Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2014 в 16:47, курсовая работа
В периоды смены общественных формаций нарушается преемственность поколений в воспитании детей и, прежде всего, в сфере передачи нравственного опыта, главных жизненных ценностей и установок. Сформированность нравственных ценностей является важнейшим показателем целостной личности. Подлинно самостоятельной и ответственной, способной создать собственное представление о своем будущем жизненном пути. Сегодня как никогда широко осознается ответственность общества за воспитание подрастающего поколениях.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретические аспекты воспитания младших школьников средствами сказками……………………………………………………………6
§ 1.1. Сказка: сущность, типы, педагогические ценность…………………......6
§ 1.2. Пути использования сказки в работе с младшими школьниками……..13
§ 1.3. Методы и приемы работы со сказкой……………………………………18
Глава II. Использование сказки в работе с учащимися начальных классовМБОУООШ№17 им. Т.Н.Хренникова……………………………
§ 2.1. Из опыта работы по использованию сказки учителем Е.А. Кирилюк…………………………………………………………………………….
§ 2.2. Использование сказки в содержании внеклассного воспитательного мероприятия………………………………………………………………………...
Заключение………………………………………………………………………...
Список литературы……………………………………………………………….
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
ЕЛЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМ. И.А.БУНИНА
ФАКУЛЬТЕТ ПЕДАГОГИКИ И МЕТОДИКИ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ НАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
Курсовая работа
Сказка как средство воспитания младшего школьника
Выполнила:
cтудентка факультета ПиМНО
группы Н-32
Травина Виолетта
Проверила:
старший преподаватель
А.М. Пашкова
Елец – 2014
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава I. Теоретические
аспекты воспитания младших школьников
средствами сказками…………………………………………………………
§ 1.1. Сказка: сущность, типы, педагогические ценность…………………......6
§ 1.2. Пути использования сказки в работе с младшими школьниками……..13
§ 1.3. Методы и приемы работы со сказкой……………………………………18
Глава II. Использование сказки в работе с учащимися начальных классовМБОУООШ№17 им. Т.Н.Хренникова……………………………
§ 2.1. Из опыта работы по использованию
сказки учителем Е.А. Кирилюк……………………………………………………………
§ 2.2. Использование сказки в
содержании внеклассного воспитательного
мероприятия…………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Приложение……………………………………………………
Введение
В периоды смены общественных формаций нарушается преемственность поколений в воспитании детей и, прежде всего, в сфере передачи нравственного опыта, главных жизненных ценностей и установок. Сформированность нравственных ценностей является важнейшим показателем целостной личности. Подлинно самостоятельной и ответственной, способной создать собственное представление о своем будущем жизненном пути. Сегодня как никогда широко осознается ответственность общества за воспитание подрастающего поколениях [12, с.31].
В воспитании детей и подростков сегодня используются различные средства. Среди них особое место принадлежит сказке. «Сказки многогранны и многослойны: они закладывают духовные принципы, объясняют вселенские законы, оказывают огромное эмоциональное влияние. Существуют даже специальные лечебные сказки. Поэтому исключать сказки в воспитании детей ни в коем случае нельзя» – так считает В.А.Сухомлинский [23, с. 146].
В.А. Сухомлинский, работая директором школы, придавал большое значение воспитанию учащихся с помощью сказки. Он писал: «Сказка – благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине» [23, с.182]. «Сказка – это духовные богатства народной культуры, познавая которые, ребенок познает сердцем родной народ» [23,с.182]. Эти слова подтверждают мысль о том, что сказка является средством воспитания школьников.
В.А, Сухомлинский считает, что «Сказка – благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Патриотическая идея сказки – в глубине ее содержания; созданные народом сказочные образы, живущие тысячелетия, доносят к сердцу и уму ребенка могучий творческий дух трудового народа, его взгляды на жизнь, идеалы, стремления. Сказка воспитывает любовь к родной земле уже потому, что она – творение народа. Когда мы смотрим на дивные фрески Киевской Софии, мы воспринимаем их как частицу жизни народа, творение его могучего таланта, и в нашей душе пробуждается чувство гордости за его творческий дух, мысль, мастерство. Аналогично воздействие народной сказки на душу ребенка. Кажется с первого взгляда, что сказка построена на чисто «бытовом» сюжете: дедушка и бабушка посадили репку… дедушка решил обмануть волка, сделал соломенного бычка… но каждое слово этой сказки как тончайший штрих на бессмертной фреске, в каждом слове, в каждом образе игра творческих сил народного духа. Сказка – это духовные богатства народной культуры, познавая которые ребенок познает сердцем родной народ» [23,с. 154].
