Социализация детей младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 20:44, курсовая работа

Краткое описание

Особенности социализации детей в современном обществе ориентированы на теоретическую и практическую подготовку детей, которая должна стать основой их будущей социально-педагогической деятельности. Акцент в изложении курса делается на осмыслении теоретических основ процесса социализации молодежи, вооружении будущих социальных работников знаниями, необходимыми для эффективной организации процесса социализации.
Задачей является формирование у школьников социальных установок относительно их будущей деятельности, вооружение студентов знаниями сущности и специфики процесса социализации, создание у них установки на овладение глубокими теоретическими знаниями и профессиональными умениями педагогической поддержки процесса социализации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Социализация личности и ее этапы ………………………………………….6
2. Формирование знаний ребенка о самом себе и обществе………………….23
3. Роль семьи, как социального института, в младшем школьном возрасте..27
4. Роль школы, как важнейшего института социализации, в младшем школьном возрасте………………………………………………………………40
5. Социальное воспитание в процессе становления личности………………..44
6. Выводы………………………………………………………………………...48
7. Заключение…………………………………………………………………….50
8. Список используемой литературы…………………………………………...51

Вложенные файлы: 1 файл

Социализация.doc

— 235.00 Кб (Скачать файл)

         Если учитывать все расходы,  то государство в развитых  странах тратит на образование до 1/3 национального дохода. Раньше ничего подобного не было:

В традиционном обществе обучение происходило стихийно (старшие  передавали знания младшим в семье), только единицы имели возможность  посещать специальные учреждения –  школы, лицеи, гимназии, университеты.

         Иногда полагают, что значение  социализации именно этим  и  ограничивается: обучение детей,  подготовка ко взрослой жизни,  усвоение элементарных правил  общественной жизни. На самом  деле таково лишь узкое   значение термина. Социологи пользуются более широкой трактовкой.

         Социализация – начинающийся в младенчестве и заканчивающийся в глубокой старости процесс освоения социальных ролей и усвоения культурных норм.

         Почему социологи не удовлетворились  суженным пониманием социализации?

         Каждая социальная роль включает  множество культурных норм, правил  и стереотипов поведения, незримыми  социальными нитями  - правами,  обязанностями, отношениями –  она связана с другими ролями. И всё это надо осваивать.  Вот почему к социализации более применим термин «освоение», а не «обучение». Он шире по содержанию  и включает  в себя обучение как одну из частей.

         Поскольку на протяжении жизни  нам приходится осваивать не  одну, а множество социальных  ролей, продвигаясь по возрастной  и служебной лесенке, процесс социализации продолжается всю жизнь.

        До глубокой старости человек меняет взгляды на жизнь, привычки, вкусы, правила поведения, роли и т.п.

        Социализация объясняет то, каким образом человек из существа биологического превращается в существо социальное. Она как бы раскрывает на индивидуальном уровне то, что происходило с обществом на коллективном.  Ведь человек, взрослея, в свернутом виде проходит те же самые этапы, какие прошло общество за 40 тыс. лет своей культурной эволюции и какие прошёл человеческий род за 2 млн. лет своей биологической эволюции.

         Ни один биологический вид не научился «свертывать» этапы своего развития. Благодаря социализации слабому человеческому детенышу не надо проходить бесконечно долгий путь развития.

         Социализация – такой процесс,  который не поддается искусственному  управлению либо манипулированию.

        К 14 годам из  талантливого ребенка можно сделать вундеркинда, знающего в совершенстве тот или иной предмет. Примеров ускоренного обучения множество, но не существует примеров ускоренной социализации.

         Разумеется, возможно раннее взросление, особенно если жизнь была трудной:  в детстве человек лишился  родителей, рано пошел трудиться,  познал все невзгоды судьбы. Тем не менее это ещё не социализация. Можно сократить отдельные этапы, ускорить их прохождение, но удлинить или сократить процесс социализации в целом нельзя.  Социализация должна начинаться в детстве, когда примерно на 70% формируется человеческая личность. Стоит запоздать, как начнутся необратимые процессы. В детстве закладывается фундамент социализации, и в то же время это самый незащищённый её этап.

Дети, изолированные от общества, в социальном плане погибают, хотя многие взрослые иногда сознательно  ищут на некоторое время уединения  и самоизоляции, чтобы предаться углубленным размышлениям и созерцанию. Даже в тех случаях, когда взрослые попадают в изоляцию помимо своей воли и на длительный срок, они вполне способны духовно и социально не погибнуть. А бывает, преодолевая трудности, они даже развивают свою личность, познают в себе новые грани.

