Социальное воспитание на Древнем Востоке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2014 в 19:00, реферат

Краткое описание

Чтобы оценить актуальность выбранной нами темы, мы задались вопросами: "Когда же появилась школа? Что она из себя представляла на начальных этапах?". Казалось бы, какая школа без учителя, который научит читать, писать, считать? А что если сам "учитель" понятия не имеет о грамоте? Такое было. Еще у древнейших людей старый человек, накопивший за его долгую жизнь знания, становился мудрым советчиком в общественных делах. Трудовые навыки накапливались постепенно, ими нельзя было овладеть сразу. Старшее поколение делилось с молодежью опытом, который приобрело от предшествующих поколений.

Содержание

Введение 3
1. Особенности воспитания и обучения в Древней Индии 5
1.1 Особенности воспитания в Древней Индии 5
1.2 Особенности обучения в Древней Индии 7
2. Особенности воспитания и обучения в Древнем Китае 13
2.1 Особенности воспитания в Древнем Китае 13
2.2 Особенности обучения в Древнем Китае 16
Заключение 21
Список использованной литературы 23

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по воспитательным системам древнего востока.doc

— 120.00 Кб (Скачать файл)

В буддийских монастырях, располагавшихся на территории всей Древней Индии, открывались школы, в которых могли обучаться все, независимо от своей религиозной принадлежности (буддизм в Индии сосуществовал с индуизмом).

Учитель, согласно буддийской традиции, должен был постоянно  наблюдать за учеником , учить его, к чему следует стремиться, а чего следует избегать, но выбор пути всегда оставался за учеником. Учитель постоянно поддерживал в ученике энергию и желание учиться. Он обучал его всему, что знал сам, и относился к нему, как к собственному сыну, говоря себе: "Я родил его в учении". [4,с.31]

В школах при  индуистских храмах, кроме санскрита, обучали чтению и письму на местных  языках. Определились два типа учебных заведений толь (начальная школа) и аграхар (учебное заведение более высокого уровня). Аграхары представляли собой своеобразные сообщества гуру и учеников. Программы аграхаров постепенно приближались к жизненным потребностям. Доступ в толи и аграхары был расширен для представителей разных каст. С притоком кшатриев и особенно вайшьев в аграхары, увеличился объем преподавания географии, математики, языков, а также врачевания, ваяния, живописи.

В ходе развития организованного воспитания и обучения в Древней Индии сложился ряд  крупных центров образования. Среди таких центров получили известность, например, комплексы в Такташиле (ныне г. Таксила в Пакистане), Наланде (близ г. Бхуванешвара) Так, в Такташиле, процветавшем почти пятьсот лет (до V в до и э), жили известные ученые и философы. Они преподавали медицину, искусство, астрономию, естествознание, коммерцию, обучали магии, заклинанию змей. Такташила поддерживал культурные связи с некоторыми странами Древнего Востока, например с Китаем .

Не менее  широкую известность получила просветительская деятельность в Наланде, где в  период расцвета ( IV в до и э) действовали школы при 13 буддийских монастырях с множеством учеников и учителей. Спектр изучаемых предметов был весьма богат: индуизм и буддизм, логика, веды, медицина, филология, языкознание, право, астрономия и пр. [1]

Отличительная черта древнеиндийской культуры, по мнению А.Н. Марковой, заключается в почитании знаний. Зародившись в глубокой древности, индийская наука развивалась и совершенствовалась в последующие эпохи. В сокровищницу мировой науки весомый вклад внесли древнеиндийские математики. Независимо от ученых других стран, еще в период Хараппской культуры (III тысячелетие до н.э.) ими была сформулирована десятичная система счисления. Именно в Индии создана общепринятая ныне система начертания чисел (позиционная система, в которой значение каждой цифры определялось ее положением) и цифры (в том числе ноль). Эта система позже была заимствована ближневосточными народами и в несколько измененном виде использовалась в Европе под названием арабских цифр. Между тем, сами арабы называли их индийскими цифрами. О том, что уже в V в. н.э. индийцы знакомы с основами геометрии, тригонометрии и алгебры повествуют трактаты выдающихся древнеиндийских астрономов и математиков Арьябхаты и Варахамихиры (V-VI вв. н.э.) и др. Занятия химией и медициной носили религиозно-практический характер. Древнеиндийским химикам была известна термическая обработка металлов, кальцинирование и дестилляция, изготовление кислот и красок, парфюмерии, лекарств, препаратов из ртути. Содержательными работами по хирургии, терапии, фармацевтике обогатили мировую медицину древнеиндийские врачи. В Древней Индии созданы выдающиеся литературные произведения – Веды, поэмы "Махабхарата" и "Рамаяна", трактаты по различным отраслям знания. [6]

