Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 19:02, курсовая работа
Цель исследования: рассмотреть социальное творчество, как форму внеурочной деятельности.
Задачи исследования:
1. Обосновать сущность и структуру понятия «социальное творчество учащихся
2. Изучить психолого-педагогические особенности внеурочной деятельности.
3. Рассмотреть особенности форм внеурочной деятельности учащихся.
4. Рассмотреть социальный проект «Мой выбор – я говорю, нет» как пример формы организации внеурочной деятельности.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы развития понятие «социальное творчество» в контексте внеурочной деятельности…………………………………………….6
Понятие «социальное творчество» в контексте теорий……………..……..6
Психолого-педагогические особенности внеурочной деятельности………………………………………………………………….….10
Глава 2. Практическое применение форм внеурочной деятельности………..13
2.1 Виды внеурочной деятельности…………………………………………….13
2.2 Социальный проект «Мой выбор – я говою, нет», как пример формы организации внеурочной деятельности………………………………………...19
Заключение……………………………………………………………………….26
Библиография………………………………………………………………..…...29
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО
ПО ОБРАЗОВАНИЮ
МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КУЙБЫШЕВСКИЙ ФИЛИАЛ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
УЧРЕЖДЕНИЯ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
«НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет филологии
ОЗО
Кафедра педагогики
Слепцова Виктория Николаевна
Социальное творчество как форма внеурочной деятельности
Курсовая работа студентки 501 группы
Научный руководитель –
Парфёнова С.А.
Работа допущена к защите
«--»------------2012 г.
Зав. кафедрой------------------
Куйбышев, 2012
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретические основы развития
понятие «социальное творчество» в контексте
внеурочной деятельности…………………………………………….
Глава 2. Практическое применение форм внеурочной деятельности………..13
2.1 Виды внеурочной
деятельности…………………………………………….
2.2 Социальный проект «Мой выбор
– я говорю, нет», как пример формы организации
внеурочной деятельности………………………………………...
Заключение……………………………………………………
Библиография………………………………………………
Введение
Время социальных перемен, как правило, приводит к рождению поколения, отличающегося новым взглядом на мир. Современный подросток стремится получить от школы не только предметные знания, но и определенный жизненный опыт, который помог бы ему в дальнейшем в решении личных, производственных и семейных задач, разрешении проблем и преодоления препятствий на избранном пути.
В этих условиях резко возрастает роль общеобразовательной школы как социальной структуры, определяющей и задающей нравственные, моральные и жизненные ориентиры. Поэтому необходимо определить роль, место и возможности воспитания в процессе модернизации образования. Современному развитию образования в мире объективно присуща тенденция к демократизации школьной жизни.[17. C. 85-86]
Акцент на воспитательную функцию в образовании стал неизбежен: возникла необходимость в адаптации к новым условиям жизни, развития процесса социализации ребенка, модернизации содержания форм, методов, условий воспитания. Воспитательная среда сегодня является открытым пространством взаимодействия, которое обеспечивается атмосферой доверия, принятия каждого человека таким, какой он есть. Вершиной такого уровня взаимодействия является возникающее у всех ее участников чувство успешности, свободы, творчества. [5. C.35]
Стержневой идеей нам представляется формирование условий для саморазвития, самовоспитания, самореализации личности учащегося в результате социального творчества в различных сферах деятельности, личности, ориентированной на социальный успех.
Социальный успех - это результат осознанной ориентированности личности на реализацию стремления найти дело своей жизни, отвечающее социальным ожиданиям общества. [16. C.97]
Актуальность данной работы вызвана необходимостью определения наиболее эффективных форм внеурочной деятельности. Курс на построение гуманистического общества обострил внимание к проблемам саморазвития и самореализации личности, раскрытию ее творческого потенциала. Учитывая, что опыт, накопленный человеком в детстве, сопровождает его всю жизнь, зная, что каждый человек, вне зависимости от возраста, хочет добиться в жизни успеха, мы считаем, что нельзя рассматривать успех как нечто предполагаемое, предстоящее юношам и девушкам в их взрослой жизни. Опыт личностного переживания социального успеха учащиеся могут и должны получать в школе в процессе социального творчества. [9. C.123]
Следует также отметить, что за последние 10-15 лет, в период неоправданного ослабления воспитательной функции школы, в нее пришло немало работников, не имеющих опыта в данной области; современная школа, реально оставаясь попрежнему лишь инструментом трансляции уже сложившихся социокультурных норм, сталкивается с задачей превращения из «транслятора» в «генератор» ценностных и смысложизненных ориентиров развивающейся личности.
