Сказка как средство воспитания младшего школьника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2014 в 16:47, курсовая работа

Краткое описание

В периоды смены общественных формаций нарушается преемственность поколений в воспитании детей и, прежде всего, в сфере передачи нравственного опыта, главных жизненных ценностей и установок. Сформированность нравственных ценностей является важнейшим показателем целостной личности. Подлинно самостоятельной и ответственной, способной создать собственное представление о своем будущем жизненном пути. Сегодня как никогда широко осознается ответственность общества за воспитание подрастающего поколениях.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретические аспекты воспитания младших школьников средствами сказками……………………………………………………………6
§ 1.1. Сказка: сущность, типы, педагогические ценность…………………......6
§ 1.2. Пути использования сказки в работе с младшими школьниками……..13
§ 1.3. Методы и приемы работы со сказкой……………………………………18
Глава II. Использование сказки в работе с учащимися начальных классовМБОУООШ№17 им. Т.Н.Хренникова……………………………
§ 2.1. Из опыта работы по использованию сказки учителем Е.А. Кирилюк…………………………………………………………………………….
§ 2.2. Использование сказки в содержании внеклассного воспитательного мероприятия………………………………………………………………………...
Заключение………………………………………………………………………...
Список литературы……………………………………………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа 3 курс.docx

— 58.65 Кб (Скачать файл)

Сказка учит не судить о людях по их внешнему виду. Ведь в них любая лягушка легко может оказаться прекрасной девицей, а чудовище – заколдованным принцем [1, с. 21].

Воспитательная функция сказки, помогает младшим школьникам обучаться навыкам поведения, воспитать определенные черты характера. По мнению ученых, и с этим нельзя не согласиться.

Сказки являются важным воспитательным средством, в течение столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок. Дети и сказка - неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому знакомство со сказками своего народа должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребенка. Многие сказки, да и рассказы И.Я. Яковлева, составленные им на манер бытовых сказок, носят характер этических бесед, т.е. выступают как средства убеждения в нравственном воспитании детей. В ряде сказок и рассказов он усовещивает детей ссылкой на объективные условия жизни, а чаще всего – на естественные последствия дурных поступков детей: уверяет, убеждает их в важности хорошего поведения. Велика образовательная роль сказок. Встречается утверждение, что педагогическое значение сказок лежит в плоскости эмоциональной и эстетической, но не познавательной. С этим нельзя согласиться. Уже само противопоставление познавательной деятельности эмоции в корне неверно: эмоциональная сфера и познавательная деятельность неотделимы, без эмоции, как известно, познание истины невозможно. Сказки в зависимости от темы и содержания заставляют слушателей задуматься, наводят на размышления.

Например, в чувашской сказке «Не почитающий старого и сам добра не увидит» рассказывается о том, что сноха, не послушавши свекрови своей, решила сварить кашу не из пшена, а из проса и не на воде, а только на масле. Что же из этого вышло? Как только она открыла крышку, просяные зерна, не варившиеся, а жарившиеся, выскочив, попали ей в глаза и навеки ослепили. Главное в сказке, конечно, моральный вывод: нужно прислушиваться к голосу старых, учитывать их житейский опыт, иначе будешь наказан. Но для детей она содержит также и познавательный материал: на масле жарят, а не варят, следовательно, нелепо кашу варить без воды, на одном масле. Детям обычно об этом не говорят, потому что в жизни никто и не делает так, но в сказке дается наставление детям, что всему свое место, что во всем должен быть порядок. Многие народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Как правило, во всех сказках страдания положительного героя и его друзей являются преходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость – результат борьбы, результат совместных усилий. Оптимизм сказок особенно нравится детям и усиливает воспитательное значение народных педагогических средств.

Развивающая функция сказки в том, что она развивает мышление, речь, память, воображение учащихся, способность откликаться на прочитанное и, развивает совершенствовать навык чтения, развивает умственные  способности учащихся. Это подтверждает слова В.А.Сухомлинского: «Сказка – это, образно говоря, свежий ветер, раздувающий огонек детской мысли и речи» [23, с. 31].

Сказка содержит в себе не только педагогическую ценность. Она  необходима в жизни любому человеку ,даже взрослому. По мнению ученых, это объясняется тем, что «Сказки – прекрасное творение искусства. Наша память неразлучна с ними. В простодушных и нехитрых историях о лисе и волке, цапле и журавле, дурачке Емеле, чудесах царевны-лягушки нас привлекает острота социального смысла, неистощимость выдумки, мудрость жизненных наблюдений» [4, c. 5].

Сказка – это вымышленная история, которая повествует нам бытиё через героев. Сказка является средством воспитания младших школьников. Она способствует нравственному, эстетическому, трудовому воспитанию. Является средством развития  ученика.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§ 1.2. Пути использования сказки в работе с младшими школьниками

 

 

Сказка в работе  с младшими школьниками используется следующем образом: на уроках, проводимых  учителями в рамках учебного плана и во внеурочной деятельности.

