Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 19:02, курсовая работа
Цель исследования: рассмотреть социальное творчество, как форму внеурочной деятельности.
Задачи исследования:
1. Обосновать сущность и структуру понятия «социальное творчество учащихся
2. Изучить психолого-педагогические особенности внеурочной деятельности.
3. Рассмотреть особенности форм внеурочной деятельности учащихся.
4. Рассмотреть социальный проект «Мой выбор – я говорю, нет» как пример формы организации внеурочной деятельности.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы развития понятие «социальное творчество» в контексте внеурочной деятельности…………………………………………….6
Понятие «социальное творчество» в контексте теорий……………..……..6
Психолого-педагогические особенности внеурочной деятельности………………………………………………………………….….10
Глава 2. Практическое применение форм внеурочной деятельности………..13
2.1 Виды внеурочной деятельности…………………………………………….13
2.2 Социальный проект «Мой выбор – я говою, нет», как пример формы организации внеурочной деятельности………………………………………...19
Заключение……………………………………………………………………….26
Библиография………………………………………………………………..…...29
Принцип поддержки самоопределения воспитанника. Самоопределение в социальном творчестве – процесс формирования личностью собственного осмысленного и ответственного отношения к социальной действительности. Приобретение школьниками опыта социального самоопределения происходит в совместной со взрослым и сверстниками социально-значимой деятельности. [8. C. 73]
Описание проекта: Проект «Мой выбор – я говорю,
нет!» - профилактика
Аудитория: подростки 15-16 лет.
География: Новосибирская область, Куйбышевский район, с.Андреевка.
Сроки исполнения: июнь – декабрь 2012 года.
Краткая аннотация проекта
Факторы риска в жизни современной молодежи и подростков: алкоголизм, наркомания, табакокурение, психологические стрессы. Отсутствие работы, низкая заработная плата, отток населения в другие населенные пункты и приток из разрушаюшихся деревень, Казахстана лиц с финансовыми и иными проблемами приводит к нестабильной обстановке, которая способствует распространению девиантного поведения среди подростков и молодежи, алкоголизации и наркотизации населения. [17. C.117]
Занимаясь социальным патронажем семей, мы побывали едва ли не в каждом доме села, и на каждой его улице. Социальный и материальный уровень жизни людей наложил отпечаток содержание жилья, дворов и прилегающих территорий. Часто видим такую картину: ухоженный двор, а за забором в метре заросли конопли и бурьяна, или полуразрушенный дом без ограды, а вместо возделываемого ранее огорода те же заросли. И полное равнодушие, а зачастую и негатив: «Это не в моем дворе».
Заросли
дикорастущей конопли в
Осуществить
идею создания инициативной
Цель нашего проекта – профилактика подростковой наркомании.
Задачи:
Проект планируется осуществить в 4 этапа на базе МКОУ Андреевской ООШ. Первый этап проекта подразумевает – создание инициативной группы подростков. На этом этапе планируется провести работу, направленную на привлечение детей к борьбе с наркотиками, путем их уничтожения. Проведение тренингов, просмотр фильмов, круглый стол. Второй этап – выявление посредством СМИ, проверок, наблюдений, сообщений и т.д. мест произрастания в селе и его пределах дикорастущей конопли. Третий этап – планируется приобрести газонокосилки и произвести уничтожение зарослей, их вывоз и утилизация. Четвертый этап - анализ проделанной работы, освещение результатов в СМИ. В целом, работа по реализации проекта рассчитана на период с июня по декабрь 2012 года. Из детей и подростков из малообеспеченных семей будут формироваться группа из 10 человек, которые будут участвовать в проекте. [8. C.133]
Для осуществления проекта требуется 59 503,04 руб. на приобретение газонокосилок, граблей, транспортные расходы, средства защиты, атрибуты профилактической работы и фотоаппарат.
Постановка проблемы
В современном, постоянно меняющемся мире, где на человека обрушивается огромный поток информации, стремительный темп и череда нескончаемых дел, на фоне неблагоприятной окружающей среды самой большой ценностью может быть только здоровье человека.
Как его сохранить? Как убедить в необходимости беречь его с ранних лет? Как сделать так, чтобы бережное отношение к себе и другим людям стало привычкой, а позже - особенностью характера?[12. C.15]
Предлагаемый проект - попытка профилактической работы среди школьников.
Факторы риска в жизни современной молодежи и подростков: алкоголизм, наркомания, табакокурение, психологические стрессы. Отсутствие работы, низкая заработная плата, отток населения в другие населенные пункты и приток из разрушаюшихся деревень, Казахстана лиц с финансовыми и иными проблемами приводит к нестабильной обстановке, которая способствует распространению девиантного поведения среди подростков и молодежи, алкоголизации и наркотизации населения. МКОУ Андреевская ООШ занимается социальным патронажем семей. Мы побывали едва ли не в каждом доме села, и на каждой его улице. Социальный и материальный уровень жизни людей наложил отпечаток на содержание жилья, дворов и прилегающих территорий. Часто видим такую картину: ухоженный двор, а за забором в метре заросли конопли и бурьяна, или полуразрушенный дом без ограды, а вместо возделываемого ранее огорода те же заросли. И полное равнодушие, а зачастую и негатив. Органы правопорядка борются с этой проблемой, но на месте одних зарослей в течение лета вырастают другие.[17. C.17-18]
Цели и задачи проекта.
