Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 19:02, курсовая работа
Цель исследования: рассмотреть социальное творчество, как форму внеурочной деятельности.
Задачи исследования:
1. Обосновать сущность и структуру понятия «социальное творчество учащихся
2. Изучить психолого-педагогические особенности внеурочной деятельности.
3. Рассмотреть особенности форм внеурочной деятельности учащихся.
4. Рассмотреть социальный проект «Мой выбор – я говорю, нет» как пример формы организации внеурочной деятельности.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы развития понятие «социальное творчество» в контексте внеурочной деятельности…………………………………………….6
Понятие «социальное творчество» в контексте теорий……………..……..6
Психолого-педагогические особенности внеурочной деятельности………………………………………………………………….….10
Глава 2. Практическое применение форм внеурочной деятельности………..13
2.1 Виды внеурочной деятельности…………………………………………….13
2.2 Социальный проект «Мой выбор – я говою, нет», как пример формы организации внеурочной деятельности………………………………………...19
Заключение……………………………………………………………………….26
Библиография………………………………………………………………..…...29
3. Рассмотрены особенности форм внеурочной деятельности учащихся.
Главная задача внеурочных занятий - удовлетворить интересы школьников, помочь им всесторонне познать многообразие и богатство родной природы, края, страны. В базисном учебном плане выделены основные направления внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно полезная и проектная деятельность.
Виды и направления внеурочной деятельности школьников тесно связаны между собой. Например, ряд направлений совпадает с видами деятельности (спортивно-оздоровительная, познавательная деятельность и художественное творчество).[28. C.59]
4. Рассмотрен социальный проект «Мой выбор – я говорю, нет» как пример формы организации внеурочной деятельности. Он способствует вовлечению иучащихся в социальное творчество, удовлетворяет познавательные интересы, расширяет кругозор, способствует успешной социализации.[8. C.165]
Время социальных перемен, как правило, приводит к рождению поколения, отличающегося новым взглядом на мир. Современный подросток стремится получить от школы не только предметные знания, но и определенный жизненный опыт, который помог бы ему в дальнейшем в решении личных, производственных и семейных задач, разрешении проблем и преодоления препятствий на избранном пути. [6. C. 71]
В этих условиях резко возрастает роль общеобразовательной школы как социальной структуры, определяющей и задающей нравственные, моральные и жизненные ориентиры. Поэтому целью для нас является не адаптация как пассивное приспособление к жизненным реалиям, а интеграция – активное взаимодействие со средой, где ребенок делает сознательный выбор и способен изменить среду или себя самого, если в этом есть необходимость. [9. C.138]
Следовательно, поставленная нами цель достигнута. Рассмотрено социальное творчество, как форма внеурочной деятельности.
Социальное творчество учащихся способствует саморазвитию и самореализации школьников при следующих социально-педагогических условиях:
оптимистическая позиция педагогов в понимании возможностей достижения успеха каждым ребенком;
предоставление широких возможностей для проявления и развития социальной активности учащихся;
расширение направлений творческой деятельности, где человек может быть успешным (интеллектуальное, созидательное, художественное творчество, социальное лидерство и др.);
поэтапное развитие процесса самореализации личности при психолого-педагогической поддержке учителей.[3. C. 49-50]
Поэтому педагогический процесс сегодня необходимо строить таким образом, чтобы воспитатель руководил деятельностью ребенка, организуя его активное самовоспитание путем совершения самостоятельных и ответственных поступков. Сочетание взаимоответственности с одной стороны и необходимости проявления самостоятельности с другой, обеспечивает условие для развития подлинной самодеятельности в различных областях социального творчества. [28. C.48]
Библиография
1) Болдырев, Н.И. Классный руководитель./ Н.И. Болдырев - М.: Просвещение, 1998.-272с.
2) Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк./ Л.С. Выготский - М.: Просвещение, 1987.-93с.
3) Дербичева, С.А. Природа социального творчества и его нормативная регуляция./С.А. Дербичева - М.: 2000.-56с.