Проблема курсовой работы, таким образом, состоит в разрешении противоречия между профессиональными задачами педагога и недостаточными умениями внедрять формы и методы работы, способствующие саморазвитию и успешной самореализации и социализации личности. [17. C. 93]
Стремление способствовать решению данной проблемы определило тему исследования «Социальное творчество как форма организации внеурочной деятельности».
Объектом исследования является форма организации внеурочной деятельности школы.
Предмет исследования: социальное творчество учащихся как компонент воспитательной деятельности школы, способствующий реализации внеурочной деятельности учащихся.
Цель исследования: рассмотреть социальное творчество, как форму внеурочной деятельности.
Задачи исследования:
1. Обосновать сущность и структуру понятия «социальное творчество учащихся».
2. Изучить психолого-
3. Рассмотреть особенности форм внеурочной деятельности учащихся.
4. Рассмотреть социальный проект «Мой выбор – я говорю, нет» как пример формы организации внеурочной деятельности.
Теоретическая значимость основана на системности подхода к изучению социального творчества как формы внеурочной деятельности. [16. C.145-146]
Результаты работы могут быть использованы в работе социальных педагогов, психологов, учителей - это и является практической значимостью.[9. C.179]
Глава 1.
Теоретические
основы развития понятие «социальное
творчество» в контексте
Абстрактно можно определить
социальное творчество как такую деятельность,
результатом которой являются новые социальные
ситуации, новые формы взаимодействия
между людьми. [4. C.25]
Можно различать уровни социального творчества:
– спонтанный, когда возникшая ситуация
умирает вместе с действием и не имеет
продолжения;
– продуктивный, когда ситуация создаётся
именно ради продолжения, и этой ситуацией
решается проблема, которая прежде не
могла быть решена;
– рефлексивный, когда вместе с ситуацией
появляется способ, каким эта ситуация
может быть создана снова при необходимости;
– символический, когда образ ситуации
и образ нового способа облекается в форму
культурного образа, в произведение, в
котором читатель (зритель) может увидеть
себя и возможность своего действия. [3.
C.32-34]
Можно было бы обосновать это определение
чисто теоретически, обращаясь к общим
смыслам социального и творчества. Мы
поступим иначе – сперва обозначим круг
смыслов, связанных с этими понятиями,
а затем покажем, какие новые смыслы, новые
возможности для понимания и для действия
создаются соединением этих смыслов.
Мы исходим из того, что социальное
– это всегда про взаимодействие между
людьми и про ситуации, которые случаются
в этом взаимодействии.[16.C.101]
Социальным действием, в этом смысле, может
быть и общение с кондуктором, и приглашение
друзей в гости, и создание семьи… Может
быть, если отвлечься от того, ради какого
результата это действие совершается
(если оно вообще совершается ради какого-то
результата), и сосредоточиться на том,
какая форма отношений между людьми производится
или воспроизводится.[7. C13]
Творчество же – это всегда
про создание чего-то нового, чего прежде
не существовало (по крайней мере, не существовало
здесь, сейчас, в подобных обстоятельствах).
В этом смысле ребёнок, который
впервые срисовывает машинку или обводит
буквы в прописи – действует творчески,
поскольку он никогда раньше этого не
делал, он не просто «осваивает способ»,
а воплощает его буквально в своём теле.
Другое дело, что повторяемое в третий,
десятый, сотый раз, он действует репродуктивно,
если только, как каллиграфы, не находит
смысл в точном воспроизведении очень
сложной (почти невозможной для воспроизведения)
формы. [25. C. 57-58]
Но это абстрактное определение,
как и всякое другое, требует пояснения
– не столько примерами, сколько указанием
на возможность появления нового благодаря
этому определению. Это связано даже не
столько с практическим интересом к конкретным
социальным проектам, которые могут быть
развёрнуты под флагом социального творчества;
дело ещё и в специфике гуманитарных наук,
гуманитарных практик и проектов, которая
заставляет быть осторожным в теоретических
построениях.
