(бакалавриат + магистратура + докторантура,
годы обучения)
3 + 2 + 3
4 + 1 + 3.
Нынешняя украинская модель 4 + 2 + 3 специфична.
- Степень "специалист" не вписывается в Болонскую систему.
- Бакалавр – самодостаточное высшее образование первого уровня.
- Техникумы, колледжи, ПТУ и средние школы не имеют права выдавать диплом бакалавра.
- Допускается "интегрированная магистратура", когда абитуриент при поступлении обязуется получить степень м
- Степень "специалист" не вписывается в Болонскую систему.
- Бакалавр – самодостаточное высшее образование первого уровня.
- Техникумы, колледжи, ПТУ и средние школы не имеют права выдавать диплом бакалавра.
- Допускается "интегрированная магистратура", когда абитуриент при поступлении обязуется получить степень магистра, при этом степень бакалавра "поглощается" в процессе магистерской подготовки.
- Учёная степень (третий уровень высшего образования) называется "доктор наук".
- Медицинские вузы, вузы искусств и другие специальные вузы могут придерживаться других, в том числе моноуровневых моделей.
Автономность
вуза
- В существующих условиях вуз определяет содержание обучения по уровням бакалавр/магистр.
- Вуз определяет методику обучения.
- Вуз определяет количество кредитов за учебные курсы (дисциплины).
- Вуз сам принимает решение об использовании нелинейных траекторий обучения, кредитно-модульной системы, дистанционного образования, академических рейтингов, дополнительных шкал оценок (например, 100-балльной).
- ЕГЭ не имеет прямого отношения к Болонскому процессу.
Европейская система
перевода кредитов
Краткая информация об академических
кредитах:
- Академический кредит – единица трудоёмкости учебного труда студента.
- За семестр начисляется ровно 30 академических кредитов.
- За учебный год начисляется ровно 60 академических кредитов.
- Для получения степени бакалавра нужно набрать не менее 180 кредитов (три года обучения) или не менее 240 кредитов (четыре года обучения).
- Для получения степени магистра студент должен, как правило, набрать в общей сложности не менее 300 кредитов (пять лет обучения).
- Количество кредитов за дисциплину не может быть дробным (в порядке исключения допускается начислять 0,5 кредита), так как сложение кредитов за семестр должно давать число 30.
- Кредиты начисляются после успешной сдачи (положительная оценка) итогового испытания по дисциплине (экзамена, зачёта, теста и т.п.).
- Количество начисляемых кредитов по дисциплине не зависит от оценки.
- Посещаемость студентом аудиторных занятий учитывается по усмотрению вуза, но не гарантирует начисление кредитов.
- При начислении кредитов в трудоёмкость засчитываются аудиторная нагрузка ("контактные часы" по европейской терминологии), самостоятельная работа студента, рефераты, эссе, курсовые и дипломные работы, написание магистерской и докторской диссертаций, практики, стажировки, подготовка к экзаменам, сдача экзаменов, и т.п.).
- Соотношение количества аудиторных часов и часов самостоятельной работы централизованно не регламентируется.
- Рекомендуется единая европейская шестибалльная система оценок:
А – "отлично" (10 процентов
сдающих).
В – "очень хорошо" (25 процентов сдающих).
С – "хорошо" (30 процентов сдающих).
D – "удовлетворительно" (25 процентов
сдающих).
Е – "посредственно" (10 процентов
сдающих).
F (FX) - "неудовлетворительно".
Литература
1. Дифференциация в итальянском
образовании/ Д. де Росси// Директор школы.-
2009.- №5.- с. 12-18
2. Некоторые особенности образования
по социальной работе в Италии /А. Пирло//Журнал
исследований социальной политики.- 2004.-
Т.2.- №3.- с. 377-382.
3. Роберто Баджио Образование
в Италии: История и современность/педагогика
народов мира: история и современность.-
М.: Педагогическое общество России, 2001.-
576с.
4. Обзор систем высшего
образования стран ОЭСР: Система
высшего образования в Италии/Бюллетень
«Новости ОЭСР»: Образование, наука, новая
экономика.- М.: Издательство ГУ ВШЭ, 2009.-
с. 4-6.
5. Дженнаро Гатузо Образование
в Италии/ Д. Гатузо // директор школы.- 2008.-
№3.- с. 75-80.
6. Франческо Тотти Поддержка
студентов в Италии/Франческо Тотти//Университетское
управление.- 2010.- №3(43).- с. 90-93.
7. Закон Украины "О высшем
образовании" от 17.01.2002 г. № 2984-III.
8. Постановление КМУ "О перечне
направлений и специальностей, по которым
осуществляется подготовка специалистов
в высших учебных заведениях по определенным
образовательно-квалификационным уровням"
от 24.05.97 г. № 507.