Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 20:11, курсовая работа
Цель исследования: проанализировать теоретические аспекты влияния СМИ на социализацию подростков; Задачи:
выделить специфические характеристики подросткового возраста;
проанализировать процесс социализации подростков в русле социально-педагогической работы;
обосновать характер влияния СМИ на социализацию подростков;
провести исследование влияния СМИ на социализацию подростков СШ №3 г. Любаня;
составить методические рекомендации по использованию СМИ как средства социально-педагогической работы с подростками.
Значение группы сверстников в социализации определяется возможностями самореализации и самоактуализации человека в интересующей его деятельности. Этот фактор социализации становится важным на интегративной стадии социального развития. Тут подросток может найти и реализоваться, то есть принять на себя некоторые роли, которые не доступны ему в будничной жизни. Он может стать лидером, принимать самостоятельные решения и отвечать за их последствия. То есть такая группа представляет из себя свой собственный микромир, выбирать который может сам подросток, что не доступно для него в любых других институтах социализации.
Воздействие группы сверстников на социализацию происходит посредством определенных психологических механизмов, к которым относятся научение, подражание, заражение и идентификация. Научение – процесс осознанного приобретения знаний и навыков, он присутствует в группах сверстников, хотя по своему значению и уступает другим механизмам. Подражание – один из главных механизмов социализации в группах сверстников, особенно среди подростков. Этот процесс, в отличие от научения, происходит бессознательно. В данном случае объектом подражания оказываются те сверстники, пользующиеся наибольшим уважением подростка, его референтная группа. Заражение – также бессознательный процесс, характеризующийся передачей эмоционального состояния при непосредственном общении. Так общим настроением заражается группа подростков, танцующих на дискотеке. Механизм заражения часто играет важную роль, влияя на принятие решений. Идентификация – отождествление себя с чем-либо. Очень важна для подростков, так как она позволяет ответить на вопрос «Кто я?», найти свое место в мире. Идентификация с группой сверстников выражается через символы. О том, с кем идентифицирует себя человек, говорят символы, выражаемые одеждой, украшениями, использованием специфического слэнга, жестами и т.п. [5, стр. 43].
В ситуации быстрого изменения содержания культуры, особое значение приобретает наиболее гибкий и мобильный агент социализации – СМИ. Под эгидой «внедрения» рыночных отношений зачастую проповедуются ценности, несовместимые с развитием нормального рынка (культ лёгкой наживы, мошенничества, и т.д.). Современную урбанистическую культуру невозможно представить себе без СМИ. Различные формы СМИ стали неотъемлемыми атрибутами жизненного мира современного человека, они превратилось в мощный общественный институт, поле приложений интеллектуальных усилий теоретиков- представителей разных общественных наук. Юристы рассматривают правовые вопросы функционирования СМИ, экономистов интересуют СМИ как экономический институт, социологов – как институт, направленный на интеграцию или дезинтеграцию общественной жизни.
Приобрести качества взрослости стремятся все без исключения подростки. Видя проявления этих качеств у старших людей, подросток часто некритически подражает им. Подросток как губка, которая впитывает всё плохое, всё негативное, но ребёнок не осознаёт вредность этого «впитывания», самое главное для него чтобы сверстники приняли его в свой круг общения.
Часто ребёнок воспринимает то, что показывают по телевизору, в Интернете, это разнообразие рекламы, фильмы (боевики, ужасы и т.д.), музыкальные клипы, молодёжные программы не совсем адекватно. Подростки оказались буквально под перекрёстным огнём СМИ. Идёт интенсивная криминализация сознания, приучение к насилию как к норме жизни, эмоциональное отупение. Начиная с мультфильмов и заканчивая низкопробными кинолентами, подростки приучаются к культу насилия, утрачивают истинные человеческие ценности.
Так СМИ и стоящие за ними силы формируют у нового поколения деформированное сознание [4, стр. 67].
