Сми как фактор социолизации подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 20:11, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: проанализировать теоретические аспекты влияния СМИ на социализацию подростков; Задачи:
выделить специфические характеристики подросткового возраста;
проанализировать процесс социализации подростков в русле социально-педагогической работы;
обосновать характер влияния СМИ на социализацию подростков;
провести исследование влияния СМИ на социализацию подростков СШ №3 г. Любаня;
составить методические рекомендации по использованию СМИ как средства социально-педагогической работы с подростками.

Вложенные файлы: 1 файл

itog.doc

— 226.50 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

Живя в современном  мире, мы постоянно сталкиваемся со средствами массовой информации. Они  настолько прочно основались в нашей  повседневности, что мы даже представить  себе не можем своего существования без них.

На сегодняшний день скорость обмена, производства, передачи и получения информации растёт в геометрической прогрессии вместе с развитием информационных технологий. Наряду с этим появилась проблема перегрузки информацией: обилие аудиовизуальных материалов в общественных местах, на улице, дома и на рабочем месте определенным образом воздействуют на сознание и подсознание человека.

Средства массовой информации играют ведущую роль в этом, как  представляется исследователям, в первую очередь негативном процессе. К сожалению, более всего негативному влиянию СМИ подвержена молодёжь. Разрушение культурных ценностей, волна немотивированной агрессии, понижение уровня культуры, снижение порога чувствительности, – одним словом, деградация современной молодёжи является главным показателем.

В условиях политической, социальной и экономической нестабильности молодой человек подвергается воздействию проявлений, имеющих место вне образовательной системы, в числе которых – криминализация общества, падение уровня жизни подавляющего большинства населения, разрушение культурных традиций, размывание нравственных ценностей.

Выбранная тема актуальна, потому что сегодня практически  отсутствует контроль над рынком СМИ. Информация, производимая на нём, беспрепятственно поступает всем категориям потребителей. Эта информация часто оказывается недоброкачественной, ложной, антисоциальной или просто «пустой», неинформативной. Это негативно сказывается на уровне культуры и морально-нравственного воспитания массовой аудитории, и в особенности подрастающего поколения.

В нашей работе мы остановимся на влиянии СМИ на подростков, так как они – это такая социальная группа, которая по максимуму использует СМИ и жадно черпает информацию разного содержания. Происходит это потому, что они очень любознательны, и хотят быть в курсе всех событий, происходящих не только в их окружении, местности, но и во всём мире. Подростки проявляют заинтересованность информацией и это – факт. Но в силу характерных особенностей своего возраста они не всегда правильно используют СМИ, зачастую не адекватно воспринимают и интерпретируют информацию, не достаточно критичны, легко убеждаемы.

Цель исследования:

    • проанализировать теоретические аспекты влияния СМИ на социализацию подростков;

Объект исследования: СМИ, как фактор социализации подростков.

Предмет исследования: негативные аспекты влияния СМИ на социализацию подростков.

Задачи:

    • выделить специфические характеристики подросткового возраста;
    • проанализировать процесс социализации подростков в русле социально-педагогической работы;
    • обосновать характер влияния СМИ на социализацию подростков;
    • провести исследование влияния СМИ на социализацию подростков СШ №3 г. Любаня;
    • составить методические рекомендации по использованию СМИ как средства социально-педагогической работы с подростками.

Гипотеза исследования: СМИ в большей степени оказывают негативное влияние на социализацию подростков.

Методы  исследования: теоретический анализ проблемы, анализ научных исследований по данному вопросу, анализ документов, анкетирование, наблюдение, беседа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЛИЯНИЯ СМИ НА ПРОЦЕСС СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ

1.1. Социально-педагогические характеристики подростков

как условия социализации

Подростковый возраст – период жизни человека от детства до юности. В традиционной классификации – от 11-12 до 14-15 лет. Тинэйджер – 10-19 лет. В этот самый короткий по астрономическому времени период подросток проходит великий путь в своем развитии: через внутренние конфликты с самим собой и с другими, через внешние срывы и восхождения он может обрести чувство личности [11, стр. 29].