         Начальная, или ранняя (дети), и продолженная, или поздняя (взрослые), социализация – качественно разные этапы, но одного и того же процесса. Первый этап – самый важный и самый трудный. Поэтому дети, изолированные от себе подобных, погибают, а взрослые нет. Возможны ускоренные  обучение и взросление, но невозможна ускоренная социализация.

Существует еще одно определение понятия «социализация».

Социализация (от лат. socialis – общественный) – процесс становления личности, усвоения индивидом языка, социальных ценностей и опыта (норм, установок, образцов поведения), культуры, присущих данному обществу, социальной общности, группе, воспроизводство и обогащение  им социальных связей и социального опыта.

         Социализация рассматривается как процесс, условие, проявление и результат социального формирования личности. Как процесс она означает социальное становление и развитие личности в зависимости от характера взаимодействия человека со средой обитания, адаптации к ней с учетом индивидуальных особенностей. Как условие – свидетельствует о наличии того социума, который необходим человеку для естественного социального развития как личности. Как проявление – это социальная реакция человека с учетом  его возраста и социального развития в системе конкретных общественных отношений.  По ней судят об уровне социального развития. Как результат  она является  основополагающей характеристикой человека и его особенностей как социальной единицы общества в соответствии с его возрастом. Ребенок в своем развитии может отставать  или опережать своих сверстников. В этом случае социализация как результат характеризует социальный статус ребенка по отношению к его сверстникам.

 

Факторы, влияющие на социализацию человека.

Факторы среды – это всё то, что непосредственно и опосредованно воздействует на человека: семья, детский сад, школа, школьный коллектив, личность учителя,  неформальные молодежные объединения, в которые входит ребенок , средства массовой информации, книги и др.

 

И.Бронфенбреннер выделяет четыре группы таких факторов, влияющих на социализацию человека. К ним относятся: микросреда – это то, что непосредственно окружает человека с самого рождения и оказывает наиболее существенное влияние на его развитие (она, в частности, включает: семью, родителей, условия жизни, игрушки, книги, которые он читает); мезосистема – складывающиеся взаимоотношения между различными  жизненными областями, определяющими и существенно влияющими на действенность воспитания (к ним относятся, например, школа и семья; объединения, в которые входят члены семьи4 среда семьи и улицы, где дети проводят свое время и др.); экзосистема – общественные институты, органы власти, административные учреждения и т.д.(они опосредованно влияют на социальное развитие и воспитание ребенка); макросистема – это нормы культуры и субкультуры, мировоззренческие и идеологические позиции, господствующие в обществе (она выступает нормативным регулятором воспитывающей системы человека в среде жизнедеятельности).

 

Мудрик выделяет три группы факторов, влияющих на социализацию человека. К ним относятся: макрофакторы – космос, планета, мир; мезофакторы – этнокультурные и региональные условия, тип поселения, средства массовой коммуникации; микрофакторы – институты социализации (семья, дошкольные учреждения, школа, вуз, трудовой коллектив), религиозные организации, группа сверстников и субкультура.

 

Институты социализации.

Институты социализации- - учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его.

Институтами социализации являются семья и школа.

Функции институтов:

-   обучают ребенка  культурным нормам и образцам  поведения;

- контролируют то, насколько  прочно, глубоко и правильно усвоены  социальные нормы и роли.

 

     2. Формирование знаний ребенка о самом себе и обществе.

Современное общество проявляет сегодня  повышенное внимание к индивидуальным возможностям и творческим способностям человека. Особую актуальность приобретает  вопрос о том, при каких условиях ребенок становится яркой неповторимой личностью.

В отечественной  психологии процесс социализации ребенка  рассматривается, с одной стороны, как усвоение личностью социального  опыта и системы общественных связей путем вхождения в социальную среду, с другой стороны — как  процесс активного воспроизводства индивидом разнообразных социальных связей. Ученые выделяют два основных пути социализации: первый — познание окружающей действительности, в результате которого происходит формирование мировоззрения, и усвоение определенных социальных ролей (мальчик, ученик и т. д.); второй — познание себя, т. е. самостоятельный процесс осознания себя в деятельности, в системе межличностных отношений.

По мнению большинства  современных психологов и педагогов, приобщение человека к социальному  миру и построение отношений с другими людьми начинаются с формирования первоначальных представлений о себе. Знания о себе определяют собственное поведение, от их характера зависит социальная активность личности, способы взаимодействия с окружающим миром, степень удовлетворения потребности в самоактуализации. Сегодня педагогов интересует определение условий и средств оптимизации развития образа “Я” ребенка.

