Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 19:18, реферат
Начальное общее образование является первой ступенью общего образования. В Российской Федерации начальное общее образование является обязательным и общедоступным. В условиях модернизации начальное образование строится на основе качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы.
Таблица 3. Доступность материала для ученика
Традиционный урок |
Личностно–ориентированный урок |
Право выбора материала принадлежит учителю |
Право выбора задания из серии вариативного дидактического материала принадлежит ученику |
В классе материалы не доступны детям |
Материалы всегда доступны детям |
Ученики редко привлекаются (или не привлекаются совсем) к изготовлению дидактического материала |
Ученики являются соавторами учителя в разработке материала и участвуют в его изготовлении |
Важной особенностью личностно – ориентированного урока является взаимодействие учителя и ученика.
При традиционном обучении большую часть урока учитель «берет на себя», оставляя для учеников лишь незначительную возможность для ответа во время фронтальной работы.
Учебный диалог на личностно - ориентированном
уроке можно считать
Ключевые моменты организации традиционного урока:
Ключевые моменты организации личностно – ориентированного урока:
Создание образовательной среды, адекватной развитию ребенка
Идеология личностно – ориентированного
подхода предполагает изменение
роли учителя. Его задача состоит
не в передаче своего опыта ребенку,
а в организации такой
Один из компонентов образовательной среды – оборудование и оснащение классного помещения. Принцип преемственности предполагает, что ребенок, переступив порог школы, не попадет в непривычную для него среду (стены, парты, доска, стол учителя), что «вживание» в роль ученика будет происходить постепенно, и не будет вызывать у него чувства страха. Практика показывает, что отторжение школы у многих детей начинается уже с праздничной линейки 1 сентября, когда он вынужден в течение длительного времени стоять под палящим солнцем в полном снаряжении и выслушивать непонятные для него речи о достижениях школы, приветствия многочисленных гостей.
Маленький человек должен попасть в привычную для него обстановку, подобную той, которая была в детском саду. В классе обязательно есть ковер, где будет проходить часть уроков, где можно полежать или играть на перемене. Класс наполнен множеством материалов для художественного творчества, конструирования, моделирования, чтения и рассматривания, для игр и т.д. Но есть и новые предметы, например, компас, лупы, пробирки, микроскоп и другие. Интерес и желание - те чувства, которые должна вызвать у ребенка школа. Постепенно вводятся Правила. Учитель использует ситуации для осознания детьми необходимости жить по правилам, мотивирует, помогает их сформулировать. Правила, принятые детьми, становятся Конституцией классного сообщества. Дети приобретают опыт самоуправления, ответственности за дела и поступки. Обязательно отводится пространство (информационное поле), где размещается информация близкая интересам детей (дни рождения, поручения, любимые занятия, любимое животное и т.д.) Здесь можно поместить письменную работу, если ребенок ей гордиться, поделиться радостью или успехами в спорте, поделиться новостями и т.д.
Ученики - хозяева в классе. Они содержат в порядке все материалы, помогают друг другу организовывать рабочие места, выполняют элементарные санитарно-гигиенические нормы.
Такое оборудование и оснащение класса позволяет предоставлять ребенку свободу выбора, который он осуществляет в соответствии со своими интересами и потребностями: можно выбрать партнера для совместной деятельности, материалы, способ деятельности. Наличие множества различных материалов позволяет разнообразить урок, сделать работу на нем не утомительной, а интересной. Например, на уроке русского языка, закрепляется материал о том, что пишется с большой буквы. На традиционном уроке учительница дала задание из учебника (такое же выполняли на прошлом уроке, дома). В другом классе детям был предоставлен выбор, осуществив который, дети выполняли следующие задания: работая в паре придумывали клички животным – игрушкам, записывали их на ярлычках, затем на презентации работы пары представили классу корову Майку, собаку Полкана и др.. Другая группа детей выписывала с глобуса географические названия. Третья группа выписывала имена, отчества и фамилии авторов детских книг из классной библиотеки. Так как выбор был осуществлен осознанно, дети несли ответственность за работу. Этот урок планировался с учетом интересов детей.
Ориентировка педагогической оценки на относительные показатели детской успешности
Сегодня ни для кого не секрет, что традиционная отметка (по пятибалльной системе) далека от совершенства, так как не отражает реальных знаний ученика. Оценка производится по конечному результату, при этом не учитывается процесс. Оценивает учитель, сравнивая ребенка с эталоном (нормами, стандартом). Полностью игнорируются индивидуальные особенности ребенка: его интересы, потребности, темп обучения, стиль обучения. Вне поля зрения на уроке остаются и дети с «проблемами», и одаренные ученики. Учитель работает на «среднего» ученика. Нередки случаи, когда добросовестный учитель обращается за советом к психологу относительно «слабого» ученика. Школьный психолог проводит диагностику, используя при этом, как правило, тесты – достижения. Они фиксируют только результат (правильно – неправильно) и не раскрывают индивидуальные способы работы с тестовым материалом. К тому же психолог обычно не включен в учебный процесс, не знаком с программным содержанием предметов, и это приводит к искаженному представлению о возможностях ребенка. Часто после встречи с незнакомым человеком (психологом) в непривычной для него обстановке, ребенок получает не реальную оценку, а «ярлык», который навешивается на него на долгие годы.
