Социальная педагогика П. Наторпа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2012 в 15:00, контрольная работа

Краткое описание

Задачи исследования:
- изучить теоретический материал по теме;
- определить наиболее важные даты в жизни и творчестве Пауля Наторпа;
- рассмотреть понятие "социальная педагогика" в понимании П.Наторпа;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 Жизнь и педагогические труды П. Наторпа
2 Понятие "социальная педагогика" по П. Наторпу
3 Индивид и общность в понимании П. Наторпа
4 Процесс воспитания с позиции П. Наторпа
5 Влияние взглядов П. Наторпа на развитие социальной педагогики в России
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

Вложенные файлы: 1 файл

педагогика наторпа.docx

— 50.20 Кб (Скачать файл)

Логика развития всей отечественной  педагогики (предложенная П.Ф. Каптеревым на рубеже веков) связана с характером участия общественности в решении педагогических задач, эволюционирующая от церковной через государственную к общественной. Данная объективная национально-культурная традиция может стать основанием для эволюции и современной отечественной социальной педагогики от чисто государственнической модели, восходящей к педагогическим подходам советской педагогики, к возрождению исконно русских традиций общественного воспитания, призрения.

Прогрессивные педагоги понимали воспитание как "общественный институт, призванный с нежного возраста готовить людей с помощью наставлений  и примера, убеждением и принуждением к практической деятельности и к  неуклонному изменению в жизни  усвоенных правил" (Г. Сент-Джон). В различные времена содержание этого принципа менялось, приобретая то большую общественную, то государственную, личностную направленность. В отечественной педагогике также неоднократно изменялся. От общего принципиального положения - воспитание должно готовить человека к активной общественной и счастливой личной жизни - сохранилось мало. Опираясь на этот принцип, большинство воспитательных систем успешно проводят в жизнь идеологические установки, политические доктрины. Воспитание ориентировано на поддержку и упрочение государственного строя, его статусов, органов власти, формирование гражданских и остальных качеств на основе принятых и действующих в государстве идеологии, конституции, законов. Этот принцип требует подчинения всей деятельности педагога задачам воспитания подрастающего поколения в соответствии с государственной стратегией воспитания и направляет деятельность воспитателей на формирование социально необходимого типа личности. Как лицо, состоящее на службе у государства, воспитатель осуществляет государственный заказ в сфере воспитания. Если государственные и общественные интересы при этом совпадают, а также согласуются с личными интересами граждан, то требования принципа естественно вписываются в структуру целей и задач воспитания. При рассогласовании целей государства, общества и личности реализация принципа затрудняется, становится невозможной. У воспитателя недостает конкретного фактического материала для полноценного воспитания. Школа - не государственное учреждение, а социальный институт, общественно-государственная система, призванная удовлетворять образовательные запросы государства в той же мере, как общее и личности. Нарушение этого взаимодействия приводит к застою школы. Школа как общественно-государственный институт не может жить только на государственном дыхании, рано или поздно общество вновь должно прийти к ней на помощь. Должна быть преодолена отчуждённость общества от школы и школы от общества, изолированность школы от процессов, происходящих в общественной жизни, а также узость и корпоративность профессиональных педагогов. Педагоги должны осознавать себя не монополистами, а лишь уполномоченными народа в деле воспитания.

Научное представление о  социальной природе и социальной функции воспитания было дано К. Марксом  и Ф. Энгельсом. Классики марксизма  показали общественную детерминированость воспитания и отвергли утопические претензии на разрешение всех социальных противоречий с его помощью. В тоже время они подвергли глубокой критике представление о том, что духовный мир человека - пассивный обстоятельств жизни. Преобразуя своей деятельностью природу и общество, человек преобразует и свою психику. Воспитание становится великой силой, если оно направлено на решение задач, поставленных самой жизнью, ходом истории.

Советская педагогика в первые послеоктябрьские годы разрабатывалась в тесной связи с марксистской социологией. Тем не менее, научное соотношение между педагогикой и социологией было найдено не сразу. В период становления советской педагогики боролись крайние точки зрения. В.Н. Шульгин и М.В. Крупенина пытались свести педагогику к социологии и политике, сторонники "свободного воспитания" совсем игнорировали их связь и выводили закономерности воспитания из психологии ребенка. И та и другая точка зрения были подвергнуты резкой критике. Советская педагогика, признающая, что проблема школьного советского воспитания не могут быть выведены ни из биологии, ни из психологии, ни из каких либо других положений, стоящих вне советской общественной жизни и советской политической истории, не сводится ни к социологии, ни к политике, т.к. она имеет свой предмет и свои задачи. [13]

Советские педагоги четко  различают воспитание как специально организованную деятельность и социальное формирование личности, происходящее под воздействием всей жизни. Марксистская педагогика считает, что нет такой  области образования и воспитания, которая не была так или иначе  связана с жизнью общества и что  поэтому вся педагогика социальна. Вот почему создание социальной педагогики как особой отрасли педагогической науки не правомерно. В то же время  имеются пограничные области  знания между педагогикой и социологией, которые изучаются специальными отраслями педагогической науки - сравнительной  педагогикой, социология и воспитание, педагогической социологии и экономико-народного  образования.

