Современный образовательный процесс в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 19:18, реферат

Краткое описание

Начальное общее образование является первой ступенью общего образования. В Российской Федерации начальное общее образование является обязательным и общедоступным. В условиях модернизации начальное образование строится на основе качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы.

Вложенные файлы: 1 файл

Современный образовательный процесс в начальной школе.doc

— 124.50 Кб (Скачать файл)

Главной задачей школы является нормализация учебного процесса, которая  необходима для снятия перегрузки, перенапряжения и обеспечения условий  успешного обучения и сохранения здоровья школьников.

К показателям рациональной организации  учебного процесса можно отнести  следующие.

1. Соответствующий возрасту объем  учебной нагрузки

  • Количество уроков, их продолжительность, время выполнения домашних заданий.
  • Занятия активно – двигательного характера, их частота, продолжительность, виды и формы занятий (динамические паузы, уроки физической культуры, спортивные занятия и т.п.).
  • Характер дополнительных занятий в школе (факультативы,  индивидуальные занятия, занятия по выбору и т.п.), их частота,  продолжительность, виды и формы работы. 

 

2. Рациональное расписание учебных  занятий

Физиолого–гигиенические требования к составлению расписания уроков в школе определяются динамикой  изменения физиологических функций  и работоспособностью учащихся на протяжении учебного дня и недели. Рациональное составленное школьное расписание должно учитывать сложность предметов и преобладание динамического или статического компонентов во время занятий.

Наиболее трудные предметы рекомендуется  включать в расписание вторыми или третьими (но не первыми и не последними) уроками, лучше чередовать их с менее трудными.

Следует учесть, что утомительность урока, определяется не одним каким  – то фактором (сложностью материала  или психологической напряженностью), а определенным сочетанием, совокупностью факторов.

При организации 5-дневной недели нагрузка на ученика в течение каждого  учебного дня не должна быть выше, чем  при 6- дневной учебной неделе. Это  связано с изменением работоспособности  во время учебной деятельности. В начале она повышается (период врабатывания), затем устанавливается на высоком уровне, и, наконец, наступает период снижения работоспособности и развитие утомления. Исходя из этого, начало урока, учебной недели, четверти, года должно быть облегченным, т.к. продуктивность в это время снижена.

 

3. Рациональная организация урока

Физиологически обоснована продолжительность  урока в 45 минут. Исключение составляют лишь ученики 1-х классов, для которых  урок должен длиться 35 минут соответственно низкой устойчивости их внимания. Для учащихся 2-х классов рекомендуется комбинированный урок с использованием последних 10 минут для снятия утомления (чтение художественной литературы, настольные игры, разучивание комплекса физических упражнений и др.)

Сдвоенные уроки в начальной школе не рациональны.

Технические средства рационально  использовать в соответствии с нормами  продолжительности.

 

4. Рациональная организация общего  режима школьников

Проблема перегрузки тесно связана  с нарушениями в организации  общего режима дня учащихся, который должен предусмотреть:

  • полноценный ночной сон (не менее 10 часов);
  • активный отдых (прогулки) на свежем воздухе (не менее 2,5 часов);
  • дневной сон (для ослабленных детей) (1-1,5 часа);
  • свободное время (игры, любимые занятия, телевизор, компьютер (не менее 1,5 часов);
  • время на гигиенические процедуры и самообслуживание (не менее 1,5 часов);
  • время на еду (4-5 раз) (не менее 1,5 часов);
  • учебные занятия и дорога в школу (4-5 часов);
  • домашние задания (до 1 часа);
  • дополнительные занятия (музыка, спорт и т.п.) (до 1 часа).

 

5. Двигательная активность

Двигательная активность складывается из ежедневной (утренняя гимнастика, пешая  ходьба, подвижные перемены и паузы  в режиме учебного дня) и периодической, которая может быть разнообразной. В целом двигательная активность школьника занимает не менее  1/5 суточного бюджета времени (за вычетом времени сна и дневного отдыха), а ее структура несколько различается для детей разных возрастных групп. Это связано с тем, что у детей младшего возраста больше доля неорганизованной двигательной активности, но значительно меньше вклад тех ее видов, которые могут быть отнесены к трудовой деятельности.

Во всех случаях двигательная активность детей должна быть организована так, чтобы предотвращать гиподинамию  и в то же время не приводить их к переутомлению.

Санитарно – гигиенические условия, расписание уроков, учебная нагрузка по классам, режимные моменты должны соответствовать санитарно –  эпидемиологическим правилам, соблюдаться  и строго контролироваться.

Личностно–ориентирование взаимодействие взрослых и детей; предоставление каждому ребенку возможности выбора

Основным элементом образовательного процесса в школе является урок. Учитель, проектирующий личностно – ориентированный урок, опирается не следующие принципы его построения:

- приоритет индивидуальности,

- вариативность, 

- открытость.

 

Приоритет индивидуальности предполагает признание ученика основным субъектом образовательного процесса, носителем самоценного и личностно – значимого субъектного опыта. На уроке необходимо создать условия для самовыражения каждого ученика, проявления его избирательности к учебному материалу, способу и форме репрезентации этого материала.

 

Принцип вариативности  предполагает определенную позицию учителя, обеспечивающую самореализацию каждого ученика в обучении. Для этого необходимо оснастить урок специальными дидактическими материалами, чтобы предоставить всем учащимся возможность выбора типа, вида и формы задания в соответствии с их личностными предпочтениями, особенностями мышления, интересами. Вариативность  также тесно связана и с технологией проведения урока, предполагающей разнообразие видов работ, форм организации учащихся, гибкость и оперативность учителя в нестандартных ситуациях, которыми изобилует личностно – ориентированный урок.