4) Зарецкая, И.И. Профессиональная культура педагога./ И.И. Зарецкая - М.: АПКиПРО, 2002.-104с.
5) Зарецкая, И.И. Цель воспитания личности, готовой к взаимодействию со средой/ И.И. Зарецкая// Директор школы.-2003.-№ 1. - С.ЗЗ-41.
6) Зимняя, И.А., Боденко, Б.Н., Морозова, Н.А. Воспитание, проблема современного образования в России (состояние, пути решения)./ И.А. Зимняя, Б.Н. Боденко, Н.А. Морозова - М.: ИЦПКПС,1999.-82с.
7) Зотов, В.В. Взаимосвязь интеллекта и творческого потенциала в социализации и самореализации личности./ В.В. Зотов - СПб.: 1997.-24с.
8) Иванов, И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел./ И.П. Зотов - М.: Педагогика, 1999.-206с.
9) Капустин, Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы: учеб.пособие для студентов высших пед.уч. заведений./ Н.П. Капустин - М.: Academia, 2001.-214с.
10) Классному руководителю о воспитательной системе класса./ Под ред. Е.Н. Степанова. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2001.-160с.
11) Козлова, О.Н. Введение в теорию воспитания./ О.Н. Козлова - М.: Интерпракс, 2008.-208с.
12) Комиссаренко, Т.И. Зависимость социального поведения детей в группе сверстников от воздействия взрослого./ Т.И. Комиссаренко - М.: 1999.-18с.
13) Макаренко, А.С. Коллектив и воспитание личности./ А.С. Макаренко - М.: «Педагогика», 1992.-336с.
14) Мальковская, Т.Н. Социальная активность старшеклассников./ Т.Н. Мальковская - М.: Педагогика, 1988.-144с.
15) Методика воспитательной работы: учеб. пособие/ Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2002.-14с.
16) Мудрик, А.В. Социальная педагогика./ А.В. Мудрик - М.: Академия, 2000.-200с.
17) Орлова, Э.А. Социокультурные проблемы и формы их решения. Парадигмы социального взаимодействия./Э.А. Орлова - М.: ГосНИИСиВ, 2001.-126с.
18) Поляков, С.Д. Психопедагогика воспитания./ С.Д. Поляков - М.: Новая школа, 1996.-160с.
19) Рубинштейн, С.Л. Принципы творческой самодеятельности/ С.Л. Рубинштейн// Вопросы психологии.-1997.-№ 4. - С.104-109.
20) Селиванова, Н.Л. Гуманистические воспитательные системы: вчера и сегодня./Н.Л. Селиванова - М.: Педобщество России, 1998.-336с.
21) Сергеева, В.П. Классный руководитель в современной школе./В.П. Сергеева - М.: Граф-пресс, 2001.-192с.
22) Современная школа: проблемы гуманизации отношений учителей, учащихся и родителей. Международная н-п конференция. Тезисы докладов и выступлений. - М.: 1993.-146с.
23) Соковикова, Э.Б. Формирование социальной ответственности подростков и юношества в современных условиях/ Э.Б. Соковикова// Мир психологии и психология в мире. -1995.-№ 3. - С.123-131.
24) Сухомлинский, В.А. О воспитании./ В.А. Сухомлинский - М.: Политиздат, 1975.-272с.
25) Цветкова, И.В. Школа социального успеха: развитие воспитания в системе дополнительного образования./ И.В. Цветкова - М.: ГосНИИСиВ, 2010.-84с.
26) Штейнберг, Е.Б. Педагог и подростки: трудности и радости совместного бытия./Е.Б. Штейнберг - М.: МЗ-Пресс, 2002.-272с.
27) Шубинский, B.C. Педагогика творчества учащихся./ В.С. Шубинский - М.: Знание, 1988.-80с.
28) Щуркова, Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология./ Н.Е. Щуркова - М.: Пед.общество России, 1999.-222с.
Информация о работе Социальное творчество как форма внеурочной деятельности