Почему же мы сегодня выделяем социальную педагогику и к ней  обращаются самые разные категории  общества? Ответ заключается в  том, что сейчас особенно обострилось  противостояние человека и среды, взаимодействие личности и среды, происходит активная социализация личности. Она включает в себя семейное, гражданское, религиозное  и правовое воспитание. Это целенаправленное воздействие на человека. Это и  есть социальное воспитание, многоуровневый процесс усвоения знаний, норм поведения, отношений в обществе, в результате которого личность становится полноправным членом общества. Следовательно, социальная педагогика рассматривает процесс  воспитания, социологию личности в  теоретическом и прикладном аспектах. Она рассматривает отклонения или  соответствия поведения человека под  влиянием среды, то, что принято обозначать социализацией личности.

По утверждению ученых, социальная педагогика - это "отрасль  педагогики, рассматривающая социальное воспитание всех возрастных групп и  социальных категорий людей, в организациях, специально для этого созданных" (А.В. Мудрик). [10]

По мнению В.Д.Семенова, "социальная педагогика, или педагогика среды, является научной дисциплиной, которая интегрирует  научные достижения смежных наук и реализует их в практике общественного  воспитания".

Социальная педагогика опирается  на историю педагогики, на опыт обучения и воспитания в прошлом, на практику воспитания и обучения в других странах.

Социальная педагогика является основой для отраслей педагогики, которые представляют отрасли социальной педагогики.

- дошкольную педагогику,

- педагогику школы,

- педагогику профессионального  образования,

- воспитания в закрытых  учреждениях,

- детских и юношеских  организациях,

- педагогику клубной работы,

- педагогику среды,

- военную педагогику,

- производственную педагогику,

- педагогику временных  объединений,

- педагогику социальной  работы.

Каждое из этих направлений  социальной педагогики имеют свои особенности, свои методы и может рассматриваться  как самостоятельное направление.

Социальная педагогика "вступает в междисциплинарные контакты с  социологией образования, социологией  воспитания, педагогической социальной психологией, психологией управления".

Она включает в себя изучение философии воспитания, особенностей воспитания в современном обществе.

Поэтому в условиях кризисного состояния общества она выступает  ведущей отраслью знаний.

Особенностью современной  социальной педагогики является ее гуманистическая  направленность, то есть сотрудничество, содружество, сотворчество воспитателя  и ребенка.

Гуманизм социального  воспитания проявляется в том, чтобы  личности помочь, а не заставить. Помочь быть самим собой, убедится в своей  исключительности, уникальности как  человека и быть ответственным за свою жизнь. Гуманизм социального воспитателя проявляется в том, чтобы принимать человека, его поступки без осуждения, поддержать оступившегося в критической ситуации.

В современных условиях социальная педагогика - это самостоятельный  раздел педагогики, где сложилась  особая методика социальной воспитательной и образовательной деятельности. Методика социальной педагогики направлена на личность, на ее самосовершенствование, самовоспитание, самоорганизацию.

Общественный смысл социальной педагогики состоит в том, чтобы  помочь человеку, попавшему в беду: помочь семье, ребенку найти свой путь социального жизненного самоопределения, развиваться в обществе на основании  своих способностей и задатков. Помочь в стремлении человека выйти на путь нравственных человеческих отношений.

Общественный смысл социальной педагогики состоит в том, чтобы  помочь человеку, попавшему в беду: помочь семье, ребенку найти свой путь социального жизненного самоопределения, развиваться в обществе на основании своих способностей и задатков. Помочь в стремлении человека выйти на путь нравственных человеческих отношений.

Гуманизм современного социального  воспитания состоит в том, чтобы  строить отношения ребенка (подростка) и воспитателя не на давлении, а  на диалоге и взаимопонимании, не на конфликтах, а на сопереживании, принятии друг друга. Задача социального  работника состоит в том, чтобы  стимулировать физические, нравственные и духовные силы ребенка, помогать ему самому воспитывать в себе качества приемлемые обществом: постоянное самосовершенствование, умение организовать себя.

