Современный урок географии. Методика организации и проведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2015 в 13:48, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы - раскрыть особенности построения модели современного урока географии на основе применения инновационных методов, средств и элементов новых технологий обучения, а также использования нетрадиционныхформ организации учебно-познавательной деятельности в режиме развития учащихся.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………3
1. Содержание теории и методики обучения географии…………….6
1.1. Предмет и задачи методики обучения географии…………………6
1.2. Актуальные проблемы преподавания географии при переходе на ФГОС……………………………………………………………………………..10
2. Урок географии…………………………………………………………32
2.1. Современный урок географии. Методика организации и проведения современного урока географии…………………………………...34
2.2. Разработка современного урока географии………………………...38
Заключение………………………………………………………………..56
Список литературы……………………………………………………….57

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая педагогика.doc

— 215.00 Кб (Скачать файл)

Ориентация на формирование общих учебных умений, навыков и обобщенных способов деятельности.

Организуя учебный процесс по географии в основной и старшей школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также вносит свой вклад в формирование комплекса общеучебных умений, необходимых для :

— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

— сравнения объектов, процессов и явлений; их моделирования и проектирования;

— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;

— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей;

— определения собственного отношения к явлениям современной жизни, отстаивания своей гражданской позиции, формулирования своих мировоззренческих взглядов;

— выполнения в практической деятельности и повседневной жизни экологических требваний, оценивания и корректировки своей деятельности в окружающей среде;

— осуществления осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности;

— конструктивного восприятия определенных явлений современной жизни, выявления своих возможностей и своего вклада в общий результат;

— владения навыками организации и проведения индивидуальной и коллективной деятельности

Приоритетные направления в преподавании предмета.

Выбор методики преподавания в новых условиях определяется некоторыми общими принципами:

—переходом к деятельностному и личностно-ориентированному образованию;

—переходом от освоения определенной суммы знаний — к умениям их применять, самостоятельно добывать, пополнять и развивать;

— вариативностью образования;

— приближением образования к современным потребностям страны, востребованностью его результатов к практической деятельности и повседневной жизни.

В этой связи на первый план в содержании географического образования, в требованиях к подготовке выпускников по географии в основной и старшей школе вышли умения и навыки. Это необходимо для того, чтобы теснее увязать содержание учебной географии с реальными проблемами сегодняшнего дня и решениями практических задач, связанных с реформированием России, в том числе преобразованием ее географического пространства.

Это не означает ослабления позиций традиционной методики обучения, направленной, прежде всего, на формирование системы географических знаний. Очевидно, что деятельностный подход, а также развивающий и воспитывающий потенциал предмета не могут быть  реализованы без прочного и добротного фундамента географических знаний. Однако, полученные знания не должны лежать «мертвым грузом» в памяти учеников. Они должны быть востребованы самой жизнью и активно применяться и использоваться школьниками на практике, в их повседневной деятельности в условиях самообразования, при изучении других предметов

 

Соотношение содержания стандартов по географиии примерных программ

Примерные программы по географии представлены тремя блоками: для основной школы и средней школы (на базовом и профильном уровнях). Примерные программы призваны сохранить традиции классического учебного предмета и, наряду с этим, полнее раскрыть неиспользованные резервы, главным образом, в структуре содержания и организации обучения.

Структура примерных программ полностью отражает основные идеи, предметные темы и содержательные блоки стандарта основного и среднего (полного) общего образования по географии и, по сути, представляет его развернутый вариант с кратким раскрытием разделов и предметных тем, включая рекомендуемый перечень практических работ.

Учебный материал, выделенный в стандарте курсивом, введен в основное содержание примерной программы, но не включен в требования к уровню подготовки. Примерная программа выполняет две основные функции.

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Последовательность разделов и тем носит рекомендательный характер. Содержание программ достаточно универсально, что предоставляет широкие возможности для создания авторских рабочих учебных программ. Примерные программы служат ориентиром для учителя в условиях вариативности образования — с одной стороны и его стандартизации — с другой. Учебное время на изучение разделов программы является примерным и рассчитано по ступеням обучения в 6—7 и 8—9 классах (основная школа) и 10—11 классах (базовый и профильный уровень) средней школы.

Примерная программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителей, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению курсов географии, формированию системы знаний, умений, способов деятельности, развитию и воспитанию школьников.

При составлении тематического планирования курсов географии для основной школы обращаем Ваше внимание на то, что разделы стандарта — «Источники географической информации» и «Природопользование и геоэкология» — универсальны. В этой связи в каждом курсе географии необходимо запланировать раздел или тему, которая включала бы отдельные вопросы этих универсальных блоков. В примерных программах по географии показаны возможности их изучения в каждом курсе географии.

Особенно много вопросов в основной школе вызывает сокращение учебного времени в 6-м классе. В этой связи еще раз подчеркнем, что в федеральном БУПе имеется специальная «снос-ка», подтверждающая возможность привлечения одного часа в неделю из регионального компонента на изучение курса географии в 6-м классе, т. к. он был перенесен в региональный (национально-региональный) компонент с целью более полной реализации вариативности стандарта.