Цель: профилактика подростковой наркомании.
Задачи:
Стратегия достижения поставленных целей
Проект планируется осуществить в 4 этапа на базе МКОУ Андреевской ООШ. Первый этап проекта подразумевает – создание инициативной группы подростков (10 человек с привлечением подростков, состоящих на учете ОВД за правонарушения). На этом этапе планируется провести работу, направленную на привлечение детей к борьбе с наркотиками, путем их уничтожения. Проведение тренингов, просмотр фильмов, круглый стол. Тренинговая работа с подростками должна решить следующие задачи: умение безопасно и эффективно общаться; умение понимать и выражать свои чувства; выработать у подростков защитные личные качества, такие как, уверенность в себе, честность, открытость, чувство юмора и навыков умения устанавливать и поддерживать гармоничные отношения, принимать решения, преодолевать кризисные ситуации. Посредством фильмов предоставить подросткам основные сведения о негативных последствиях приема психоактивных веществ (документальный фильм службы спасения России «Белая смерть»), об особенностях распространения наркомании в молодежной среде и факторах, влияющих на этот процесс, а так же дать понятие об основных принципах организации профилактической работы. В заключение работы на этом этапе станет круглый стол, на которой пройдет обсуждение полученной информации и озвучены планы дальнейшей работы по проекту. Участие в круглом столе будут принимать нарколог районной больницы, специалист КДН и ЗП, инспектор ПДН ОВД.[8. C.81-82]
На втором
этапе будет организованно
На третьем этапе планируется приобрести газонокосилки и произвести уничтожение зарослей, их вывоз и утилизация.
Четвертый этап - анализ проделанной работы, освещение результатов в СМИ. На протяжении всех этапов участниками проекта будет вестись фотосъемка мероприятий и производимых работ для обобщения материала и опубликования результатов проекта в газете.[22. C.112]
Рабочий план реализации
№ п/п |
Дата проведения |
Наименование мероприятий |
1 |
Июнь – июль 2012г. |
Создание инициативной группы подростков (10 человек с привлечением подростков, состоящих на учете ОВД за правонарушения). Проведение работы, направленной на привлечение детей к борьбе с наркотиками, путем их уничтожения. Проведение тренингов, просмотр фильмов, круглый стол. |
2 |
Июль 2012г. |
Выявление мест произрастания в селе и в его пределах дикорастущей конопли. |
3 |
Август – сентябрь 2012г. |
Приобретение газонокосилок и уничтожение зарослей, их вывоз и утилизация. |
4 |
Октябрь - декабрь 2012г. |
Анализ проделанной
работы, освещение результатов проекта |
Конкретные ожидаемые результаты
В результате реализации
Оценка результатов
Эффективность программы в целом по ее окончании будет оценена на основании мнения жителей и в том числе детей и подростков села. Публикации в СМИ станут показателем профилактической работы по проблеме.
Дальнейшее финансирование
Дальнейшее развитие и
Комментарии к бюджету
Для
реализации проекта в 3-й его
части необходимо приобретение
газонокосилок и граблей для
уничтожения дикорастущей
Исходя из вышеперечисленного ясно, что в настоящие время внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательной работы в школе, так как способствует решению важных задач в образовании и воспитании школьников и позволяет разумно организовывать их досуг.
Главная задача внеурочных занятий - удовлетворить интересы школьников, помочь им всесторонне познать многообразие и богатство родной природы, края, страны.[27. C.47-48]
Примерная программа внеурочной деятельности школьников по социальному творчеству основывается на принципах неадаптивной социализации, природосообразности, культуросообразности, коллективности, патриотической направленности, проектности, поддержки самоопределения воспитанника. [25. C.59]
Рассмотренный социальный проект «Мой выбор – я говорю, нет!» является примером формы организации внеурочной деятельности школьников, так как способствует вовлечению их в социальное творчество, удовлетворяет познавательные интересы, расширяет кругозор, способствует успешной социализации. [8. C.161]
Заключение
В ходе нашего исследования полностью достигнуты поставленные нами задачи.
1. Обоснована сущность и структура понятия «социальное творчество учащихся».
Выявлено, что социальное творчество – высшая форма социальной деятельности; созидательный процесс, направленный на преобразование и создание качественно новых форм социальных отношений и общественного бытия.
Социальное творчество школьников – это добровольное посильное участие детей в улучшении, совершенствовании общественных отношений, преобразовании ситуации, складывающейся в окружающем их социуме. Такая деятельность всегда сопряжена с личной инициативой школьника, поиском им нестандартных решений, риском выбора, персональной ответственностью перед группой сверстников, педагогом, общественностью. [14. C.62]
2. Изучены психолого-педагогические особенности внеурочной деятельности.
Доказано, что вовлечение школьников во внеурочную деятельность способствует расширению кругозора, развитию познавательного интереса к предмету в целом, способствует включению его в общество, врастанию в человеческую культуру, формированию человека, адекватного требованиям данного общества, эпохи, тем социальным условиям, в которых он будет жить и работать.[23. C.124]
Внеурочное творчество учащихся представляет собой социально-значимую деятельность по созданию новых материальных и духовных ценностей в интересах социума и является фактором самореализации личности в процессе достижения ею успеха в этой деятельности, завоевания лидерских позиций в личностно значимой деятельности. [20. C.75]
Информация о работе Социальное творчество как форма внеурочной деятельности