Социально-педагогическая деятельность по профилактике тревожности у детей младшего школьного возраста в условиях общеобразовательного

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 10:53, курсовая работа

Краткое описание

Данная проблема осложняется тем, что довольно часто в практике школьной жизни дети с выраженной тревожностью считаются наиболее «удобными» для учителей и родителей: они всегда готовят уроки, стремятся выполнять все требования педагогов, не нарушают правила поведения в школе. С другой стороны, это не единственная форма проявления высокой школьной тревожности; зачастую это проблема и наиболее «трудных» детей, которые оцениваются родителями и учителями как «неуправляемые», «невнимательные», «невоспитанные», «наглые». Такое разнообразие проявлений школьной тревожности обусловлено неоднородностью причин, приводящих к школьной дезадаптации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
ПРОБЛЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ…………
6
1.1Сущность понятия школьная тревожность…………………………… 6
1.2 Причины и последствия школьной тревожности младших школь-ников………………………………………….............................................
13
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ТРЕВОНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ………….
23
1.1 Направления работы социального педагога по профилактике тревожности у младших школьников…………………………………………
23
1.2 Анализ опытно-экспериментальной работы………………………… 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………… 34
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………. 36

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ 5 курс.docx

— 735.96 Кб (Скачать файл)

       Пацявичус  И. В. определяет функцию состояния  тревоги следующим образом: «Это состояние, являющееся уникальной формой эмоционального предвосхищения неуспеха, сигнализирует субъекту необходимость тщательного предусмотрения всех основных условий предстоящего дела, способствуя, таким образом, оптимальной подготовке к деятельности, наиболее адекватной целям субъекта. Иными словами, побуждая активность, направленную на приобретение информации, относящейся предстоящей деятельности, эмоциональные состояния тревоги способны повысить уровень эффективности саморегуляции , гарантирующей более успешное выполнение деятельности».[ 23, с. 148]

В отличие от тревоги, тревожность  в современной психологии рассматривается как психическое свойство и определяется как склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги[Краткий психологический словарь. Ред. А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский — М., 1985].

Из данного утверждения  следует, что состояние тревоги  является неотъемлемой составляющей такого психического состояния  как тревожность. В таком  случае мы можем утверждать, что тревожность это не только отрицательное явление. Оно оказывает также и положительное влияние на человека,  а следовательно и на ребенка.

По мнению Микляевой А.В. «современный подход к феномену тревожности основывается на том, что последнюю не следует рассматривать как изначально негативную черту личности; она представляет собой сигнал неадекватности структуры деятельности субъекта по отношению к ситуации. Для каждого человека характерен свой оптимальный уровень тревожности, так называемая полезная тревожность, которая является необходимым условием развития личности».[17, с. 18]

Ч. Спилбергер выделяет два  вида тревожности: личностная и ситуативная (реактивная).

Личностная тревожность  предполагает широкий круг объективно безопасных обстоятельств как содержащих угрозу (тревожность как черта личности).

Ситуативная тревожность  обычно возникает как кратковременная  реакция на какую-нибудь конкретную ситуацию, объективно угрожающую человеку. [27 , с. 87]

Как и Спилберг Немов Р.С. выделяет также два основных вида школьной тревожности, но описывает их более широко и кокретно.

Первым из них - это так  называемая ситуативная тревожность, то есть порожденная некоторой конкретной ситуацией, которая объективно вызывает беспокойство. Данное состояние может, возникает у любого человека в преддверии возможных неприятностей и жизненных осложнений. Это состояние не только является вполне нормальным, но и играет свою положительную роль. Оно выступает своеобразным мобилизирующим механизмом, позволяющим человеку серьезно и ответственно подойти к решению возникающих проблем. Ненормальным является скорее снижение ситуативной тревожности, когда человек перед лицом серьезных обстоятельств демонстрирует безалаберность и безответственность, что чаще всего свидетельствует об инфантильной жизненной позиции, недостаточной сформулированности самосознания.

Другой вид - так называемая личностная тревожность. Она может  рассматриваться как личностная черта, проявляющаяся в постоянной склонности к переживаниям тревоги в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые объективно к этому не располагают. Она характеризуется состоянием безотчетного страха, неопределенным ощущением угрозы, готовностью воспринять любое событие как неблагоприятное и опасное. Ребенок, подверженный такому состоянию, постоянно находится в настороженном и подавленном настроении, у него затруднены контакты с окружающим миром, который воспринимается им как пугающий и враждебный.

