Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2012 в 15:00, контрольная работа
Задачи исследования:
- изучить теоретический материал по теме;
- определить наиболее важные даты в жизни и творчестве Пауля Наторпа;
- рассмотреть понятие "социальная педагогика" в понимании П.Наторпа;
ВВЕДЕНИЕ
1 Жизнь и педагогические труды П. Наторпа
2 Понятие "социальная педагогика" по П. Наторпу
3 Индивид и общность в понимании П. Наторпа
4 Процесс воспитания с позиции П. Наторпа
5 Влияние взглядов П. Наторпа на развитие социальной педагогики в России
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1 Жизнь и педагогические труды П. Наторпа
2 Понятие "социальная педагогика" по П. Наторпу
3 Индивид и общность в понимании П. Наторпа
4 Процесс воспитания с позиции П. Наторпа
5 Влияние взглядов П. Наторпа на развитие социальной педагогики в России
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ВВЕДЕНИЕ
В наши дни мировое сообщество определяет содержание нового образования, разрабатываются и внедряются новейшие технологии обучения, постоянно совершенствуется образовательный процесс. Этому способствуют многие важные факторы: всевозрастающий объем знаний, умений и навыков, необходимых школьникам, результаты исследований природы детства, опыт работы учебных заведений разных стран. Кроме того, мировому образованию необходимо соответствовать новому уровню производства, науки, культуры. А значит, обновление системы образования является актуальной, неизбежной задачей. Но для того, чтобы это обновление прошло успешно, необходимо учитывать национальные особенности каждой страны и те перемены в образовании, которые произошли ранее и принесли свой вклад в развитие мировой педагогики.
Конец XIX века отмечен вступлением
крупнейших стран Западной Европы и
США в такую стадию общественно-экономических
отношений, которая потребовала
научного и технического перевооружения
производства и совершенствования
социальных институтов. В этих условиях
стало более явным уже ранее
ощущавшееся несоответствие традиционной
школы, практики воспитания и обучения
новым экономическим и
Основными поворотными моментами
в истории школы явились
В каждой из национальных систем образования возникали и свои проблемы: в США - резкое отставание сельской школы от городской, не отвечающие требованиям времени учебные планы и программы средней школы; в Англии - децентрализация народного образования, переполненность массовых школ, крайний утилитаризм начального образования, традиционализм классического среднего образования; в Германии - сохранявшиеся догматизм и вербализм в содержании и методах обучения, интенсивное вмешательство церкви в дело народного просвещения; во Франции - заметное отставание от других западноевропейских стран в области развития профессионального образования. Но, в общем, перед всеми этими странами стояла одна и та же задача - привести школу в соответствие с экономическими и политическими требованиями эпохи.
Поиски путей перестройки
школы происходили в атмосфере
дискуссий по проблемам человека,
его воспитания и образования. В
орбиту общественного интереса наряду
с традиционными объектами
Многочисленные концепции
и течения в общественно-
Среди этих течений наиболее известными были движения сторонников "свободного воспитания", "трудовой школы", "школы действия", "социальной педагогики", "прагматической педагогики", "прогрессивного воспитания" и так далее.
Весьма трудным представляется дать классификацию всех этих течений, поскольку в их концепциях были и общие идеи, и специфические, присущие каждому из них особенности. Кроме того, существовала путаница в терминологии, сохраняющаяся и поныне, подмена педагогики другими отраслями знания, представление одной и той же теории в разной интерпретации, создававшее иллюзии новых подходов. Поэтому все приведенные выше названия направлений реформаторской педагогики следует понимать достаточно условно. Однако основная идея, объединявшая педагогов-реформаторов, состояла в том, чтобы сделать школу местом подготовки самостоятельных, инициативных и деловых людей, умеющих творчески использовать полученные в школе знания в практической деятельности.
Этому во многом способствовали социальные взгляды немецкого философа и педагога Пауля Наторпа, именно он является основоположником такой отрасли общей педагогики, как социальная педагогика. Развитие этой отрасли педагогики существенно повлияло на развитие общества, изменило многие традиционные взгляды на воспитание детей и расширило творческие возможности педагогов.
Исходя из этого, цель исследования - это выявление особенностей влияния социальных взглядов Пауля Наторпа на развитие социальной педагогики в России.
Объектом исследования является социальное воспитание Пауля Наторпа, и влияние его взглядов на развитие социальной педагогики в России.
Предметом исследования являются особенности влияния социальных взглядов Пауля Наторпа на развитие социальной педагогики.
Задачи исследования:
- изучить теоретический материал по теме;
- определить наиболее важные даты в жизни и творчестве Пауля Наторпа;
- рассмотреть понятие "социальная педагогика" в понимании П.Наторпа;
- рассмотреть понятия "индивид", "общность", "воспитание" в трактовке П.Наторпа;
- определить актуальность социальных взглядов Пауля Наторпа для современной педагогики.