Действительность социального
действия – может быть, в куда большей
степени, чем действительность, с которой
имеет дело инженер, биолог, даже преподаватель
– представляет собой непрерывный поток
событий. Из этого потока тем более невозможно
выйти, что каждый человек, в том числе
исследователь и теоретик, пытающийся
её осмыслить, остаётся в социальной действительности.[7.
C.17-18]
Всякое деление социальной
действительности на ситуации, события,
отношения, взаимодействие может казаться
произвольным. Исследователь, проводящий
мысленные разграничения и различения,
рискует оказаться ни с чем, кроме своих
различений, изучать не действительность,
а собственные идеи и соображения по поводу
этой действительности.[16. C.165]
Всякий раз поэтому, вводя новое
понятие, мы должны отдавать себе отчёт
в том, с какой целью это делается, и помнить
о двух опасностях.
Во-первых, есть риск придумать
новые слова для уже давно известных явлений,
которые не дают, в конечном итоге, ничего,
кроме нового способа говорить. Например,
говоря о социальном творчестве, не имеем
ли мы в виду стремление, в общем-то естественное
для взрослеющего человека, делать что-то
важное не только для себя, быть значимым,
быть признанным или хотя бы просто обращать
на себя внимание? Например, в этом смысле
и подросток, провоцирующий учительницу
на конфликт, и подросток, добровольно
берущийся помогать родителям, занимаются
социальным творчеством, поскольку каждый
из них в этот момент действительно создаёт
какую-то новую ситуацию. Стоит ли множить
понятия для того, чтобы по-новому называть
знакомые вещи?..
Во-вторых, есть риск сконструировать
пустое понятие, которое может, конечно,
иметь какой-то теоретический смысл, но
не соответствовать ничему реальному.
О несуществующем объекте можно утверждать
всё, что угодно – всё равно нет никакого
способа проверить эти утверждения. Стоит
ли тогда тратить время?..[12. C.12-13]
Мы заведомо избегаем этих опасностей,
если понятие вводится для того, чтобы
иметь возможность помыслить — и за счёт
этого спроектировать и осуществить —
то, чего ещё нет, но должно появиться.
Спонтанное социальное творчество мы
действительно встречаем часто, особенно
в подростковой среде: подросток как бы
испытывает возможности и границы существующих
отношений и взаимодействий, создавая
пограничные ситуации. Опыт этих действий,
пока подросток импровизирует, превращается,
скорее, в общее ощущение того, что социальное
пространство каким-то образом устроено,
что существуют границы и не всё можно.
Тех же, кто не перестаёт импровизировать
в отношениях, став формально взрослыми,
называют вечными подростками.
Социальное творчество – наиболее зрелая форма социальной активности, высшая форма социальной деятельности, созидательный процесс, направленный на преобразование сложившихся и создание качественно новых форм социальных отношений и социальной действительности. Оно предполагает мобилизацию всех интеллектуальных, духовных и физических сил, позволяет личности предельно полно раскрыть свои способности, направить энергию на достижение интересов общества, коллектива.[14. C.57-59]
Сегодня уже не надо доказывать, что существует особый тип результатов образования, связанный с социализацией учащихся. Однако задачу социализации можно трактовать по-разному. Наиболее принципиальное различие связано с пониманием социализации либо как адаптации к существующим социальным условиям, либо как обеспечения возможности эффективной преобразующей деятельности в условиях меняющегося социума.
Основным содержанием второго понимания социализации является перевод ребёнка в позицию активного члена гражданского общества, способного самоопределяться на основе ценностей, вырабатывать собственное понимание цели, разрабатывать проекты преобразования общества и отдельных его институтов, реализовывать данные проекты. Иными словами, речь идёт о формировании юного субъекта социального творчества. [14. C. 60]
Социальное творчество – высшая форма социальной деятельности; созидательный процесс, направленный на преобразование и создание качественно новых форм социальных отношений и общественного бытия.
Социальное творчество школьников – это добровольное посильное участие детей в улучшении, совершенствовании общественных отношений, преобразовании ситуации, складывающейся в окружающем их социуме. Такая деятельность всегда сопряжена с личной инициативой школьника, поиском им нестандартных решений, риском выбора, персональной ответственностью перед группой сверстников, педагогом, общественностью. [14. C. 61-62]
Информация о работе Социальное творчество как форма внеурочной деятельности