Таким образом, подростковый период имеет исключительное значение в общем процессе социализации человека. Он является одним из самых сложных и противоречивых. В этот период чаще всего возникают различные нарушения и деформации. И исключительно важным в этот период является контроль над процессами, происходящими в жизни подростка. Он должен осуществляться как со стороны семьи, так и со стороны школы, в частности социальных педагогов и психологов, специалистов по социально-педагогической работе.
Все нарушения процесса социализации подростка плавно переносят её в область социально-педагогической работы. Задача социального педагога не только решение возникнувших нарушений, но и всевозможная профилактика этих нарушений, в том числе борьба с негативными аспектами влияния средств массовой информации на социализацию подростков.
1.3. Влияние СМИ на процесс социализации подростков
Сегодня актуальность проблем социализации молодого поколения обусловлена системным кризисом белорусского общества, в результате которого современная молодёжь формируется в условиях быстрых изменений политических, социально-экономических, мировоззренческих и духовных основ человеческой жизни. Социальный и моральный мир молодого поколения, вступающего в жизнь, характеризуется противоборством и даже хаосом конкурирующих ценностей.
Диагностика и анализ характера и направленности трансформации, происходящей с ценностями современной молодёжи, приобретает особую актуальность в свете последствий воздействия современных информационных технологий. Опосредованное восприятие мира формирует у молодёжи ложные ценности и неспособность к самостоятельному принятию решений, а это приводит к искажению понимания нравственных законов.
Всё возрастающую роль в современной жизни играют средства массовой информации (СМИ), через которые человек сегодня не только получает необходимую ему информацию, но и черпает из них поведенческие стереотипы, ценности, идеалы и многое другое. СМИ сегодня вышли за пределы своего изначального предназначения – распространения информации и превратились, наряду со всем прочим, в один из факторов формирования мировоззрения.
Средства массовой информации (сокращённо «СМИ», также — масс-медиа) — организационно-технические комплексы, которые обеспечивают быструю передачу и массовое тиражирование словесной, образной и музыкальной информации.
СМИ имеют следующие признаки:
СМИ — это совокупность следующих субъектов журналисткой деятельности:
Теперь рассмотрим те функции, которые выполняют (или должны выполнять) средства массовой информации.
Разные авторы и журналисты выделяют разные функции.
Например, Е.П. Прохоров выделяет
следующие шесть функций
С.Г. Корконосенко выделяет четыре сферы, на которые оказывают непосредственное влияние СМИ: экономическую, политическую, духовно-идеологическую и социальную [10, стр. 107].
В каждой из этих сфер СМИ играют свои социальные роли:
Средства массовой информации оказывают большое влияние на формирование образа жизни подростков. Это влияние распространяется как непосредственно через СМИ на личность молодого человека, так и опосредованное – через родителей, учителей, сверстников, на которых СМИ, в свою очередь, так же оказывают значительное влияние. Даже господствующие в обществе социальные нормы в значительной мере сформированы СМИ.
Средства массовой информации создают двойственное взаимоисключающее влияние на образ жизни подростка: с одной стороны, они выступают как фактор, стимулирующий формирование здорового образа жизни у молодежи, с другой - провоцируют развитие вредных привычек, химических зависимостей, способствуют развитию психологического дискомфорта и пр.
Существует мнение, о том, что не следует преувеличивать роль СМИ в формировании образа жизни подростка, списывая все существующие в молодежной среде проблемы на счет “тлетворного влияния запада” и комерционализации радио, телевидения и прессы. В тоже время роль СМИ в формировании образа жизни нельзя недооценивать. Однако нельзя не отметить, что именно в последнее десятилетие огромные средства, вкладываемые международными корпорациями в рекламу сигарет и алкогольных напитков, не идут ни в какое сравнение с финансированием программ, статей, передач, посвященных формированию здорового образа жизни молодежи [21].
Если говорить о характере влияния СМИ на подростков, то можно выделить два характера воздействия. Дело в том, что СМИ может производить как позитивное, так и негативное воздействие на молодых людей. Давайте проследим характер этого влияния на примере самых распространённых видов СМИ: телевидение и Интернет [20, стр. 174].
