Современный образовательный процесс в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 19:18, реферат

Краткое описание

Начальное общее образование является первой ступенью общего образования. В Российской Федерации начальное общее образование является обязательным и общедоступным. В условиях модернизации начальное образование строится на основе качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы.

Вложенные файлы: 1 файл

Современный образовательный процесс в начальной школе.doc

— 124.50 Кб (Скачать файл)

Современный образовательный  процесс в начальной школе

Начальное общее образование является  первой ступенью общего образования. В Российской Федерации начальное общее образование является обязательным и общедоступным. В условиях модернизации начальное образование строится на основе качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы и призвано обеспечить выполнение следующих основных целей:

  • развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться;
  • воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру;
  • освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности;
  • охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
  • сохранение и поддержка индивидуальности ребенка.

Приоритетом начального общего образования  является формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.

Особо важную роль в современном  учебном процессе в начальной  школе играют межпредметные связи,  которые способствуют интеграции предметов, предотвращению предметной разобщенности и перегрузки обучающихся.

Особо важную роль в современном учебном процессе в начальной школе играют межпредметные связи,  которые способствуют интеграции предметов, предотвращению предметной разобщенности и перегрузки обучающихся.

Развитие личностных качеств и  способностей младших школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной.

Особенностью начальной школы  является то, что дети приходят в  школу с разным уровнем готовности к обучению, неодинаковым социальным опытом, отличиями в психофизиологическом развитии. Начальное общее образование призвано помочь реализовать способности каждого и создать условия для индивидуального развития ребенка.

Ныне действующий федеральный  компонент государственного стандарта  начального общего образования устанавливает обязательные для изучения учебные предметы: Русский язык, Литературное чтение, Иностранный язык, Математика, Окружающий мир, Изобразительное искусство, Музыка, Технология, Физическая культура.

Обучающиеся, успешно завершившие начальное общее образование (выполняющие в полном объеме требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу), продолжают обучение на ступени основного общего образования.

В результате освоения предметного  содержания начального общего образования учащиеся получают возможность приобрести общие учебные умения, навыки, освоить способы деятельности:

Познавательная деятельность

Наблюдение объектов окружающего  мира; обнаружение изменений, происходящих с объектом (по результатам наблюдений, опытов, работы с информацией); устное описание объекта наблюдения. Соотнесение результатов с целью наблюдения, опыта (ответ на вопрос «Удалось ли достичь поставленной цели?»).

Выявление с помощью сравнения  отдельных признаков, характерных для сопоставляемых предметов; анализ результатов сравнения (ответ на вопросы «Чем похожи?», «Чем не похожи?»). Объединение предметов по общему признаку (что лишнее, кто лишний, такие же, как…, такой же, как…). Различение целого и части.

Проведение простейших измерений  разными способами; использование соответствующих приборов и инструментов для решения практических задач. Работа с простейшими готовыми предметными, знаковыми, графическими моделями для описания свойств и качеств изучаемых объектов.

Умение решать творческие задачи на уровне комбинаций, импровизаций: самостоятельно составлять план действий (замысел), проявлять оригинальность при решении творческой задачи, создавать творческие работы (сообщения, небольшие сочинения, графические работы), разыгрывать воображаемые ситуации.

 

Речевая деятельность и работа с информацией

Работа с учебными, художественными, научно-популярными текстами, доступными для восприятия младшими школьниками; правильное и осознанное чтение и про себя; определение темы и главной мысли текста при его устном и письменном предъявлении. Построение монологического высказывания; участие в диалоге.

Использование простейших логических выражений типа: «…и/или…», «если…,то…», «не только, но и…». Элементарное обоснование  высказанного суждения.

Овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки. Представление материала в табличном виде. Упорядочение информации по алфавиту и числовым параметрам.

Организация деятельности

Выполнение инструкций, точное следование образцу и простейшим алгоритмам. Самостоятельное установление последовательности действий для решения учебной задачи (ответ на вопросы «Зачем и как это делать?», «Что и как нужно делать, чтобы достичь цели?»).

Определение способов контроля и оценки деятельности (ответ на вопросы «Такой ли получен результат?», «Правильно ли это делается?»); определение причин возникающих трудностей, путей их устранения; предвидение трудностей (ответ на вопрос «Какие трудности могут возникнуть и почему?»), нахождение ошибок в работе и их исправление.

Учебное сотрудничество: умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад и общий результат деятельности.

В результате освоения предметного  содержания начального общего образования учащиеся помимо общих должны освоить предметные учебные умения, навыки и способов деятельности.

Концепция модернизации российского  образования на период до 2010 года определяет цели общего образования. Основные из них обусловлены необходимостью формирования у каждого выпускника общеобразовательной школы целостной системы универсальных знаний и навыков самостоятельной деятельности, гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе.

Начальная школа – это одно из звеньев в цепи непрерывного образования, которое должно обеспечить целостное  развитие личности ребенка, его социализацию, становление элементарной культуры деятельности и поведения, формирование интеллекта и общей культуры..

Чтобы цели и задачи образования  не просто декларировались, а решались, они должны найти свое воплощение в образовательных программах, то есть, образовательные программы  начальной школы должны быть адекватны ее целям и задачам.

Для реализации образовательных программ начальной школы необходимо выполнение целого ряда условий.

 

Преемственность образовательных  программ на разных ступенях общего образования

Преемственность в развитии ребенка  обеспечивается непрерывным образованием, которое понимается как связь, согласованность и перспективность всех компонентов системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения).

Общие цели непрерывного образования  детей дошкольного и младшего школьного возраста могут быть сформулированы как:

  • воспитание нравственного человека;
  • охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
  • сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, физическое и психическое развитие детей;

Знания, умения и навыки рассматриваются  в системе непрерывного образования  в качестве важнейшего средства развития ребенка.