Вопрос о том, что традиционная отметка в баллах непригодна для младшего школьника, обсуждается педагогической общественностью давно. Уже в 80 – годы разрешалось безотметочное обучение в первых классах. Учителя пробовали использовать «качественную» оценку. Но не был разработан механизм отслеживания результатов. Учителя начали проявлять самодеятельность: хорошо выполнена работа – получай звездочку (или солнышко), плохо – получай огурец. К этому их побуждали и дети, и родители, которые с нетерпением ждали отметок.
Сегодня существуют методики («Три портфеля» или «Портфолио», которые позволяют реально оценивать ученика. В основе такого оценивания лежит наблюдение. Ученик наблюдается учителем в естественной обстановке – на уроке (и во внеурочное время), в процессе овладения учебным содержанием, с которым школьник работает ежедневно, на каждом уроке. При этом снимается ситуация индивидуальной проверки с сопутствующим ему страхом и переживаниями. Результаты наблюдений фиксируются способами, удобными учителю, и хранятся в одном из «портфелей». В названной выше методике, портфелей – три. Портфель – это некое хранилище, например, коробка или папка. Первый из портфелей – портфель учителя. В нем как раз и хранятся результаты наблюдений за учеником и результаты контрольных, проверочных работ, тесты, то есть материалы, подтверждающие успехи в учебе. Второй портфель – сборный, это портфель ученика. В нем хранятся все текущие письменные работы за определенный период времени, творческие работы, рисунки, результаты наблюдений, например, за погодой или за луковицей, которую поставили в банку с водой и т.д. Третий портфель – самый главный, это портфель достижений. Портфели достижений выставляются в классе на видном месте. В свой портфель ученик самостоятельно собирает те работы, которыми можно гордиться, потому что портфель достижений имеет право каждый желающий посмотреть (учитель, родители, другие ученики). Самое существенное в данной методике то, что ребенок задумывается над тем, что такое «достижение» в учебе? Что можно положить в демонстрационный портфель? Это то, что выполнено на «отлично»? Оказывается, нет. Достижение – это то, что сегодня ты делаешь лучше, чем вчера. Он анализирует свои работы, сравнивает с прошлыми. Формируется адекватная самооценка ученика, мотивация достижений. По работам, которые находятся в Портфеле достижений, можно наблюдать динамику роста ученика, его прогресс в учебе.
Существуют и другие способы отслеживания результатов, не важно, какие по форме. Главное, что ребенок не сравнивается с другими детьми, а сравнивается с собой вчерашним.
Важны результаты наблюдений и для учителя. Он будет использовать полученные данные при планировании уроков. При таком подходе создаются условия для индивидуализации. Наблюдения позволяют увидеть сильные и слабые стороны ребенка. Эти знания помогут учителю при планировании подобрать ученику с замедленным темпом деятельности задание меньшее по объему, ученику, менее подготовленному, задание соответствующей сложности и т.д. Такое планирование (на каждого ученика) позволит всем детям успешно справиться с заданием, почувствовать себя участвующими в общей работе.
Формирование ведущей
Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы, дети легко вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую, самостоятельно организуются в групповую игру, продолжают игры с предметами, игрушками, появляются неимитационные игры.
В игровой модели учебного процесса создание проблемной ситуации происходит через введение игровой ситуации: проблемная ситуация проживается участниками в ее игровом воплощении, основу деятельности составляет игровое моделирование, часть деятельности учащихся происходит в условно – игровом плане.
Ребята действуют по игровым правилам (так, в случае ролевых игр – по логике разыгрываемой роли, в имитационно - моделирующих играх наряду с ролевой позицией действуют «правила» имитируемой реальности). Игровая обстановка трансформирует и позицию учителя, который совмещает в себе организатора, помощника и соучастника общего действия.
Итоги игры выступают в двойном плане – как игровой и как учебно – познавательный результат. Дидактическая функция игры реализуется через обсуждение игрового действия, анализ игровой ситуации, ее соотношение с реальностью, а также ход учебно – игрового взаимодействия. Педагоги начальной школы используют игры, способствующие обогащению и закреплению у детей бытового словаря, связной речи; игры, направленные на развитие числовых представлений, обучение счету, игры, развивающие память, внимание, наблюдательность, укрепляющие волю.
Сбалансированность видов
Развитие личностных качеств и способностей младших школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно – познавательной, практической, социальной. При планировании разнообразной деятельности учитель должен соотносить свои намерения со знаниями возрастных особенностей и психологии младшего школьника. Так, дети седьмого года жизни с трудом сохраняют внимание и могут продуктивно работать не более 5 -7 минут. Длительное время они не могут находиться и в статическом положении. Необходимо учитывать и интересы и потребности детей.
Исходя из этого, учитель должен соблюдать разумный баланс репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и исследовательской деятельности, творческой деятельности, совместных и самостоятельных, подвижных и статичных форм активности.
Таким образом, для реализации образовательной программы необходимы следующие условия:
Информация о работе Современный образовательный процесс в начальной школе