Социологические исследования последних десятилетий неоднократно подтверждали, что в структуре детского и молодежного произвола лидирует просмотр телепередач как наиболее доступная, универсальная форма провождения свободного времени. По мнению исследователей, сильнейшее воздействие телевидения производится на формирование представлений о современном состоянии общества, об уровне существующей в нем справедливости и наиболее типичные характеристики современного представителя. В меньшей мере СМИ (а конкретнее телевидение) влияет на формирование разных граней общественного идеала, связанных с представлениями про идеальный способ жизни, идеальный общественный строй, идеал социальной справедливости и желанные качества человека.
Выходит, можно утверждать, что именно СМИ в лице телевидения, транслирует модели, стили и образцы сознания и поведения.
Телевидение – неотъемлемый элемент культуры ХХ века, часть и компонент духовной жизни социума и личности. Телевидение в своей развитой форме увеличивает возможности соучастия людей в разных событиях, делает достижения науки и культуры доступными для масс, расширяет пределы жизненного мира каждого индивида до всепланетарных масштабов.
В наше время особо острой стала проблема телевизионного насилия. Практически во всех современных сериалах, фильмах, и даже мультфильмах существует насилие. Термин «телевизионное насилие» давно используется в научном лексиконе и объединяет в себе демонстрацию нанесения повреждения или ущербов персонажам телевизионных программ или фильмов. С одной стороны существует множество исследований, результаты которых свидетельствуют, что просмотр сцен насилия по телепрограммам и фильмам связанный с последующей агрессией. Было доказано, что теленасилие может стать причиной кратковременного возбуждения и так званых «эффектов моделирования». Давайте вспомним известный фильм Оливера Стоуна «Прирожденные убийцы». После его выхода по миру прокатилась волна грабежей, разбоев, убийств, содеянных молодыми людьми, которые утверждали после ареста, что подражали героям этого фильма. В то же время не менее авторитетные ученые своего времени, использовав причинно-последственные статистические модели, не получили ни одного свидетельства существования связи между употреблением теленасилия и последующими изменениями агрессивности поведения. Я считаю, что все же теленасилие есть причиной последующей агрессии.
СМИ являются также источниками пошлой информации, порнографии. В телевидении транслируется множество эротических фильмов, которые развращают, опошляют современную молодежь. Страшно то, что эту пошлость, нечистоту мы видим не только по телевидению, но и в газетах, журналах, в сети Интернет – везде. Можно проследить негативное воздействие телевидения на половую жизнь подростков. «Ценности, нормы и стереотипы половой жизни, которые транслируют СМИ, очень часто далеки от реальности, ориентируют молодых людей на бесправные половые связи, которые не опираются на взаимные чувства любви и ответственности, провоцируют и стимулируют и без того повышенную подростковую сексуальность» [15, стр. 19].
Компьютер прочно вошел в нашу жизнь. Технический прогресс остановить невозможно, и, хотим мы того или нет, компьютерная грамотность становится составляющей общей грамотности, свидетельством образованности, если хотите, цивилизованности человека. Трудно представить себе человека, претендующего на хорошую должность и при этом не владеющего компьютером. Современное состояние дел таково: если в середине-конце 90-х годов в числе наиболее частых занятий подростки называли слушание музыки и просмотр телепередач, то теперь увлечение компьютером потеснило прежние увлечения. Современные подростки ставят компьютер, Всемирную сеть Интернет, практически наравне с занятиями спортом, прогулками и общением с друзьями. Что такое Интернет? «Интернет – это глобальная компьютерная сеть, предоставляющая огромные свободы пользователям». Но сейчас, это уже нечто большее, чем просто сеть. Теперь Интернет стал еще и источником, через который террористы организовывают теракты, через который продают наркотики, через который продают детей. В Интернете есть пристанища тысячи извращенцев и психически неполноценных личностей [6, стр. 147].