Социализация детей младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 20:44, курсовая работа

Краткое описание

Особенности социализации детей в современном обществе ориентированы на теоретическую и практическую подготовку детей, которая должна стать основой их будущей социально-педагогической деятельности. Акцент в изложении курса делается на осмыслении теоретических основ процесса социализации молодежи, вооружении будущих социальных работников знаниями, необходимыми для эффективной организации процесса социализации.
Задачей является формирование у школьников социальных установок относительно их будущей деятельности, вооружение студентов знаниями сущности и специфики процесса социализации, создание у них установки на овладение глубокими теоретическими знаниями и профессиональными умениями педагогической поддержки процесса социализации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Социализация личности и ее этапы ………………………………………….6
2. Формирование знаний ребенка о самом себе и обществе………………….23
3. Роль семьи, как социального института, в младшем школьном возрасте..27
4. Роль школы, как важнейшего института социализации, в младшем школьном возрасте………………………………………………………………40
5. Социальное воспитание в процессе становления личности………………..44
6. Выводы………………………………………………………………………...48
7. Заключение…………………………………………………………………….50
8. Список используемой литературы…………………………………………...51

Вложенные файлы: 1 файл

Социализация.doc

— 235.00 Кб (Скачать файл)

К позитивным ролям следует  отнести прежде всего роль члена  семьи. В семье ребенок усваивает  несколько таких ролей: сына или  дочери, брата или сестры, племянника, внука, а так же знакомится с ролями отца и матери, бабушки и дедушки и др.         Следующая важная роль, которую осваивает ребенок в процессе своего развития, - это член коллектива. В детском саду и школе, в спортивной секции и детских общественных организациях, в общении со сверстниками ребенок усваивает роли члена коллектива, товарища, друга, ученика, лидера и многие другие.

Каждый человек выступает  в роли потребителя, так как он на протяжении всей своей жизни постоянно  нуждается в том, что ему необходимо для жизни: пища, одежда, обувь, книги и многое, многое другое. Понимание этой роли, умение разумно пользоваться услугами, которые предоставляет человеку общество, ребенок должен освоить с раннего детства.

Важная социальная роль - быть гражданином своего отечества, любить свою родину, гордиться ею. Могут быть и другие социальные роли, которые осваивает ребенок, например, роль специалиста, которую может получить учащийся в стенах школы, лицея, гимназии или же в учебных заведениях начального профессионального образования.

К негативным ролям относятся  такие, как бродяга, чаще всего это  беспризорные и безнадзорные дети. На улицах, особенно крупных промышленных городов, в магазинах, на рынках, в  транспорте мы встречаем детей –  попрошаек, которые свыклись с этой ролью и часто довольно умело выпрашивают деньги у прохожих. Среди них появляются те, кто занимается воровством, иногда к этому их толкают взрослые, иногда этим дети промышляют самостоятельно. Сюда могут быть отнесены и некоторые другие социальные роли негативного характера.

Освоение ребенком механизма  ролевого поведения обеспечивает ему  успешную включенность в социальные отношения, поскольку дает ему возможность  приспосабливаться, адаптироваться к  каждой новой для него ситуации или  позиции на протяжении всей последующей жизни. Этот процесс приспособления индивида к условиям социальной среды называется социальной адаптацией.

Социальная адаптация  является непременным условием и  результатом успешной социализации ребенка, которая, как известно, происходит в трех основных сферах: деятельности, общения и сознания. В сфере деятельности у ребенка происходит расширение видов деятельности, ориентация в каждом виде, ее осмысление и освоение, овладение соответствующими формами и средствами деятельности. В сфере общения происходит расширение круга общения, наполнение и углубление его содержания, усвоение норм и правил поведения, принятых в обществе, овладение различными его формами, приемлемыми в социальном окружении ребенка, и в обществе в целом. В сфере сознания – формирование образа «собственного Я» как активного субъекта деятельности, осмысление своей социальной принадлежности и социальной роли, формирование самооценки.

 

6. Характеристика младшего школьного возраста.

