Словосочетание «портфолио школьника» уже ни у кого не вызывает смеха, многие родители ломают голову над составлением этого документа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 13:38, доклад

Краткое описание

Портфолио позволяет определить образовательный рейтинг выпускника основной школы и позволяет ему вступить в конкурсный отбор на профильное обучение на старшей ступени школы. При отсутствии конкурса в профильные классы или в условиях малокомплектной сельской школы портфолио служит материалом, позволяющим более обоснованно предложить направление (профиль) обучения, в зависимости от характера представленных материалов.

Вложенные файлы: 1 файл

круглый стол портфолио.docx

— 19.54 Кб (Скачать файл)

Словосочетание  «портфолио школьника» уже ни у кого не вызывает смеха, многие родители ломают голову над составлением этого документа.

     Основная цель портфолио - обеспечить отслеживание индивидуальных достижений ученика в учебном процессе, продемонстрировать его способности практически применить приобретенные знания и умения.

Основной  смысл портфолио - "показать все, на что ты способен". Педагогическая философия портфолио предполагает смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме, разделу, предмету.

Портфолио решает важные педагогические задачи:

• поддерживает высокую  учебную мотивацию школьников;

• поощряет их активность, самостоятельность  в освоении образовательных программ разного уровня и направленности, стимулирует к самообразованию;

• развивает навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся;

• формирует умение учиться, ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.

     Портфолио позволяет определить образовательный рейтинг выпускника основной школы и позволяет ему вступить в конкурсный отбор на профильное обучение на старшей ступени школы. При отсутствии конкурса в профильные классы или в условиях малокомплектной сельской школы портфолио служит материалом, позволяющим более обоснованно предложить направление (профиль) обучения, в зависимости от характера представленных материалов.

В старшей профильной школе  портфолио позволяет наиболее полно отразить способы и результаты профилизации учащегося 10-11 класса: содержит информацию о предметах и курсах, пройденных в ходе профильного обучения, о результатах олимпиад, проектно-исследовательской деятельности, социальных практик и др.

Портфолио выпускника может служить дополнением к результатам ЕГЭ - или каких-либо иных форм экзаменов - при поступлении в вуз, поскольку в качестве накопительной оценки отражает устойчивые и долговременные образовательные результаты, компенсируя эффект случайного успеха или неуспеха в ситуации экзамена.

В целом портфолио отвечает интересам ученика, школы, вуза и системы дополнительного образования и может стать для них средством связи и взаимодействия, по существу - одним из центральных документов, отражающим в себе сетевые формы получения образования школьниками.

Несмотря на реальные трудности  и противоречия реализации данной инновации  в учебном процессе, следует отметить, что введение портфолио для оценки индивидуальных достижений учащихся является одним из направлений обновления традиционной системы оценивания образовательного результата, формирует новое понимание самого процесса обучения.

В большинстве  случаев все сводится к банальностям: в нарядную папку складываются краткая  биография (или автобиография) ребенка  и его похвальные грамоты.

     «Российский  стандарт составляли на основании уже имеющихся зарубежных образцов: в Европе и Америке эта практика уже давно и успешно используется. К примеру, возьмем портфолио ученика начальной школы в Англии. Там могут лежать его успешные работы по математике, а рядом может быть написано, что лучше всего ему удаются прыжки в высоту и видеозапись, как он развлекается и прыгает. Там же лежит его исследовательский проект о том, как он выращивал на подоконнике луковицу и аудиозапись его выступления в защиту этого проекта. Он сам решает: что ему нужно рассказать о себе. В первую очередь, портфолио — это продукт какой-то деятельности: учебной, социальной, индивидуально, творческой», — поясняет ведущий научный сотрудник Института развития образования Высшей школы экономики Марина Пинская, участвовавшая в разработке стандарта.

 

Возникает вопрос, зачем вообще нужен этот документ, если в школах часто не знают, что  с ним делать, а вузы не учитывают  его при поступлении.

