Социальное творчество как форма внеурочной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 19:02, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: рассмотреть социальное творчество, как форму внеурочной деятельности.
Задачи исследования:
1. Обосновать сущность и структуру понятия «социальное творчество учащихся
2. Изучить психолого-педагогические особенности внеурочной деятельности.
3. Рассмотреть особенности форм внеурочной деятельности учащихся.
4. Рассмотреть социальный проект «Мой выбор – я говорю, нет» как пример формы организации внеурочной деятельности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы развития понятие «социальное творчество» в контексте внеурочной деятельности…………………………………………….6
Понятие «социальное творчество» в контексте теорий……………..……..6
Психолого-педагогические особенности внеурочной деятельности………………………………………………………………….….10
Глава 2. Практическое применение форм внеурочной деятельности………..13
2.1 Виды внеурочной деятельности…………………………………………….13
2.2 Социальный проект «Мой выбор – я говою, нет», как пример формы организации внеурочной деятельности………………………………………...19
Заключение……………………………………………………………………….26
Библиография………………………………………………………………..…...29

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 170.00 Кб (Скачать файл)

  Принцип поддержки самоопределения воспитанника. Самоопределение в социальном творчестве – процесс формирования личностью собственного осмысленного и ответственного отношения к социальной действительности. Приобретение школьниками опыта социального самоопределения происходит в совместной со взрослым и сверстниками социально-значимой деятельности. [8. C. 73]

    1. Социальный проект «Мой выбор – я говорю, нет!» как пример формы организации внеурочной деятельности

Описание проекта: Проект «Мой выбор – я говорю, нет!» - профилактика                                     подростковой  наркомании.

Аудитория: подростки 15-16 лет.

География: Новосибирская  область, Куйбышевский район, с.Андреевка.

Сроки исполнения: июнь – декабрь 2012 года.

Краткая аннотация  проекта

Факторы риска  в жизни современной молодежи и подростков: алкоголизм, наркомания, табакокурение, психологические стрессы. Отсутствие работы, низкая заработная плата, отток населения в другие населенные пункты и приток из разрушаюшихся деревень, Казахстана лиц с финансовыми и иными проблемами приводит к нестабильной обстановке, которая способствует распространению девиантного поведения среди подростков и молодежи, алкоголизации и наркотизации населения. [17. C.117] 

   Занимаясь социальным патронажем семей, мы побывали едва ли не в каждом доме села, и на каждой его улице. Социальный и материальный уровень жизни людей наложил отпечаток содержание жилья, дворов и прилегающих территорий. Часто видим такую картину: ухоженный двор, а за забором в метре заросли конопли и бурьяна, или полуразрушенный дом без ограды, а вместо возделываемого ранее огорода те же заросли. И полное равнодушие, а зачастую и негатив: «Это не в моем дворе».

     Заросли  дикорастущей конопли в последние  годы – это проблема нашего  села, она растет в очень многих  местах, много ее на заброшенных участках, пустырях, а очень часто и в самых неожиданных местах – у дворов и просто на улицах.

    Осуществить  идею создания инициативной группы  подростков для уничтожения зарослей  конопли в селе стало возможным благодаря созданию социально значимых проектов.[22. C.118]

    Цель  нашего проекта – профилактика  подростковой наркомании.

    Задачи:

  • Создание инициативной группы подростков.
  • Воспитание здорового образа жизни, негативного отношения подростков к наркотикам.
  • Выявление мест произрастания конопли.
  • Работа по уничтожению зарослей конопли.
  • Анализ, проведенной работы.

    Проект  планируется осуществить  в  4 этапа на базе МКОУ Андреевской ООШ. Первый этап проекта подразумевает – создание инициативной группы подростков. На этом этапе планируется провести работу, направленную на привлечение детей к борьбе с наркотиками, путем их уничтожения. Проведение тренингов, просмотр фильмов, круглый стол. Второй этап – выявление посредством СМИ, проверок, наблюдений, сообщений и т.д. мест произрастания в селе и его пределах дикорастущей конопли.  Третий этап – планируется приобрести газонокосилки и произвести уничтожение зарослей, их вывоз и утилизация. Четвертый этап - анализ проделанной работы, освещение результатов в СМИ.  В целом,  работа по реализации проекта рассчитана на период с июня по декабрь 2012 года.   Из детей и подростков из малообеспеченных семей будут формироваться группа из 10 человек, которые будут участвовать в проекте. [8. C.133]

  Для осуществления проекта требуется 59 503,04 руб. на приобретение газонокосилок, граблей, транспортные расходы,  средства защиты, атрибуты профилактической работы и фотоаппарат.

