Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2015 в 13:48, курсовая работа
Цель данной работы - раскрыть особенности построения модели современного урока географии на основе применения инновационных методов, средств и элементов новых технологий обучения, а также использования нетрадиционныхформ организации учебно-познавательной деятельности в режиме развития учащихся.
Введение ……………………………………………………………………3
1. Содержание теории и методики обучения географии…………….6
1.1. Предмет и задачи методики обучения географии…………………6
1.2. Актуальные проблемы преподавания географии при переходе на ФГОС……………………………………………………………………………..10
2. Урок географии…………………………………………………………32
2.1. Современный урок географии. Методика организации и проведения современного урока географии…………………………………...34
2.2. Разработка современного урока географии………………………...38
Заключение………………………………………………………………..56
Список литературы……………………………………………………….57
Географию на профильном уровне выберут те учащиеся, которые хотят продолжить профессиональное образование или профессиональную деятельность в области географических наук.
Образовательные учреждения самостоятельно формируют профили обучения, определяют набор предметов, изучаемых на базовом или профильном уровнях, исходя из своих возможностей и образовательных запросов.
Для всех профилей обязательными для изучения на базовом уровне являются следующие сем предметов:
«Русский язык»;
«Литература»;
«Иностранный язык»;
«Математика»;
«История»;
«Обществоведение»;
«Естествознание», а также физическая культура.
Остальные учебные предметы на базовом уровне изучаются по выбору.
Примерная программа по географии на профильном уровне рассчитана на 210 часов. География — особая наука. Она объединяет в своем содержании основы физической географии, геологии, а также социально-экономической географии.
Напомним, что если в основной школе, а также на базовом уровне в старшей школе содержание географического образования построено на комплексной, интегральной основе, синтезируя два основных блока — физическую географию, а также экономическую и социальную, то содержание географического образования в старшей профильной школе, напротив, предлагает изучение основных отраслей географической науки и геологию как самостоятельных блоков содержания, а именно:
«География как наука»;
«Введение в общую географию»;
«Введение в физическую географию»;
«Введение в геологию»;
«Введение в экономическую и социальную географию»;
«Природопользование и геоэкология».
Отметим, что на профильном уровне учащиеся должны изучить все разделы стандарта. Однако, исходя из своей естественно-общественной сущности, география может изучаться как в естественнонаучных, так и в обществоведческих, а также технологических профилях. В этой связи учебное время, отведенное на отдельные блоки содержания в примерной программе на профильном уровне, указано по минимально возможному его пределу (не менее). Кроме того, запланирован значительный объем резервного времени в 30 часов, что предусматривает возможность его перераспределения между отдельными блоками содержания для более глубокого их изучения в соответствующих профилях.
Рекомендации по использованию действующих учебников и УМК
Утверждение новых подходов к школьному географическому образованию неизбежно ста-вит вопрос о модернизации учебно-методического и материально-технического обеспечения учебного процесса.
В этой связи при выборе учебников и УМК по географии рекомендуется руководствоваться следующими документами:
— стандартом общего образования по географии;
— стандартом среднего (полного) общего образования по географии на базовом уровне;
— стандартом среднего (полного) общего образования по географии на профильном уровне;
— требованиями к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением стандартов по географии;
— Федеральным перечнем учебников, учебно-методических и методических изданий, рекомендованных (допущенных) Минобразованием России к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2004/2005 учебный год, утвержденным приказом Минобразования России от 15 января 2004 г. № 111.
При выборе учебников и УМК по географии для основной школы необходимо обратить внимание на их соответствие основным идеям модернизации географического образования, целям географического образования, а также требованиям к подготовке выпускников. Другими словами, учебник призван, в первую очередь, раскрыть обязательный минимум содержания и подготовить учащихся к выполнению итоговых требований. Кроме того, учебник должен являться важнейшим структурным компонентом УМК, обеспечивая системность и целостность образовательного процесса.
Очевидно, что для преподавания географии в старшей школе на базовом и профильном уровнях подготовлены соответствующие программы и учебники. Для использования действующих учебников и УМК в новых условиях подготовлены методические рекомендации.5
Урок географии является традиционной формой коллективного обучения. Эффективность урока зависит от углубленного понимания его целевых функций, возможностей совершествования средств и способов организации учебной деятельности, но также от поиска вариативности структуры урока. Поэтому самая яркая особенность урока географии заключается в единстве его нормативного и творческого характера. Отсюда следует, что урок географии обладает гибкой структурой и бесконечным числом оттенков, что достигается различными педагогическими спосабами.
Структура урока географии определяется его целевыми задачами по усвоению знаний, формированию умений, стимулированию интелектуальных способностей учеников, воспитательным функциям.
Типы урока географии:
В зависимости от ведущего метода урок географии можно превратить в урок – лекцию, урок-конференцию, урок-диспут, урок викторину, урок-путешествие и так далее.6
В ходе учебного процесса на уроке географии может использоваться фронтальная, групповая или индивидуальная организация учащихся. Каждая из них имеет особенности и зависит от целей и характера урока.
Таким образом, интенсивный поиск новых форм организации учебной деятельности породил специальный термин в теории и методики обучения географии – современный урок.