     Эксперты говорят, что в первую очередь портфолио может пригодиться при переходе ребенка из детского сада в школу и особенно — из одной школы в другую. «К примеру, из «портфолио дошкольника» видно, что у ребенка получается лучше, что хуже, на чем нужно сконцентрировать больше внимания педагогу, что требует коррекции. То же самое, если ребенок переходит из одной школы в другую. Его портфолио даст учителям информацию о том, какой уклон образования и какой уровень изучения предмета ему подойдет», — поясняет Марина Пинская.

Теоретически этот документ может быть полезен, если ребенок  готовится поступать в зарубежный вуз: «переходный» вариант портфолио из школы в вуз практикуется в некоторых вузах США, Великобритании, а во Франции на национальном уровне закреплен «дневник компетенций», который идентичен формату портфолио и служит дополнением к национальным экзаменационным тестам (аналог нашего ЕГЭ).

 

«+»

     Любому человеку приятно осознавать свои достижения, что уж говорить о юных учениках: собранные в одну папочку под официальным названием «портфолио школьника младших классов» предметы гордости укрепляют веру в собственные возможности. Предлагаем полезную информацию, представленную в виде ответов на часто задаваемые родителями вопросы. 
 

 

 

 

Достоинства: (+) 
Качественная оценка, по параметрам полноты, разнообразия и убедительности материалов, качества представленных работ, ориентированности на выбранный профиль обучения; представление о динамике учебной и творческой активности, направленности интересов, характере предпрофильной подготовки. 
 
Недостатки: (-) 
Качественная оценка портфолио дополняет результаты итоговой аттестации, но не может войти в образовательный рейтинг ученика в качестве суммарной составляющей. 

 

(+)

Подобная модель предполагает возможность как качественной, так  и количественной оценки материалов портфолио.

Достоинством данного  типа портфолио является возможность исчисления итоговой балльной оценки, которая может стать составляющей образовательного рейтинга ученика (наряду с оценками, полученными при итоговой аттестации).

Ограничения использования  данного варианта связаны с тем, что дается представление о результатах, но не описывается процесс индивидуального  развития ученика, разнообразие его  творческой активности, его учебного стиля, интересов и т.п.

     Максимальный общий балл портфолио может соответствовать максимальному баллу за один экзамен - 5; за два экзамена -10, либо как-то иначе (что может устанавливаться муниципальным либо региональным органом управления образованием). Итоговая оценка портфолио может определяться максимальным баллом за один из его компонентов; она может быть интегральной, включающей максимальные баллы компонентов блока А и блока Б, по одному из каждого, либо как-то иначе. При комплектовании данного раздела портфолио учащихся 10-11 классов возможен учёт материалов без их оценивания внутри школы.

    Оценка портфолио выпускника полной средней школы может быть произведена вузом или каким-либо иным адресатом портфолио по месту предъявления.

    Ограничения - качественная оценка портфолио дополняет результаты итоговой аттестации, но не может войти в образовательный рейтинг ученика в качестве суммарной составляющей. Однако в ряде случаев она может быть педагогически весьма значимой, поскольку есть много учеников, для которых «портфолио работ» служит дополнительной формой выражения успешности, «состоятельности» подростка в его образовательной карьере.

Портфолио отзывов - это характеристики отношения школьника к различным видам деятельности. Документы предоставляются учителями, родителями, педагогами или руководителями учреждений дополнительного образования, сторонними организациями и др.

     Эта часть портфолио также включает анализ отношения самого школьника к своей деятельности и ее результатам: автобиографию ученика и его жизненные планы, материалы самооценки.

К достоинствам этой формы  портфолио относится возможность включения механизмов самооценки ученика. Ограничивает сферу использования данного варианта сложность формализации и учета собранной информации.

Таким образом, портфолио помогает решать следующие важные педагогические задачи:

• поддерживать и стимулировать  учебную мотивацию школьников;

• развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся;

• формировать умение учиться - ставить цели, планировать и  организовывать собственную учебную  деятельность;

• закладывать дополнительные предпосылки и возможности для  успешной специализации.


Информация о работе Словосочетание «портфолио школьника» уже ни у кого не вызывает смеха, многие родители ломают голову над составлением этого документа