Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 20:44, курсовая работа
Особенности социализации детей в современном обществе ориентированы на теоретическую и практическую подготовку детей, которая должна стать основой их будущей социально-педагогической деятельности. Акцент в изложении курса делается на осмыслении теоретических основ процесса социализации молодежи, вооружении будущих социальных работников знаниями, необходимыми для эффективной организации процесса социализации.
Задачей является формирование у школьников социальных установок относительно их будущей деятельности, вооружение студентов знаниями сущности и специфики процесса социализации, создание у них установки на овладение глубокими теоретическими знаниями и профессиональными умениями педагогической поддержки процесса социализации.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Социализация личности и ее этапы ………………………………………….6
2. Формирование знаний ребенка о самом себе и обществе………………….23
3. Роль семьи, как социального института, в младшем школьном возрасте..27
4. Роль школы, как важнейшего института социализации, в младшем школьном возрасте………………………………………………………………40
5. Социальное воспитание в процессе становления личности………………..44
6. Выводы………………………………………………………………………...48
7. Заключение…………………………………………………………………….50
8. Список используемой литературы…………………………………………...51
Семья продолжает оставаться одним из самых важных факторов социализации детей младшего школьного возраста. Дети усваивают принятые в их семьях жизненные ценности, социальные ожидания и модели поведения, и достигают этого разными способами. В период обучения в начальной школе меняется характер взаимодействий "родители-ребенок". Дети уже не столь прямо выражают свое недовольство действиями родителей и, скорее всего, теперь не будут добиваться всего хныканьем, криком, как могли делать это раньше. Со своей стороны родители теперь уже меньше озабочены приучением детей к самостоятельности и соблюдением ими распорядка дня; их больше заботят учебные навыки и достижения ребенка. В младшем школьном возрасте поведение детей требует меньшего, хотя и более тонкого контроля; однако родительский контроль сохраняет свою важность. Исследователи отмечают, что мальчики, находящиеся под постоянным наблюдением родителей, учатся лучше тех, кто лишен подобного внимания. Дисциплинарные меры, основанные на авторитете родителей, более эффективны в развитии саморегуляции детей чем авторитарные методы насаждения дисциплины. Когда родители прибегают к словесным аргументам и предложениям, ребенок склонен договариваться с ними, вместо того чтобы высказывать открытое неповиновение. Аргументы родителей обычно касаются просоциального поведения и соблюдения социальных правил. У родителей, напоминающих своим детям о возможных последствиях их действий для других людей ( ориентированная на другого индукция),дети ,как правило, пользуются большей популярностью и обладают интернализованными моральными нормами. И наоборот, когда родители избирают силовые методы социализации, их дети с трудом развивают интернализованные нормы и механизмы контроля. Дети, исполняющие требования взрослых в их присутствии, но не делавшие этого в их отсутствие, чаще имели родителей, склонных скорее к принуждению, чем к убеждению. Исполнение требований взрослых без контроля со стороны последних отмечается у тех детей, родители которых предпочитают ориентированную на другого индукцию. Родители чаще добиваются успеха в развитии у детей саморегулируемого поведения, если постепенно увеличивают степень их участия в принятии семейных решений. Ученые – педагоги пришли к выводу, что лучше всего дети адаптированы в тех случаях, когда родители поощряют то, что она называла саморегулированием. Эти родители привлекают детей к сотрудничеству и разделяют с ними ответственность. Они учитывают не столь отдаленное будущее, когда их дети, став подростками начнут принимать решения самостоятельно. Готовясь к этому, родители уже сейчас стараются чаще обсуждать с детьми различные проблемы и советоваться по важным вопросам. Они осознают себя создающими структуру для ответственного принятия решений.
Во время и после развода отношения детей с родителями изменяются. Дети могут оказаться в центре битвы за то, с кем они должны остаться после развода, и каждый из родителей старается привлечь ребенка на свою сторону. После развода родители часто находятся в состоянии сильного стресса и бывают неспособны проявлять по отношению к детям достаточно душевного тепла и осуществлять за ними необходимый контроль. Нередко они бывают менее внимательны к детям, непоследовательны в требованиях дисциплины, малообщительны и равнодушны к детским проблемам.
Вклад родителей в совместное регулирование поведения подавляет волю детей, в других - способствует увеличению их автономии в рамках таких отношений. Кроме того, взаимодействие с родителями позволяет детям упражнять и совершенствовать социальные навыки, которые затем окажутся весьма полезными при взаимодействии со сверстниками.