Подростковый возраст протекает  очень бурно, он самый затяжной и самый острый. Можно говорить о трех кризисах, которые сливаются воедино и переживаются подростками, а значит, о трех группах причин, которые делают возраст труднее.

    • Физиологические причины трудностей.

В этот период происходит резкий скачок в физическом развитии. Часто подросток  кажется неуклюжим. Кровоснабжение затруднено, подростки часто жалуются на головную боль, быструю утомляемость. Возрастает контроль над инстинктом, эмоциями. Процесс возбуждения преобладает над процессом торможения, характерна повышенная возбудимость. Быстрый рост и половое созревание организма делают психику подростка очень неустойчивой. Необходимо учить подростка управлять собой и своим поведением [12, стр. 51].

    • Социально-педагогические причины трудностей.

Мир подростка насыщен идеальными настроениями, которые выводят его  за пределы обыденной жизни, взаимоотношений  с другими людьми. Объектом самых  важных его размышлений становятся будущие возможности, которые связаны с ним лично: выбор профессии, стремление уметь взаимодействовать с социальными группами. У подростка появляется так называемое чувство взрослости: потребность быть, казаться и вести себя как взрослый, стать независимым от опеки и контроля, обрести взрослые права [17, стр. 47].

Основное противоречие подросткового  возраста: подросток хочет быть взрослым, чтобы окружающие считали его  взрослым и относились к нему соответственно, однако у него самого отсутствует  ощущение подлинной взрослости. Отсюда в поведении подростка наблюдаются две противоположные тенденции:

    • к независимости - дайте мне все взрослые права и позвольте жить своим умом;
    • к зависимости от взрослых – взрослые обязанности мне пока что не к чему, я не в состоянии их исполнять, и вообще я рассчитываю на то, что вы не позволите мне совершать никаких ошибок, вся ответственность за мое поведение лежит на вас.

Подростковый возраст – это  время, когда происходит бурное развитие и перестройка организма. В отрочестве человек обретает не чувство взрослости, а чувство возрастной неполноценности. Под влиянием всей окружающей среды у подростка складываются нравственные идеалы и мировоззрения. Одним из важнейших моментов является формирование самосознания, самооценки, появление острого интереса к самому себе. Подросток хочет разобраться в себе и в тех отношениях, которые связывают его с окружающим миром. Подростковый возраст – это возраст, когда часто меняются интересы, это год критики и самокритики, когда подростки особенно требовательны и к людям, и к себе [4, стр. 61].

Отрочество – это период, когда  подросток начинает по-новому оценивать  свои отношения с семьей. Стремление обрести себя как личность, порождает  потребность в отчуждении о тех, кто из года в год оказывал на него влияние, в первую очередь это родители. Одним из наиболее сильных желаний подростка: «стать взрослым», то есть, самостоятельным. Стремление к самостоятельности видно во всем: в учении, в труде, в выборе друзей, распределении времени. Подросток хочет быть взрослым, но не всегда и не во всем может им быть. Ему необходимы: постоянная помощь, советы, дружеское руководство со стороны родителей [18, стр. 23].

Подростковый возраст – это  период, когда подросток начинает ценить свои отношения со сверстниками. Общение с теми, кто обладает таким же жизненным опытом, как и у него, дает возможность смотреть на себя по - новому. Сама дружба становится одной из значимых ценностей в отрочестве. Именно через дружбу у подростка усваиваются черты взаимодействия людей: сотрудничество, взаимопомощь, взаимовыручка, риск ради другого. Дружба дает возможность глубже познать другого и самого себя. В подростковом возрасте многие подростки начинают стремиться утвердить себя в качестве лидера. Лидерство – это способность человека оказывать влияние на людей, направлять их усилия на достижение значимых целей. Лидер формирует у себя ответственное отношение к себе, к другим людям, к природе. У подростков это остро выступает во взаимодействии «мы» и «я». «Мы» - это умение слиться со всеми в эмоциональных ситуациях и в ситуациях социального выбора, это способность обрести радость в конкретной общности. «Я» - это способность к обособлению от других, это умение остаться наедине с собой, это способность обрести радость от пребывания с самим собой. Подросток стремится познать и пережить обе стороны и обрести себя между ними [9, стр. 29].