Воспитание людей нового
типа, разрешение противоречий между
узкой специализацией и общим
развитием учащихся, необходимость
развития творческого потенциала личности
учащегося и повышение
1 Жизнь и педагогические труды П. Наторпа
Пауль Наторп родился 24 января 1854 года в Дюссельдорфе в семье пастора. Окончив гимназию, он поступил в Берлинский университет, откуда перешел в Бонн и, наконец, в Страсбург. Предметом его занятий вначале была классическая филология: от философии, как он пишет в своей автобиографии, написанной для сборника "Современная немецкая философия", его отпугнуло на первых порах преподавание этой науки с берлинской кафедры. Наряду с классической филологией он занимался математикой и музыкой. Одному случайному обстоятельству - письму друга из Марбургского университета, где преподавали философию знаменитый Альберт Фридрих Ланге и молодой в то время доцент, впоследствии основатель "марбургсокй школы", Герман Коген, - Наторп был обязан тем, что обратился к изучению философии у известного позитивиста Эрнста Лааса и прошел его трудную школу. В 1881 году он сделался приват-доцентом в Марбурге, в 1885 стал экстраординарным и через семь лет ординарным профессором. В Марбурге прошла, таким образом, вся его научная жизнь. Он читал лекции преимущественно по логике, психологии, философской пропедевтике и вел разнообразные семинарии. Краткие конспекты его лекций по логике и философской пропедевтике переведены на русский язык. [2]
Мы не можем остановиться
здесь на изложении философских
взглядов мыслителя; напомним только основный
идеи его педагогической системы. Быть
может, лучше всего центральная
мысль Наторпа выражена им в следующем
месте его "Социальной педагогики":
"Понятие социальной педагогики выражает
принципиальное признание того факта,
что воспитание индивидуума во всех существенных
отношениях обусловлено социальными причинами,
социальными соотношениями, точно также,
как, с другой стороны, придание человеческого,
то есть истинно-человечески-
Вот почему "истинное образование по существу исключительно трудовое образование… Песталоцци навсегда останется правым в том, что в деле, в непосредственном труде и в упражнении глаза и руки соединяются действительно рассудок и воля". В этом направлении должно строиться воспитание как домашнее, так и школьное, которому Наторп придавал большее значение, чем первому, так как оно, разумеется, гораздо больше способствует развитию в ребенке и подростке сознания общественности или, выражаясь термином "Социальной педагогики" [11], в общности. Но на школе низшей, средней и высшей, не должно останавливаться воспитание и образование человека: "мы должны всегда оставаться учащимися". Вот почему Наторп печатно и в публичных лекциях выступал горячим проповедником широкой организации внешкольного образования, причем подчеркивал необходимость устранения вмешательства в дело этой организации прусско-немецкой государственности и выдвигал на первый план принцип самодеятельности народных масс. Просвещению, как движущей силе перехода от классового сообщества к бесклассовому, великий педагог придавал огромное значение, отнюдь не отрицая, разумеется, экономических предпосылок этого перехода. Вот что говорит он в одном месте своей книги "Культура народа и культура личности", справедливо отвергая то извращение марксизма, по которому исторический процесс превращается в какое-то роком предопределенное течение событий: "Преобразование человеческих отношений до такой глубины, как это себе представляют, ни в каком близком или отдаленном будущем невозможно иначе, как при помощи человеческих сил понимания и воли; они не изменятся коренным образом, если не будет в наличности великих, серьезных и глубоко образованных сил познания и воли, притом в лице не отдельных немногих лиц, а многих, по возможности - всех.
Правы те, кто утверждает,
что должно произойти очень глубокое,
доходящее до корней человеческого
существования, радикальное в этом
отношении превращение
Этой надежде не изменил философ до последних дней, как ни тяжки были физически и нравственно десять трудных лет войны и революции. Мыслитель-теоретик, почти семидесятилетний старик, он с юношеской энергией и страстью развивал свои идеи в последних своих книгах: "У меня не было выбора писать их или не писать, я должен был их писать, - говорит он в упомянутой выше автобиографии, - они возникали из меня едва ли не так же, как музыкальные произведения, которые время от времени врываются ко мне, не постучавшись в дверь, и до тех пор не отпускают меня, пока я не заставлю себя нанести их на нотную бумагу" [8].
Пишущему эти строки выпало на долю большое счастье быть учеником Наторпа в старом марбургском университете. Часы, проведенные в его аудитории и семинарии, навсегда останутся для меня и, знаю, для всех, кто сидел подле учителя в станах упраздненного Реформацией доминиканского монастыря, - предметом дорогих воспоминаний. Все мы чувствовали глубокое обаяние этой цельной, сильной нравственной личности. В Наторпе не было и тени той важности, которою проникнуты многие немецкие профессора: он был прост, как только может быть прост человек, вся цель жизни которого в неустанном искании истины, ненарушаемом никакими мелкими, пустыми соображениями житейского порядка. Во всей его фигуре, в выражении серьезного лица, в блестящих глазах, пытливо глядевших сквозь очки, выражалась его энергичная, всегда вперед стремившаяся индивидуальность. Те же черты в прекрасном стиле его сочинений, с трудом поддающихся переводу и утрачивающих в нем своеобразие своего языка. Свои лекции он читал быстро, - может быть, слишком быстро даже и не для иностранцев, каким был я, - и без каких бы то ни было ораторских приемов, но они были насыщены содержанием, и за каждой чувствовалась громадная работа мысли. Эрудиция его была поистине необъятна. Кто хотел бы в этом убедиться, пусть заглянет только в перечень литературы, использованной им для "Логических основ точных наук", а между тем, это только одна из многих написанных им книг!