При высоком уровне враждебности и озлобленности, предшествующей разводу и проявляющейся после него, детям труднее приспособиться к создавшейся ситуации. Конфликт между родителями является основной причиной снижения у детей чувства собственного благополучия. Когда родители ссоряться, у детей развиваются страхи и раздражительность. Они становятся особенно уязвимы, когда их принуждают принять ту или иную сторону. Если ребенок продолжает жить в том же доме, посещать ту же школу, и вокруг него остаются те же друзья, к которым он привык, то последствия развода переживаются им легче. И наоборот, если повседневная жизнь ребенка претерпевает большие изменения - его уверенность в себе и ощущение порядка в жизни теряют прежнюю устойчивость. Чем большим изменениям подвергается жизнь ребенка, особенно сразу после развода, тем труднее ему приспособиться к новой ситуации.
Уверенность в постоянстве
любящих отношений с родителями
и эмоциональная поддержка от
кого-либо из родителей, а лучше от
обоих, помогают ребенку быстрее
преодолеть неблагоприятные
Одним из наиболее серьезных и драматических
примеров полного распада семьи является
жестокое отношение с детьми. Родители,
допускающие жестокость в отношении своего
ребенка, разрушают ожидание любви, доверия
и заботы, столь необходимые для социального
развития и развития здоровой личности.
Результатом часто становятся серьезные
нарушения процесса развития. Термин ''жестокое
обращение с детьми'' отличается от термина
''отсутствия заботы о детях''. Первый термин
используется только в значении умышленного
нанесения взрослым физических и психологических
травм ребенку. Отсутствие должной заботы
тоже может причинить ребенку вред, однако
в нем трудно усмотреть прямой умысел
взрослого. Такой вред наносится родителями
из-за того, что они не выполняют своих
обязанностей, а не потому, что они сознательно
действуют во вред ребенку.
Дети, с которыми обращались
жестоко в психологическом
В процессе становления
самооценки младшего школьника значительную
роль имеют стили семейного
Отношение к себе как
ученику в значительной мере определяется
семейными ценностями. У ребенка на первый план
выходят те его качества, которые больше
всего заботят родителей, - поддержание
престижа (разговоры дома вращаются вокруг
вопроса: ''А кто в классе получил пятерку?''
), послушание ('' Тебя сегодня не ругали?'')
и т.д. В самосознании маленького школьника
смещаются акценты, когда родителей волнуют
не учебные, а бытовые моменты его школьной
жизни ('' В классе из окон не дует?'', ''Что
вам давали на завтрак?''), или вообще мало
что волнует - школьная жизнь почти не
обсуждается или обсуждается формально.
Достаточно равнодушный вопрос: '' Что
было сегодня в школе?''- рано или поздно
приведет к соответствующему ответу: "
Нормально". Как показала Г.А. Цукерман
(1993),ценности учения детей и их родителей
полностью совпадают в 1-ом классе и расходятся
к 4-му классу.
Родители задают исходный уровень притязаний
ребенка - то, на что он претендует в учебной
деятельности и отношениях. Дети с высоким
уровнем притязаний, завышенной самооценкой
и престижной мотивацией рассчитывают
только на успех и вместе с мамой или бабушкой
переживают четверку как трагедию. Их
представления о будущем столь же оптимистичны:
их ожидают эффектная внешность, незаурядная
профессия, материальное благополучие
и популярность.
Дети с низким уровнем
притязаний и низкой самооценкой не претендуют на
многое ни в настоящем, ни в будущем.они
не ставят перед собой высоких целей и
постоянно сомневаются в своих возможностях,
быстро смиряются с тем уровнем
успеваемости, который складывается в
начале обучения. Планы их будущей взрослой
жизни просты и туманны. Если ребенок приходит
в школу, принимая ценности и притязания
родителей, то позже он в большей или меньшей
мере начинает ориентироваться на результаты
своей деятельности, свою реальную успеваемость
и место среди сверстников. Школа и семья
- внешние факторы развития самосознания.
Его становление зависит от развития теоретического
рефлексивного мышления ребенка. К концу
младшего школьного возраста появляется
рефлексия и тем самым создаются новые
возможности для формирования самооценки
достижений и личных качеств. Самооценка
становится в целом более адекватной и
дифференцированной ( И.Ю. Кулагина, В.Н.
