую декларацию, подтвердили  свои обязательства по учреждению единой зоны Европейского высшего образования  к 2010 г.

На этой встрече были учтены ключевые моменты Саламанкской и Гётеборгской конвенций и скорректированы основные направления развития Болонского процесса:

  • принятие системы легко понимаемых и сопоставимых степеней;
  • принятие системы, основанной на двух циклах обучения: достепенной и послестепенной (undergraduate & graduate studies);
  • учреждение системы кредитов (обеспечивает перезачетную и накопительную функции, используется в приложении к диплому (Diploma Supplement));
  • содействие мобильности: устранение препятствий свободному передвижению студентов, преподавателей, исследователей и управленцев;
  • содействие европейскому сотрудничеству в обеспечении качества (ENQA и установление общих норм принятия рекомендаций и распространения лучшей практики);
  • содействие Европейскому подходу к высшему образованию (развитие учебных модулей, курсов и программ, ведущих к совместному признанию степеней);
  • содействие в организации обучения в течение всей жизни (lifelong learning)

Важным момент явилось образование  структуры, состоящей из группы содействия и группы подготовки. Группа содействия: Европейская комиссия, представители  стран, подписавших документы Болонского процесса и новые участники. Группа подготовки: представители стран, принимающих  у себя предыдущую и следующую  встречу министров, двух государств — членов Европейского союза и  двух стран не входящих в союз, представители  председательствующей в Европейском  союзе страны и Европейской комиссии. Болонский процесс стал управляться  Европейской ассоциацией университетов (EUA), Европейской ассоциацией высших учебных заведений (EURASHE), Ассоциацией  национальных союзов студентов (ESIB) и  Советом Европы.

На конференции в Брюгге в  октябре 2001 г. структуры профессионального  обучения инициировали процесс кооперации в сфере профессионального (среднего) образования и обучения в Европе, получивший известность как термин Процесс Брюгге (Bruges Process).

Совет Европы утвердил эту идею в  Барселоне (15-16 марта 2002 г.). В связи  с этим Европейская Комиссия пригласила представителей 29 Европейских стран (действительных членов Евросоюза; будущих  членов Евросоюза и стран Восточно-Европейского региона) на встречу, для того чтобы  обсудить конкретные меры по улучшению  профессионального образования  в Европе. Прозрачность квалификаций и умений должна быть улучшена при помощи новых, универсальных инструментов, таких, как EUROPASS Training, Европейский учебный курс и приложение к сертификату. Была поддержана кредитная перезачётная система в профессиональном образовании, дополняющая ECTS в высшем образовании, являющаяся важным условием для продолжения учёбы и повышения мобильности.

Другое многостороннее соглашение — Генеральное соглашение по торговле в сфере услуг (The General Agreement on Trade in Services), учрежденное в январе 1994 года, с соглашением по связанным с торговлей аспектам по правам интеллектуальной собственности (TRIPS), является частью юридической структуры Мировой Торговой Организации (WTO). Установки GATS, сформированные на переговорах «Уругвайского раунда», представляют собой либерализацию и переход к международной конкуренции в секторе сферы обслуживания. Образовательная сфера услуг одна из 12 секторов (таких, как здоровье, туризм, банковское дело, телекоммуникации и пр.) была включена в это соглашение.

Европейская система перезачета кредитов(European Credit Transfer System) предусматривает измерение учебных достижений в определённых единицах и перенос их из одного учебного заведения в другое. Эта система была первоначально учреждена в рамках программы ERASMUS (1989–1996) и должна была быть опробована в течение 6 лет в пробной схеме, включающей 145 институтов высшего образования во всех странах-членах Евросоюза и EEA. ECTS призвана отвечать задачам мобильности европейского образования. Ее прозрачность осуществляется посредством предоставления детальной информации по учебным семестрам и соответствующим уровням.

Кредитные системы используются в  основном для передачи и, в меньшей  степени, для накопления академических  кредитов.

Все существующие в странах Евросоюза  кредитные системы совместимы с ECTS, хотя и с некоторыми оговорками, как в случае Испании и Португалии. В этих странах кредиты базируются на аудиторных часах, а не на учебной нагрузке студентов, как в ECTS.

Сложность и противоречивость Болонского процесса обусловлена масштабом, поставленных задач, диктуемых новой современной  моделью образования, и неодинаковым уровнем образования в разных странах на сегодняшний день.

Болонский процесс выявил три основные проблемы, — считает представитель QUESTE, организации, которая развивает  системы оценки качества инженерного  образования, Рене Франсуа Бернар. —  Во-первых, низкий уровень образования  во многих странах. Вторая проблема —  ограничение исследовательской  инновационной составляющей образования, потому что за три года обучения бакалавра невозможно подготовить  ученого-исследователя, способного на инновации. Третья проблема — ограниченный список стран, вовлеченных в Болонский  процесс, так как Болонская декларация не стремится включать в свои ряды государства, которые оказывают  некачественные образовательные услуги. Надо расширять список стран, наша организация QUESTE действует в этом направлении, делает все возможное для достижения высот в высшем инженерном образовании [4].

Информация о работе Система образования в Италии и Украине