Социальная педагогика и социальная философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 18:42, реферат

Краткое описание

Социальная педагогика – относительно молодая наука, в апреле 1991 года решением Государственного комитета по труду и социальным вопросам №92 перечень профессий Российской Федерации был дополнен этой новой специальностью.
Социальная философия всегда некоторым образом возвращает мысль к общественному бытию - началу мысли о нем или мышлению как его началу. Тем самым социальная философия постоянно показывает возможности бесконечного развития самого бытия людей. Социальная философия в этом смысле предлагает взглянуть людям на свое мышление как бы со стороны.

Содержание

1. Социальная педагогика как наука и как сфера практической деятельности
2. Возникновение и история формирования социальной педагогики.
3. Основные категории, термины и понятия социальной педагогики
4. Ее главные социальные функции и задачи. Предмет и методы ее исследования.
5. Социальная философия, как наука
6. Функции. Многообразие и различие определений
7. Проблематика диалектического и исторического материализма.
8. Заключение
9. Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Государственное образовательное учреждение.docx

— 90.98 Кб (Скачать файл)

Прикладные задачи социальной педагогики кратко можно сформулировать так:

- воспитать делать добро;

- научить организовывать  свою жизнь;

- развивать познавательные  интересы;

- помочь организовать  свою индивидуальность, свои задатки  и способности.

 

5. Социальная философия как наука

Социальная философия - важнейшая  область философского знания, нацеленного  на осмысление состояний и процессов  жизнедеятельности людей в обществе. Будучи составной и неотъемлемой частью философии, она, естественно, несет в себе все общие черты, присущие этому знанию, но одновременно имеет и ряд особенностей, отличающих ее объект и предмет исследования.

Социальная философия  как философская дисциплина также  изучает целое и всеобщее. Однако данная интенция в социальной философии осуществляется исключительно лишь в рамках изучения общества людей. При этом важно иметь в виду, что социальная философия не абстрагируется ни от изучения всеобщих закономерностей бытия, своеобразно проявляющихся в общественной жизни людей, ни от изучения ее специфических законов развития, отсутствующих, например, в других сферах бытия. Это значит, что социальная философия отличается от других разделов философии и различных областей обществознания тем, что она исследует всеобщие отношения социального бытия, рассматривая исторически однородную уникальность общественной жизни в качестве одной из подсистем мира, занимающей в нем специфическое место.

Социальная философия  анализирует не только отношения  и связи общества с иными сферами  окружающей и охватывающей людей  реальности, осмысливая общие проблемы бытия природы и человека, но изучает  и специфические закономерности проявления общественной жизнедеятельности  людей, которые характерны именно для  нее как особой формы бытия  мира в целом. Это означает, что социальная философия представляет интегральный взгляд на мир бытия людей в целом, недоступный ни одной, кроме нее, форме знания об обществе.

Таким образом, объектом познания социальной философии является не весь мир, универсум в его целостности и беспредельности изменений природы, бытия и мышления вообще, но только общество, как способ и результат взаимодействия людей друг с другом и с окружающим миром. Объект социально-философского познания - это постоянно изменяющаяся действительность общественной жизни в единстве и разнообразии всех отношений людей, сложно переплетенных случайных и закономерных причинных факторов и следствий. Соответственно и предметом социальной философии является не знание всеобщего и целого о бытии мира, возможностях и способах его осмысления, а знание всеобщего о целостности общественного (коллективного, совместного) бытия, об условиях и факторах его развития.

Социальная философия - это  наиболее общая философская наука  об обществе. Ее соотношение с научной философией, которая в равной мере относится к природе и обществу, есть соотношение всеобщего (общефилософской теории), а не целого и части. Особенное, как известно, неполно входит в общее, в то время как часть полностью включается в целое.

Как более конкретная философская  категория, исторический материализм  в значительной мере опирается на общефилософскую теорию и потому в нем можно выделить два ряда категорий, выступающих своеобразными  эквивалентами друг друга. Один ряд составляют понятия общественного бытия и общественного сознания, образованные на основе всеобщих философских категорий, другой - общесоциологические понятия способа производства и надстройки. Общесоциологический язык, в отличие от общефилософского, позволяет дать расчлененное описание реального процесса жизни людей, выделить в нем основные моменты и стороны: производство, обмен, распределение, потребление, производительные силы, производственные отношения и т.д.

 

 

6. Функции. Многообразие и различие определений

 

Важнейшей функцией социальной философией является предвидение, предсказание более или менее отдаленного  будущего. Научная теория предсказывает закономерные этапы развития человеческого рода, возникновение в будущем подлинной истории, в которой человеческая сущность получит свое полное выражение и свободное развитие.