При отсутствии такой возможности учебное время на изучение курса 6-го класса можно перераспределить следующим образом:

Введение - 1 час;

«Земля как планета» - 4 часа;

«Земная кора и литосфера» - 5 часов;

«Гидросфера»- 6 часов;

«Атмосфера» - 6 часов;

«Биосфера» - 3 часа;

«Земля — планета людей» - 3 часа;

«Развитие географических знаний человека о Земле» - 2 часа;

«План и карта» - 5 часов.

При этом основой идеей этого курса становится не только изучение взаимосвязей компонентов природы, формирующих окружающую среду, но и деятельности человека, ее изменяющей.

В 7-м классе примерная программа предусматривает изучение каждого материка на основе типовой характеристики, которая включает следующие общие позиции:

— особенности географического положения;

— история открытия и освоения материка;

— численность и размещение населения;

— природно-хозяйственные регионы;

— страны материков.

При использовании типовой характеристики материка необходимо, в первую очередь, раскрыть его географическую специфику.

Страны материков изучаются на основе политической карты Евразии, Северной и Южной Америки, Африки, Австралии и Океании. Примерная программа рекомендует изучение не менее 20 стран, наиболее типичных для крупных регионов материков.

Комплексная географическая характеристика этих стран включает ряд общих позиций, таких, например, как:

— географическое положение;

— особенности природных условий и ресурсов;

— характеристика населения и основных видов его хозяйственной деятельности;

особенности материальной и духовной культуры народа.

Для отбора стран в региональной части курса могут быть использованы критерии:

— степень представительности (репрезентативности) страны для данного региона;

— особенности ее географического положения; размеры территории и численность населения;

— уровень экономического развития, специализация хозяйства;

— уникальность природных богатств;

— типичность ландшафтов территории и природных особенностей региона;

— культурно-историческое значение.

На изучение раздела «Материки, океаны, народы и страны» в примерной программе отводится 55 учебных часов.

При изучении курса «География России» в 8—9 классе, прежде всего, необходимо исходить из того, что одна из главных его задач в современных условиях — формирование целостного представления об особенностях природы, населения и хозяйства нашей Родины, на основе комплексного подхода и показа взаимодействия трех основных компонентов: природы, населения и хозяйства. В этой связи, целесообразна  некоторая структурная перестройка курса, предполагающая некоторое сокращение его общей части, при одновременном расширении регионального раздела. Таким образом, достигается большая регионализация курса, что особенно важно для такой большой страны как Россия.

Поэтому примерная программа по данному курсу рассчитана на 70 часов и предлагает в 8-м классе изучение следующих разделов:

— особенности географического положения России;

— природа России;

— население России;

— хозяйство (изучение географии отраслей, эксплуатирующих природу).

В 9-м классе предлагается продолжить изучение географии в том же объеме учебного времени и охарактеризовать отрасли хозяйства, перерабатывающие сырье и производящие услуги. Основная же часть времени отводится на изучение географии крупных регионов страны. Завершается изучение курса оценкой места и роли России в современном мире.

Поскольку, согласно требованиям образовательного стандарта по географии для основной школы, регионы России изучаются как комплексные образования, полная структура их характеристики может выглядеть следующим образом:

— состав региона;

— особенности географического, геополитического и эколого-географического положения, их влияние на природу, хозяйство и жизнь населения;

— специфика природы: геологическое строение и рельеф, климат, природные зоны, природные ресурсы;

— основные историко-географические этапы формирования региона;

— население: численность, естественный прирост и миграция, специфика расселения, национальный состав, традиции и культура народов, города, качество жизни населения;

— место и роль региона в социально-экономическом развитии страны;

— география важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации;

— внутренние природно-хозяйственные различия;

— географические аспекты основных экономических, социальных и экологических проблем региона;

— перспективы развития хозяйства региона.

С целью обеспечения вариативности образования в старшей школе, его дифференциации и индивидуализации Федеральный компонент государственного стандарта для старшей школы представлен на базовом и профильном уровнях. На старшей ступени общего образования учащиеся должны сделать не только свой социальный выбор, но и профессиональную ориентацию.

С этой целью примерная программа по географии на базовом уровне направлена, прежде всего, на формирование общей культуры школьников и в большей степени связана с мировоззренческими, воспитательными задачами предмета.

В этой связи, обращаем Ваше внимание на то, что в ее основе лежит курс географии мира. Новизна подходов в стандарте и примерных программах состоит, в первую очередь, в расширении российской тематики. Заключительный курс географического образования в старшей школе не может завершать географическое образование учащихся без раздела «Россия в современном мире». Кроме того, учебный географический материал о России рекомендуется включать в содержание других разделов курса:

«Природа и человек в современном мире»;

«Население мира»;

«География мирового хозяйства»;

«Регионы и страны мира»;

«Географические аспекты современных глобальных проблем человечества».

Особо подчеркиваем введение в базовый курс специального раздела «Современные методы географических исследований и источники географической информации», который призван обобщить картографические, статистические, геоинформационные и другие умения и навыки учащихся, довести их до уровня практического применения.

Информация о работе Современный урок географии. Методика организации и проведения