Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2014 в 19:00, реферат
Чтобы оценить актуальность выбранной нами темы, мы задались вопросами: "Когда же появилась школа? Что она из себя представляла на начальных этапах?". Казалось бы, какая школа без учителя, который научит читать, писать, считать? А что если сам "учитель" понятия не имеет о грамоте? Такое было. Еще у древнейших людей старый человек, накопивший за его долгую жизнь знания, становился мудрым советчиком в общественных делах. Трудовые навыки накапливались постепенно, ими нельзя было овладеть сразу. Старшее поколение делилось с молодежью опытом, который приобрело от предшествующих поколений.
Введение 3
1. Особенности воспитания и обучения в Древней Индии 5
1.1 Особенности воспитания в Древней Индии 5
1.2 Особенности обучения в Древней Индии 7
2. Особенности воспитания и обучения в Древнем Китае 13
2.1 Особенности воспитания в Древнем Китае 13
2.2 Особенности обучения в Древнем Китае 16
Заключение 21
Список использованной литературы 23
Министерство образования и науки РФ
федеральное государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
«Тобольская государственная социально-педагогическая
академия им Д.И. Менделеева»
Кафедра педагогики и социального образования
Реферат
«Социальное воспитание на Древнем Востоке»
Выполнила:
студентка 1 курса 22 группы
Направление:
«Психолого-педагогическое
образование»
Профиль: «Психология и
социальная педагогика»
Х.Н. Макаренко
Проверил:
С.Р. Муратова
Тобольск, 2013
Оглавление
Введение
1. Особенности воспитания
и обучения в Древней Индии
1.1 Особенности воспитания в Древней
Индии
1.2 Особенности обучения в Древней
Индии
2. Особенности воспитания и обучения
в Древнем Китае
2.1 Особенности воспитания в Древнем
Китае
2.2 Особенности обучения в Древнем
Китае
Заключение
Список использованной
литературы
Введение
Чтобы оценить актуальность выбранной нами темы, мы задались вопросами: "Когда же появилась школа? Что она из себя представляла на начальных этапах?". Казалось бы, какая школа без учителя, который научит читать, писать, считать? А что если сам "учитель" понятия не имеет о грамоте? Такое было. Еще у древнейших людей старый человек, накопивший за его долгую жизнь знания, становился мудрым советчиком в общественных делах. Трудовые навыки накапливались постепенно, ими нельзя было овладеть сразу. Старшее поколение делилось с молодежью опытом, который приобрело от предшествующих поколений. И, несмотря на то, что в эту эпоху обучение еще было очень примитивным, именно оно явилось предпосылкой и основой преемственности поколений, оно было необходимо для развития производства, культуры и цивилизации. Простейшее обучение младших старшими является частным проявлением общего закона взаимопомощи между поколениями. С.Л. Франк говорил: "Сегодняшний день нельзя понять вне связи со вчерашним и, следовательно, с давно прошедшим…" [4,с.13]. Мы не можем говорить о современной школе и системе образования, не зная истоков и истории их развития.
Территориальные и временные границы Древнего мира огромны. Он существовал более пяти тысячелетий (5 тыс. до н. э. - V в. н. э.) и охватывал четыре материка - Европу, Африку, Азию, Америку. Древние цивилизации оставили человечеству первое бесценное наследие организованного воспитания и обучения. Помимо древних цивилизаций Востока (Двуречья, Египта, Индии и Китая), такой опыт был накоплен в античном мире Средиземноморья, где господствовали традиции греко-римской культуры. [1]
Я решила рассмотреть системы воспитания и обучения древних цивилизаций на примере Индии и Китая, выделить особенности, найти сходства и различия. Школа и воспитание в государствах Древнего Востока развивались под воздействием разнообразных экономических, социальных, культурных, этнических, географических и других факторов. Хотя хронологически существование этих цивилизаций не совпадало, тем не менее им были присущи сходные структуры, в том числе - воспитания и обучения. Такая общность - объективное следствие того, что возникновение школы пришлось на переходную эпоху - от общинно-родового строя к социально дифференцированному обществу. Подобная типологичность подтверждается тем, что древние цивилизации имели принципиально общее в сфере воспитания и обучения, несмотря на то, что существовали изолированно друг от друга. [2]
1. Особенности воспитания и обучения в Древней Индии
В этой главе мы рассмотрим особенности воспитания в Древней Индии отдельно от особенностей обучения. Влияние распада истории Древней Индии на две главные эпохи, рубежом между которыми является VI в. новой эры: дравидско-арийскую и буддийскую. Специфический отпечаток кастовости на воспитание и обучение в Древней Индии, влияние религиозной идеологии: брахманизм (индуизм) в дравидско-арийскую эпоху, буддизм и необрахманизм в последующий период, и других событий древнеиндийской современности.