Согласно возрастной периодизации Д. Б. Эльконина, каждый этап психического развития ребенка характеризуется особой формой отношений детей с обществом, ведущей деятельностью и основными психическими новообразованиями. Исследования Д. И. Фельдштейна показали, что результатом социального развития ребенка является формирование у него двух типов позиции “Я” по отношению к обществу: “Я в обществе” и “Я и общество”. Первый тип отражает стремление ребенка понять свое “Я” и связан с предметно-практической стороной деятельности, в процессе которой происходит социализация личности и утверждение позиции “Я” среди других. Второй тип касается осознания себя субъектом общественных отношений и связан с усвоением их норм, в процессе чего происходит индивидуализация ребенка и противопоставление своего “Я” другим.

Исследования, проведенные  К. Благой, М. Шебеком, Д. Б. Элькониным и  Д. И. Фельдштейном, показали, что общение ребенка с другими людьми (родителями, сверстниками, учителем и т. п.) играет ведущую роль в формировании у него знаний о самом себе.

К 6 годам у ребенка  появляется потребность в приобщении себя к социуму, а вместе с ней ориентация на общественные функции людей, нормы их поведения, деятельность. Это реализуется в социальной позиции — положении школьника. Ребенок осваивает новые для него общественные отношения, у него появляются постоянные обязанности, связанные с учебной деятельностью.

При поступлении детей  в школу значительно расширяются  их социальные связи: в сфере отношений  “Я — взрослый” появляется новая  значимая личность — учитель, в сфере  отношений “Я — сверстники”  — одноклассники. Взаимоотношения  ребенка с другими людьми в новой социальной ситуации обусловлены теперь учебной деятельностью. Преуспевание в ней становится главным критерием оценки младшего школьника учителем, родными, сверстниками и посторонними людьми. Вследствие этого расширяются возможности самопознания ребенка, возникает и активно формируется новый образ себя — “Я школьник”. Быть учеником — это значит выполнять правила, принятые в школе, вести себя ожидаемым образом: вовремя приходить, сидеть за партой, поднимать руку для ответа, внимательно слушать, выполнять задания и т. д.

Развитие роли ученика  происходит при вступлении ребенка  в разные группы: класс, кружок, клуб, секцию и т. п. Ощущение своей принадлежности к группе, участие в совместной деятельности, чувства, которые переживает в коллективе ребенок, обеспечивают расширение знаний о себе и возникновение новой оси структурного “Я” (“членство в определенной группе”).

В младшем школьном возрасте социальное взаимодействие обеспечивает обогащение как структуры, так и  содержания знаний ребенка о себе. Общение со значимым взрослым (учителем) по-прежнему играет ведущую роль в самопознании ученика. Авторитет педагога у школьников в этот возрастной период велик; педагог является той личностью, на которую ориентируются дети, определяя свое отношение к другим, к учебе, к себе. Взаимодействие с ровесниками впервые оказывает значительное влияние на формирование знаний младшего школьника о себе. В то время как взрослый, особенно учитель, является недосягаемым идеалом, сверстник выступает как равный, с ним можно конкурировать. Благодаря общению с одноклассниками ученик овладевает новой социальной ролью — “Я товарищ”, при этом ребенок формирует свои требования к друзьям.

Учебная деятельность в младшем  школьном возрасте является ведущей, дети учатся сознательно управлять своим поведением без контроля взрослого. Умение осознанно регулировать поведение стимулирует ребенка к самоанализу и размышлению о своем внутреннем состоянии. Содержание осей образа “Я”, появившихся в предыдущие возрастные периоды, уточняется и обогащается, благодаря этому возможности самопознания младшего школьника значительно расширяются. Если в дошкольном возрасте у ребенка складываются единичные образы самого себя и своего поведения, зависящие от конкретной ситуации, то при помощи самоанализа ученик способен оценивать особенности и результативность своей деятельности, собственные личностные черты и поведенческие характеристики: единичные представления о себе преобразуются в первичный обобщенный образ “Я”.

Содержание первичного обобщенного  образа “Я” и способность к самоанализу, возникшие в младшем школьном возрасте, обеспечивают подростку новое открытие себя и оказывают непосредственное влияние на адекватность его самооценки в будущем.

Взаимодействие с себе подобными в процессе социализации, когда одна социальная группа обучает «правилам жизни» другую, называется становлением социального «Я».

 

 

3. Роль семьи в младшем школьном возрасте.

Первой ступенью социализации для ребенка является его семья. Именно она выступает как главный  компонент окружающей среды, в которой он живет как в коконе первую четверть жизни, и которую пытается строить всю оставшуюся жизнь.  
Говоря научным языком, семья для ребенка – первичная социальная микросреда. От того, как строится в ней общение с ребенком, какое внимание уделяется его физическому и умственному развитию зависят и процессы развития его психики. Другими словами, процесс психического развития ребенка зависит от выполнения родителями своих главных функциональных обязанностей: воспитательной и коммуникативной.

Информация о работе Социализация детей младшего школьного возраста