Таким образом, можно утверждать, что организованное воспитание и обучение в Древней Индии прошло длительный путь развития. Постепенно программа обучения приближалась к практике жизни, становилась более доступной, расширялся социальный круг учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Особенности воспитания и обучения в Древнем Китае

 

В этой главе мы подробно изучим особенности древнекитайских  систем воспитания и обучения. Рассмотрим их зарождение и развитие, влияние на них философских взглядов таких мудрецов как Конфуций, его сторонников и оппонентов.

 

2.1 Особенности воспитания в Древнем Китае

 

В основе богатых  и своеобразных педагогических традиций Древнего Китая, как и других первых человеческих цивилизаций, по мнению А.Н. Джуринского, лежит опыт семейно-общественного  воспитания, уходящий корнями в первобытную эпоху.

Жизнь в любой  семье протекала под знаком сложившихся  веками обычаев и представлений. Так, считалось, что у каждого  дома есть свой покровитель (цзаован), который оценивает поведение, труд и прилежание домочадцев. Всем членам семьи следовало соблюдать определенные правила и ограничения, например, запрет на бранные слова, поступки, которые могут навредить старшим и остальным родственникам. Людям представлялось, что существуют божества, следящие за нравственностью на земле. Подобный настрой усиливала непременная атрибутика в каждом жилище - картинки с изображением нравоучительных сценок.

В основе воспитательных отношений лежало уважение младших  к старшим. Наставник почитался, как отец. Деятельность учителя считалась  весьма почетной. Приобретение образования было делом крайне важным. [2]

З.И. Васильева  отмечает, что большое значение на развитие педагогической мысли и практики воспитания сыграли мудрецы Древнего Китая. Самым знаменитым из мудрецов Древнего Китая был, конечно, Учитель Кун – Кун-цзы, которого европейцы привыкли называть именем Конфуций. Он родился в 551 г. до н.э. в небольшом княжестве Лу, служил при дворах нескольких князей, имел несколько тысяч учеников, которые переходили с ним из княжества в княжество, и умер в 479г. до н.э. [4]

По мнению профессора Марковой А.Н., Конфуций обобщил опыт воспитания Древнего Китая и высказал собственные оригинальные идеи в этой области. В основе их лежали общефилософские и социальные воззрения. Он рассматривал воспитание, нравственное самосовершенствование как существенный фактор человеческого бытия. [6]

Поведение благородного человека, согласно Конфуцию, строится на том, что он ясно понимает свое место  в социальной иерархии и потому в  любой роли сохраняет глубокое чувство  собственного достоинства. Он чтит предков, уважает родителей и слушает старших. К тем же, кто ниже него он относится гуманно. Идеалом благородного человека должен быть сам правитель. Он и служит образцом для подражания, воспитывая их собственным примером. Для Конфуция и его последователей есть нечто более высокое, чем интересы и желания правителя, - это Воля Неба.

Конфуций предпринял первую попытку теоретического осмысления воспитания. Опираясь на китайскую  педагогическую традицию, он сделал вопрос о правильном воспитании членов общества неотъемлемой частью своего этико–политического учения.

Конфуций не считал воспитание всесильным, связывая его со способностями людей и  их трудолюбием, а природные людей  материал, из которого при правильном воспитании можно сформировать идеального человека. [4]

Ученый отмечал, что возможности людей от природы неодинаковы, он различал обладателей высшей врожденной мудрости ("сыны неба", "правители"), людей, достигающих знания благодаря учению и вопреки ограниченным природным задаткам ("благородные мужи", "опора государства"), людей, не способных к трудному процессу постижения знаний ("чернь").

