Социальная педагогика и социальная философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 18:42, реферат

Краткое описание

Социальная педагогика – относительно молодая наука, в апреле 1991 года решением Государственного комитета по труду и социальным вопросам №92 перечень профессий Российской Федерации был дополнен этой новой специальностью.
Социальная философия всегда некоторым образом возвращает мысль к общественному бытию - началу мысли о нем или мышлению как его началу. Тем самым социальная философия постоянно показывает возможности бесконечного развития самого бытия людей. Социальная философия в этом смысле предлагает взглянуть людям на свое мышление как бы со стороны.

Содержание

1. Социальная педагогика как наука и как сфера практической деятельности
2. Возникновение и история формирования социальной педагогики.
3. Основные категории, термины и понятия социальной педагогики
4. Ее главные социальные функции и задачи. Предмет и методы ее исследования.
5. Социальная философия, как наука
6. Функции. Многообразие и различие определений
7. Проблематика диалектического и исторического материализма.
8. Заключение
9. Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Государственное образовательное учреждение.docx

— 90.98 Кб (Скачать файл)

Государственное образовательное  учреждение

Московский педагогический государственный  университет

 

 

 

 

Реферат

По социальной педагогике

«социальная педагогика и социальная философия».

 

 

 

Выполнила: студентка 206 группы вечернего  отделения

Пильгунова Л.С.

Преподаватель: профессор Дмитриев Ю.А.

 

 

 

 

 

МОСКВА 2012

 

 

Содержание:

 

 

 

  1. Социальная педагогика как наука и как сфера практической деятельности

 

  1.  Возникновение и история формирования социальной педагогики.

 

  1.  Основные категории, термины и понятия социальной педагогики

 

  1. Ее главные социальные функции и задачи. Предмет и методы ее исследования.

 

  1. Социальная  философия, как наука

 

  1. Функции. Многообразие и различие определений 

 

  1. Проблематика диалектического и исторического материализма.

 

  1. Заключение

 

  1. Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Социальная педагогика как наука и как сфера практической деятельности

 

 

 

 Социальная педагогика –  относительно молодая наука, в апреле 1991 года решением Государственного комитета по труду и социальным вопросам №92 перечень профессий Российской Федерации  был дополнен этой новой специальностью.

На протяжении всего времени  существования этих профессий ведутся  споры о том, нужно ли было выделять социальную педагогику в отдельную  науку, отделяя этим ее от социальной работы. Если это действительно самостоятельная наука, то она дополняет или противоречит практике социальной работы.

Социальная педагогика –  одно из направлений педагогики, предметом  изучения которой является пограничные  социально-педагогические проблемы.

Почему же мы сегодня выделяем социальную педагогику и к ней  обращаются самые разные категории  общества? Ответ заключается в том, что сейчас особенно обострилось противостояние  человека и среды, взаимодействие личности и среды, происходит активная социализация личности. Она включает в себя семейное, гражданское, религиозное и правовое воспитание. Это целенаправленное воздействие на человека. Это и есть социальное воспитание, многоуровневый процесс усвоения знаний, норм поведения, отношений в обществе, в результате которого личность становится полноправным членом общества. Следовательно, социальная педагогика рассматривает процесс воспитания, социологию личности в теоретическом и прикладном аспектах. Она рассматривает отклонения или соответствия поведения человека под влиянием среды, то, что принято обозначать социализацией личности.

По утверждению ученых, социальная педагогика – это «отрасль педагогики, рассматривающая социальное воспитание всех возрастных групп и  социальных категорий людей, в организациях, специально для этого созданных» (А.В. Мудрик). По мнению В.Д. Семенова, «социальная педагогика, или педагогикам среды, является научной дисциплиной, которая интегрирует научные достижения смежных наук и реализует их в практике общественного воспитания».

Социальная педагогика опирается  на историю педагогики, на опыт обучения и воспитания в прошлом, на практику воспитания и обучения в других странах. Социальная педагогика является основой для отраслей педагогики, которые представляют отрасли социальной педагогики: дошкольную педагогику, педагогику школы, педагогику профессионального образования, воспитания в закрытых учреждениях, детских и юношеских организациях, педагогику клубной работы, педагогику среды, военную педагогику, производственную педагогику, педагогику временных объединений, педагогику социальной работы. Каждое из этих направлений социальной педагогики имеют свои особенности, свои методы и может рассматриваться как самостоятельное направление.