 

С древнейших времен воспитание является средством трансляции опыта от поколения к поколению. В настоящее время проблема общего уровня воспитанности подрастающего поколения, особенно ее нравственная сторона, остра и актуальна, как никогда. Ведь в период пересмотра жизненных ценностей и приоритетов, который переживает российское общество, сделать правильный выбор может только личность с духовной жизненной ориентацией. 
В условиях ускоренного развития научно-технического прогресса, расширения средств коммуникации и массовой информации, стремления России приобщиться к лучшим образцам духовной культуры создаются благоприятные условия для воспитания нового человека. Особое внимание в процессе воспитания уделяется организации целенаправленного взаимодействия воспитателя и воспитанников, целью и результатом которого должно стать формирование духовно-нравственных качеств. 
 
Эффективность формирования духовно-нравственных качеств личности зависит не только от характера деятельности педагога, но и от особенностей развития ребенка как субъекта воспитания в определенный возрастной период. Наиболее оптимальным для формирования духовно-нравственных качеств личности является младший школьный возраст - период 7-10 лет. Именно в этом возрасте ребенок начинает осознанно подходить к своей роли в жизни семьи, класса и школы, анализирует свое поведение, начинает сопоставлять его с общественными нормами. И учителю, и родителям важно не упустить этот скачок в сознании ребенка, усилить влияние нравственных взаимодействий во всех сферах жизни. 
А.А. Гусейнов считает, что нравственное формирование человека и его поэтапное развитие находятся в определенном соответствии. Первые годы (примерно до 3-4 лет) ребенок находится как бы по ту сторону добра и зла. Мир моральных представлений, мотивов, оценок ему неведом. Он приобщается к этому миру вначале пассивно и только в более позднем возрасте (в 8-10 лет) у него появляется уважительное отношение к системе нравственных правил (Гусейнов 1979: 72). Отметим, что возрастной диапазон от 6-7 лет до 10-11 лет соответствует младшему школьному возрасту (1-4 классы школы). 
Младший школьный возраст характеризуется как период впитывания, накопления знаний, период преимущественно усвоения. Успешному выполнению этой важной функции благоприятствуют характерные особенности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, внимательность, наивное игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. 

Опираясь на научную  школу таких ученых, как Г.С. Абрамова, О.С. Богданова, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.А. Люблинская и др., мы считаем, что младший школьный возраст сензитивен к усвоению духовных ценностей, норм нравственности благодаря следующим психологическим особенностям данного возраста: 
- интенсивное развитие познавательной активности, абстрактного мышления и речи приводит к возможности усвоения материала не только на уровне представлений, но и на уровне теоретических понятий; 
- произвольность психических процессов обеспечивает формирование волевых усилий, что позволяет младшему школьнику действовать под влиянием не только непосредственных импульсов, но и руководствоваться сознательно поставленными целями, нравственными требованиями и чувствами; 
- проявление интереса младших школьников к различным видам коллективной деятельности; формирование моральных чувств товарищества, ответственности за класс; 
- формирование личностной рефлексии, которая предполагает осознанность своих взаимоотношений с окружающими, анализ оснований своих действий, поступков, свое отношение к духовным ценностям, проявление сочувствия (Гильгенберг 2002: 10). 
Таким образом, ребенок в младшем школьном возрасте несет в себе весь комплекс чувств, уже сформированных в притязаниях на признание. Он имеет совесть, он знает, что значит должен, обязан. У него пробуждается чувство гордости и стыда в зависимости от поступка. Эти чувства ребенка, безусловно, влияют на развитие его личности. 
Развитый младший школьник знает доступные его разумению нормы поведения. Эти знания усваиваются в практике общения со взрослыми, сверстниками и детьми других возрастов. Ребенок знает обязанности и понимает их значение, он может объяснить, почему, для чего и зачем нужно вести себя тем или иным образом. Знание норм поведения само по себе еще не обеспечивает нравственного развития личности, считает В.С. Мухина. У ребенка в практике общения со взрослыми и сверстниками должны сложиться привычки правильного поведения. В привычке представлена эмоционально переживаемая побудительная сила: когда ребенок действует, нарушая привычное поведение, у него возникает чувство тревоги, дискомфорта (Мухина 2001: 313). 
Становление личности младшего школьника происходит под влиянием новых отношений со взрослыми (учителями) и сверстниками (одноклассниками), новых видов деятельности (учения) и общения, включения в целую систему коллективов (общешкольного, классного). У него развиваются элементы социальных чувств, формируются навыки общественного поведения (коллективизм, ответственность за поступки, товарищество, взаимопомощь и др.). Младший школьный возраст предоставляет большие возможности для формирования нравственных качеств и положительных черт личности. Податливость и известная внушаемость школьников, их доверчивость, склонность к подражанию, огромный авторитет, которым пользуется учитель, создают благоприятные предпосылки для формирования высокоморальной личности. Основы нравственного поведения закладываются именно в начальной школе, ее роль в процессе социализации ребенка огромна. 
          Т.И. Батыгина, утверждает, что младший школьный возраст - это благоприятный период для усвоения моральных норм, то есть для формирования когнитивного компонента духовно-нравственного становления ребенка, так как для младших школьников характерно повышенное внимание к нравственной стороне поступков окружающих. Сензитивность изучаемого возраста для формирования эмоционального компонента нравственного развития обусловлена высокой чувствительностью нервной системы, внушаемостью, доминированием эмоциональной сферы в восприятии мира, общим расположением младших школьников к другим людям. Поведенческий компонент нравственного воспитания учащихся начальных классов базируется на их склонности к подражанию и авторитете воспитывающих взрослых (Батыгина 2002: 13). 
 
