Современный урок географии. Методика организации и проведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2015 в 13:48, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы - раскрыть особенности построения модели современного урока географии на основе применения инновационных методов, средств и элементов новых технологий обучения, а также использования нетрадиционныхформ организации учебно-познавательной деятельности в режиме развития учащихся.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………3
1. Содержание теории и методики обучения географии…………….6
1.1. Предмет и задачи методики обучения географии…………………6
1.2. Актуальные проблемы преподавания географии при переходе на ФГОС……………………………………………………………………………..10
2. Урок географии…………………………………………………………32
2.1. Современный урок географии. Методика организации и проведения современного урока географии…………………………………...34
2.2. Разработка современного урока географии………………………...38
Заключение………………………………………………………………..56
Список литературы……………………………………………………….57

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая педагогика.doc

— 215.00 Кб (Скачать файл)

Географию на профильном уровне выберут те учащиеся, которые хотят продолжить профессиональное образование или профессиональную деятельность в области географических наук.

Образовательные учреждения самостоятельно формируют профили обучения, определяют набор предметов, изучаемых на базовом или профильном уровнях, исходя из своих возможностей и образовательных запросов.

Для всех профилей обязательными для изучения на базовом уровне являются следующие сем предметов:

«Русский язык»;

«Литература»;

«Иностранный язык»;

«Математика»;

«История»;

«Обществоведение»;

«Естествознание», а также физическая культура.

Остальные учебные предметы на базовом уровне изучаются по выбору.

Примерная программа по географии на профильном уровне рассчитана на 210 часов. География — особая наука. Она объединяет в своем содержании основы физической географии, геологии, а также социально-экономической географии.

Напомним, что если в основной школе, а также на базовом уровне в старшей школе содержание географического образования построено на комплексной, интегральной основе, синтезируя два основных блока — физическую географию, а также экономическую и социальную, то содержание географического образования в старшей профильной школе, напротив, предлагает изучение основных отраслей географической науки и геологию как самостоятельных блоков содержания, а именно:

«География как наука»;

«Введение в общую географию»;

«Введение в физическую географию»;

«Введение в геологию»;

«Введение в экономическую и социальную географию»;

«Природопользование и геоэкология».

Отметим, что на профильном уровне учащиеся должны изучить все разделы стандарта. Однако, исходя из своей естественно-общественной сущности, география может изучаться как в естественнонаучных, так и в обществоведческих, а также технологических профилях. В этой связи учебное время, отведенное на отдельные блоки содержания в примерной программе на профильном уровне, указано по минимально возможному его пределу (не менее). Кроме того, запланирован значительный объем резервного времени в 30 часов, что предусматривает возможность его перераспределения между отдельными блоками содержания для более глубокого их изучения в соответствующих профилях.

Рекомендации по использованию действующих учебников и УМК

Утверждение новых подходов к школьному географическому образованию неизбежно ста-вит вопрос о модернизации учебно-методического и материально-технического обеспечения учебного процесса.

В этой связи при выборе учебников и УМК по географии рекомендуется руководствоваться следующими документами:

— стандартом общего образования по географии;

— стандартом среднего (полного) общего образования по географии на базовом уровне;

— стандартом среднего (полного) общего образования по географии на профильном уровне;

— требованиями к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением стандартов по географии;

— Федеральным перечнем учебников, учебно-методических и методических изданий, рекомендованных (допущенных) Минобразованием России к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2004/2005 учебный год, утвержденным приказом Минобразования России от 15 января 2004 г. № 111.

При выборе учебников и УМК по географии для основной школы необходимо обратить внимание на их соответствие основным идеям модернизации географического образования, целям географического образования, а также требованиям к подготовке выпускников. Другими словами, учебник призван, в первую очередь, раскрыть обязательный минимум содержания и подготовить учащихся к выполнению итоговых требований. Кроме того, учебник должен являться важнейшим структурным компонентом УМК, обеспечивая системность и целостность образовательного процесса.

Очевидно, что для преподавания географии в старшей школе на базовом и профильном уровнях подготовлены соответствующие программы и учебники. Для использования действующих учебников и УМК в новых условиях подготовлены методические рекомендации.5

  1. Урок географии

Урок географии является традиционной формой коллективного обучения. Эффективность урока зависит от углубленного понимания его целевых функций, возможностей совершествования средств и способов организации учебной деятельности, но также от поиска вариативности структуры урока. Поэтому самая яркая особенность урока географии заключается в единстве его нормативного и творческого характера. Отсюда следует, что урок географии обладает гибкой структурой и бесконечным числом оттенков, что достигается различными педагогическими спосабами.

Структура урока географии определяется его целевыми задачами по усвоению знаний, формированию умений, стимулированию интелектуальных способностей учеников, воспитательным функциям.

Типы урока географии:

  • Водный
  • Урок изучения нового материала
  • Урок закрепления знаний и формирования умений
  • Повторно-обобщающий
  • Комбинированный

В зависимости от ведущего метода урок географии можно превратить в урок – лекцию, урок-конференцию, урок-диспут, урок викторину, урок-путешествие и так далее.6

В ходе учебного процесса на уроке географии может использоваться фронтальная, групповая или индивидуальная организация учащихся. Каждая из них имеет особенности и зависит от целей и характера урока.

Таким образом, интенсивный поиск новых форм организации учебной деятельности породил специальный термин в теории и методики обучения географии – современный урок.

 

    1. Современный урок географии.  Методика организации и проведения современного урока географии

Современный урок, по мнению И. И. Бариновой, это сложная организационно - педагогическая система, все элементы которой взаимосвязаны и взаимообусловлены, т.е. такая форма реализации педагогических идей, где происходит  систематическое взаимодействие  учителя и учеников, направленное на активизацию познавательных возможностей обучающихся и воспитание личности школьников. Такие уроки в наибольшей степени учитывают психо-физиологические особенности школьного возраста на разных ступенях обучения, а главное ставят ученика в центр образовательно-воспитательного процесса. 