 

Принцип открытости предполагает использование на уроке разнообразных видов общения, совместный поиск истины путем выслушивания, взаимопринятия, взаимопонимания, через организацию учебного диалога.

 

Учебный процесс в школе состоит  из системы конкретных уроков. В традиционной системе сложилась ставшая уже классической типологизация уроков.

Урок изучения нового материала  и его этапы:

- организационный;

- постановки целей;

-актуализации знаний;

- введения новых знаний;

- первичное усвоение знаний  учащимися;

- оперирования знаниями;

- контроля усвоения;

- первичного обобщения;

- определения задания на дом  и инструктажа по его выполнению.

 

Урок закрепления знаний и его  этапы:

- организационный;

- постановки целей;

- проверки домашнего задания;

- воспроизведения учащимися ранее полученных знаний и способов деятельности;

- оперирования знаниями  и овладения способами деятельности  в новых ситуациях;

- обобщение знаний;

- контроля усвоения изученного  и овладения способами деятельности;

-задания на дом.

 

Урок обобщения и систематизации знаний и его этапы:

- постановка цели;

- проверки домашнего  задания;

- повторения изученного;

- связи полученных знаний  с практикой;

- обобщения и систематизации  знаний;

- подведения итогов усвоения.

 

Последовательность этапов урока  обусловлена целями и логикой  процесса обучения. На каждом этапе  учитель использует соответствующие  целям источники знаний, методы, приемы, средства обучения, а также  формы учебной работы.

В описанном традиционном подходе  реально видна пассивная роль ученика (обучаемого, «берущего» или «получающего» знания), отношения к нему как к объекту, на который направлены педагогические воздействия.

Основой личностно – ориентированного урока (в отличие от традиционного) можно считать не этап, а учебную ситуацию. Организуя ее, необходимо отказаться от многих атрибутов традиционного педагогического мышления и осознать, что такая учебная ситуация не может преднамеренно вводиться в урок в соответствии с его планом. Она не имеет заранее заданного материала, однозначно предписанной методики организации урока, не подходит одновременно для всего класса.

Учитель обычно ориентируется на правильность ответа, те или иные действия или  поведение учеников. Организация  же на уроке взаимодействия субъектов обучения, - это задача, которая требует от учителя не только профессионального инструментария, но и выражения сочувствия, открытости, преодоления стереотипов и заранее заданных установок.

Конструирование учебной ситуации предполагает использование трех базовых принципов:

- выявление субъектного опыта  учащихся и работа с ним  на уроке;

- разработка содержания учебной  программы в виде специального  дидактического материала;

- применение диалога как особой  образовательной среды, обеспечивающее  субъектно–смысловое общение, рефлексию, самореализацию ученика на уроке.

В традиционном обучении субъектный опыт ученика либо не признается вообще, либо признается несущественным, неверным, затрудняющим процесс «усвоения знаний». Реально происходит вытеснение его новыми знаниями в виде социокультурных образцов, норм усвоения, передаваемых в готовой форме учителем, как носителем общественно – исторического опыта.

В личностно-ориентированном образовании  ученик изначально выступает носителем  субъектного опыта. Этот опыт признается самобытным, самоценным, уникальным и личностно – значимым. В процессе учения ученик как бы «пропускает» через призму собственного опыта понятия, превращая учебный материал в индивидуальные знания. На уроке субъектный опыт учащихся обязательно преобразуется и используется.

 

Условия эффективности этого процесса:

- выявить содержание субъектного  опыта по изучаемой теме.

- корректно организовывать переосмысление  собственного опыта.

- через пополнение и систематизацию  субъектного опыта соединять  логически существенные и личностно – значимые признаки познаваемы объектов.

 

В результате происходит преобразование научной информации на основе собственного опыта и формирование субъектной модели познания у каждого учащегося.

Важным отличием личностно –  ориентированного урока является организация учебного материала. К каждому уроку учитель подбирает дидактический материал (иллюстративный, раздаточный и т.п.), позволяющий ему в процессе урока использовать задания разной степени сложности. Ранжирование заданий осуществляется через выявление объективной сложности материала, интереса учащихся к предметному содержанию и их индивидуальных возможностей при выполнении тренировочных, творческих, проблемных заданий.

Таблица 1. Содержание и структура дидактического материала

Традиционный урок

Личностно-ориентированный  урок

Материал однотипный

Материал разного типа, вида и  формы

Преобладают задачи упражнения, выполняемые  по образцу (алгоритму)

Преобладают проблемные, неоднозначные  задания

Материал практически не отражает различные источники получения информации и не стимулирует к самообразованию

Имеется специальный вид материала: справочно-информационный и самообразовательный

Доля творческих заданий мала (это  дополнительный материал для «сильных»  учеников)

Большое количество творческих заданий или заданий с творческим продолжением

Чаще фронтальная или самостоятельная  работа

Используется материал, рассчитанный на различные виды взаимодействия учащихся по ходу урока (парная работа, групповая)

Класс делится учителем на «сильных», «средних», «слабых»

Разноуровневые задания различной  степени сложности для реализации выбора


 

 

 

Таблица 2. Особенности классификации дидактического материала

Традиционный урок

Личностно – ориентированный

В зависимости от класса

( возраста учащихся), темы, степени его освоения

Материалы различного типа, вида и  формы в рамках каждой темы

Информация о работе Современный образовательный процесс в начальной школе