Об использовании сказки в учебно-воспитательном процессе начальной неоднократно говорили учителя: В.А. Крючкова, Е.Н. Хромылеваи т.д.
Теоретические аспекты использование сказки в обучении и воспитании детей данной возрастной группы поднимали: Ш.А. Амонашвили, К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский и т.д.
Однако, не смотря на это, есть вопросы, требующие дополнительного рассмотрения. Среди них: возможность включения сказочного материала в различные уроки, использование различных методов, приемов работы со сказкой, выявление функций сказки и т.д.
В связи с этим целью нашего исследования является выявление условий использования сказки в качестве средства воспитания младших школьников.
Объект исследования – Сказка как средство воспитания детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования – Деятельность учителя начальных классов по использованию сказки в воспитании.
Цель, объект и предмет исследования позволили нам выдвинуть следующую гипотезу: сказка может выступать средством воспитания младших школьников, если учитель будет использовать ее как на уроках, так и во внеурочной деятельности, применяя при этом различные методы и приемы работы с ней.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую и специальную литературу по теме исследования;
2. Познакомиться с методами использования сказки в работе с младшими школьниками;
3. Показать пути использования сказки в работе с младшими школьниками;
4. Провести опытно-эксперементическую работу по теме исследования.
Методы исследования: анализ литературы;
-беседа
-метод проектов
База исследования:
МБОУООШ №17 им. Т.Н. Хренникова
Глава I. Теоретические аспекты воспитания младших школьников средствами сказками
§ 1.1. Сказка: сущность, типы, педагогические ценность
Название нашего параграфа требует знакомства со смыслом понятия «сказка».В Толковом Словаре мы находим следующее толкование: Сказкой всегда называли все, что несет в себе вымысел, сказка – это жанр литературного творчества с установкой на вымысел. Причем сказка может быть как устной, так и письменной. Главной особенностью сказки является то, что это всегда выдуманная история со счастливом концом, где добро побеждает зло [24, с.46], т.е. это выдуманное произведение, которое может быть как в устной, так и в письменной форме.
В.П. Аникин так говорит о русской народной сказке: «Сказки – это коллективно созданные и традиционно хранимые народом устные прозаические художественные повествования такого реального содержания, которое по необходимости требует использования приемов неправдоподобного изображения реальности» [1, с. 17].
В Толковом словаре смысл понятия «русская народная сказка раскрывается так: «Повествовательное произведение устного народного творчества о вымышленных событиях, лицах (обычно с участием волшебных сил). 2. Выдумка, неправда, небылица» [24, с.102].
Следовательно, мы можем сказать, что «Сказка – повествовательное, обычно народнопоэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил.
Сказка – один из основных жанров устного поэтического творчества. Сказка – преимущественно прозаический художественный устный рассказ фантастического, авантюристического или бытового характера с установкой на вымысел [24, с. 356].
Все сказки можно разделить на две группы: авторские и народные. Авторские сказки еще называют литературными.
Литературная сказка
Это художественное произведение, которое может быть написано в прозаической или стихотворной форме. Литературная сказка более разнообразна по сюжету, повествование в ней более насыщено, оно изобилует различными литературными приемами. В ней, как и в народной сказке, тоже есть выдумка и волшебство. Предшественницей авторской сказки, была сказка народная, слишком связана она с породившим ее фольклором. Авторская фантазия, отбор из сокровищницы фольклора только того, что нужно автору для выражения и оформления своих мыслей и чувств – это главное отличие литературной сказки от фольклорной. Прекрасными примерами литературной сказки являются сказки А.С. Пушкина, К.Д. Ушинского, Г.Х. Андерсена, братьев Гримм, и многие других замечательных авторов-сказочников.
Народные сказки
Народные сказки – сказки, созданные народом. В нашем случае речь идет о русских народных сказках. Русская народная сказка представляет собой «Повествовательное произведение устного народного творчества о вымышленных событиях, повествование, автором которого является народ [3, с. 36].
Русские народные сказки делятся на три группы: волшебные, бытовые, сказки о животных.