Как правило, интересы и увлечения имеют не учебный  характер. Основной вид увлечений – информативно-коммуникативные увлечения. В них проявляется жажда получения новой, не слишком содержательной информации, не требующей никакой критической переработки, и потребность в легком общении со сверстниками – во множестве контактов, позволяющих этой информацией обмениваться. Это многочасовые пустые разговоры в привычной дворовой компании или со случайными приятелями, созерцание происходящего вокруг (от витрин магазинов до уличных происшествий), длительное просиживание перед телевизором [13, стр. 8].

Основными социально-психологическими особенностями являются: чувство  взрослости, стремление к самостоятельности, независимости от взрослых; ориентация на группу сверстников; интерес к самому себе, к самопознанию; стремление к самоутверждению; эмоциональная нестабильность; формирование нравственных идеалов и мировоззрения; стремление не только больше знать, но и больше уметь; формирование самосознания и «я - концепции».

Таким образом, подростковый возраст считается самым сложным этапом в развитии ребенка. Его традиционно называют опасным, переходным, трудным возрастом. И можно выделить три группы причин делающих его таким: физиологические, психологические и социально – психологические. Физиологические, то есть, бурный рост и половое созревание организма; психологические, а именно, становление нравственности, приобретение новой социальной позиции; социально – психологические, то есть, усвоение социума, общих признаков устройства мира.

Все специфические особенности подросткового возраста характеризуются изменениями, неустойчивостью, сложностью. В таком состоянии подросток в особенности подвержен различным негативным воздействиям и влияниям. И СМИ здесь не исключение, так как подростки самые активные потребители информации всевозможного содержания, однако культура и навыки использования СМИ у подростков не сформированы.

 

 

 

 

1.2  Социализация подростков как объект социально-педагогической работы

Методологическими положениями о социализации молодежи выступают концептуальные взгляды М. Вебера, Г. Маркузе, А. Маслоу, Т.Парсонса, П. А. Сорокина, А. Тоффлера, Ю. Хабермаса, Э. Эриксона и др.

Проблемами  и вопросами социализации занимались: Г. Салливан, Дж.Мид, Т. Парсонс, Б. Скиннер, О. Брим, Шомбар де Лов, Б. Берксон, Г.Уолтер, Р. Борис, Л.С. Выготский, П.Л. Гальперин, А.П. Леонтьев, Ж.Пиаже, С.Л. Рубенштейн, И.С. Кон, Б.Д. Парыгин, М. Каплан, Д.Р. Келли, А. С. Макаренко, А.В. Мудрик, Д. Мунди, В.А. Сухомлинский и др.

Социализация – процесс усвоения и активного воспроизводства индивидом социокультурного опыта (социальных норм, ценностей, образцов поведения, ролей, установок, обычаев, культурной традиции, коллективных представлений и верований и т.д.). Социализация – результат и целенаправленное формирование личности посредством воспитания и формального обучения и стихийного воздействия на личность жизненных обстоятельств. Понятие «социализация» появилось в 30-е гг. и с 40-50-х гг. широко используется в социологии, социальной психологии, социальной педагогике, социальной работе и антропологии. В американской антропологии, традиционно сосредоточенной на изучении культуры, этот термин был подвергнут критике как преувеличивающий значимость усвоения социальных ролей и упускающий из виду передачу когнитивных аспектов культуры; были предложены альтернативные термины "культурализация" (К. Клакхон) и "инкультурация" (М. Херсковиц). На сегодняшний день С. и инкультурация рассматриваются как два аспекта единого процесса вхождения индивида в социокультурную систему. Хотя изучается главным образом процесс социализации индивида в детском и юношеском возрасте ("этнография детства" и т.д.), этот процесс охватывает всю человеческую жизнь, так как и взрослый человек может под давлением жизненных обстоятельств осваивать новые роли и модели поведения. В конце 19 - начале 20 вв. исследования социализации концентрировались вокруг спора о роли наследственности и среды в формировании поведения: У. Макдаугалл, А. Гезелл, Ж. Пиаже отстаивали тезис о доминирующей роли наследственности; Дж. Болдуин и Дж.Г. Мид утверждали, что определяющее воздействие на формирование поведения оказывает среда, и исходили из постулирования врожденной склонности ребенка к имитации. Наиболее мощный толчок развитию исследований социализации и детства в разных культурах дали теории Фрейда об определяющей роли семьи в формировании поведения и личности индивида, роли идентификации в усвоении ребенком социальных норм и запретов, Эдиповом комплексе и т.д.