Непрерывность дошкольного и начального образования предполагает решение  следующих приоритетных задач на ступени начальной школы:

  • осознание понятий здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними;
  • готовность к активному взаимодействию с окружающим миром (эмоциональная, интеллектуальная, коммуникативная  и т.д.);
  • желание и умение учиться, готовность к образованию в основном звене школы и самообразованию;
  • инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности;
  • совершенствование достижений дошкольного развития (на протяжении всего начального образования); специальная помощь по развитию несформированных в дошкольном детстве качеств; индивидуализация процесса обучения, особенно в случаях опережающего развития или отставания в развитии.

Результаты образования в начальном  звене напрямую связаны с успешной адаптацией при переходе со ступени начального образования – на основную ступень. Примерный «портрет» выпускника начальной школы, для которого важны следующие общие учебные умения, навыки и способы деятельности:

 

  • осмысленно читать художественные, научно - популярные и публицистические тексты, соответствующие возрасту, выделять в тексте главную мысль; пересказывать текст; искать информацию в учебной литературе, в словарях и справочниках (в том числе с использованием компьютера);
  • выполнять работу по несложному алгоритму; индивидуально, совместно (всем классом) ставить новую задачу, определять последовательность действий по ее решению; доводить начатое дело до конца;
  • описывать объект наблюдения, проводить классификацию отдельных объектов по общему признаку, сравнивать объекты для того, чтобы найти их общие и специфические свойства, высказывать суждения  по результатам сравнения;
  • видеть границу между известным и неизвестным; соотносить результат своей деятельности с образцом; находить ошибки в своей и чужой учебной работе и устранять их; вырабатывать критерии для оценки учебной работы; оценивать свои и чужие действия по заданным критериям; обращаться к взрослому с запросом о недостающей информации или просьбой о консультации, как устранить учебные трудности, установленные самим ребенком; готовность искать недостающие способы и средства решения задач, а не получать их в готовом виде;
  • вступать в учебное общение, участвовать в дискуссиях, организовывать свою работу в малых группах, владеть приемами и навыками учебного сотрудничества (умение регулировать конфликты, понять точку зрения другого, содержательно оценить достоинства и недостатки действий и суждений своих одноклассников по совместной работе; скоординировать разные точки зрения и достигнуть общего результата).

Достижения учащихся в начальной  школе оказывают влияние на качество познавательной деятельности в 5-6 (и далее) классах; формирование ведущей для подросткового периода деятельности; становление учебно–познавательной мотивации.

Приоритетное условие организации  образовательного процесса – сохранение физического и психического здоровья детей

Одна из основных задач начальной  школы состоит в том, чтобы  использовать такие способы организации  образовательного процесса, которые  соответствовали бы возрастным этапам психофизиологического и социального развития учащихся, а также задаче устранения перегрузок учащихся.

Состояние здоровья школьников России внушает вполне обоснованную тревогу  и требует принятия срочных мер  по охране и укреплению здоровья в  процессе обучения.

На состояние здоровья детей  негативно влияют школьные факторы риска (интенсификация и нерациональная организация учебного процесса, несоответствие методик обучения возрастным возможностям школьников). С ними специалисты связывают от 20 до 40% этих влияний.

Открытый путь интенсификации – увеличение количества учебных часов (уроков, внеклассных занятий, факультативов и т.п.). Фактическая учебная нагрузка особенно в лицеях и гимназиях, в гимназических классах, в классах с углубленным изучением отдельных предметов, составляет в начальной школе в среднем  6,2 – 6,7 часов в день. Вместе с приготовлением домашних заданий рабочий день современного школьника составляет – 9 - 10 часов в день. Увеличение учебной нагрузки не проходит бесследно: у детей отмечается большая распространенность и выраженность нервно- психических нарушений, большая утомляемость, сопровождаемая иммунными и гормональными дисфункциями, более низкая сопротивляемость болезням и другие нарушения (дети со сниженным функциональным резервом, дефицитом массы тела, патологией органов чувств, хронической патологией).

Другой вариант интенсификации учебного процесса – реальное уменьшение количества часов при сохранении или даже увеличении учебного материала. Например, по данным Минобразования, за период с 1945-46 по 1997-98 уч. гг. в начальной школе резко сократилось количество часов на образовательную область филология (на 49%) и на образовательную область математика (на 62%). При этом содержание и объем учебного материала (в программах  и в традиционной,  и в развивающей системах обучения) ни в одной, ни в другой образовательной области не уменьшились. Столь резкое сокращение часов неизбежно должно было привести к неотвратимости больших по объему домашних заданий и интенсификации учебного процесса.

Высокая интенсивность учебного труда  не позволяет в должной мере учесть индивидуальные особенности ребенка, оставить резерв для организации щадящего режима, необходимого для детей с отклонениями в состоянии здоровья (их более 80%). Число таких детей неуклонно растет. По данным Института возрастной физиологии, за период обучения в школе у детей в 5 раз возрастает частота нарушений зрения и осанки, в 4 – психоневрологических отклонений, в 3 – патология органов пищеварения, то есть уже имеющиеся отклонения в состоянии здоровья переходят в хронические.

В последние годы широко используется термин «здоровьесбережение», «здоровьесберегающие технологии» (методы специально оздоровления). Здоровьесберегающая педагогика не может выражаться какой-то конкретной образовательной технологией или  программой. Понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся. Технологии здоровьесберегающей педагогики рассматриваются как совокупность приемов и методов организации учебно – воспитательного процесса без ущерба для школьников и педагогов.

Информация о работе Современный образовательный процесс в начальной школе