Социальная педагогика вступает в междисциплинарные контакты с  социологией образования, социологией  воспитания, педагогической социальной психологией, психологией управления. Она включает в себя изучение философии воспитания, особенностей воспитания в современном обществе. Поэтому в условиях кризисного состояния общества она выступает ведущей отраслью знаний. Особенностью современной социальной педагогики является ее гуманистическая направленность, т.е. сотрудничество, содружество, сотворчество воспитателя и ребенка.

В современных условиях социальная педагогика – это самостоятельный  раздел педагогики, где сложилась  особая методика социальной воспитательной и образовательной деятельности. Методика социальной педагогики направлена на личность, на ее самосовершенствование, самовоспитание, самоорганизацию.

Общественный смысл социальной педагогики состоит в том, чтобы  помочь человеку, попавшему в беду: помочь семье, ребенку найти свой путь социального жизненного самоопределения, развиваться в обществе на основании  своих способностей и задатков. Помочь в стремлении человека выйти на путь нравственных человеческих отношений.

 

 

 

 

2. История формирования социальной педагогики

 

Время возникновения социальной педагогики (рубеж ХIХ – ХХ вв.) в значительной степени условно. Обычно ее создание связывают с Паулем Наторпом, считавшим главными задачами педагогики выявление тех социальных условий, которые наиболее благоприятны для воспитания человека. Наторп понимает воспитание как преимущественно воспитание воли. Воля в ее общей форме – в форме активности или деятельного направления сознания, являющаяся как бы центром психической жизни.

Однако еще древнегреческие  мыслители Демокрит; Протагор, Сократ, Платон, Аристотель отмечали тесную зависимость  воспитания от политики государства. Французские материалисты 18 века подчеркивали значение воспитания для социальных преобразований, а социалисты-утописты не только теоретически обосновали эту мысль, но и совершили первый в истории социально-педагогический эксперимент. На тесную зависимость воспитания от социальных интересов правящих классов указывали и русские революционные демократы.

Социальная педагогика возникла в противовес тем существовавшим в педагогике тенденциям, сторонники которых утверждали независимость  воспитания от политики и жизни общества (Ж.Ж. Руссо, Г. Спенсер, С. Холл, Л. Толстой  и др.). Несмотря на существование различия в их концепциях, общим для всех является утверждение о том, что воспитание определяется психологическими особенностями развивающегося ребенка и не должно зависеть от политики или идеологии каких либо классов. Наиболее четко эти идеи высказывались представителями экспериментальной педагогики (Мейман, В. Лай и А.П. Нечаев).

Научное представление о  социальной природе и социальной функции воспитания было дано К. Марксом  и Ф. Энгельсом. Классики марксизма показали общественную детерминированость воспитания и отвергли утопические претензии на разрешение всех социальных противоречий с его помощью. В тоже время они подвергли глубокой критике представление о том, что духовный мир человека – пассивный обстоятельств жизни. Преобразуя своей деятельностью природу и общество, человек преобразует и свою психику. Воспитание становится великой силой, если оно направлено на решение задач, поставленных самой жизнью, ходом истории.

Советская педагогика в первые же послеоктябрьские годы разрабатывалась  в тесной связей с марксистской социологией. Тем не менее, научное соотношение между педагогикой и социологией было найдено не сразу. В период становления советской педагогики боролись крайние точки зрения. В.Н. Шульгин и М.В. Крупенина пытались свести педагогику к социологии и политике, сторонники «свободного воспитания» совсем игнорировали их связь и выводили закономерности воспитания из психологии ребенка. И та и другая точка зрения были подвергнуты резкой критике.

Советские педагоги четко  различают воспитание как специально организованную деятельность и социальной формирование личности, происходящее под воздействием всей жизни. Марксистская педагогика считает, что нет такой области образования и воспитания, которая не была так или иначе связана с жизнью общества и что по этому вся педагогика социальна. Вот почему создание социальной педагогики как особой отрасли педагогической науки не правомерно. В то же время имеются пограничные области знания между педагогикой и социологией, которые изучаются специальными отраслями педагогической науки – сравнительной педагогикой, социология и воспитание, педагогической социологии и экономико-народного образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Основные категории, термины и понятия социальной педагогики

 

Рассмотрим более основательно существо терминов и понятий социальной педагогики. Прежде всего, надо определить, что такое социальная среда. Это, во-первых, широкая социальная действительность, общество, государство и, во-вторых, среда, которая непосредственно окружает личность, влияет на ее формирование.