         При изучении духовно-нравственных качеств личности младшего школьника особо следует помнить о сензитивности этого возраста к воздействию общества на развивающуюся личность, когда ребенок впитывает любую информацию извне, не подвергая ее анализу и критике. Ребенок, не имея собственной жизненной позиции и системы взглядов на жизнь, развивается под влиянием окружающих его людей. 
          Таким образом, младший школьный возраст является важным периодом в жизни ребенка, влияющим на формирование его личностной направленности. В это время наряду с усовершенствованием познавательных психических процессов развиваются духовно-нравственные качества личности. Это происходит на основе сензитивности младших школьников к внешним воздействиям - со стороны взрослых людей, а особенно учителей, и, в более позднем возрасте, со стороны общества и коллектива. Поэтому качество, степень сформированности духовно-нравственных качеств личности, направленность интересов младшего школьника напрямую будут зависеть от социальной макро- и микросреды - от положительных или отрицательных воздействий на личность общества и семьи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы.

1. Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни. В процессе социализации ребенок усваивает накопленный   человечеством социальный опыт в различных сферах жизнедеятельности, который позволяет исполнять определенные, жизненно важные социальные роли. Процесс социализации продолжается всю жизнь. Фундамент социализации закладывается в детстве. Факторы среды – это всё то, что непосредственно и опосредованно воздействует на человека: семья, детский сад, школа, школьный коллектив, личность учителя,  неформальные молодежные объединения, в которые входит ребенок, средства массовой информации, книги и др. главными факторами, определяющими процесс формирования личности, безусловно являются групповой опыт и субъективный, уникальный личностный опыт. Эти факторы в полной мере проявляются в процессе социализации личности.

 

2. В младшем школьном возрасте социальное взаимодействие обеспечивает обогащение как структуры, так и содержания знаний ребенка о себе, формируется свое  собственное “Я”. В этот период ребенок осваивает социальные роли. При поступлении в школу значительно расширяются социальные связи: в сфере отношений “Я — взрослый” появляется новая значимая личность — учитель, в сфере отношений “Я — сверстники” — одноклассники. Активно формируется новый образ себя — “Я школьник”.  Благодаря общению с одноклассниками ученик овладевает новой социальной ролью — “Я товарищ”, при этом ребенок формирует свои требования к друзьям. Взаимодействие с ровесниками оказывает значительное влияние на формирование знаний младшего школьника о себе.

 

3. Семья для ребенка – первичная социальная микросреда. Дети усваивают принятые в их семьях жизненные ценности, социальные ожидания и модели поведения. В процессе становления самооценки младшего школьника значительную роль имеют стили семейного воспитания, принятые в семье ценности. Формирование личности младшего школьника зависит от стиля семейного воспитания. Родители задают исходный уровень притязаний ребенка - то, на что он претендует в учебной деятельности и отношениях. Дети учатся у родителей определенным способам поведения, подражают им.