Постановка  проблемы

В современном, постоянно меняющемся мире, где на человека обрушивается огромный поток  информации, стремительный темп и  череда нескончаемых дел, на фоне неблагоприятной  окружающей среды самой большой  ценностью может быть только здоровье человека.

Как его сохранить? Как убедить в необходимости беречь его с ранних лет? Как сделать так, чтобы бережное отношение к себе и другим людям стало привычкой, а позже - особенностью характера?[12. C.15]

Предлагаемый  проект - попытка профилактической работы среди школьников.

Факторы риска в жизни современной молодежи и подростков: алкоголизм, наркомания, табакокурение, психологические стрессы. Отсутствие работы, низкая заработная плата, отток населения в другие населенные пункты и приток из разрушаюшихся деревень, Казахстана лиц с финансовыми и иными проблемами приводит к нестабильной обстановке, которая способствует распространению девиантного поведения среди подростков и молодежи, алкоголизации и наркотизации населения. МКОУ Андреевская ООШ занимается социальным патронажем семей. Мы побывали едва ли не в каждом доме села, и на каждой его улице. Социальный и материальный уровень жизни людей наложил отпечаток на содержание жилья, дворов и прилегающих территорий. Часто видим такую картину: ухоженный двор, а за забором в метре заросли конопли и бурьяна, или полуразрушенный дом без ограды, а вместо возделываемого ранее огорода те же заросли. И полное равнодушие, а зачастую и негатив. Органы правопорядка борются с этой проблемой, но на месте одних зарослей в течение лета вырастают другие.[17. C.17-18]

Цели и задачи проекта.

Цель:  профилактика подростковой наркомании.

Задачи:

  • создание инициативной группы подростков.
  • Воспитание здорового образа жизни, негативного отношения подростков к наркотикам.
  • Выявление мест произрастания дикорастущей конопли.
  • Работа по уничтожению зарослей  дикорастущей конопли.
  • Анализ, проведенной работы.

Стратегия достижения поставленных целей

    Проект  планируется осуществить  в  4 этапа на базе МКОУ Андреевской ООШ. Первый этап проекта подразумевает – создание инициативной группы подростков (10 человек с привлечением подростков, состоящих на учете ОВД за правонарушения). На этом этапе планируется провести работу, направленную на привлечение детей к борьбе с наркотиками, путем их уничтожения. Проведение тренингов, просмотр фильмов, круглый стол. Тренинговая работа с подростками должна решить следующие задачи: умение безопасно и эффективно общаться; умение понимать и выражать свои чувства; выработать у подростков защитные личные качества, такие как, уверенность в себе, честность, открытость, чувство юмора и навыков умения устанавливать и поддерживать гармоничные отношения, принимать решения, преодолевать кризисные ситуации. Посредством фильмов предоставить подросткам основные сведения о негативных последствиях приема психоактивных веществ (документальный фильм службы спасения России «Белая смерть»), об особенностях распространения наркомании в молодежной среде и факторах, влияющих на этот процесс, а так же дать понятие об основных принципах организации профилактической работы. В заключение работы на этом этапе станет круглый стол, на которой пройдет обсуждение полученной информации и озвучены планы дальнейшей работы по проекту. Участие в круглом столе будут принимать нарколог районной больницы, специалист КДН и ЗП, инспектор ПДН ОВД.[8. C.81-82]

 На втором  этапе будет организованно выявление   мест произрастания в селе  и в его пределах дикорастущей  конопли.  В районной газете «Трудовая жизнь» будет помещена публикация о работе  первого этапа проекта с призывом к жителям села оказать помощь в выявлении мест произрастания дикой конопли. Инициативная группа подростков проведет собственными силами обследование улиц села и определит участки, на которых будут производиться работы по уничтожению дикорастущей конопли.

На третьем этапе  планируется приобрести газонокосилки и произвести уничтожение зарослей, их вывоз и утилизация. 

Четвертый этап - анализ проделанной работы, освещение  результатов в СМИ. На протяжении всех этапов участниками проекта будет вестись фотосъемка мероприятий и производимых работ для обобщения материала и опубликования результатов проекта в газете.[22. C.112]

Рабочий план реализации

 

п/п

Дата проведения

Наименование  мероприятий

1

Июнь – июль 2012г.