Социальное воспитание –  понятие многомерное. Это забота общества о поколении будущего, это поддержка человека обществом, коллективом, другим человеком. Это помощь человеку в усвоении и принятии нравственных отношений, которые сложились в семье и обществе, принятых правовых, экономических, гражданских и бытовых отношений.

Понятие «социальное воспитание»  означает процесс помогающий человеку совершенствовать себя, достигнуть успеха в определенной жизненной ситуации, ориентироваться в общественных отношениях Процесс социального  воспитания происходит в семье, в  школе, во всех звеньях образования, в труде. Основными очагами социального воспитания ребенка (подростка) являются семья, школа, среда «улица». Распространенной формой социального воспитания взрослых являются семейные клубы. Чаще их организовывают энтузиасты, увлеченные одним делом, спортом, искусством, идеей закаливания и т. д.

Термин «социальная работа»  означает профессиональную деятельность по оказанию помощи человеку, группе, с  тем, чтобы улучшить их социальное положение.

«Социально-педагогическая деятельность» – это социальная работа, включающая и педагогическую деятельность, направленную на помощь ребенку (подростку) в организации  себя, своего психологического состояния, на установление нормальных отношений  в семье, в школе, в обществе. Теорию этого процесса и представляет социальная педагогика – «наука о воспитательном влиянии социальной среды».

Социальная педагогика учитывает  особенности семейного воспитания, национальные особенности религиозного и общественного воспитания, поэтому  социальному работнику надо основательно знать историю отечественного социального  воспитания.

Так как в основе социальной педагогики стоит воспитание личности (в обществе и для общества) следует  помнить, что задача социального  воспитания состоит в формировании гражданской личности, самостоятельной, творческой, способной на позитивные отношения с людьми, ответственной  за свое здоровье, за свое время.

Социальная педагогика рассматривает  воспитание и образование в государственных, муниципальных и частных учреждениях. Эта система социального воспитания, существующая в современных условиях, затрагивает вопросы теории и методики социальной защиты детей, вопросы теории и методики социальной деятельности различных учебных и воспитательных учреждений, педагогических коллективов с семьей и детьми.

 

4.Ее главные социальные  функции и задачи. Предмет и  методы ее исследования.

 

Социальная педагогика –  не новый раздел в педагогики, а  сложившаяся система семейного, сословного, народного и христианского  воспитания, поэтому прежде чем рассмотреть  практику современного социального  воспитания, следует обратиться к  истории семейного воспитания, к  отечественным историческим и литературным памятникам воспитания в семье, заботы государства о детях-сиротах и  вдовах, к памятникам народной педагогики, воспитании христианина, к истории  общественного воспитания, благотворительности.

Какие процессы воспитания, организации ребенка (подростка) в  обществе охватывает социальная педагогика? Каковы ее социальные функции и задачи?

1. Первостепенной задачей  является изучение ребенка (подростка), его состояние в стадии конфликта.

2. Оказание помощи ребенку  (подростку) попавшему в беду. Важно найти пути, варианты выхода из кризиса, поддержать в трудное время.

3. Анализ состояния социального  воспитания в различных социальных  сферах, окружающих ребенка и  воздействующих на него.

4. Социальная педагогика  призвана анализировать, изучать  и распространять, пропагандировать  позитивный опыт.

5. Она должна направлять  деятельность ребенка (подростка)  на самовоспитание, самообучение  и умение самостоятельно организовать  свою жизнь и поступки.

6. Социальный педагог  занимается координацией и объединением  различных специалистов, организаций,  решающих проблемы ребенка (подростка), имеющих отношение к состоянию  его кризиса, к защите его  прав.

7. Одна из функций социальной  педагогики сводится к организации,  исследований различных проблем  социального воспитания, анализу  работы социальных педагогов,  коллективов, различных педагогических  центров. Более сжато функции социальной педагогики можно сформулировать следующим образом, включив те, что перечислены выше. Это: воспитательная, социально-правовая и социально-реабилитационная.

Воспитательная функция  предполагает включение ребенка (подростка) в окружающую его среду, процесс  его социализации, его адаптацию  в процессе обучения и воспитания. Социально-правовая означает заботу государства о детях, их правовую защиту. Социально-реабилитационная функция – это воспитательная и образовательная работа с детьми-инвалидами, Физически или психически неполноценными, где основные социальные функции выполняет педагог.

Информация о работе Социальная педагогика и социальная философия