Современный урок, по мнению И. И. Бариновой, это сложная организационно - педагогическая система, все элементы которой взаимосвязаны и взаимообусловлены, т.е. такая форма реализации педагогических идей, где происходит систематическое взаимодействие учителя и учеников, направленное на активизацию познавательных возможностей обучающихся и воспитание личности школьников. Такие уроки в наибольшей степени учитывают психо-физиологические особенности школьного возраста на разных ступенях обучения, а главное ставят ученика в центр образовательно-воспитательного процесса.
Системное планирование
учебного процесса в
Классификация уроков нетрадиционной формы
Тип урока |
Урок формирования новых знаний |
Урок обучения новым знаниям и умениям |
Урок обобщения и систематизации ЗУН |
Уроки проверки и учета знаний и умений |
Форма урока |
Уроки лекционной формы, уроки-экспедиции (путешествия), уроки-исследования, интегрированные уроки и др. |
Уроки-практикумы, уроки-лаборатории, уроки с ролевой, деловой учебно-игровой деятельностью и т. д. |
Семинары внеклассного чтения, контрольно-обобщающие уроки, игровые: КВН, уроки-конференции, интегрированные театр. и т.д. |
Зачетные уроки, викторины, уроки-конкурсы, смотр знаний, защита творческих работ, презентация |
В зависимости от планируемых целей отдельные формы уроков могут быть отнесены к различным типам. При этом поиск новых средств обучения (ИКТ), наиболее адекватных современной педагогической ситуации, повышает интерес к нестандартным формам уроков, в том числе уроки-игры, уроки деловые игры, повторительно-обощающие уроки с применением методов, а также включение учащихся в проектно-исследовательскую деятельность7.
Таким образом, современный
урок приобретает ряд
Особенности современного урока географии
Традиционный урок
|
Современный урок
|
2. Содержание: факты; теоретические закономерности; умения 3. Форма организации обучения: комбинированный урок 4. Контроль знаний и умений: преобладает текущий, реже итоговый 5. Учитель выполняет главную функцию, которая состоит в передаче учащимся информации и создании условий для её усвоения 6. Взаимодействие с учениками: преобладает авторитарный стиль общения учителя с учениками 7. Урок представляет собой замкнутую систему |
1. Цели определяются через конечный результат деятельности 2. Содержание: факты; закономерности, теории; умения; оценочные, методологические знания 3.
Разнообразные формы 4. Контроль за результатом обучения: разные виды – текущий, итоговый; разные формы – зачет, тестирование, презентация проектов, игра, конференция, самоконтроль 5. Учитель выступает прежде всего как организатор учебной познавательной деятельности учащихся, как главный помощник и консультант их самостоятельной творческой деятельности 6. Взаимодействие с учениками сотрудничество осуществляется на взаимопонимании, взаимном уважении, при этом – большое внимание мотивации, творчеству учащихся. 7. Урок тесно связан с такими формами организации обучения, как экскурсии, полевые практики, а также интегрируется с другими учебными дисциплинами |
Классификация уроков
нестандартной формы позволяет
определить их место в реализуемой
учителем системе и более
Что определяет воспитательный характер современного урока?
Состав содержания, которое выносится на урок, включает не только современные географические знания, но и оценочные, методологические знания, которые обеспечивают усвоение учащимися способов деятельности и получения знаний.
Выбор адекватных изучаемому содержанию методов и средств обучения, позволяющих таким образом организовать познавательную деятельность школьников на уроке, что запланированные результаты обучения будут успешно достигнуты на уроке.
Применение новых форм организации учебно-познавательной деятельности учащихся, которые способствуют развитию интереса к обучению в целом и к предмету география в частности.
Объективная оценка результатов деятельности школьников на уроке в системе рейтинговой оценки формируется на основе использования информационных ресурсов и ИКТ.
Создание доброжелательной деловой атмосферы, обеспечивающей творческое сотрудничество на уровне
учитель- ученик,
ученик - ученик,
ученик - учитель.
Формирование у школьников навыков самостоятельной поисково-познавательной работы посредством проектной деятельности в режиме развития по индивидуальной образовательной траектории.
Как сделать современный урок эффективным?
Во-первых, четко определять цели каждого урока, в соответствии с его местом в системе уроков по теме и курсу в целом, т.е. рациональное планирование основывается на системном методологическом подходе к построению каждого урока во взаимосвязи с другими учебными занятиями.
Во-вторых, уметь построить оптимальное
взаимодействие между основными элементами урока,
т. е. при модернизации урока учитель проявляет
своё методическое мастерство в умении
в логической последовательности выстроить
основные этапы учебно-познавательной
деятельности учащихся, раскрывая развивающий
характер каждого элемента урока.
В-третьих, выбирать адекватные целям
и содержанию инновационные методы обучения
и применением информационных ресурсов
и ИКТ, способствующие развитию критического
мышления школьников, основываясь на технологическом
подходе к воспитательно-
Таким образом, при подготовке к уроку, главное помнить о том, что любой урок обладает большим воспитательным потенциалом, при проведении его главным действующим лицом – с учетом форм организации и используемых методов – остаётся учитель, от уровня педагогической подготовки которого зависит качество обучения.
Информация о работе Современный урок географии. Методика организации и проведения