По мнению З.И. Васильевой, И.Н. Андреевой, Т.С. Буториной и др., жизнь человека представлялась индийцам непрерывной цепью "деяний", священнодействий. Вся жизнь индийца, в сущности, являлась завершенным циклом обрядов. Ритуал сопровождал зачатие ребенка, его рождение, первый вынос из дома, наречение имени и т.д. – вплоть до "последней церемонии" сожжения трупа, собирания и захоронения праха. Жизнь делилась на периоды так же, как год на сезоны, сутки на утро, день, вечер и ночь. Эти стадии жизни индийцы называли словом "ашрама".
Кастовое деление
Представителям высшим каст был доступен обряд посвящения. Оно давало право на совершение обрядов, на приобщение к текстам вед. Получивший "второе рождение" ("дваждырожденный"), как правило, несколько лет жил в доме наставника – гуру. Ученик привыкал почитать наставника – в чем-то последний ставился выше родителей, в чем-то он почитался больше, чем сами боги. Юноша сопровождал гуру босиком и с непокрытой головою. Ученик воспитывался в духе почитания и беспрекословного послушания старшим. Он носил воду, следил за домашним очагом и пас коров учителя – это были непросто обязанности, а религиозные обеты. Регулярно он отправлялся собирать милостыню (в том числе, конечно, к своим сородичам в деревне)- все полученное он приносил учителю в качестве подаяния. [4]
Однако, согласно материалам
педагогического
Другим не менее важным фактором генезиса воспитания, по мнению А.Н. Джуринского, стала религиозная идеология: брахманизм (индуизм) в дравидско-арийскую эпоху, буддизм и необрахманизм в последующий период.
В дравидско-арийскую эпоху сложились достаточно устойчивые представления о том, какими должны быть воспитание. Они основывались на идее, что каждый должен развивать свои нравственные, умственные и физические качества так, чтобы сделаться органичным членом своей касты. [1]
Буддизм возник в середине I тысячелетия до н.э. Будда – буквально "Пробужденный" или "Достигший Просветления"- обозначение того, кто обрел спасение и "переправился на другой берег" [4,с.29]. Буддийская мораль требовала от верующих отказа от насилия, воровства или мошенничества, разврата, лжи и пьянства. Благодаря соблюдению этих заповедей, чистоте помыслов, слов и поступков человек мог достичь того особого настроя души, который обеспечивал спасение. Идеалом считался полный отказ от себялюбия, самоотверженность, щедрость, воистину не знающая пределов.
Важным принципом нравственного воспитания считалось "избавление души от страстей" [4,с.30]. Достичь этого можно благодаря правильному понимаю своей сущности и своего места в мире, что невозможно без развития интеллектуальных способностей. В этом процессе самосовершенствования и самопознания выделяли три основные стадии: стадия предварительная, стадия сосредоточенности и стадия окончательного усвоения.
Буддисты имели в своем арсенале многообразные средства и приемы, позволяющие им изучать воспитанников, на основании наблюдений они составляли программу индивидуального воспитания, программу развития и совершенствования каждого. [4]
Во II - VI вв происходит возрождение индуизма В этот период, получивший название "необрахманского", взгляды на воспитание претерпевают значительные изменения. Увеличивается число школ. Воспитание рассматривается как способ помочь человеку научиться различать сущностное и преходящее, достигать душевной гармонии и покоя, пренебрегать суетным и бренным, добиваться "плодов дела" .
Таким образом, можно сделать вывод о том, что уже в Древней Индии к вопросу воспитания подходили обдуманно, но они напрямую зависели от религиозных и философских течений. Уже тогда были сформулированы первые обобщенные представления о нормах воспитания, эти представления легли в основу дальнейшего развития педагогической мысли и практики.
