Сказка как средство воспитания младшего школьника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2014 в 16:47, курсовая работа

Краткое описание

В периоды смены общественных формаций нарушается преемственность поколений в воспитании детей и, прежде всего, в сфере передачи нравственного опыта, главных жизненных ценностей и установок. Сформированность нравственных ценностей является важнейшим показателем целостной личности. Подлинно самостоятельной и ответственной, способной создать собственное представление о своем будущем жизненном пути. Сегодня как никогда широко осознается ответственность общества за воспитание подрастающего поколениях.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретические аспекты воспитания младших школьников средствами сказками……………………………………………………………6
§ 1.1. Сказка: сущность, типы, педагогические ценность…………………......6
§ 1.2. Пути использования сказки в работе с младшими школьниками……..13
§ 1.3. Методы и приемы работы со сказкой……………………………………18
Глава II. Использование сказки в работе с учащимися начальных классовМБОУООШ№17 им. Т.Н.Хренникова……………………………
§ 2.1. Из опыта работы по использованию сказки учителем Е.А. Кирилюк…………………………………………………………………………….
§ 2.2. Использование сказки в содержании внеклассного воспитательного мероприятия………………………………………………………………………...
Заключение………………………………………………………………………...
Список литературы……………………………………………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа 3 курс.docx

— 58.65 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

 РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 
               ЕЛЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. И.А.БУНИНА

 

 

ФАКУЛЬТЕТ ПЕДАГОГИКИ И МЕТОДИКИ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ  НАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

 

 

 

Курсовая работа

 

Сказка как средство воспитания младшего школьника

 

 

 

 

 

Выполнила:

cтудентка факультета ПиМНО

группы Н-32

Травина Виолетта

 

Проверила:

старший преподаватель

А.М. Пашкова

 

 

Елец – 2014

Содержание

 

 

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава I. Теоретические аспекты  воспитания младших школьников средствами сказками……………………………………………………………6

§ 1.1. Сказка: сущность, типы, педагогические ценность…………………......6

§ 1.2. Пути использования сказки в работе с младшими школьниками……..13

§ 1.3. Методы и приемы работы со сказкой……………………………………18

Глава II. Использование сказки в работе с учащимися начальных классовМБОУООШ№17 им. Т.Н.Хренникова……………………………

§ 2.1. Из опыта работы по использованию сказки учителем Е.А. Кирилюк…………………………………………………………………………….

§ 2.2. Использование сказки в содержании внеклассного воспитательного мероприятия………………………………………………………………………...

Заключение………………………………………………………………………...

Список литературы……………………………………………………………….

Приложение………………………………………………………………………..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В периоды смены общественных формаций нарушается преемственность поколений в воспитании детей и, прежде всего, в сфере  передачи  нравственного опыта, главных жизненных ценностей и установок. Сформированность нравственных ценностей является важнейшим показателем целостной личности. Подлинно самостоятельной и ответственной, способной создать собственное представление о своем  будущем жизненном пути. Сегодня как никогда широко осознается ответственность общества за воспитание подрастающего поколениях [12, с.31].

В воспитании детей и подростков сегодня используются различные средства. Среди них  особое место  принадлежит сказке. «Сказки многогранны и многослойны: они закладывают духовные принципы, объясняют вселенские законы, оказывают огромное эмоциональное  влияние. Существуют даже специальные лечебные сказки. Поэтому исключать сказки  в воспитании детей ни в коем случае нельзя» – так считает В.А.Сухомлинский [23, с. 146].

В.А. Сухомлинский, работая директором школы, придавал большое значение воспитанию учащихся с помощью сказки. Он писал: «Сказка – благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине» [23, с.182]. «Сказка – это духовные богатства народной культуры, познавая которые, ребенок познает сердцем родной народ» [23,с.182]. Эти слова  подтверждают мысль о том, что сказка является средством  воспитания школьников.

В.А, Сухомлинский считает, что «Сказка – благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Патриотическая идея сказки – в глубине ее содержания; созданные народом сказочные образы, живущие тысячелетия, доносят к сердцу и уму ребенка могучий творческий дух трудового народа, его взгляды на жизнь, идеалы, стремления. Сказка воспитывает любовь к родной земле уже потому, что она – творение народа. Когда мы смотрим на дивные фрески Киевской Софии, мы воспринимаем их как частицу жизни народа, творение его могучего таланта, и в нашей душе пробуждается чувство гордости за его творческий дух, мысль, мастерство. Аналогично воздействие народной сказки на душу ребенка. Кажется с первого взгляда, что сказка построена на чисто «бытовом» сюжете: дедушка и бабушка посадили репку… дедушка решил обмануть волка, сделал соломенного бычка… но каждое слово этой сказки  как тончайший штрих на бессмертной фреске, в каждом слове, в каждом образе  игра творческих сил народного духа. Сказка – это духовные богатства народной культуры, познавая которые ребенок познает сердцем родной народ» [23,с. 154].

