Система профессиональной подготовки дизайнеров в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 23:50, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы- изучение и обоснование влияния дидактических принципов и методов обучения на учебно-воспитательный процесс на уроках
художественного труда и изобразительного искусства.
Задачи:
1.Рассмотреть понятия «дидактические принципы» и методы обучения;
2.Рассмотреть классификации методов и принципов обучения, их
взаимосвязи;
3.Определить основные методы и принципы обучения, используемые на
уроках художественного труда и изобразительного искусства;
4.Изучить особенности реализации основных методов и принципов,
используемых на этих уроках.;
5.Обосновать влияние дидактических принципов и методов обучения на активность школьников и эффективность учебно-воспитательного процесса;

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретические основы профессиональной подготовки дизайнеров в Российской Федерации…………………………………………………………….6
1.1. Анализ использованной литературы…………………………………………..6
1.2. История развития дизайна………………………………………………………8
1.3. Зарождение новой философии формообразования в области дизайна……..15
Вывод I………………………………………………………………………………19
Глава II. Методика использование систем профессиональной подготовки дизайнеров в структуре СПО…………………………………………………….20
2.1. Анализ программ……………………………………………………………….20
2.2. Методика преподавания основ дизайна на занятиях изобразительного искусства в школе……………………………………………………………………........23
2.3. Внеклассная и внешкольная работа в профессиональной подготовки дизайнеров в системе СПО………………………………………………………………..28
Вывод II......................................................................................................................34
Заключение…………………………………………………………………………35
Список использованной литературы……………………………………………36

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА-1.doc

— 216.00 Кб (Скачать файл)

«Тому, что следует  выполнять, нужно учиться на деле», – говорит Коменский, давая правила, по которым следует организовать упражнения. «Пусть в школах учатся писать, упражняясь в письме, говорить – упражняясь в речи, петь – упражняясь в пении, умозаключениям – упражняясь в умозаключениях, и т.д., чтобы школы были не чем иным, как мастерскими, в которых кипит работа».

Для правильного обучения навыкам надо учащимся дать определенную форму и норму того, что следует выполнять; употребление инструментов (например, при рисовании и т.п.) показать на деле, а не только рассказать, как инструменты употреблять. Упражнения надо начинать с элементов, а не с выполнения целых работ; это относится и к чтению (сначала буквы и слоги, затем слова, наконец фразы), и к рисованию (выполнение упражнений на рисование отдельных форм), и к художественному труду (сначала знакомство с видами швов, а потом изготовление игрушки), и к письму, и к грамматике, и к другим навыкам.

Показав учащимся, образец  для подражания, учитель вначале  должен требовать строгого, точного подражания форме, впоследствии выполнение может быть более свободным. Все допущенные учащимися отклонения от образцов должны тут же исправляться учителем, который свои замечания подкрепляя      ссылкой на правила.

Принцип наглядности. Это один из самых известных и интуитивно понятных принципов обучения, использующийся с древнейших времен. В его основе – строго зафиксированные научные закономерности: органы чувств человека обладают разной чувствительностью к внешним раздражителям, у подавляющего большинства людей наибольшей чувствительностью обладают органы зрения; пропускная способность каналов связи от рецепторов к центральной нервной системе различная. Это означает, что органы зрения «пропускают» в мозг почти в 5 раз больше информации, чем органы слуха, и почти в 13 раз больше, чем тактильные органы; информация, поступающая в мозг через органы зрения (по оптическому каналу), не требует значительного перекодирования, она запечатлевается в памяти человека легко, быстро и прочно.

Принцип систематичности  и последовательности. Принцип опирается на следующие научные положения: человек только тогда обладает настоящим и действенным знанием, когда в его мозгу отражается четкая картина внешнего мира, представляющая систему взаимосвязанных понятий; универсальным средством и главным способом формирования системы научных знаний является определенным образом организованное обучение; система научных знаний создается в той последовательности, которая определяется внутренней логикой учебного материала и познавательными возможностями учащихся; процесс обучения состоит из отдельных шагов и протекает тем успешнее, приносит тем большие результаты, чем меньше в нем перерывов, нарушений последовательности, неуправляемых моментов; если систематически не упражнять навыков – они утрачиваются; если не приучать учащихся к логическому мышлению, то они постоянно будут испытывать затруднения в своей мыслительной деятельности. 
        

 Принцип научности. Принцип научности обучения требует, чтобы учащимся на каждом шагу их обучения предлагались для усвоения подлинные, прочно установленные наукой знания и при этом использовались методы обучения, по характеру приближающиеся к методам изучаемой науки. В основе принципа научности лежит ряд положений, играющих роль закономерных начал: мир познаваем, и человеческие знания, проверенные практикой, дают объективно верную картину развития мира; наука в жизни человека играет все более важную роль, поэтому школьное образование направлено на усвоение научных знаний, вооружение подрастающих поколений системой знаний об объективной действительности; научность обучения обеспечивается прежде всего строгим соблюдением принципов его формирования и зависит от реализации учителями принятого содержания.