Как считает Джуринский А.Н., школьное образование в долине Инда, скорее всего, появилось в доарийский период в городах хараппской культуры (3 - 2 тысячелетие до н. э.), имевших довольно тесные связи с государствами Месопотамии. История сохранила об этой культуре мало сведений. Несколько сотен печатей с надписями на своеобразном письме, глиняные чернильницы для письма - вот, пожалуй, и все вещественные памятники образования тех времен.
Специальных помещений для учебных занятий тогда не было. Обучение проходило на открытом воздухе. Появились своеобразные семейные школы, где мужчины обучали молодежь, устно передавая знания. Приобретавшие повышенное образование юноши посещали известного своими познаниями учителя - гуру (чтимый, достойный), либо участвовали в спорах и собраниях ученых мужей. Вблизи городов начали возникать так называемые лесные школы, где вокруг гуру-отшельников собирались их верные ученики.
Васильева З.И. и др., утверждает, что только для трех высших каст обучение считалось обязательным. Его начало отмечалось обрядом упанаяны (второго рождения) – посвящения в ученики. "Учитель, получая ученика как зародыш, дает ему второе рождение", - гласила древнеиндийская мудрость.
Согласно Педагогическому энциклопедическому словарю, у брахмана дети находились с 7-9 лет до 16-18 лет, иногда и дольше. Некоторые прислуживали гуру до его смерти. Девочки не проходили ученичества, их посвящением считали свадьбу, а гуру – свекра. Лишь для гетер (женщины, занимающиеся развлечением мужского населения) требовалось знание "64 искусств". [10]
В период ученичества человек должен был приобрести знания и навыки, необходимые ему в зрелом возрасте. Обучение в Древней Индии было основано на устной передаче знаний. Ученики воспринимали тексты на слух, разбирали и заучивали их. От них требовалось понимание текста. Новый урок давался учителем только после усвоения учеником предыдущего урока. Экзамены отсутствовали на всех этапах обучения. После посвящения дети брахманов занимались преимущественно изучением священных текстов и грамматики. Дети кшатриев и вайшьев изучали те же тексты в сокращенном объеме, а также отрасли знания, необходимые им в будущем,- военное дело, письмоводство, счетоводство, агротехнику и т.д.
Главное внимание уделялось изучению элементов богослужения, чтению формул – священных текстов вед и собственно церемониям, совершаемым на алтарной площадке. К подготовке подходили очень строго. Тексты заучивали мальчики в доме у гуру, практические навыки в ритуале поддерживались традицией и повседневной практикой. Жрецом мог быть лишь тот, кто родился в семье брахмана и получил образование в доме наставника.
Шудры могли
лишь обучаться грамоте и
Многие ученые, в том числе и Никитич Л.А., отмечают влияние буддизма на образование в Древней Индии. В буддийскую эпоху происходят изменения в учебной программе. Главное внимание начали уделять обучению грамматике санскрита, который с I в. н. э. стал ведущим языком Северной Индии. К этому времени создан древнейший индийский слоговой алфавит - брахми. К III в. н. э в Индии было распространено несколько систем алфавитно-слогового письма, пришедших на смену идеографическому письму. Использование алфавитно-слогового письма заметно повышало результативность образования. [7]
Буддийские монахи заучивали и периодически повторяли слова Учителя (Будды) – его изречения, составившие сборник "Джаммапада". Они передавали легенды о жизни Просветленного. Значительная часть преданий восходила к сюжетам, не имевшим прямого отношения к буддизму. Народные сказки, старинные афоризмы или новеллы – многое искусственно связывалось с именем Будды. Герой, воплощающий высокую мораль, представлял собой не что иное, как Бодхисаттву – Будду в одном из прежних рождений. Эти рассказы о перерождениях носят название "Джатаки". Своеобразный стиль буддийских проповеднических текстов с обилием монотонных повторов и вариаций одной и той же темы способствовал их запоминанию и особому воздействию на психику.
Сложилось и представление о содержании образования. Просветленный должен изучить восемнадцать областей знаний, которые включают: четыре Веды; шесть Веданг; четыре Упаведы – медицину, военное искусство, музыку, архитектуру или науку о ремесле; пураны – эпические поэмы мифологического, космогонического и легендарного содержания; итихасу – предания; ньяя – науку о правильном рассуждении, логику; мимансу – философскую систему, занимающуюся интерпретацией ведического ритуала и текста.
Информация о работе Социальное воспитание на Древнем Востоке