Об использовании сказки в учебно-воспитательном процессе начальной неоднократно говорили учителя: В.А. Крючкова, Е.Н. Хромылеваи т.д.

Теоретические аспекты использование сказки в обучении и воспитании  детей данной возрастной группы поднимали: Ш.А. Амонашвили, К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский и т.д.

Однако, не смотря на это, есть вопросы, требующие дополнительного  рассмотрения. Среди них: возможность включения сказочного материала в различные уроки, использование различных методов, приемов работы со сказкой, выявление функций сказки и т.д.

В связи с этим целью нашего исследования является выявление условий использования сказки в качестве средства воспитания младших школьников.

Объект  исследования – Сказка как средство воспитания детей  младшего школьного возраста.

Предмет исследования – Деятельность учителя начальных классов по использованию сказки в воспитании.

Цель, объект и предмет исследования позволили нам выдвинуть следующую гипотезу: сказка может выступать средством воспитания младших школьников, если учитель будет использовать ее как на уроках, так и во внеурочной деятельности, применяя при этом различные методы и приемы работы с ней.

Задачи исследования:

1. Изучить психолого-педагогическую и специальную литературу по теме исследования;

2. Познакомиться с методами  использования сказки в работе с младшими школьниками;

3. Показать пути использования сказки в работе с младшими школьниками;

4. Провести опытно-эксперементическую работу по теме исследования.

Методы  исследования: анализ литературы;

-беседа

-метод проектов

База исследования:

МБОУООШ №17 им. Т.Н. Хренникова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Теоретические аспекты  воспитания младших школьников средствами сказками

§ 1.1. Сказка: сущность, типы, педагогические ценность

 

 

Название нашего параграфа требует знакомства со смыслом понятия «сказка».В Толковом Словаре мы находим следующее толкование: Сказкой всегда называли все, что несет в себе вымысел, сказка – это жанр литературного творчества с установкой  на вымысел. Причем  сказка может быть как устной, так и письменной. Главной особенностью сказки является то, что это всегда выдуманная история со счастливом концом, где добро  побеждает зло [24, с.46], т.е. это выдуманное произведение, которое может быть как в устной, так и в письменной форме.

В.П. Аникин так говорит о русской народной сказке: «Сказки – это коллективно созданные и традиционно хранимые народом устные прозаические художественные повествования такого реального содержания, которое по необходимости требует использования приемов неправдоподобного изображения реальности» [1, с. 17].

В Толковом словаре смысл понятия «русская народная сказка раскрывается так: «Повествовательное произведение устного народного творчества о вымышленных событиях, лицах (обычно с участием волшебных сил). 2. Выдумка, неправда, небылица» [24, с.102].

Следовательно, мы  можем сказать, что «Сказка – повествовательное, обычно народнопоэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил.

Сказка – один из основных жанров устного поэтического творчества. Сказка – преимущественно прозаический художественный устный рассказ фантастического, авантюристического или бытового характера с установкой на вымысел [24, с. 356].

Все сказки   можно разделить на две группы: авторские и народные. Авторские сказки еще называют литературными.

Литературная сказка

Это художественное произведение, которое может быть написано в прозаической или стихотворной форме. Литературная сказка более разнообразна  по сюжету, повествование в ней более насыщено, оно изобилует различными литературными приемами. В ней, как и в народной сказке, тоже есть выдумка  и волшебство. Предшественницей авторской сказки, была сказка народная, слишком связана она с породившим ее фольклором. Авторская фантазия, отбор из сокровищницы фольклора только того, что  нужно автору  для выражения  и оформления своих мыслей и чувств – это главное отличие литературной сказки от фольклорной. Прекрасными примерами литературной сказки являются сказки А.С. Пушкина, К.Д. Ушинского, Г.Х. Андерсена, братьев Гримм, и многие  других замечательных авторов-сказочников.

Народные сказки

Народные сказки – сказки, созданные народом. В нашем случае речь идет о русских народных сказках. Русская народная сказка представляет собой «Повествовательное произведение устного народного творчества о вымышленных событиях, повествование, автором которого является народ [3, с. 36].

Русские народные сказки делятся на три группы: волшебные, бытовые, сказки о животных.

Волшебные сказки – это художественное произведение с четко выраженной идеей победы человека над темными силами зла. Этот вид сказки отличается тем, что их герои  действуют  в фантастическом, нереальном мире, который живет и действует по своим особенным законам, отличным от человеческих. Такая сказка изобилует  волшебными событиями и приключениями, будоража воображение [3,с.38].

