Современный урок географии. Методика организации и проведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2015 в 13:48, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы - раскрыть особенности построения модели современного урока географии на основе применения инновационных методов, средств и элементов новых технологий обучения, а также использования нетрадиционныхформ организации учебно-познавательной деятельности в режиме развития учащихся.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………3
1. Содержание теории и методики обучения географии…………….6
1.1. Предмет и задачи методики обучения географии…………………6
1.2. Актуальные проблемы преподавания географии при переходе на ФГОС……………………………………………………………………………..10
2. Урок географии…………………………………………………………32
2.1. Современный урок географии. Методика организации и проведения современного урока географии…………………………………...34
2.2. Разработка современного урока географии………………………...38
Заключение………………………………………………………………..56
Список литературы……………………………………………………….57

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая педагогика.doc

— 215.00 Кб (Скачать файл)

Работа в группах: выполнить задание № 2 в рабочей тетради стр. 50-51 (5 мин.)

– Все мы разные по характеру. Кто-то веселый и энергичный, кто-то спокойный, уравновешенный. Реки так же различаются по характеру течения. Выделяются горные: быстрые, не извилистые как Терек и равнинные: спокойные, извилистые, глубокие реки как наша Волга.

Слайды 20-23

Самостоятельно знакомятся с особенностями равнинных и горных рек, работая с текстом учебника стр. 98

Терек воет, дик и злобен,

Меж утёсистых громад,

Буре плач его подобен,

Слёзы брызгами летят.

Но, по степи разбегаясь.

Он лукавый принял вид

И, приветливо ласкаясь,

Морю Каспию, журчит

– Кем бы вы хотели стать? Вы мечтаете создавать, творить (о хорошей работе)? И река так же создает, творит, работает. Углубление, которое создала река своим течением, называется – речная долина. Река, размывая горные породы, создает пороги и водопады (Самый высокий водопад – Анхель 1054 м)

Слайды 26-28. Ниагарский красивый

Сообщения находим о них в интернете

Найдите в Интернете данные о самом высоком в мире водопаде Анхель

Легенда:Медовые водопады (Кавказ).

…И король сказал: "Найдите мне рай на земле!" И люди короля пошли в путь. Они перешли равнины, реки, горы… Они уже потеряли надежду, но неожиданно перед собой увидели уникальное по красоте место – ущелье реки и каскад водопадов – рай на земле. На берегу реки и в скалах обитали рои диких пчёл. Дожди размывали пчелиные соты, и капли мёда стекали по скалам. Людям, стоящим под скалами, на губы капал мёд.…Поэтому это райское место назвали "Медовые водопады".

Уже тысячи лет горы и солнце встречаются в районе медовых водопадов. Здесь живут история и природа, красота и любовь.

Групповая работа: Задание в рабочей тетради №3 стр 51.

– У каждого из нас есть в жизни роль, предназначение. Например, роль сына, дочери, матери. У реки так же есть своё предназначение. Давайте вспомним о роли рек в нашей жизни:

Орошение

Водоснабжение

Транспортный путь

Рыболовство

Зона отдыха и т.д.

Слайд 29

Групповая работа: познакомиться с описанием реки по плану (5 мин.)

Слайд 31

Например – Енисей (по группам)

– Наше представление о реках совпало с высказыванием великого писателя России Льва Николаевича Толстого: «Люди как реки: вода во всех одинаковая и везде одна и та же, но каждая река бывает то узкая, то быстрая, то широкая, то тихая, то чистая, то холодная, то мутная, то теплая, так и люди».

Проверка полученных результатов (3 мин.)

1. Главная река со всеми ее притоками – это:

а) речная система,

б) режим реки,

в) бассейн реки.

2. Место, где река берет начало – это:

а) исток,

б) устье.

3. Самая полноводная река России

а) Енисей;

б) Лена;

в) Амур;

г) Волга.

5. Реки бассейна Тихого  океана:

а) Уссури;

б) Анадырь;

в) Колыма;

г) Амур.