Идеально воспитанный  человек, по Конфуцию, должен был обладать высокими качествами, благородством, стремлением к истине, правдивостью, почтительностью, богатой духовной культурой. По сути, китайскому философу принадлежит едва ли не первая в истории человечества идея всестороннего развития личности, где преимущество перед образованностью отдавалось нравственному началу. Программой нравственного, умственного, эстетического, физического развития предусматривалось обучение шести искусствам "сынов неба" и "благородных мужей". [1]

Латышина Д.И. полагает, что Конфуций первым в  истории возвысил человека, он был учителем человечности: "Прекрасна та деревня, в которой господствует человечность". До Конфуция великими признавались только боги, цари, герои. Он же провозгласил человека творцом культуры, создающего Прекрасное, Возвышенное и Должное, потому не уступающего богам. Очеловечивает человека способность осмыслить свою жизнь. Прежде чем поучать других, необходимо позаботиться о собственном совершенствовании. "Будь мастером не ремесел, а собственного сердца, постигни смысл жизни в самоуглубленной работе сознания, для которой не требуется ни технические орудия, ни власть",- таков главный завет Конфуция. [8,с.10]

По-своему развили  конфуцианский взгляд на воспитание китайские мыслители Мэнцзы (Мэн Кэ) (372 - 289 до н. э.) и Сюнецзы (Сюн Куст) (298 - 238 до н. э.). Оба имели свои школы. Мэнцзы выдвинул тезис о доброй природе человека и потому определял воспитание как формирование высоконравственных людей. Сюньцзы, напротив, придерживался взгляда о злой природе человека и задачу воспитания видел в преодолении злого начала. [1]

Оппонентами конфуцианцев выступали так называемые "законники"- легисты. Наиболее известен из них советник циньского князя Шан Ян, который ориентируется не на патриархальные нормы семьи и клана, а на интересы государства и самого правителя. Основами государства легисты считали земледелие и войну, что не могло не отразиться на воспитании. А в качестве методов воспитания легисты использовали страх перед наказаниями. Чтобы сделать последнее неотвратимым, устанавливалась практика коллективной ответственности – за вину одного человека отвечают все его родственники и близкие. Нетрудно представить себе, какие качества считались необходимыми для человека при таких принципах воспитания. Беспрекословная преданность, слепое повиновение и страх перед волей правителя.

Спустя столетия великий китайский историк Сыма Цянь напишет: "Я читал "Книгу правителя области Шан". Стало понятным, почему он оставил о себе дурную память в Цинь". [4,с.35]

Таким образом, в Древнем Китае принципы воспитания напрямую зависели от философских взглядов того или иного мудреца современности, были сделаны первые в истории педагогические обобщения, основанные на соединении с практикой, что дало бесценный опыт, без которого невозможно представить дальнейшее развитие мировой педагогики.

 

2.2 Особенности обучения в Древнем Китае

 

Согласно древним  китайским книгам, как утверждает А.Н. Джуринский, первые школы в Китае появились в 3-м тысячелетии до н.э. и назывались сян и сюй. Сян возникли на месте прибежищ для престарелых, которые брались обучать и наставлять молодежь. В сюй поначалу учили военному делу, в частности стрельбе из лука. Позже для обозначения учебного заведения пользовались словом сюэ (учить, учиться). Первые свидетельства о сюэ содержатся в отдельных надписях эпохи Шан (Инь) ( XVI - XI вв до н.э.). В тогдашних сюэ учились лишь дети свободных и состоятельных людей. В программу обучения и воспитания входили шесть искусств: мораль, письмо, счет, музыка, стрельба из лука, управление лошадью.

Эпоху Шан (Инь) сменила эпоха Чжоу ( XI - III вв до н.э.). В этот период в школах обучались дети из высокопоставленных слоев (госюэ) и менее родовитой знати (сансюэ), госюэ - в столице, сансюэ - в провинциальных городах.