[18, с. 302]

А.М. Прихожан выделяет виды тревожности на основе ситуаций, связанных:

  • с процессом обучения – учебная тревожность;
  • с представлениями о себе – самооценочная тревожность;

с общением – межличностная тревожность [25, с. 11-17].

Прихожан также выделили следующие виды тревожности:

1)  открытая -  сознательно  переживаемая и проявляемая    в поведении и деятельности  в виде состояния тревоги;

2)  скрытая – в разной  степени неосознаваемая, проявляющаяся  либо в чрезмерном  спокойствии,  нечувствительности к реальному  неблагополучию и даже в отрицании  его, либо косвенным путем - через специфические способы поведения.

Внутри этих категорий  были выявлены и подверглись специальному анализу различные формы тревожности.

"...Под формой тревожности  мы понимаем особое сочетание  характера переживания, осознания,  вербального и невербального  выражения в характеристиках поведения, общения и деятельности. Форма тревожности проявляется в стихийно складывающих способах ее преодоления и компенсации, а также в отношении ребенка, подростка к этому переживанию...." [23, с. 143-156.]

Формы «открытой» тревожности:

1. Острая, нерегулируемая  или слабо регулируемая тревожность  – сильная, осознаваемая, проявляемая внешне через симптомы тревоги, самостоятельно справиться с которой индивид не может.

2. Регулируемая и компенсируемая  тревожность, при которой дети  самостоятельно вырабатывают достаточно эффективные способы, позволяющие справиться с ней.

3. «Культивируемая» тревожность  – в этом случае тревожность  осознается и переживается как ценное для личности качество, позволяющее добиваться желаемого.

Формы «скрытой» тревожности  встречаются существенно реже, чем  открытые. В этих случаях индивид, скрывая тревогу, как от окружающих, так и от самого себя, вырабатывает жесткие, сильные способы защиты от нее, препятствующие осознанию как определенных угроз в окружающем мире, так и собственных переживаний.[ 14, с. 45]

Помимо разновидностей тревожности, рассматривается и её уровневое  строение.

        И.В.  Имедадзе выделяет два уровня  тревожности: низкий и высокий.  Низкий необходим для нормального  приспособления к среде, а высокий  вызывает дискомфорт человека в окружающем его социуме [32, с. 33]

Б.И. Кочубей, Е.В. Новикова выделяют три уровня тревоги, связанной с  деятельностью: деструктивный, недостаточный и конструктивный. [13, с. 56]

Тревожность как и любое  другое психическое состояние имеет  свои признаки, которые проявляются  в тех или иных ситуациях. Эти  признаки мы можем выделить по определенным критериям, которые разрабатываются  учеными.

  По-мнению П. Бейкер  и М. Алворд  выделить признаки  тревожности мы можем по следующим  критериям:

1. Постоянное беспокойство.

2. Трудность, иногда невозможность  сконцентрироваться на чем-либо.

3. Мышечное напряжение (например, в области лица, шеи).

4. Раздражительность.

5. Нарушения сна.[9, с. 52]

       Можно  предположить, что ребенок тревожен, если хотя бы один из критериев,  перечисленных выше, постоянно проявляется  в его поведении.                                

       Согласно  данным критериям Лютова выделяет  такие  признаки тревожного  ребенка:

  • не может долго работать, не уставая;
  • ему трудно сосредоточиться на чем-то;
  • любое задание вызывает излишнее беспокойство;
  • во время выполнения заданий очень напряжен, скован;
  • смущается чаще других;
  • часто говорит о напряженных ситуациях;
  • как правило, краснеет в незнакомой обстановке;
  • жалуется, что ему снятся страшные сны;
  • руки у него обычно холодные и влажные;
  • у него нередко бывает расстройство стула;
  • сильно потеет, когда волнуется;
  • не обладает хорошим аппетитом;
  • спит беспокойно, засыпает с трудом;
  • пуглив, многое вызывает у него страх;
  • обычно беспокоен, легко расстраивается;
  • часто не может сдержать слезы;
  • плохо переносит ожидание;
  • не любит браться за новое дело;
  • не уверен в себе, в своих силах;
  • боится сталкиваться с трудностям.[16,  с.44-45]

Подласый И.П. выделяет следующие  общие признаки тревожности:

  • повышенная возбудимость, напряженность, закрытость;
  • страх перед всем новым, неизведанным, необычным;
  • неуверенность в себе, заниженная самооценка;
  • ожидание неприятностей, неудач, осуждения учителя, родителей;
  • развитое чувство ответственности, стремление выполнить работу как можно лучше, чтобы не ругали;
  • безынициативность,  пассивность,  ожидание приказаний от старших;
  • склонность помнить больше плохое, чем хорошее;
  • боязнь общения с новыми людьми;
  • нежелание начинать новое дело, готовность отказаться от начатого дела из-за боязни его провалить;
  • неумение владеть своими чувствами, плаксивость, нытье и тому подобное. [21, с. 75 ]

Имея перед собой список этих  признаков,  как педагог  социальный, так учителя и родители с легкостью могут распознать тревожного ребенка. И уже смотря  на уровень тревожности,  организовывать  помощь ребенку.