Волшебные сказки – это художественное произведение с четко выраженной идеей победы человека над темными силами зла. Этот вид сказки отличается тем, что их герои действуют в фантастическом, нереальном мире, который живет и действует по своим особенным законам, отличным от человеческих. Такая сказка изобилует волшебными событиями и приключениями, будоража воображение [3,с.38].
Волшебные сказки можно также условно разделить на несколько типов:
Сказки о животных
В сказках о животных действуют рыбы, звери, птицы, они разговаривают друг с другом, объявляют друг другу войну, мирятся. В основе таких сказок лежит тотемизм (вера в тотемного зверя, покровителя рода), вылившийся в культ животного. Например, медведь, ставший героем сказок, по представлениям древних славян, мог предсказывать будущее. Нередко он мыслился как зверь страшный, мстительный, не прощающий обиды (сказка "Медведь"). Чем дальше уходит вера в то тем, чем более уверенным в своих силах становится человек, тем возможнее его власть над животным, «победа» над ним. Так происходит, например, в сказках "Мужик и медведь", "Медведь, собака и кошка". Сказки существенно отличаются от поверий о животных — в последних, большую роль играет вымысел, связанный с язычеством. Волк в повериях мудр и хитёр, медведь страшен. Сказка же теряет зависимость от язычества, становится насмешкой над животными. Мифология в ней переходит в искусство. Сказка преображается в своеобразную художественную шутку — критику тех существ, которые подразумеваются под животными. Отсюда — близость подобных сказок к басням ("Лиса и журавль", "Звери в яме").Сказки о животных выделяются в особую группу по характеру действующих лиц. Подразделяются они по типам животных. Сюда примыкают и сказки о растениях, неживой природе (мороз, солнце, ветер), о предметах (пузырь, соломинка, лапоть).
Бытовые сказки
Особенностью бытовых сказок является отражение повседневнего народного быта и обыденной жизни. В бытовых сказках, как правило высмеиваются жадные попы и глупые помещики, а герой сказки (мужик, солдат) выходит победителем из всех передряг. Бытовые сказки имеют большое воспитательное и познавательное значение. Например: «Шемякин суд», «Делёж гуся», «Болтливая старуха». Это один из самых древних видов сказки. Они древнее сказки волшебной и бытовой. Но до сих пор живут и не стареют [3, с. 98].
Сказка играет огромную роль в жизни ребенка. Она сопровождает жизнь ребенка с самого раннего детства. Сказка для ребенка – это не просто вымысел ,фантазия, это особая реальность мира чувств. Слушая сказки, дети глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется внутренний импульс к содействию ,к помощи, к защите. Правильно подобранные сказки, правильное чтение в оптимальные периоды времени, обсуждение сказки после прочтения – все это позволит ребенку найти и занять свое место в окружающем мире, стать более уверенным и свободным, а такой ребенок сможет в дальнейшем не только брать какие – то блага от жизни, но и отдавать, творить добро, а значит, станет более счастливым [1, с. 28].
В.А. Сухомлинский высоко оценивал роль сказки в воспитании школьников. Поэтому, в школе, где он работал директором, была создана комната сказки, в которой осуществлялось воспитание не только младших школьников, но и подростков. Он справедливо отмечал, что: «Сказка — это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений [23, с. 97].
К.Д. Ушинский справедливо считал, что «Сказки, являясь художественно-литературными произведениями, одновременно были и областью теоретических обобщений по многим отраслям знаний. Они – сокровищница народной педагогики, более того, многие сказки пусть сочинения педагогические, т.е. в них содержатся педагогические идеи» [25, с. 38].
Гедонистическая функция сказки неоспорима. Сказка доставляет младшему школьнику удовольствие, независимо от того, какая она: авторская или народная.
Кроме того, сказка помогает детям развивать фантазию. Ведь зачастую родители рассказывают волшебные истории без использования картинок, а значит, ребенку нужно самому представить, как именно выглядела прекрасная принцесса или косматое чудище.
Сказка учит не отчаиваться в трудные минуты и всегда преодолевать трудности. Ведь главный герой а сказках всегда берется за выполнение невыполнимых заданий, за решение невероятных загадок. Сказка учит тому, как важно каждому человеку иметь друзей. И тому, что если ты не бросишь друга в беде, и они и поможет тебе в трудную минуту.
Информация о работе Сказка как средство воспитания младшего школьника