Главной целью  обучения было освоение иероглифического письма. Ко времени возникновения первых школ иероглифическим письмом владели немногие – так называемые пишущие жрецы. Умение пользоваться иероглификой передавалось по наследству и распространялось в обществе крайне медленно. Первые иероглифы были высечены на черепашьих панцирях и костях различных животных. С X в. до н.э. появляются иероглифы на бронзовых сосудах. В VIII в. до н.э. - начале новой эры для письма, стали использовать расщепленный в пластины бамбук и шелковую ткань, на которых писали соком лакового дерева с помощью заостренной бамбуковой палочки. После того как в начале II в. н.э. стали изготовлять бумагу и тушь, процесс написания иероглифов и обучения иероглифическому письму стал более простым. [1]

Чтобы понять менталитет китайца, Л.А. Никитич рекомендует  обратиться к нравственной философии  китайского мыслителя Конфуция, сформулировавшего  этические нормы и ритуалы всех последующих китайских поколений. Для любого китайца, независимо от возраста и социального положения, и сегодня Конфуций – бог, но бог, реально живший среди людей и обучавший их нравственному поведению. В 22 года он начал обучать, прославился как самый знаменитый педагог Китая. В 50 лет Конфуций стал высоким сановником в государстве. Большой заслугой конфуцианства является признание конструктивной роли знания, ценности, навсегда ставшей составной частью китайского менталитета. Знание – величайшая ценность, и путь к нему должен быть открыт каждому. Через сферу образования и самосовершенствования Конфуций по сути дела провозгласил принцип равных возможностей. [7]

Во II в. до н.э. во времена династии Хань конфуцианство было объявлено официальной идеологией императорского Китая. К этому времени сеть школ, появившихся в Древнем Китае еще в конце II тысячелетия до н.э., охватила страну. В начальных школах дети учились с 7 лет. Они овладевали иероглифической письменностью. Успешно сдавшие экзамены продолжали учиться в средних и провинциальных школах. Главное внимание в них уделялось изучению конфуцианских канонов. В столице существовала императорская школа, окончившие которую после сдачи экзаменов могли получить чиновничью должность. Успешно сдавшие экзамены получали награды, например, лучшим ученикам дарили парадную одежду, в которой они возвращались домой. Впереди бежал гонец, который сообщал во всех селениях о "подвиге", и все чиновники обязаны были встречать героя игрой на музыкальных инструментах и хоровым пением.

Сохранилась легенда  о том, что из самых талантливых  и трудолюбивых выпускников императорской  школы император выбирал мужа для своей дочери.

Начало так  называемой экзаменационной системе  положил император У-ди в 124 г. до н.э. Для получения должности отныне необходимо было сдавать экзамены – от бюрократов требовалась образованность. Выставлялись дощечки с "экзаменационными билетами" и претенденты на должность стреляли в них из лука, тем самым как бы бросая жребий. А суть самого экзамена состояла в знании канонических конфуцианских книг: Книги песен, Книги истории, летописи "Весна и Осень", трактатов по музыке и ритуалу. Поскольку тексты заучивались наизусть, экзамены требовали отличной памяти и трудолюбия. Но такая система позволяла даже простолюдину сделать чиновничью карьеру и, напротив, она низводила до положения простого человека ленивых и бездарных потомков даже князей. А так как при династии Хань конфуцианство стало официальной идеологией, экзамены являлись и проверкой политической благонадежности.

Конфуцианство выработало свой тип образованного  человека, который старательно делает служебную карьеру, повторяя старинные  тексты, свято чтя целый свод социальных норм, следуя правилам поведения в  семье и обществе по отношению  к вышестоящим и нижестоящим чиновникам. Сама империя приобрела конфуцианский облик, и Китай сохранил его почти до наших дней. [4]

В древнекитайской  цивилизации была высоко развита  культура, давшая миру много открытий. Очень развиты были геометрия  и астрономия. Ученые в VII в. до н.э. составили звездный каталог, предсказали появление кометы Галлея, предсказывали лунные и солнечные затмения. В Ханьскую эпоху был сконструирован первый в мире сейсмограф, создан небесный глобус с описанием 2500 звезд, разработана теория Земли и безграничности Вселенной, открыты пятна на Солнце, создана система точного вычисления числа π.

Информация о работе Социальное воспитание на Древнем Востоке