           Принцип связи теории с практикой. Рассматриваемый принцип опирается на многие философские, педагогические и психологические положения, играющие роль закономерных начал: эффективность и качество обучения проверяются, подтверждаются и направляются практикой, практика – критерий истины, источник познавательной деятельности и область приложения результатов обучения; правильно поставленное воспитание вытекает из самой жизни, практики, неразрывно с ней связано, готовит подрастающее поколение к активной преобразующей деятельности; эффективность связи обучения с жизнью, теории с практикой зависит от содержания образования, организации учебно-воспитательного процесса, применяемых форм и методов обучения, времени, отводимого на трудовую и политехническую подготовку, а также от возрастных особенностей учащихся; чем совершеннее система трудовой и производительной деятельности учащихся, в которой реализуется связь теории с практикой, тем выше качество их подготовки; чем лучше поставлены производительный труд и профориентация школьников, тем успешнее идет их адаптация к условиям современного производства; чем выше уровень политехнизма на школьных уроках, тем действеннее знания учащихся; чем больше приобретаемые учащимися знания в своих узловых моментах с жизнью, применяются в практике, используются для преобразования окружающих процессов и явлений, тем выше сознательность обучения и интерес к нему.

 

2.3. Внеклассная и внешкольная работа в профессиональной подготовки дизайнеров в системе СПО.

Изокружок

Кружок —  наиболее распространенный вид внеклассной работы. Занятия изобразительным искусством в школьных кружках являются как бы продолжением классных занятий. Но кружковые занятия имеют свои особенности. Во-первых, это занятия для тех, кто серьезно интересуется изобразительным искусством и эти занятия являются для них в какой-то степени эстетической потребностью. Во-вторых, структура деятельности кружка отличается от классных уроков. На уроках учитель обязан изучать со школьниками определенные вопросы, предусмотренные школьной программой. Организация же работы кружка включает составление программы занятий с учетом склонностей и интересов учащихся разного возраста. Конечно, это не означает, что педагог должен давать детям лишь то, что они хотели бы получить. Здесь берутся во внимание и подготовленность по искусству каждого учащегося, и возможности кружка (обеспечение изобразительными материалами, наглядными пособиями и пр.). Вот почему составляется несколько вариантов программ, предусматривающих различные установки и характер деятельности.

Изокружки могут  быть самые различные: рисунка и  живописи, лепки, декоративно-прикладного искусства, оформительского дела, линогравюры, керамики, юных искусствоведов, мозаики и т. д.

Задача учителя  состоит в том, чтобы вовлечь  в регулярную работу кружка как можно большее число учащихся. Знания и навыки, приобретенные в кружке, они применяют при оформлении стенгазеты, выполнении театральных декораций для школьной сцены, на занятиях по географии, естествознанию, истории, физике и т. д., при организации различных оформительских работ в своем классе.

Учитывая  возрастные особенности учащихся, уровень  их навыков, изокружки следует комплектовать по группам: в один кружок зачислять учащихся первого — третьего классов, в другой — четвертого — шестого классов, не более 10—15 человек в каждую группу.

 Содержанием занятий кружка детей начальных классов может быть либо рисование, либо лепка и различные поделки декоративно-прикладного характера, либо составление узоров для вышивок, тканей, бордюров.

Лепят дети из глины и пластилина. Вначале можно лепить с натуры простые по форме предметы: овощи, фрукты, посуду. Затем можно перейти к лепке с чучел птиц и животных и создавать художественные образы — персонажи сказок и басен.

Для учащихся четвертого — шестого классов основным видом кружковых занятий должна быть работа с натуры (рисунок и живопись), которую следует увязывать с композиционной работой в области как тематического рисования, так и декоративного.

Успех работы изокружка зависит от увлеченности учителя, хорошей организации занятий, обеспечения необходимым инвентарем и натурным фондом, от регулярности занятий и их четкого планирования. При планировании работы необходимо учитывать число членов изокружка, количество часов, тематику заданий, их сложность, методику проведения занятий и организацию итоговых выставок.

Например, учитель  в школе ведет кружок линогравюры  или керамики. Подбирая тематику для индивидуальных работ детей, он должен учитывать и количество членов изокружка.

Планируя  выполнение керамического панно с участием членов кружка, педагог должен определить объем работы, исходя из количества часов, которыми располагают учащиеся.

Педагог наметил  выполнить несколько тематических работ, разбил ребят на подгруппы (творческие бригады) и обнаружил, что для одной из групп тематика задания оказалась очень сложной, — надо подобрать для них иное задание.

Группа ребят  в изокружке подобралась очень  подготовленная, и педагогу необходимо применить соответствующую методику работы с ними; отсюда и планирование учебного материала должно быть иным.

Организацию итоговых выставок педагог обычно планировал на конец учебного года, но данный состав кружка позволяет предусмотреть две итоговые выставки: зимнюю и весеннюю.