Создание инициативной группы подростков (10 человек с привлечением подростков, состоящих на учете ОВД за правонарушения). Проведение работы, направленной на привлечение детей к борьбе с наркотиками, путем их уничтожения. Проведение тренингов, просмотр фильмов, круглый стол.

2

Июль 2012г.

Выявление  мест произрастания в селе и в его пределах дикорастущей конопли.

3

Август –  сентябрь 2012г.

Приобретение  газонокосилок и  уничтожение  зарослей, их вывоз и утилизация. 

4

Октябрь - декабрь 2012г.

Анализ проделанной  работы, освещение результатов проекта в СМИ.


 

 

Конкретные  ожидаемые результаты

 

         В результате реализации мероприятий,  предусмотренных проектом, с подростками  будет проведена плановая профилактическая  работа по профилактике употребления  наркотиков. К проблеме наркотизации  подростков и населения будет привлечена общественность. Улицы села будут очищены от зарослей дикорастущей конопли. [25. C. 113]   

Оценка результатов

       Эффективность программы в целом по ее окончании будет оценена на основании мнения жителей и в том числе детей и подростков села. Публикации в СМИ станут показателем профилактической работы по проблеме.

 

Дальнейшее  финансирование

        Дальнейшее развитие и осуществление  деятельности по проекту будет  осуществляться за счет организации  и привлечения спонсорских средств.

Комментарии к  бюджету

 

    Для  реализации проекта в 3-й его  части необходимо приобретение  газонокосилок и граблей для  уничтожения дикорастущей конопли.  Средства защиты – перчатки  рабочие, необходимое средство защиты рук детей. С профилактической целью и для поддержания командного духа подросткам будут приобретены футболки с логотипом: «Мой выбор – я говорю, нет!». Транспортные расходы необходимы для вывоза на свалку скошенной конопли и доставки оборудования из специального  магазина в г.Куйбышеве. Приобретение цифрового фотоаппарата позволит собрать фото материал на все мероприятия и работы по проекту и опубликовать их в СМИ.

   Исходя  из вышеперечисленного ясно, что в настоящие время внеурочная деятельность  является составной частью учебно-воспитательной работы в школе, так как способствует решению важных задач в образовании и воспитании школьников и позволяет разумно организовывать их досуг.

Главная задача внеурочных занятий  - удовлетворить  интересы школьников, помочь им всесторонне  познать многообразие и богатство родной природы, края, страны.[27. C.47-48]

Примерная программа  внеурочной деятельности школьников по социальному творчеству основывается на принципах неадаптивной социализации, природосообразности, культуросообразности, коллективности, патриотической направленности, проектности, поддержки самоопределения воспитанника. [25. C.59]

Рассмотренный социальный проект «Мой выбор –  я говорю, нет!» является примером формы организации внеурочной деятельности школьников, так как способствует вовлечению их в социальное творчество, удовлетворяет познавательные интересы, расширяет кругозор, способствует успешной социализации. [8. C.161]

 

 

 

Заключение

   В ходе нашего исследования полностью достигнуты поставленные нами задачи.

   1. Обоснована сущность и структура понятия «социальное творчество учащихся».

   Выявлено, что социальное творчество – высшая форма социальной деятельности; созидательный процесс, направленный на преобразование и создание качественно новых форм социальных отношений и общественного бытия.

    Социальное творчество школьников – это добровольное посильное участие детей в улучшении, совершенствовании общественных отношений, преобразовании ситуации, складывающейся в окружающем их социуме. Такая деятельность всегда сопряжена с личной инициативой школьника, поиском им нестандартных решений, риском выбора, персональной ответственностью перед группой сверстников, педагогом, общественностью. [14. C.62]

   2. Изучены психолого-педагогические особенности внеурочной деятельности.

   Доказано, что вовлечение школьников во внеурочную деятельность способствует расширению кругозора, развитию познавательного интереса к предмету в целом, способствует включению его в общество, врастанию в человеческую культуру, формированию человека, адекватного требованиям данного общества, эпохи, тем социальным условиям, в которых он будет жить и работать.[23. C.124]

Внеурочное  творчество учащихся представляет собой социально-значимую деятельность по созданию новых материальных и духовных ценностей в интересах социума и является фактором самореализации личности в процессе достижения ею успеха в этой деятельности,  завоевания лидерских позиций в личностно значимой деятельности. [20. C.75]

Информация о работе Социальное творчество как форма внеурочной деятельности