Остановимся подробно на использовании сказки в процессе обучения младших школьников.

Литературное чтение – это учебная дисциплина, цель которой состоит  в приобщении младшего школьника к  миру искусства слова, в обучении правильному и выразительному чтению, а так же формировании умения понимать замысел автора произведения и составлять собственное мнение. Истинное чтение – это чтение, которое, по словам М. Цветаевой, «есть соучастие в творчестве» [16, с. 52]. Необходимо развивать интеллект, эмоциональную отзывчивость ,эстетические потребности и способности. Использование сказки поможет решать эти задачи.

Рассмотрим, как используется сказка на уроках литературного чтения в начальных классах. Для этого осуществим анализ учебников по данному предмету (Традиционная система обучения).

Мы увидели, что в 1 классе используются сказки: авторские и народные. «Курочка Ряба», «Теремок»,  «Рукавичка», «Петух и собака».

Сказки А. С. Пушкина, И. Токмаковой, Ф. Кривина. Произведения К. Ушинского и Л. Толстого, Л.Н. Толстой «Филипок».

Во 2 классе:

Русские народные сказки:

 «Петушок и бобовое  зернышко», «У страха глаза велики», «Лиса и тетерев», «Лиса и журавль», «Каша из топора», «Гуси - лебеди».А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», вступление к поэме «Руслан и Людмила».

Авторские сказки:

В.В. Бианки «Музыкант»,В.В. Бианки «Сова».

В 3 классе:

Русские народные сказки:

«Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Иван – царевич и серый волк», «Сивка – бурка».

Проект «Сочиняем волшебную сказку»

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане», о сыне его славном и могучем князе ГвидонеСалтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»

 

 Литературные сказки:

Д. Н. Мамин – Сибиряк «Аленушкины сказки»

В. М. Гаршин «Лягушка – путешественница»

В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович».

В 4 классе:

Русские народные сказки:

А.С. Пушкин. «У Лукоморья дуб зеленый», Л.Н. Толстой. «Старый дед и внучек», Н.Сладков. «Они и мы». А.Шибаев. «Кто кем становится», Б.С. Житков «Храбрый утенок».

Литературные сказки

В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке»

В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе»

П. П. Бажов «Серебряное копытце»

А.С. Аксаков «Аленький цветочек»

Таким образом, осуществив подсчет количества обращений к сказке в учебнике мы можем констатировать:

    • в 1-ом классе изучается 4 сказок, из них русские народные  4,авторские 1.
    • во 2-ом классе изучается 10сказок, из них русские народные 8, авторские 2.
    • в 3-ем классе изучается 9сказок, из них русские народные 6, авторские 3.
    • в 4-ом классе изучается 9 сказок, из них русские народные 5, авторские 4.

Второй путь использования сказки – это внеурочная деятельность.

Внеурочная деятельность – это целенаправленная  образовательная деятельность, организуемая в свободное  время для  социализации детей и подростков определенной возрастной группы, формирования у них потребности к участию в социально значимых практиках и самоуправлении, создания условий для развития значимых позитивных качеств личности, реализации их творческой и познавательной активности в различных видах деятельности, участия в  содержательном досуге.

Цель внеурочной деятельности – созданий условий для  реализации детьми и подростками своих потребностей, интересов, способностей в тех областях познавательной, социальной, культурной жизнедеятельности, которые  не могут быть  реализованы в процессе учебных занятий и в рамках основных образовательных дисциплин.

Задачи внеурочной деятельности:

    • расширение общекультурного кругозора;
    • формирование  позитивного восприятия ценностей общего  образования и более успешного освоения его содержания;
    • включение  в личностно значимые  творческие виды деятельности;
    • формирование нравственных, духовных, эстетических ценностей;
    • участие в общественно значимых делах;
    • создание пространства для межличностного, межвозрастного, межпоколенческого общения [8, с. 20-21].

Названные цель и задачи могут быть решены через использование различных средств, в том числе и сказки. Анализ литературы это подтверждает.

Так учитель  Ольга Геннадьевна Пронякина при проведении урока литературного чтения в 4 классе использует различные варианты работы с русско-народной сказкой «Лисичка-сестричка и волк»

Основная цель урока: учить сравнивать характеры и поступки героев сказки о животных. Данная цель конкретизируется в решении следующих задач:

  • научить сравнивать характеры героев;
  • показать поступки лисички-сестрички и волка через инсценирование;
  • научить рассказывать сказку по иллюстрации.

Вначале урока, при изучении нового материала она работает следующим образом:

- Я предлагаю вам прочитать  пословицу.

Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам – урок!

- Как вы её  понимаете?

- Любите ли вы  сказки?

- Что такое сказка?

Сказка – это вымышленное произведение. То, что происходит в ней, на самом деле не бывает, но, читая их, можно учиться добрым, хорошим поступкам.

