Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 10:53, курсовая работа
Данная проблема осложняется тем, что довольно часто в практике школьной жизни дети с выраженной тревожностью считаются наиболее «удобными» для учителей и родителей: они всегда готовят уроки, стремятся выполнять все требования педагогов, не нарушают правила поведения в школе. С другой стороны, это не единственная форма проявления высокой школьной тревожности; зачастую это проблема и наиболее «трудных» детей, которые оцениваются родителями и учителями как «неуправляемые», «невнимательные», «невоспитанные», «наглые». Такое разнообразие проявлений школьной тревожности обусловлено неоднородностью причин, приводящих к школьной дезадаптации.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
ПРОБЛЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ…………
6
1.1Сущность понятия школьная тревожность…………………………… 6
1.2 Причины и последствия школьной тревожности младших школь-ников………………………………………….............................................
13
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ТРЕВОНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ………….
23
1.1 Направления работы социального педагога по профилактике тревожности у младших школьников…………………………………………
23
1.2 Анализ опытно-экспериментальной работы………………………… 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………… 34
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………. 36
Коррекционная деятельность. Цель данного направления: повышение самооценки ребенка; обучение ребенка способам снятия мышечного напря-жения; отработка навыков овладения собой в ситуациях, травмирующих ребенка.
Задачи которые ставит
педагог социальный для
Формы работы:
1. работа с группой и подгруппами;
2. индивидуальная работа.
Методы, используемые в коррекционной работе:
1) арт-терапевтические методики;
2) психогимнастические упражнения;
3) беседы;
4) коррекционные упражнения;
5) тестирования;
6) релаксационные упражнения.
Консультирование. Психопрофилактическая работа по преодолению тревожности школьников предполагает несколько взаимосвязанных направлений.
Психологическое просвещение родителей. Данное направление работы включает три блока. Первый блок предполагает рассмотрение следующих вопросов: роль взаимоотношений в семье в возникновении и закреплении тревожности; влияние способа предъявления требований к ребенку, того, когда и почему близкие взрослые довольны и недовольны им, и того, как, в какой форме они это проявляют на формирование у ребенка чувства защищенности и уверенности в себе. Второй блок: влияние эмоционального самочувствия взрослых на эмоциональное самочувствие детей разного возраста. Третий блок: значение развития у детей и подростков чувства уверенности в собственных силах.
Основная задача такой работы – помочь родителям прийти к пониманию того, что решающая роль в профилактике тревожности и ее преодолении принадлежит им. Эта работа предполагает проведение тренингов, семинаров, круглых столов по темам, связанных именно с появлением тревожности, ее проявления. А также учить родителей тому, как распознать тревожного ребенка
Психологическое просвещение педагогов. Здесь, прежде всего, значи-тельное внимание уделяется объяснению того, какое влияние может оказать тревожность как устойчивая черта личности на развитие ребенка, успешность его деятельности, его будущее. Педагоги должны объективно оценивать роль четких, последовательных и достаточно устойчивых (предсказуемых) требований, конкретной обратной связи (конечно, при соблюдении основного принципа – общего уважения к ребенку как личности) в профилактике и преодолении тревожности. Особое внимание педагогов следует обратить на формирование правильного отношения учащихся к ошибкам. Известно, что именно "ориентация на ошибку", которая нередко подкрепляется отношением педагогов к ошибкам как к недопустимому, наказуемому явлению, – одна из основных форм школьной и тестовой тревожности. На психолого-педагогических консилиумах обсуждаются и разрабатываются рекомендации по работе с тревожными детьми, примером которых могут служить следующие:
Учить детей адекватному восприятию действительности, нивелировать тревогу по поводу событий, ещё не случившихся. Уметь аргументировать оценку и отметку. Обучение родителей конкретным способам преодоления повышенной тревожности у детей, а также помощи детям в овладении средствами преодоления тревожности (индивидуальное или групповое консультирование).
Необходимо проводить активную работу с родителями, котрая будет учить их как распознать тревожного ребенка, как помочь ему в преодолении своих страховю.