Для описания феномена школьной тревожности, необходимо отметить следующее:

  • Школьная тревожность – это специфический вид тревожности , проявляющейся во взаимодействии ребенка с различными компонентами образовательной среды и закрепляющейся в этом взаимодействии. В ее формировании можно условно выделить как ситуационные (собственно взаимодействие с компонентами образовательной среды), так и индивидуальные (темперамент, самооценка и так далее) предпосылки.
  • Тревога является неотъемлемой частью учебного процесса, и поэтому не может рассматриваться как однозначно негативное состояние. Дезорганизующее влияние на учебную деятельность оказывает только частые и или интенсивные тревожные состояния, которые свидетельствуют о нарушении процесса школьной адаптации.
  • Школьная тревожность на различных этапах обучения неоднородна; она вызвана различными причинами и проявляется в различных формах, хотя некоторые из них можно считать «возрастное – универсальными».
  • Школьная тревожность младшего школьника является очевидным признаком затруднений в процессе школьной адаптации. Начиная с подросткового возраста, она может формироваться и закрепляться в рамках личностной тревожности как психического свойства учащегося.
  • Повышенная школьная тревожность препятствует эффективной учебной деятельности независимо от того, осознается она самим ребенком или нет.

Тревожный ребёнок имеет  неадекватную самооценку: заниженную, завышенную, часто противоречивую, конфликтную. Он испытывает затруднения в общении, редко проявляет инициативу, поведение – приневротического характера, с явными признаками дезадаптации, интерес к учёбе снижен. Ему свойственна неуверенность, боязливость, наличие псевдокомпенсирующих механизмов, минимальная самореализация.

В исследовании уровня притязаний у подростков М.З. Неймарк обнаружила отрицательное эмоциональное состояние в виде беспокойства, страха, агрессии, которое было вызвано неудовлетворением их притязаний на успех. Также эмоциональное неблагополучие типа тревожности наблюдалось у детей с высокой самооценкой. Они претендовали на то, чтобы быть «самыми лучшими» учениками, или занимать самое высокое положение в коллективе, то есть были высокие притязания в определенных областях, хотя действительных возможностей для реализации своих притязаний не имели. [24, с. 71]

Отечественные психологи  считают, что неадекватно высокая  самооценка у детей складывается в результате неправильного воспитания, завышенных оценок взрослыми успехов ребенка, захваливания, преувеличения его достижений, а не как проявление врожденного стремления к превосходству.

Высокая оценка окружающих и основанная на ней самооценка вполне устраивает ребенка. Столкновение же с  трудностями и новыми требованиями обнаруживают его несостоятельность. Однако, ребенок стремится всеми  силами сохранить свою высокую самооценку, так как она обеспечивает ему самоуважение, хорошее отношение к себе. Тем не менее, это ребенку не всегда удается. Претендуя на высокий уровень достижений в учении, он может не иметь достаточных знаний, умений, чтобы добиваться их, отрицательные качества или черты характера могут не позволить ему занять желаемое положение среди сверстников в классе. Таким образом, противоречия между высокими притязаниями и реальными возможностями могут привести к тяжелому эмоциональному состоянию.

От неудовлетворения потребности  у ребенка вырабатываются механизмы защиты, не допускающие в сознание признания неуспеха, неуверенности и потери самоуважения. Он старается найти причины своих неудач в других людях: родителях, учителях, товарищах. Пытается не признаться даже себе, что причина неуспеха находится в нем самом, вступает в конфликт со всеми, кто указывает на его недостатки, проявляет раздражительность, обидчивость, агрессивность.

М.З. Неймарк называет это  «аффектом неадекватности» –  острое эмоциональное стремление защитить себя от собственной слабости, любыми способами не допустить в сознание неуверенность в себя, отталкивание правды, гнев и раздражение против всего и всех». Такое состояние может стать хроническим и длиться месяцы и годы. Сильная потребность в самоутверждении приводит к тому, что интересы этих детей направляются только на себя.

Информация о работе Социально-педагогическая деятельность по профилактике тревожности у детей младшего школьного возраста в условиях общеобразовательного