-Высказывания детей.

Далее учитель проверяет домашнее задание через инсценирование сказки. Ученики, наблюдающие за инсценировкой должны угадать ее.

Еще один вид работы который использует учитель, после чего проводится

- иллюстрирование героев сказки.

- выставка рисунков

В конце урока  учитель предлагает детям осуществить анализ происходившего на уроке:

У вас на партах лежат две картинки: улыбающаяся Лисичка и плачущий Волк. Если вам было интересно на уроке – поднимите картинку Лисички, а если грустно, неинтересно, то Волка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§ 1.3. Методы и приемы работы со сказкой

 

 

Метод – это путь исследования, теория, учение, способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности. В использовании сказки применяются различные методы. Остановимся на некоторых из них.

Чтение сказок

Чтение сказки – это один из важных и ответственных этапов большого пути ребенка в литературу. От качества обучения в этот период многом зависит полноценное приобщение ребенка к книге, развитие у него умения интуитивно чувствовать красоту поэтического слова. Обращение к устно-поэтическим произведениям открывает возможности сохранения складывающейся  веками  системы человеческих  ценностей, гуманных отношений между людьми в современных условиях воспитания школьников. Использование на занятиях  устно-поэтические произведения значительно  обогащает уроки чтения, позволяет найти новые пути организации самих уроков, способствует установлению хороших взаимоотношений между учениками и учителем, развитию у учащихся таких качеств народного творчества, как вариативность, импровизационность, коллективная одухотворенность и др. Чтение является  базовым гуманитарным  предметом в начальной школе, с помощью которого можно решать не только узкопредметные задачи, но и общие для всех предметов задачи гуманитарного развития младшего школьника. Чтобы научить детей работать с произведением, необходимо сформировать специальные читательские умения. Эти умения, сформированные в начальной школе, будут необходимы и достаточны для того, чтобы в основной школе учащиеся умели полноценно читать, понимать и получать эстетическое удовольствие от чтения литературы разных жанров.

Используется различные виды чтения:

  • чтение в слух;
  • чтение про себя;
  • чтение в парах друг другу;
  • чтение по ролям;

Цель присказки – собрать внимание слушателей. После начало сказки, или трудно будет вникнуть в суть событий о которой начал читать рассказчик.

Концовка сказки – свидетельство завершения повествования.

Интонация концовки – непосредственное, доверительное общение со слушателями, возвращение их мыслей и чувств к повседневной жизни.

Пересказ содержания сказки

Пересказ – это также творческий процесс. Особенность пересказа заключается в том, что в повествовании не только точно передаются замысел  и сюжет, но и сохраняется стиль произведения. Для этого исполнитель должен хорошо знать особенности жанра (сказка, рассказ), не допускать слов и оборотов речи, не свойственных данному жанру. Например в народной сказке  будут фальшиво звучать книжные или очень  современные слова и статические обороты. Подготовка пересказа включает идейно-художественный (характер) анализ произведения, как при подготовке к художественному  чтению (идея, система художественных образов, сюжет, композиция, язык).

 Рисование по мотивам сказки

Сказка является важным компонентом педагогического процесса, поэтому при формулировке темы урока учитель часто использует слова «сказочные», «волшебные». Выбирая сюжет для творческой  работы, ребята уже готовы к тому, что  персонажи и события будут вымышленными, их можно будет наделить необыкновенными свойствами. Необходимо поощрять самостоятельность детей, при выборе сюжетов и средств реализации художественного замысла, это стимулирует их творчество, активизирует интерес. Младшие школьники  с большим интересом  иллюстрируют  произведения, которые заучиваются наизусть на уроках чтения, поскольку в основе иллюстративного рисования лежат образы воссоздающего образа. Они возникают в процессе чтения литературного произведения, поэтому нужно читать произведения медленно, многократно и целенаправленно.

Инсценирование сказки – это инсценированное произведение, представления.

Вначале строится работа по анализу сказки, распределению ролей.

1. Знакомство с  заглавием. Рассматривание иллюстрации  к сказке. На первом этапе дети  задумываются над тем, что будет  в сказке, какие герои. 
2. Первичное восприятие. Сначала сказку читает учитель, либо хорошо читающие дети, чтобы у учащихся сформировалась полная картина происходящего.  
3. В ходе беседы выясняется, о чем сказка, были ли предположения детей правильными. Учащиеся характеризуют героев.  
4. Дети самостоятельно читают сказку шепотом или про себя, осмысливают прочитанное. 
5. Роли распределяют сами дети в зависимости от сказки. Например, в сказке «Белочка и енот» Э.Шима, за Белочку читают девочки, за Енота – мальчики. Ребята самостоятельно распределяются по парам, читают по ролям. 
6. Маски – шапочки учащиеся изготовляют дома или в группе продленного дня.

Информация о работе Сказка как средство воспитания младшего школьника