Профилактика тревожности. Профилактика школьной тревожности представляет собой работу педагога социального направленную на преду-преждение появления как тревожности в целом, так и отдельных ее компо-нентов.
Предупредить или снизить
уровень тревожности младших
школьников возможно, при создании
благоприятных психолого-
в период адаптации младших школьников;
2) будут определены методы диагностики психического состояния
3) личности - тревожность;
4) будут созданы психолого-педагогические условия:
Для успешной провилактики
тревожности нами были разработаны
некоторые направления, которые
будут предупреждать
2.2 Анализ опытно-
Для правильной организации работы педагога социального по профилактике тревожности у младших школьников и для ее эффективной реализации необходимо выявить уровень тревожности, ее специфику и тип. Экспериментальная работа проводилась в условиях школы № 18 города Бреста. Экспериментальная группа — дети 4 «А» и 4 «Б» классов, в возрасте 10-11 лет, в количестве 43 человек.
Для выявления уровня тревожности нами была выбрана проективная методика для диагностики школьной тревожности (Приложение 1).
По результатам данной методике тревожных детей, как таковых не было выявлено. Но установив определенные границы в этом понятии мы сделали следующие выводы: у 49% учащихся средний уровень тревожности , 43% ― низкий уровень тревожности, 4%― высокий уровень тревожности, 4% — не тревожные.
Из 43 учащихся 28% испытывают зависть к своим сверстникам, которые заболели и не ходят в школу. Это говорит о том, что будь у них такая возможность они были бы рады. А это уже дает повод классному руководителю и родителям внимательнее отнестись к ребенку и выяснить чем вызваны такие чувства и желания.
Интерпретируя картинку под номером 4, 67% учеников сказали, что «мама ругает», тем самым вызывая у них различные страхи. А мы уже знаем, что страхи вызывают тревожное состояние.
63% испытуемых расшифровывая картинку № 5 сказали, что «учитель ругает детей», это говорит нам о том, что эти дети испытывают тревогу, совершив не очень хороший поступок в школе, так как ожидают наказания от учителя. Посмотрев картинку 6 32 % респондентов отвечали, что у них настроение плохое, «не очень», тревожное, так как возникают затруднения в решении задачи. Интересен тот факт, что большой процент учащихся, давших такой ответ являются отличниками. Это говорит нам о том, что они боятся разочаровать окружающих и поэтому они стараются во всем и везде преуспеть, но мысли о том, что у них может что-то не получится вызывает у них тревогу.
Глядя на картинку №7 9% учеников сказали, что они напряжены и тревожны, когда учитель говорит оценки за урок, боясь получить отрицательную оценку. Один ученик сказал, что он боиться получить отрицательную оценку, потому что будет лишен карманных денег.
Также нами было выявлено, что 46% испытуемых без охоты выполняют домашнее задание, делают его, потому что так надо, а не по собственному желанию. Это наводит на мысль о том, что учащиеся выполняют домашнее задание, опять же испытывая определенные страхи, пред учителем и перед родителями, а это, как уже говорилось выше, приводит к тревожному состоянию.
42% учащихся, посмотрев на
картинку 9, увидели ребенка,
которого не берут играть в
свою компанию остальные
Проанализировав ассоциации учащихся, касающиеся картинки № 10 мы выяснили, что 44% учеников боятся выходить к доске, они испытывают дискомфорт и напряжение, когда на них обращено внимания.
Проанализировав данную
методику, мы сделали вывод: что
состояние тревоги у детей
могут вызывать и семья, и
школа, и сверстники. Причины,
которые делают детей
Следует отметить, что повышенный уровень тревожности у детей младшего школьного возраста связан со школьной средой, поэтому мы решили более конкретно изучить именно уровень школьной тревожности. Для этого мы использовали методику Филипса.(Приложение 2)
По результатам исследования высокий процент по шкале "Общая тревожность в школе" 40% испытуемых. Несколько повышена общая тревожность в школе у 36% испытуемых. Такие показатели свидетельствуют о том, что эти дети склонны переживать тревожность разной степени интенсивности, находясь в школе: в процессе обучения, проверки и оценки знаний, а так же, в процессе общения и взаимодействия с учителями и сверстниками. То есть, 76% от всего числа испытуемых расценивают ситуацию школьного обучения как угрожающую их престижу, самооценке, статусу.