Помогает  в работе и составление планов-конспектов по отдельным темам.

К началу каждого  занятия необходимо заранее подготовить  соответствующие объекты натурной постановки, муляжи или свежие плоды, подобрать их композиционно по окраске и величине, сообразуя с ними цвет драпировки, с тем чтобы в организационной части занятия установить натуру в короткий срок. Нужно обратить особое внимание на размещение учащихся по отношению к натуре, не допуская слишком близкого расстояния от нее.

Формы и методы работы в изокружках должны быть несколько иными, чем в классе, более приближенными к художественной школе. Например, если в классе на уроках рисования с натуры дети работали за партами, то в кружке надо познакомить школьников с методикой работы за мольбертом-хлопушкой или, в крайнем случае, на планшете, установленном на стуле. Следовательно, иными должны быть и использование материалов для рисования, и метод работы.

Поэтому при  объяснении, например, задания по теме рисования с натуры (акварель) необходимо подробно изложить правила работы акварельными красками. На первых занятиях, когда учащиеся еще недостаточно усвоили технику акварельной живописи, покажем им весь ход построения рисунка и работы акварелью с помощью ранее подготовленных таблиц, изображающих несколько фаз: композиционное размещение рисунка на листе бумаги, постепенный ход построения линейного рисунка и работы акварелью.

При работе над  выявлением объема и цветовой характеристики предметов приучаем детей правильно держать кисть, следить за обязательным предварительным разведением краски водой на блюдце или на кусочке бумаги, обращать внимание на подбор нужных тональностей и цветовых отношений при первой прокладке акварелью.

Первая прокладка  поверхностей основными (локальными) цветами должна быть выполнена в силу освещенных мест, причем на самых светлых местах (на бликах) бумагу оставляют чистой. Вторая прокладка лепит рельеф предметов, увязывает их цветовые соотношения с фоном и с той плоскостью, на которой предметы поставлены. Третья (завершающая) прокладка объединяет все тональные отношения наложением полутонов, усилением теней собственных и падающих, выявляет объем предметов и дает характеристику их по цветам и материалам, фактуре.

При работе акварелью  кисть должна быть обильно "напоена" разведенной краской. Прозрачность не будет достигнута при работе сухой кистью.

Руководя  работой учащихся, надо не ограничиваться объяснениями, а больше показывать на практике, как работать кистью, как разводить краску, подбирать нужные тона и цвета. Желательно, чтобы на этих занятиях сам преподаватель выполнил в присутствии учащихся основной процесс работы над частью постановки.

Законченные работы полезно просмотреть коллективно, с тем чтобы учащиеся отметили достоинства и недостатки своих рисунков. В конце просмотра надо суммировать их высказывания и дать указания к исправлению рисунков.

 

Лекции

В средней  общеобразовательной школе лекционный метод обычно применяется в старших классах. Но лекция по изобразительному искусству с показом репродукций и диапозитивов может быть использована и в среднем звене (четвертый — шестой классы). В этом случае лекция значительно отличается от обычных лекций высшей школы: она охватывает гораздо меньший круг вопросов, строится с учетом возраста и подготовленности учащихся, материал излагается в простой и занимательной форме и длится не все 45 минут, а с небольшими паузами, которые заполняются собеседованием.

Лекции могут  проводиться как самим учителем, так и приглашенным специалистом — искусствоведом, художником, архитектором и т. д. Если учитель имеет возможность пригласить опытного специалиста, то он должен заранее оповестить учащихся о предстоящей лекции, вывесить объявление с указанием места, дня и часа. Помещение, в котором будет читаться лекция, должно быть тщательно подготовленным. Нужно предусмотреть все до мелочей: место для лектора, проекционный фонарь, указку и т. д.

Лекция применяется  в том случае, когда надо дать обобщенный материал о целой эпохе, направлении в искусстве, о жанре, о технике и технологии материалов (в живописи, графике, керамике, чеканке по металлу).

В школьной практике лекции чаще всего посвящаются следующим темам:

Роль и  значение искусства в жизни людей. Выдающиеся мастера (русского, зарубежного) искусства. Великие мастера живописи. Искусство портрета (живопись, графика, скульптура). Работа художника над картиной. Времена года в пейзажной живописи. Искусство и быт. Искусство мозаики в школьных условиях. Художественная керамика в жизни детей. О линогравюре. Искусство резьбы по дереву. Поговорим о чеканке по металлу. Что такое техническая эстетика? Техника и технология акварельной живописи.

Лекцию можно  организовать и провести в крупнейших музеях нашей страны. Например, в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (Москва), Государственной Третьяковской галерее (Москва), Эрмитаже (Санкт-Петербург), Русском музее (Санкт-Петербург) имеются специальные школьные секторы и лектории для учащихся. Лекции читают научные сотрудники музеев.

Информация о работе Система профессиональной подготовки дизайнеров в Российской Федерации