   Системное планирование  учебного процесса в соответствии  с требованиями ФГОС сделало актуальным классифицировать уроки нетрадиционной формы. Далее в таблице представлена типология современных уроков географии, которая общепризнанна в методике обучения географии и педагогической теории вообще.

 

Классификация уроков нетрадиционной формы

Тип урока

Урок формирования новых знаний

Урок обучения новым знаниям и умениям

Урок обобщения и систематизации ЗУН

Уроки проверки и учета знаний и умений

Форма  урока

Уроки лекционной формы,

уроки-экспедиции

(путешествия),

уроки-исследования,

интегрированные

уроки и др.

Уроки-практикумы,

уроки-лаборатории,

уроки с ролевой, деловой

учебно-игровой деятельностью и т. д.

Семинары

внеклассного чтения,

контрольно-обобщающие уроки, игровые: КВН, уроки-конференции,

интегрированные театр. и т.д.

Зачетные уроки,

викторины, уроки-конкурсы, смотр знаний, защита творческих работ, презентация


 

В зависимости от планируемых целей отдельные формы уроков могут быть отнесены к различным типам.  При этом поиск новых средств обучения (ИКТ),  наиболее адекватных современной педагогической ситуации, повышает интерес к нестандартным формам уроков, в том числе уроки-игры, уроки деловые игры,  повторительно-обощающие уроки с применением методов, а также  включение учащихся в проектно-исследовательскую деятельность7.

   Таким образом, современный  урок приобретает ряд отличительных  особенностей в сравнении с  обычным комбинированным уроком, сопоставление которых представлено в таблице:

Особенности современного урока географии

Традиционный урок

 

Современный урок

 

  1. Цели формулируются для каждого урока исходя из особенностей содержания

2.   Содержание:  факты; теоретические закономерности; умения

3.   Форма  организации обучения:       комбинированный урок   

4.   Контроль  знаний и умений:   преобладает текущий, реже итоговый 

5.   Учитель  выполняет главную функцию, которая состоит в передаче учащимся информации и создании условий для её усвоения  

6.   Взаимодействие с учениками:       преобладает авторитарный стиль общения  учителя с учениками 

7.  Урок  представляет собой замкнутую систему

1.  Цели определяются через конечный результат деятельности 

2.    Содержание: факты; закономерности, теории; умения; оценочные, методологические  знания

3.      Разнообразные формы организации обучения:  урок-практикум, семинар, межпредметный урок; конференция; учебная игра  

 4.     Контроль за результатом обучения:    разные виды – текущий, итоговый;    разные формы – зачет, тестирование, презентация проектов, игра, конференция, самоконтроль

5.      Учитель  выступает прежде всего как организатор учебной познавательной деятельности учащихся, как главный помощник и консультант их самостоятельной творческой деятельности

6.       Взаимодействие с учениками

сотрудничество  осуществляется на взаимопонимании, взаимном уважении, при этом – большое внимание мотивации, творчеству учащихся.

7.      Урок тесно связан с такими формами организации обучения, как экскурсии, полевые практики, а также интегрируется с другими учебными дисциплинами


 

 Классификация уроков  нестандартной формы позволяет  определить их место  в реализуемой  учителем системе и более обоснованно  планировать процесс обучения     

 

Что определяет воспитательный характер современного урока?

Состав содержания, которое выносится на урок, включает  не только современные географические знания, но и оценочные, методологические знания, которые обеспечивают усвоение учащимися способов деятельности и получения знаний.

 Выбор адекватных  изучаемому содержанию методов и средств обучения, позволяющих таким образом организовать познавательную деятельность школьников на уроке, что запланированные результаты обучения будут успешно достигнуты на уроке.

Применение новых форм организации учебно-познавательной деятельности учащихся, которые способствуют развитию интереса к обучению в целом и к предмету география в частности.

Объективная оценка результатов деятельности школьников на уроке в системе рейтинговой оценки формируется на основе использования информационных ресурсов и ИКТ.

Создание доброжелательной деловой атмосферы, обеспечивающей творческое сотрудничество на уровне

учитель- ученик,

              ученик - ученик,

ученик - учитель.  

Формирование   у школьников навыков самостоятельной поисково-познавательной работы посредством проектной деятельности в режиме развития по индивидуальной образовательной траектории.

 

Как сделать современный урок  эффективным?

Во-первых, четко определять цели каждого урока, в соответствии с его местом в системе уроков по теме и курсу в целом, т.е. рациональное планирование основывается на системном методологическом  подходе к построению каждого урока во взаимосвязи с другими учебными занятиями.

Во-вторых, уметь  построить оптимальное взаимодействие  между основными  элементами урока, т. е. при модернизации урока учитель проявляет своё методическое мастерство в умении в логической последовательности выстроить основные этапы учебно-познавательной деятельности учащихся, раскрывая развивающий характер каждого элемента урока.                                              

В-третьих,  выбирать адекватные целям и содержанию  инновационные методы обучения и применением информационных ресурсов и ИКТ, способствующие развитию критического мышления школьников, основываясь на технологическом подходе к воспитательно-образовательному  процессу в целом:  

  • проблемного обучения;дифференцированного подхода, проектов.8

     Таким образом, при подготовке к уроку, главное  помнить о том, что любой урок  обладает большим воспитательным потенциалом, при проведении его главным действующим лицом – с учетом форм организации и используемых методов – остаётся учитель, от уровня педагогической подготовки которого зависит качество обучения. 

Информация о работе Современный урок географии. Методика организации и проведения