Нормальный уровень
Достаточно высокий процент испытуемых, 46% не переживают социального стресса. Это говорит о том, что их отношения с социумом можно охарактеризовать как удовлетворительные, не травмирующие, позитивно окрашенные.
Однако, процент школьников, переживающих социальный стресс на высоком уровне – 20%, на повышенном уровне – 34%. Такие данные указывают на то, что эмоциональное состояние этих детей, на фоне которого развиваются их социальные контакты, является напряженным, негативно окрашенным. Таким образом, создаются предпосылки для возникновения и развития беспокойства, тревоги, тревожности как следствия социального стресса.
У 58% испытуемых присутствует страх самовыражения. Этот факт свидетельствует о том, что большинство детей переживают негативные эмоции в ситуации предъявления себя другим, самораскрытия. На наш взгляд, это объясняется с одной стороны тем, что эти школьники склонны чрезмерно критично оценивать себя, но в то же время, исключительно эгоцентричны и мнят себя "центром вселенной". Такие противоречия в самовосприятии не позволяют им адекватно оценить себя и уж тем более, представить на "суд" окружающих. С другой стороны, в этом возрасте человек часто испытывает такие чувства и эмоции, которые не понимает и стыдится, отсюда стремление "закрыться", спрятать свой внутренний мир от окружающих.
Несколько повышен уровень
страха самовыражения 26% испытуемых, что
составляет. Основываясь на этом факте,
мы можем предположить, что в данном
случае страх самовыражения
16% школьников данной группы
испытуемых не имеют
Кроме того, сюда примешивается еще и страх не соответствовать ожиданиям окружающих , который выявлен у 60% школьников. То есть, дети боятся раскрыться еще и потому, что тревожатся о том, насколько "нормально" и "правильно" они будут выглядеть в глазах окружающих. Здесь наблюдается некоторое противоречие – с одной стороны, школьников волнует мнение о них и оценки окружающих, но с другой они боятся этого, так как, в результате может пострадать их самооценка, а также положение среди сверстников, что для ребенка является очень болезненным. Исходя из этого, можно предположить, что социальные контакты, прежде всего со сверстниками, являются эмоционально-напряженными, часто фрустрирующими, что обусловлено возрастными особенностями.
У 24% испытуемых несколько повышен уровень страха не соответствовать ожиданиям окружающих. Это, скорее всего, свидетельствует о том, что желание социального одобрения присутствует у данной группы детей, но оно не является ведущим мотивом. То есть, школьники в некоторой степени ориентированны на мнение и оценку окружающих, но не зависимы то нее.
16% испытуемых данной выборки
не испытывают страха не
Сравнительно небольшой процент школьников, 30%, испытывают фрустрацию потребности в достижении успеха на высоком уровне. Это говорит о том, что в ситуации школьного обучения в их поведении наблюдается неблагоприятный психический фон, который не позволяет им развивать свои потребности в успехе, в достижении высоких результатов. Причин такого явления может быть несколько. Например, неблагоприятное отношение сверстников и взрослых, которые как бы программируют школьника на неудачу, а успехи его воспринимают весьма условно. Или низкая самооценка школьника, неверие в свои силы и способности. Возможно так же и то, что фрустрация потребности достижения успеха проявляется на фоне тревожности как свойства личности.
Более высокий процент испытуемых, а именно, 50% испытывают фрустрацию достижения успеха на несколько повышенном уровне. То есть, в ситуации школьного обучения существуют неблагоприятные для них факторы, которые мешают в достижении успеха. Однако, влияние этих факторов не столь сильно, и при некоторых усилиях со стороны школьников и помощи со стороны учителей и сверстников, его вполне возможно избежать.