В 20-40-е гг. американские антропологи, вдохновленные идеями психоанализа, проводили многочисленные исследования социализации и детства: М. Мид (изучение взросления на Новой Гвинее), Г. Рохейм (исследование детства в Австралии и Меланезии, ориентированное на подтверждение гипотезы о существовании и универсальном значении Эдипова комплекса), Э. Эриксон (изучение связи различных культурных феноменов с особенностями социализации у индейцев юрок и сиу), Дж.Доллард, Кардинер, Линтон, К. Дюбуа и др. В бихевиоризме (Дж. Уотсон) и теории научения (Э. Торндайк, К. Холл, Дж. Уайтинг, Р. Сеарз) социализация интерпретировалась как социально обусловленное научение, и для ее изучения использовались эксперимент и статистические методы. В символическом интеракционизме (Дж.Г. Мид, Г. Блумер) социализация рассматривается как результат социального взаимодействия, в котором ребенок последовательно принимает роли "другого", "других", "обобщенного другого". Гуманистическая психология (Г. Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс) трактует социализацию как самоактуализацию Я-концепции; структурно-функционалистская теория Парсонса – как процесс интефации индивида в социальную систему посредством интернализации норм. Первичным "агентом" социализации, по Парсонсу, является семья. Исследования американского антрополога Т. Тернера показали, что первичной социализирующей общностью может быть и не семья. Социализация – предмет многочисленных сравнительных и кросскультурных исследований, использующих различные методы: экспериментальные методы (Дж. Уайтинг и И. Чайлд), психологические тесты (К. Клакхон), непосредственное наблюдение (этнологические исследования А. Бандуры, М. Мейна и др.). В настоящее время социализация рассматривается как комплексный и многоаспектный процесс, к которому могут быть применены разные подходы в зависимости от исследовательских задач [23].

Процесс социализации начинается с младенческих лет, период детства и юности в процессе социализации играет наиболее важную роль, в этом 
возрасте закладываются основные знания о нормах поведения в обществе. 
Прежде подготовка к взрослой жизни была менее продолжительной чем сейчас: в 14-15 лет юноша переходил в разряд взрослых, а девушки в 13 лет выходили замуж и образовывали самостоятельную семью, а вот сейчас человек продолжает учебу иногда до 25 лет. Говорить о конце 
социализации не приходится так как этот процесс происходит на протяжении 
всей жизни человека, и заканчивается в глубокой старости, но наиболее 
благоприятным временем для социализации является все же детство и юность. Людей, которые непосредственно осуществляют социализацию индивида называют агентами социализации. Для подростков, основными агентами социализации являются: родители (семья), школа, сверстники, средства массовой информации. Далее в работе рассматриваются эти основные агенты социализации, как они в условиях современности влияют на формирование молодых людей. Особенность же нынешней ситуации, в которой осуществляется формирование духовного облика подростков, заключается в том, что она сопровождается переоценкой ценностей, критическим осмыслением опыта предшествующих поколений, новыми представлениями о своем профессиональном будущем и будущем общества [3, стр. 185].

Информация о работе Сми как фактор социолизации подростков