6. Реки бассейна внутреннего стока:

а) Урал;

б) Дон;

в) Кама;

г) Северная Двина

и задание на слайде 29.

8. Домашнее задание (2 мин.)

Слайд 38

9. Самооценка (2 мин.)

1. Сегодня я узнал …

2. Было интересно …

3. Было нелегко …

4. Я понял, что …

5. Мне понравились задания  …

6. Я научился …

7. Меня удивило …

Составить синквейн (2 мин.)

Реки

Равнинные и горные

Текут, разливаются, изменяются

Голубое чудо (жизнь)

В завершение урока:

Пусть на Земле не умирают реки,

Пусть стороной обходит их беда

Пусть чистой остается в них навеки

Студеная и вкусная вода.

Пусть никогда не зарастает тиной

Тот берег, на котором я стою…

Большие дяди, взрослые мужчины

Храните речку светлую мою!

Слайды 26, 27

Таким образом, можно сделать вывод, что в этом уроке были отражены основные задачи ФГОС. ВЫВОДЫ:

  1. Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться».
  2. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
  3. Урок строится в рамках системно - деятельностного подхода:
  • необходимо развивать у учащихся способности самостоятельно  ставить учебную задачу;
  • проектировать пути их реализации;
  • контролировать и оценивать свои достижения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования обладают рядом существенных отличий от государственного образовательного стандарта, которые должны быть отражены учителем в процессе проектирования образовательной деятельности, начиная с уровня рабочей программы учебного предмета и заканчивая уровнем конкретного урока.

В вопросе о том, каким быть современному уроку следует видеть не столько форму работы, организацию познавательной деятельности (хотя это, бесспорно, важно), сколько содержательный компонент, позволяющий осуществлять обучение на современном уровне требований к качеству образования. И если обеспечиваются обучение и воспитание обучающихся, если это позволяет развивать личность школьника, то все формы могут иметь место.

В современном уроке есть черты, обусловленные временем. Это уже никак не озвучивание некой учебной информации, но такое творческое взаимодействие ученика и учителя, которое обеспечивает образование на уровне компетентностном, позволяет каждому проявить и познавать самого себя. В его организации сказывается уровень дидактической культуры, культуры отношений.

 

 

 

 

 

Список литературы

    1.Панчешниковой Л.М. Методика обучения географии в школе: методич. пос.для студентов ВУЗов и учителей географии под ред.         Л.М.Панчешниковой ,М.Просвещение , 1997.

2. Русских  Г.А., Современные педагогические технологии: методич.

пособие под ред. Г.А. Русских, КИПК и ПРО, 2007.

     3.Сухоруков В.Д. Основы теории и методики обучения географии.С-П Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2010.

4.Современный урок географии/ Библиотека журнала «География в школе» М. Изд. «Школьная пресса», 2006.

5.Сушкова А.Ю. Методика преподавания географии. Учебно-методическое пособие для вузов. Издательско-полиграфический центр. Воронежского государственного университета, 2009

6. /URL:http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2661.

 

1 Сухоруков В.Д. Основы теории и методики обучения географии.С-П Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2010.

2 Сушкова А.Ю. Методика преподавания географии. Учебно-методическое пособие для вузов. Издательско-полиграфический центр. Воронежского государственного университета, 2009

3 Сухоруков В.Д. Основы теории и методики обучения географии.С-П Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2010.

4 Сушкова А.Ю. Методика преподавания географии. Учебно-методическое пособие для вузов. Издательско-полиграфический центр. Воронежского государственного университета, 2009

5 Федеральный государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс]: официальный сайт/URL:http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2661.;

6 Сухоруков В.Д. Основы теории и методики обучения географии.С-П Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2010.

7 Панчешниковой Л.М. Методика обучения географии в школе: методич. пос.для студентов ВУЗов и учителей географии под ред. Л.М.Панчешниковой ,М.Просвещение , 1997.

8 Русских  Г.А., Современные педагогические технологии: методич. пособие под ред. Г.А. Русских, КИПК и ПРО, 2007.

 

 


Информация о работе Современный урок географии. Методика организации и проведения