Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 10:53, курсовая работа
Данная проблема осложняется тем, что довольно часто в практике школьной жизни дети с выраженной тревожностью считаются наиболее «удобными» для учителей и родителей: они всегда готовят уроки, стремятся выполнять все требования педагогов, не нарушают правила поведения в школе. С другой стороны, это не единственная форма проявления высокой школьной тревожности; зачастую это проблема и наиболее «трудных» детей, которые оцениваются родителями и учителями как «неуправляемые», «невнимательные», «невоспитанные», «наглые». Такое разнообразие проявлений школьной тревожности обусловлено неоднородностью причин, приводящих к школьной дезадаптации.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
ПРОБЛЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ…………
6
1.1Сущность понятия школьная тревожность…………………………… 6
1.2 Причины и последствия школьной тревожности младших школь-ников………………………………………….............................................
13
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ТРЕВОНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ………….
23
1.1 Направления работы социального педагога по профилактике тревожности у младших школьников…………………………………………
23
1.2 Анализ опытно-экспериментальной работы………………………… 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………… 34
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………. 36
Пацявичус
И. В. определяет функцию
В отличие от тревоги, тревожность в современной психологии рассматривается как психическое свойство и определяется как склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги[Краткий психологический словарь. Ред. А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский — М., 1985].
Из данного утверждения следует, что состояние тревоги является неотъемлемой составляющей такого психического состояния как тревожность. В таком случае мы можем утверждать, что тревожность это не только отрицательное явление. Оно оказывает также и положительное влияние на человека, а следовательно и на ребенка.
По мнению Микляевой А.В. «современный подход к феномену тревожности основывается на том, что последнюю не следует рассматривать как изначально негативную черту личности; она представляет собой сигнал неадекватности структуры деятельности субъекта по отношению к ситуации. Для каждого человека характерен свой оптимальный уровень тревожности, так называемая полезная тревожность, которая является необходимым условием развития личности».[17, с. 18]
Ч. Спилбергер выделяет два вида тревожности: личностная и ситуативная (реактивная).
Личностная тревожность предполагает широкий круг объективно безопасных обстоятельств как содержащих угрозу (тревожность как черта личности).
Ситуативная тревожность обычно возникает как кратковременная реакция на какую-нибудь конкретную ситуацию, объективно угрожающую человеку. [27 , с. 87]
Как и Спилберг Немов Р.С. выделяет также два основных вида школьной тревожности, но описывает их более широко и кокретно.
Первым из них - это так
называемая ситуативная тревожность,
то есть порожденная некоторой
Другой вид - так называемая личностная тревожность. Она может рассматриваться как личностная черта, проявляющаяся в постоянной склонности к переживаниям тревоги в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые объективно к этому не располагают. Она характеризуется состоянием безотчетного страха, неопределенным ощущением угрозы, готовностью воспринять любое событие как неблагоприятное и опасное. Ребенок, подверженный такому состоянию, постоянно находится в настороженном и подавленном настроении, у него затруднены контакты с окружающим миром, который воспринимается им как пугающий и враждебный.
[18, с. 302]
А.М. Прихожан выделяет виды тревожности на основе ситуаций, связанных:
с общением – межличностная тревожность [25, с. 11-17].
Прихожан также выделили следующие виды тревожности:
1) открытая - сознательно переживаемая и проявляемая в поведении и деятельности в виде состояния тревоги;
2) скрытая – в разной
степени неосознаваемая, проявляющаяся
либо в чрезмерном спокойствии,
нечувствительности к
Внутри этих категорий
были выявлены и подверглись специальному
анализу различные формы
"...Под формой тревожности
мы понимаем особое сочетание
характера переживания,
Формы «открытой» тревожности:
1. Острая, нерегулируемая
или слабо регулируемая
2. Регулируемая и компенсируемая тревожность, при которой дети самостоятельно вырабатывают достаточно эффективные способы, позволяющие справиться с ней.
3. «Культивируемая» тревожность – в этом случае тревожность осознается и переживается как ценное для личности качество, позволяющее добиваться желаемого.
