Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 10:53, курсовая работа
Данная проблема осложняется тем, что довольно часто в практике школьной жизни дети с выраженной тревожностью считаются наиболее «удобными» для учителей и родителей: они всегда готовят уроки, стремятся выполнять все требования педагогов, не нарушают правила поведения в школе. С другой стороны, это не единственная форма проявления высокой школьной тревожности; зачастую это проблема и наиболее «трудных» детей, которые оцениваются родителями и учителями как «неуправляемые», «невнимательные», «невоспитанные», «наглые». Такое разнообразие проявлений школьной тревожности обусловлено неоднородностью причин, приводящих к школьной дезадаптации.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
ПРОБЛЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ…………
6
1.1Сущность понятия школьная тревожность…………………………… 6
1.2 Причины и последствия школьной тревожности младших школь-ников………………………………………….............................................
13
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ТРЕВОНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ………….
23
1.1 Направления работы социального педагога по профилактике тревожности у младших школьников…………………………………………
23
1.2 Анализ опытно-экспериментальной работы………………………… 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………… 34
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………. 36
Не переживают фрустрацию в достижении успеха всего 20% респондентов, что подтверждает предположение о том, что ситуация школьного обучения, для большинства детей, является травмирующей, негативно окрашенной и тревожной.
60% испытывают сильный, и 30% – менее сильный страх в ситуации проверки знаний. Скорее всего, это объясняется тем, что, по мнению этих учеников, учителя предъявляют к ним завышенные требования, вследствие чего, могут негативно оценить их, а негативные оценки, как говорилось выше, крайне болезненны для подростков и представляют угрозу их положению среди сверстников, самооценке. Возможно и то, что эти школьники настолько неуверенны в себе, собственных знаниях и силах, что само ожидание проверки знаний тревожит их, а общение с учителем приносит только негативные эмоции.
Так же, 10% испытуемых не испытывают страха в ситуации проверки знаний.
Стоит заметить и тот факт, что процент школьников, испытывающих тревожность в ситуации проверки знаний, практически одинаковый, с процентом испытуемых, имеющих страх общения с учителями. По нашему мнению, это говорит о том, что детей тревожит проверка знаний и отметка, а также сколько оценка учителя, как взрослого.
У 50% испытуемых сильное эмоциональное напряжение появляется еще и при взаимодействии с учителями, и немного слабее, у 34% испытуемых.
16% учащихся не испытывают
проблем и страхов в
Эти данные соответствуют
данным уровня общей тревожности
в школе, что может объясняться
следующим: оценка со стороны учителей
и родителей для детей данной
выборки является более значимой,
чем оценка ровесников. То есть, общая
тревожность в школе
Небольшое число школьников (16%) имеют высокую тревожность вследствие низкой физиологической сопротивляемости стрессу. То есть, в поведении этих школьников наблюдается сниженная приспособляемость к ситуациям стрессогенного характера, например, к школьному обучению в целом, и повышенная вероятность неадекватного деструктивного реагирования на тревожный фактор среды. Также 22% испытуемых, склонны к данным особенностям.
62% испытуемых, имеют нормальную
физиологическую
Исходя из результатов
двух методик, нами была разработана
примерная программа по профилактике
и коррекции тревожности
Цель данной программы: создание
безопасного и защищенного
Нами было проведено 10 коррекционных занятий. У каждого занятия была своя тематика и цель. Во время наблюдения за детьми, в ходе эксперимента, показали, что дети с более высоким уровнем тревожности очень чувствительны к своим неудачам, остро реагируют на них, склонны отказываться от той деятельности, в которой испытывают затруднения. Но тем не менее они, после того как им была оказана помощь, с удовольствием выполняли все упражнения, при этом открывая в себе какие то новые качества, тем самым подавляя свои прежние страхи. Тематика занятий была подобрано так, чтоб каждый ученик мог проявить себя. И дети не упускали такой возможности. Когда у некоторых детей, в течении первых занятий возникали трудности, они боялись спросить как нужно правильно делать, но работа была построена таким образом, что ни один учащийся не был оставлен без внимания. Каждому ученику была оказана своевременная помощь , чтобы они даже не успели почувствовать хоть какое то напряжение. Хочется сказать, что мы строили свою работу так, чтобы обстановка на нашем занятии была как можно больше свободной и легкой, естественно не допуская со стороны учащихся кого либо фамильярного отношения.
После завершения наших занятий нами повторно была проведена методика Филипса. Хочется отметить, что результат весьма заметен. Это можно увидеть на рисунке 1.
Для того, чтобы наглядно показать на сколько снизился уровень тревожности мы взяли изначальный процент учащихся, имеющих высокий уровень тревожности по каждой шкале, и процент учащихся также имеющий высокий уровень тревожности, но эта результаты методики после реализации программы.
Рисунок 1. Сравнительная
таблица результатов
Таким образом, можно сделать вывод, что наша программа была успешно реализована. Результаты, которые мы достигли, действительно ощутимы. Дети стали более раскрепощенно и свободно, они стали смелее отвечать на уроках. У некоторых детей, которые до этого боялись отвечать только из-за того, что ответ может быть неправильным стали пытаться, пусть и шепотом и с места, но отвечать. Конечно для того, чтобы достичь желаемого результата, надо проделать много работы. Для начального этапа наша программа вполне подходит. Есть конечно некоторые недочеты, но проанализировав проделанную работу можно говорить, что экспериментальная часть нашей курсовой успешна выполнена.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема тревожности
является одной из наиболее актуальных
проблем в современной
Анализируя литературу, мы встретили большое количество определений тревожности. Большинство авторов считают, что тревожность – это переживание тревоги, эмоционального неблагополучия. Данное состояние проявляется у большинства людей и в небольшой степени играет положительную роль.
Проблема диагностики детской тревожности требует особого внимания со стороны психологов, воспитателей, родителей, так как своевременное выявление ее симптомов, изучение тревогоформирующего воздействия микросоциального окружения ребенка позволят предотвратить негативные проявления тревожности.
На основе теоретических и эмпирических исследований можно утверждать, что, представляя собой сложное явление, имеющее различные формы и виды, периодичность и степень проявления, не поддающееся однозначной оценке, тревожность может нести в себе как положительное, так и отрицательное влияние на формирование личности ребенка.
В результате нам удалось выявить важные особенности тревожных детей.
Во-первых, это сравнительно высокий уровень обучаемости таких детей, что противоречит точке зрения учителей на них как на плохо обучаемых или совсем не обучаемых.
Во-вторых, неумение детей вычленить главную задачу, сосредоточиться на ней, стремление охватить своим вниманием все элементы деятельности.
В-третьих, отказ от решения задачи после неуспеха, причем неуспех связывается ими не с неумением решать ту или иную задачу, а с отсутствием необходимых способностей, что также типично для тревожных детей.
Кроме того, эту группу тревожных детей отличал достаточно низкий уровень самооценки, как общей, так и самооценки в деятельности Ребенок в такой ситуации выглядел полностью дезориентированным, он как бы терял всякие критерии правильного или неправильного ответа, правильного поведения.
Отметим, что для детей
других школьных возрастов подобное
поведение несвойственно. Можно
полагать, что оно специфично именно
для первых этапов обучения, когда
тревожность возникает как
Проявления высокой
В работе с тревожными детьми, основной акцент должен быть сделан на том, что в младшем школьном возрасте одной из основных причин возникновения неадекватного поведения ребенка является тревожность. Далее была показана роль тревожности. Для плодотворной работы, для полноценной гармонической жизни определенный уровень тревожности необходим.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