Колюцкий, 2003; с.270). Дети обычно стремятся
копировать поведение других людей и наиболее
часто тех, с которыми они находятся в
самом тесном контакте. Отчасти это сознательная
попытка вести себя так же, как ведут себя
другие, отчасти это неосознанная имитация,
являющаяся одним из аспектов процесса
идентификации с другими. Следует отметить,
что сам выбор ребенком той или иной модели
поведения в какой-то мере определяется
вариантами поведения, которые он наблюдает
среди окружающих его взрослых. На самом
простом уровне это проявляется в том,
как дети заражаются теми или иными привычками"
(А.Бандура,1978); ( М.Раттер,1987; с. 175). Они с
легкостью перенимают у родителей, знакомых,
учителей или восхищающих их звезд особенности
жестикуляции, походки или манеры говорить.
В таком подражании в большинстве случаев
проявляется уважение ребенка к тем людям,
от которых он зависит и с которыми его
связывают теплые и дружеские отношения.
Роль моделей родительского поведения важна не только в процессе приобретения привычек. Способ преодоления стресса также определяется исходя из знакомой ребенку стратегии в поведении родителей. Если они реагируют на трудности путем пассивного ухода или неадекватной агрессией, то и ребенок с большой вероятностью будет вести себя в аналогичной ситуации точно так же. Если отец в момент плохого настроения кричит и ругается, то ребенок, опираясь на этот пример, скорее всего, будет вести себя точно так же. А если при волнении или напряжении мать каждый раз ложится в постель с головной болью, то это повышает вероятность приобретения ребенком ипохондрического стиля реагирования на трудности, при этом жалобы на физическое здоровье будут использоваться как способы преодоления тревоги.
Дети учатся у родителей определенным способам поведения, не только усваивая непосредственно сообщаемые им правила, но и благодаря наблюдению существующих во взаимоотношениях родителей моделей. Наиболее вероятно, что в тех случаях, когда рецепт и пример совпадают, ребенок будет вести себя так же, как и родители. Однако нередко родители говорят одно, а делают другое: призывают к честности, но обманывают друг друга, требуют от ребенка сдержанности, а сами вспыльчивы, агрессивны. В такой ситуации выбор между предписанием и примером родителей будет зависеть от самых разных обстоятельств, но почти неизбежно, что обида и протест будут возникать у ребенка в тех случаях, когда требуемое от него поведение соответствует более высоким стандартам, нежели наблюдаемое им у родителей.
Важно иметь в виду и то, что ребенок может настолько расширить модель поведения, заданную ему родителями, что его собственное поведение окажется для них неприемлемым.
Конечно, дети не всегда принимают модели поведения
и взгляды родителей. Это зависит от характера
отношений с родителями. Если отношения
являются плохими, дети могут вообще отказаться
от родительских норм. То же самое может
произойти и в случае, когда дети видят,
что поведение родителей приводит лишь
к новым трудностям и неудачам.
Вопрос о методах наказания в семье является
открытым и очень важным. Практически
неважно какой метод наказания применяется
и насколько наказание является строгим.
Очень тяжелые или очень легкие наказания
по своим результатам являются неудовлетворительными,
однако в средней части интервала различий
практически нет. Однако если тяжесть
наказания не играет значительной роли,
частота наказаний - это более важный момент.
Дети, которых постоянно наказывают, с
повышенной вероятностью будут реагировать
на наказания агрессией и асоциальным
поведением. Вряд ли это является непосредственным
эффектом применения мер, поскольку постоянные
наказания часто бывают связаны с общим
неприятием и враждебностью в семье. Вполне
может быть, что плохие отношения между
родителями и детьми столь же существенны
для появления нарушений поведения, как
и характер дисциплинарных мер, применяемых
в процессе воспитания.
В тоже время важна последовательность применяемых дисциплинарных воздействий. Различие дисциплинарных требований родителей ( один из родителей что-то позволяет, а другой это же запрещает) или же отсутствие последовательного отношения к дисциплине ( наказание за поздний приход домой в один день и безразличное отношение к тому же самому - в другой) значительно повышают вероятность формирования агрессивного или асоциального поведения у ребенка. Комбинация исключительно мягких дисциплинарных требований со стороны матери и жестокой избыточно ограничительной позиции отца является особенно распространенной в семьях мальчиков - правонарушителей. Представляется, что несоответствие между тем, как родители ведут себя, и тем, что они требуют от своих детей (дисциплина на фоне лицемерия),может оказывать такое же влияние.
Информация о работе Социализация детей младшего школьного возраста