В современную эпоху главной  задачей научной социальной философии  является дальнейшая разработка материалистического  метода, посредством которого были выработаны понятия общественной формации и естественно - исторического процесса развития этих формаций, приведение МПИ  в соответствие с потребностями  социального и научно-технического прогресса. Современная НТР порождает мощную тенденцию к материалистическому пониманию мира и истории.

Двумя основными специфическими функциями социальной философии, как  и философии в целом, являются мировоззренческая и методологическая. Специфическими они называются потому, что в развитом и концентрированном виде присущи только философии.

Мировоззрение есть совокупность наиболее общих взглядов и представлений  о сущности окружающего нас мира и месте человека в нем. Для правильного понимания мировоззренческой функции философии необходимо учесть, по крайней мере, два момента.

1. Способы формирования  мировоззрения у человека. Мировоззрение индивида может сформироваться либо в результате получения научных знаний в процессе образования (в том числе и самообразования), либо в стихийном процессе становления личности под воздействием социального окружения. При этом возможны и смешанные, гибридные варианты, когда одни элементы мировоззрения индивида оказываются научно выверенными, а другие остаются на уровне расхожего обыденного мнения с его предрассудками и заблуждениями. Не погрешим против истины, если скажем, что никакая философская система, даже самая современная и совершенная, не гарантирует абсолютного отсутствия во взглядах индивида подобных предрассудков и заблуждений, хотя бы потому, что сама она не полностью свободна от них. И в то же время только систематическое философское образование способно свести «мифологическую» составляющую нашего собственного мировоззрения к минимуму.

2. Философия представляет  собой все же не все мировоззрение,  а «лишь» его ядро, поскольку  в формировании мировоззрения  участвуют все отрасли знания, все те учебные дисциплины, которые  изучаются студентами в вузе (всеобщая  история, психология, физика, языкознание  и т.д.). Каждая из них в скрытом, а зачастую и в открытом, виде содержит в себе мировоззренческие выводы и, соответственно, вносит свой вклад в мировоззренческую подготовку будущего специалиста.

Как уже отмечалось выше, наряду с мировоззренческой функцией и в неразрывной связи с  ней социальная философия выполняет  методологическую функцию.

Философский метод есть система  наиболее общих принципов теоретического исследования действительности. Принципы эти могут быть совершенно различны. Можно, например, подойти к одному и тому же изучаемому явлению как развивающемуся, а можно подойти к нему как неизменному, раз навсегда данному. В зависимости от этого и результаты теоретического исследования и практические выводы из него будут существенно различаться.

 

 

  1. Проблематика диалектического и исторического материализма.

В советское время в  высших учебных заведениях страны изучался курс философии, который включал  в себя две части - диалектический материализм и исторический материализм. Диалектический материализм был призван дать так называемый марксистско-ленинский взгляд на законы развитие природы, проанализировать материю и сознание, мышление и процессы познания. Исторический материализм изучал процессы, происходящие в обществе, и прежде всего выполнял идеологическую функцию. Усомниться в истинности его выводов значило объявить себя несогласным с «политической линией партии и правительства».

В годы заката социализма в  СССР многие ученые задались вопросом: является ли действительно исторический материализм наукой? Выводы, которые тогда были сделаны, удивили многих, даже далеких от философии людей.

Во-первых, термин «исторический  материализм», оказывается, означает не науку, а всего лишь «материалистическое  понимание общества и истории». «Истмат» - это сокращение, которое ввел в научный оборот Ф. Энгельс, когда в 90-х годах ХIХ в. разъяснял в письмах своим многочисленным

корреспондентам сущность марксистского  понимания общества и истории.

Во-вторых, исторический материализм - это не наука и потому, что  вся марксистско-ленинская философия  наукой не является. Известный отечественный философ А.Л. Никифоров писал, что отождествление нашей философии с наукой нанесло ей немалый вред: философы не имели возможности высказывать свои собственные мысли, а должны были разрабатывать только то, что было когда-то выдвинуто «классиками марксизма-ленинизма» и идеологами коммунистического движения.

Один из самых известных  российских историков философии  А.Н.Чанышев подверг критике и  другую «аксиому» советской философии - ее партийность: «Философия по своей  сути беспартийна, - писал он. - Философу не престало принадлежать к какой-либо политической партии и надевать на глаза неизбежные партийные шоры. Декларируя, что философия всегда была партийной, В.И. Ленин готовил для философии и философов печальное и позорное будущее: ей - судьбу быть исключительно идеологией, то есть служанкой политики, а им - судьбу дипломированных лакеев партократии, стоящей над бессловесным, якобы темным народом и вносящей в него сознание извне».

Ныне в высшей школе  нашей страны произошел отказ  от учебных курсов диалектического  и исторического материализма. Сейчас идет интенсивная работа по созданию таких курсов философии, которые отвечали бы требованиям, выдвигаемым современным уровнем развития российского общества.