Социальная педагогика учитывает  особенности семейного воспитания, национальные особенности религиозного и общественного воспитания, поэтому  социальному работнику надо основательно знать историю отечественного социального  воспитания.

Так как в основе социальной педагогики стоит воспитание личности (в обществе и для общества) следует  помнить, что задача социального  воспитания состоит в формировании гражданской личности, самостоятельной, творческой, способной на позитивные отношения с людьми, ответственной  за свое здоровье, за свое время.

Социальная педагогика рассматривает  воспитание и образование в государственных, муниципальных и частных учреждениях.

Эта система социального  воспитания, существующая в современных  условиях, затрагивает вопросы теории и методики социальной защиты детей, вопросы теории и методики социальной деятельности различных учебных  и воспитательных учреждений, педагогических коллективов с семьей и детьми.

Социальная педагогика - не новый раздел в педагогики, а сложившаяся  система семейного, сословного, народного  и христианского воспитания, поэтому  прежде чем рассмотреть практику современного социального воспитания, следует обратиться к истории  семейного воспитания, к отечественным  историческим и литературным памятникам воспитания в семье, заботы государства  о детях-сиротах и вдовах, к  памятникам народной педагогики, воспитании христианина, к истории общественного  воспитания, благотворительности.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Современное состояние отечественной  социальной педагогики характеризуется  многообразием подходов к определению  её сущности, целей и задач. Социальную педагогику понимают как одну из функций  или направлений социальной работы (И.А. Зимняя), теоретический базис  профессии "социальная работа" (В.Г. Бочарова), часть общей педагогики, фокусирующей внимание на проблемах социального воспитания (А.В. Мудрик, В.Д. Семенов, Б.З. Вульфов и другие). Одна из причин данного явления заключается в недостаточной исследованности объективных причин и источников формирования социально-педагогических подходов, особенностей их реализации в конкретных социокультурных условиях.

При определении понятия "социальная педагогика" мы исходим  из необходимости рассмотрения последнего в двух аспектах: с одной стороны, социальная педагогика - это глобальное явление, присущее обществу изначально, в качестве процесса воспитания человека обществом в интересах социума; а с другой, - это самостоятельная область научно-педагогического знания, исследующего воспитательный потенциал общества, активизирующего деятельность разнообразных общественных воспитательных систем в их взаимосвязи.

Развитие идеи и становление  социально-педагогической науки в  России шло в органичном общемировом, педагогическом контексте, обладая  при этом несомненными особенностями. Вопросы социального воспитания для отечественных педагогов всегда оставались в числе наиболее актуальных, что определялось особенностями социокультурного развития России: свойствами национального характера, формируемого всем патриархально-православным, общинным образом жизнедеятельности; своеобразием отечественной культурной (прежде всего философской) традиции, ориентированной на нравственное совершенствование человека в поисках Добра и обретение гармонии индивидуального и коллективного; многовековым опытом воспитания, отражавшимся в педагогических традициях, которые были направлены на подготовку молодого поколения к жизни в общине, а также - традициями призрения и благотворительности; многочисленными попытками отечественных педагогов решить проблему взаимоотношений личности и общества в воспитании: социально-педагогические проекты И.И. Бецкого; идея взаимоответственности общества и педагогического дела у Н.И. Пирогова; обращение к проблеме взаимосвязи педагогики с социокультурным фоном у К.Д. Ушинского; требование социокультуросообразности школы во взглядах Л.Н. Толстого и так далее.

Идеи социальной педагогики нашли сторонников в демократических  слоях общества практически всех стран Европы. Так, эти идеи и идеи прагматизма вобрало в себя и  трансформировало педагогическое направление, возникшее в Германии в результате резкого недовольства формализмом  и пассивностью старой школы и  получившее название трудовой школы. Пауль Наторп, который внес немалый вклад в развитие социальной педагогики, в своей программе говорит о самоусовершенствования общества, пораженного различными формами социальной аномии (преступность, распад семьи, алкоголизм и так далее). Для того чтобы помочь детям (подросткам), попавшим в трудную жизненную ситуацию социальный педагог должен владеть профессиональными знаниями: знать педагогику и психологию, физиологию развития ребенка и методику воспитательной работы. Эти знания помогут педагогу изучить ребенка, проанализировать его поведение. Изучая ребенка, следует обратить внимание в первую очередь, на круг его общения будет ли он совместим в группе, куда его определяют. Социальный педагог должен уметь организовывать, деятельность и сотрудничество детей.

Информация о работе Социальная педагогика П. Наторпа