Волшебные сказки можно также условно разделить на несколько типов:

    • Героические сказки (с победой над различными мифическими существами или с приключениями, в которые герой отправляется с целью найти какой-то волшебный предмет). Из примеров: «Молодильные яблоки», «Василиса Прекрасная»;
    • Архаические сказки (рассказывают об обездоленных и одиноких людях и о тех, кого выгнали или они ушли из семьи по какой-то причине и об их приключениях). Из примеров: «Двенадцать месяцев», «Дети у людоеда»;
    • Сказки о людях, наделенных волшебными способностями. Например: «Марья-искусница», «Елена Премудрая».

Сказки о животных

     В сказках  о животных действуют рыбы, звери, птицы, они разговаривают друг  с другом, объявляют друг другу  войну, мирятся. В основе таких  сказок лежит тотемизм (вера в  тотемного зверя, покровителя рода), вылившийся в культ животного. Например, медведь, ставший героем  сказок, по представлениям древних  славян, мог предсказывать будущее. Нередко он мыслился как зверь  страшный, мстительный, не прощающий  обиды (сказка "Медведь"). Чем дальше  уходит вера в то тем, чем  более уверенным в своих силах  становится человек, тем возможнее его власть над животным, «победа» над ним. Так происходит, например, в сказках "Мужик и медведь", "Медведь, собака и кошка". Сказки существенно отличаются от поверий о животных — в последних, большую роль играет вымысел, связанный с язычеством. Волк в повериях мудр и хитёр, медведь страшен. Сказка же теряет зависимость от язычества, становится насмешкой над животными. Мифология в ней переходит в искусство. Сказка преображается в своеобразную художественную шутку — критику тех существ, которые подразумеваются под животными. Отсюда — близость подобных сказок к басням ("Лиса и журавль", "Звери в яме").Сказки о животных выделяются в особую группу по характеру действующих лиц. Подразделяются они по типам животных. Сюда примыкают и сказки о растениях, неживой природе (мороз, солнце, ветер), о предметах (пузырь, соломинка, лапоть).

Бытовые сказки

Особенностью бытовых сказок является  отражение  повседневнего  народного быта и обыденной жизни. В бытовых  сказках, как правило высмеиваются  жадные попы и глупые  помещики, а герой сказки (мужик, солдат) выходит победителем  из всех передряг. Бытовые сказки  имеют большое воспитательное  и познавательное значение. Например: «Шемякин суд», «Делёж гуся», «Болтливая старуха». Это один из самых древних видов сказки. Они древнее сказки волшебной и бытовой. Но до сих пор живут и не стареют [3, с. 98].

Сказка играет огромную роль в жизни ребенка. Она сопровождает жизнь ребенка с самого раннего детства. Сказка для ребенка – это не просто вымысел ,фантазия, это особая реальность мира чувств. Слушая сказки, дети глубоко сочувствуют  персонажам, у них  появляется внутренний импульс к содействию ,к помощи, к защите. Правильно подобранные сказки, правильное чтение в оптимальные периоды времени, обсуждение сказки после прочтения – все это позволит ребенку найти и занять свое место в окружающем мире, стать более уверенным и свободным, а  такой ребенок сможет  в дальнейшем  не только брать какие – то блага от жизни, но и отдавать, творить добро, а значит, станет более счастливым [1, с. 28].

В.А. Сухомлинский высоко оценивал роль сказки в воспитании школьников. Поэтому, в школе, где он работал директором, была создана комната сказки, в которой осуществлялось воспитание не только младших школьников, но и  подростков. Он справедливо  отмечал, что: «Сказка — это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений [23, с. 97].

К.Д. Ушинский справедливо считал, что «Сказки, являясь художественно-литературными произведениями, одновременно были и областью теоретических обобщений по многим отраслям знаний. Они – сокровищница народной педагогики, более того, многие  сказки пусть сочинения педагогические, т.е. в них содержатся  педагогические идеи» [25, с. 38].

Гедонистическая функция сказки неоспорима. Сказка  доставляет младшему школьнику удовольствие, независимо от того, какая она: авторская или народная.

Кроме того, сказка помогает детям развивать фантазию. Ведь зачастую родители рассказывают волшебные истории без использования картинок, а значит, ребенку нужно самому  представить, как именно выглядела прекрасная принцесса или косматое чудище.

Сказка учит не отчаиваться в трудные минуты и всегда преодолевать трудности. Ведь главный герой а сказках всегда берется  за выполнение невыполнимых заданий, за решение невероятных загадок. Сказка учит тому, как важно каждому человеку иметь друзей. И тому, что если ты не бросишь друга в беде, и они и поможет тебе в трудную минуту.

Информация о работе Сказка как средство воспитания младшего школьника