Пересмотр прежних идеологических аксиом отечественной философии  коснулся тех проблем, которые носят  аксиологический характер, то есть задевают ценностные ориентации общества и человека: сущность общества как  саморазвивающейся системы, место  человека и его интересов в  сложной структуре социальных отношений, смысл и предназначение истории, сущность прогресса и его критериев, сущность культуры, частная собственность  и отношение к ней и т.д. Многие из этих вопросов рассматривает социальная философия - наука для нашего общества новая, тем не менее, успевшая занять весьма авторитетное место в системе других социально-гуманитарных дисциплин.

Социальная философия - это  наиболее общая философская наука  об обществе, «социальной материи». В отличии от общей философии («метафизики») она имеет дело не с всеобщим, а с основным в его наиболее сложной форме человеком, человеческим обществом, или организованным коллективом индивидов. Как «метафизика», социальная философия решает два наиболее общих для человеческого познания вопроса: основной вопрос и вопрос о развитии применительно к обществу, но несколько иначе, чем общая. Основной вопрос социальной философии - вопрос об отношении общественного сознания к общественному бытию. Этот вопрос, как и вопрос об отношении сознания к материи, является трехуровневым. Рассматривая первый, в нем можно разделить две стороны. Первой стороной вопроса об отношении общественного сознания к общественному бытию выступает вопрос о том, что является первичным - общественное бытие или общественное сознание, и, соответственно, что из них выступает в качестве вторичного, производного. Исторический материализм включает в понятие материи «социальную материю», сущность человека и общества. Решение второй стороны социальной философии связано с решением его первой стороны. Фундаментальный уровень ОВСФ не исчерпывает всего содержания этого вопроса. Прежде всего, нельзя выяснить отношение сознания к общественному бытию, не зная того, что относится и к чему относится. Поэтому второй основной вопрос социальной философии представляет собой вопрос о сущности общественного бытия, сущности общественного сознания и сущности отношения второго к первому. Научная социальная философия - это не учение о «чистой мысли», а об объективной реальности процесса жизни человечества и его отображении в сознании. Общественное бытие, или объективно реальный процесс жизни людей, включает в себя производство, ими себя, своего бытия, своей сущности и производство условий существования, которые не даны им в готовом виде. Главным в общественной жизни является производство индивидами себя как материальных социальных существ в их материальной деятельности и отношениях, осуществляемых при участии сознания. На третьем уровне социальная философия выступает, поэтому в форме вопроса о сущности человека (и общества), смысле и перспективе человеческого существования.

Имеет место идеалистическое  понимание истории (ИПИ), основанная на трёх идеях:

1) бытие людей, их жизнь;

2) экономический строй  общества;

3) решающей силой истории  являются великие личности или  вечный разум. 

Главный аргумент в пользу ИПИ - человеческая деятельность, управляемая  мыслью. Второй вопрос применительно к обществу есть вопрос о развитии человеческой сущности. Этот вопрос входит в состав социальной философии, так как нельзя решить вопрос о развитии мира и человеческой сущности вне связи с вопросом о природе мира и человека. Научное решение вопроса о сущности человека и ее развитии возможно лишь с позиций материализма, распространяющегося на общество и обогащенного диалектикой. Перспективы человечества теперь непосредственно зависят от способности осознания им своей универсальной сущности, законов ее развития и организации общественной жизни на планете в целом в соответствии с собственной сущностью.

 

 

 

8. Заключение

 

Являясь наукой, социальная философия разрабатывает свои категории (общие понятия), с помощью которых  она исследует сущность и особенности  бытия людей в обществе на всех этапах его развития: «общественное  бытие», «общественное сознание», «общественные  отношения», «общественная деятельность», «культура» и др. Эти философские категории представляют собой самые абстрактные формы логики отображения общественной практики. В них осуществляется движение мысли к адекватному постижению социальной действительности, вырабатываются универсальные свойства разнообразных способов деятельности людей. Именно философские категории позволяют выявить и сформулировать принципы и законы, значимые для любой сферы общественной жизни, получить объективные и доказательные знания о деятельности человека. В отличие от понятий других общественных наук, фиксирующих лишь отдельные стороны и свойства социальной действительности, категории социальной философии представляют собой ступени познания общественных процессов в целом, вследствие чего их роль в познании жизни людей особенно значима.

Будучи рационально-теоретической  системой знаний об обществе, социальная философия стремится к достижению объективной истины - достоверному, адекватному знанию о реальных условиях и возможностях его существования  и развития. Однако в отличие от других общественных наук, социальная философия представляет функционирование и развитие отдельных социальных сфер и общества в целом в предельно абстрактной форме. В этом смысле социальная философия стремится намеренно исключить всю историческую конкретику об обществе, поскольку научно значимым для нее является лишь такое знание об общественной действительности, которое имеет значение всеобщего и которое более или менее верно ее отражает, что находит многократное подтверждение в самой этой действительности.

Информация о работе Социальная педагогика и социальная философия