Формы «скрытой» тревожности встречаются существенно реже, чем открытые. В этих случаях индивид, скрывая тревогу, как от окружающих, так и от самого себя, вырабатывает жесткие, сильные способы защиты от нее, препятствующие осознанию как определенных угроз в окружающем мире, так и собственных переживаний.[ 14, с. 45]
Помимо разновидностей тревожности, рассматривается и её уровневое строение.
И.В.
Имедадзе выделяет два уровня
тревожности: низкий и высокий.
Б.И. Кочубей, Е.В. Новикова выделяют три уровня тревоги, связанной с деятельностью: деструктивный, недостаточный и конструктивный. [13, с. 56]
Тревожность как и любое другое психическое состояние имеет свои признаки, которые проявляются в тех или иных ситуациях. Эти признаки мы можем выделить по определенным критериям, которые разрабатываются учеными.
По-мнению П. Бейкер
и М. Алворд выделить признаки
тревожности мы можем по
1. Постоянное беспокойство.
2. Трудность, иногда
3. Мышечное напряжение (например, в области лица, шеи).
4. Раздражительность.
5. Нарушения сна.[9, с. 52]
Можно
предположить, что ребенок тревожен,
если хотя бы один из
Согласно
данным критериям Лютова
Подласый И.П. выделяет следующие общие признаки тревожности:
Имея перед собой список этих признаков, как педагог социальный, так учителя и родители с легкостью могут распознать тревожного ребенка. И уже смотря на уровень тревожности, организовывать помощь ребенку.
Для описания феномена школьной тревожности, необходимо отметить следующее:
Тревожный ребёнок имеет неадекватную самооценку: заниженную, завышенную, часто противоречивую, конфликтную. Он испытывает затруднения в общении, редко проявляет инициативу, поведение – приневротического характера, с явными признаками дезадаптации, интерес к учёбе снижен. Ему свойственна неуверенность, боязливость, наличие псевдокомпенсирующих механизмов, минимальная самореализация.
В исследовании уровня притязаний у подростков М.З. Неймарк обнаружила отрицательное эмоциональное состояние в виде беспокойства, страха, агрессии, которое было вызвано неудовлетворением их притязаний на успех. Также эмоциональное неблагополучие типа тревожности наблюдалось у детей с высокой самооценкой. Они претендовали на то, чтобы быть «самыми лучшими» учениками, или занимать самое высокое положение в коллективе, то есть были высокие притязания в определенных областях, хотя действительных возможностей для реализации своих притязаний не имели. [24, с. 71]
Отечественные психологи считают, что неадекватно высокая самооценка у детей складывается в результате неправильного воспитания, завышенных оценок взрослыми успехов ребенка, захваливания, преувеличения его достижений, а не как проявление врожденного стремления к превосходству.
Высокая оценка окружающих и основанная на ней самооценка вполне устраивает ребенка. Столкновение же с трудностями и новыми требованиями обнаруживают его несостоятельность. Однако, ребенок стремится всеми силами сохранить свою высокую самооценку, так как она обеспечивает ему самоуважение, хорошее отношение к себе. Тем не менее, это ребенку не всегда удается. Претендуя на высокий уровень достижений в учении, он может не иметь достаточных знаний, умений, чтобы добиваться их, отрицательные качества или черты характера могут не позволить ему занять желаемое положение среди сверстников в классе. Таким образом, противоречия между высокими притязаниями и реальными возможностями могут привести к тяжелому эмоциональному состоянию.
От неудовлетворения потребности у ребенка вырабатываются механизмы защиты, не допускающие в сознание признания неуспеха, неуверенности и потери самоуважения. Он старается найти причины своих неудач в других людях: родителях, учителях, товарищах. Пытается не признаться даже себе, что причина неуспеха находится в нем самом, вступает в конфликт со всеми, кто указывает на его недостатки, проявляет раздражительность, обидчивость, агрессивность.
М.З. Неймарк называет это «аффектом неадекватности» – острое эмоциональное стремление защитить себя от собственной слабости, любыми способами не допустить в сознание неуверенность в себя, отталкивание правды, гнев и раздражение против всего и всех». Такое состояние может стать хроническим и длиться месяцы и годы. Сильная потребность в самоутверждении приводит к тому, что интересы этих детей направляются только на себя.