 

4. Школа выступает как основной образовательно-воспитательный институт, воздействующий на развитие личности детей. Процесс обучения в школе как в образовательно-воспитательном учреждении создает возможности для реализации учащимися активности в сферах познания, практической деятельности.

5. Человек в обществе занимает определенный социальный статус и социальную роль. Роль, которую осваивает ребенок в процессе своего развития,- это член коллектива. Освоение ребенком механизма ролевого поведения обеспечивает ему успешную включенность в социальные отношения, поскольку дает ему возможность приспосабливаться, адаптироваться к каждой новой для него ситуации или позиции на протяжении всей последующей жизни.

6.  Младший школьный возраст является важным периодом в жизни ребенка, влияющим на формирование его личностной направленности. Направленность интересов зависит от социальной макро- и микросреды – от положительных и отрицательных воздействий на личность общества и семьи.

Этот возраст предоставляет  большие возможности для формирования нравственных качеств и положительных  черт личности. Именно в этом возрасте ребенок начинает осознанно подходить к своей роли в жизни семьи, класса и школы, анализирует свое поведение, начинает сопоставлять его с общественными нормами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Социализация личности школьника – процесс чрезвычайно значимый и сложный, результат реального взаимодействия школы и среды. В процессе социализации ребенок приобретает качества, необходимые ему для жизнедеятельности в обществе, овладевает социальной деятельностью, социальным общением и поведением, осуществляется социальное становление индивида.  
Но в процессе социализации личность – не только объект, но и субъект деятельности (в чем заключен конфликт социализации человека). Школьник – не пассивный объект воздействия, а активный субъект формирования самой личности. Он не только воспринимает воздействие среды, но и сам «активно творит себя».  
Под непосредственным влиянием ближайшего окружения школьника, его микросреды формируется система его ценностных ориентаций, жизненная позиция, которая выражается в деятельности, общении, повседневном поведении, формирует постепенно социальную позицию. Этот сложный, многогранный процесс будет целостным и действенным если обеспечивается сочетание воздействий (науки, искусства, политики, нравственности), на сознание школьника и вовлечение его в активную деятельность (на учебно-познавательную, общественно-политическую, трудовую, культурно-досуговую и др.), а также с побуждением к многоплановому и разностороннему общению в различных группах, коллективах, объединениях. Личность реализуется во взаимодействии с миром, другими людьми и с самим собой, что находит отражение в ее свойствах и качествах.

 

 

 

Список литературы:

 

1. Власова В.И.    Политология. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений – Ростов-на-Дону. Изд.центр «Март», 2002г.

2. Гильгенберг И.В. Педагогические условия приобщения младших школьников к духовным ценностям в процессе нравственного воспитания Челябинск, 2002. - С. 10. 
3. Горшков М.К. Россия в зеркале реформ: Хрестоматия по социологии современного российского общества – Москва, 1995г.

4. Гусейнов А.А. Золотое правило нравственности. - М., 1979. - С. 72.

5. Кравченко А.И.    Основы социологии. Учебное пособие  - Москва «Логос», 1998г.

6. Маралов В.Г.  Основы  самопознания и саморазвития: Учебное  пособие для студентов средн.  пед. учреждений.  – Москва: Изд.центр «Академия», 2002г. – с.256

7. Мардахаев Л.В.  Социальная  педагогика – Москва «Гардарики», 2003г.

8. Миронова А.В., Панфёрова В.В., Утенкова В.М. Cоциология. Курс лекций  «Социально-политический журнал» Москва, 1996г.

9. Мудрик А.В. Социальная педагогика. Москва, 1999г.

10. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - М.: Издательский центр "Академия", 2001. - С. 313.

11. Никитин В.А.    Социальная педагогика – Москва, 2000г.

12. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология – Воронеж, 1994г.

13. Тощенко Ж.Т. Социология: Общий курс. Москва, 1992.

14. Фролов С.С. Социология  – Москва, 1994г.

15. Эльконин Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах /

       Под ред. Д.    И. Фельдштейна; Вступ. ст. Д. И. Фельдштейна. — М.:    

       Изд-  во “Институт практической психологии”; Воронеж: НПО

      “МОДЭК”, 1995г.

 

 

 

 

 

 

 

   


Информация о работе Социализация детей младшего школьного возраста