Социально-педагогическая деятельность по формированию готовности старших дошкольников к школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 19:42, курсовая работа

Краткое описание

Цель: теоретически обосновать проблемы формирования готовности старших дошкольников к школе, отобрать методы, смоделировать социально-педагогическую деятельность по формированию готовности старших дошкольников к школе.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К ШКОЛЕ
1.1 Цели и задачи подготовки старших дошкольников к школе…………...6
1.2 Критерии готовности старших дошкольников к школе…………………9
1.3 Методы социально-педагогической деятельности по формированию готовности старших дошкольников к школе……………………………14
ГЛАВА II МОДЕЛИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГОТОВНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К ШКОЛЕ
2.1 Характеристика выборки и методов исследования…………………….17
2.2 Моделирование системы по формированию готовности старших дошкольников к школе………………………………………………...21
Заключение……………………………………………………………………28
Список использованной литературы………………………………………...

Вложенные файлы: 1 файл

социально-педагогическая деятельность по формированию готовности старших дошкольников к школе.docx

— 80.37 Кб (Скачать файл)

Очень важен стиль руководства  взрослого. Он должен способствовать тому, чтобы ребенок чувствовал себя полноценным  участником совместной деятельности, имел возможность проявить инициативу и самостоятельность в достижении цели. Излишняя регламентация поведения  дошкольника, когда ему отводится  роль механического исполнителя  отдельных поручений взрослого, расхолаживает ребенка, снижает  его эмоциональный тонус, оставляет  равнодушным к результатам общего дела.

В числе ведущих факторов, влияющих на эмоциональное развитие ребенка, Запорожец назвал детский  коллектив. На основе совместной деятельности, опосредованной эмоциональными эталонами - нравственными нормами, у ребенка  складывается эмоциональное отношение к людям, зарождается эмпатия.

И особенно важно - там, где  процессы ориентации в окружающей действительности начинают определяться общественно  выработанными способами ее анализа, мы имеем дело с личностью. Именно такое общественное по своему содержанию отношение к окружающей действительности формируется в дошкольном возрасте, значит, именно там и тогда начинается личность, подчеркивает Д.Б. Эльконин [15].

Из всего выше сказанного можно сделать обобщение.

При формировании предпосылок  учебной деятельности наблюдается  взаимосвязь и взаимообусловленность  всех видов УУД, прямо вытекающих из активно-деятельностной природы  развития психологических новообразований  (А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, А.В.Запорожец) [15] .

По мере становления личностных действий ребенка – смыслообразования  и самоопределения, нравственно-этического оценивания – функционирование и  развитие остальных видов УУД  – коммуникативных, познавательных и регулятивных – претерпевает значительные изменения – ведущей детерминантой  становится личностное действие. Регуляция  общения, кооперации и сотрудничества проектирует определенные достижения и результаты ребенка, что вторично приводит к изменению характера  общения и Я-концепции ребенка. Познавательные действия также составляют существенный ресурс достижения успеха и оказывают воздействие как  на эффективность самой деятельности и коммуникации, так и на самооценку, смыслообразование и самоопределение  ребенка. То есть все виды УУД взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Необходимо помнить, что  формирование фундамента готовности перехода к обучению на ступени начального общего образования должно обязательно осуществляться в рамках специфически детских видов деятельности.

Таким образом, мы считаем, что  при формировании УУД на предшкольной ступени образования необходимо: опираться на ведущий вид деятельности дошкольников:  игры с правилами и сюжетно-ролевые игры; включать дошкольников в активные виды деятельности: конструирование, сюжетное и схематическое рисование, моделирование, экспериментирование, восприятие сказки, бытовой труд; максимально использовать метод поощрения: поощрять детей за активность, познавательную инициативу, любые усилия, направленные на решение задачи, любой ответ, даже неверный; включать  дошкольников в процесс оценивания учебных достижений: развернуто описывать то, что сумел сделать ребенок, чему он научился, какие есть трудности и ошибки, должны быть конкретные указания, как можно улучшить результаты, что для этого необходимо сделать, запрет на прямые оценки личности ученика (ленивый, безответственный, глупый, неаккуратный и пр.) .     

ГЛАВА II МОДЕЛИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГОТОВНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К ШКОЛЕ

2.1 Характеристика  выборки и методов исследования

Исследование готовности  старших дошкольников к школе  шести и семилетних детей проводилось на базе ДОУ№ 223 «Ромашка», г. Самары. Таблица 1.

Фамилия имя

Возраст

Посещение подготовительной группы

1

Сафронова Наташа

7

Да

2

Ковалева Лена

7

Да

3

Семенов Антон

6

Да

4

Карпова Света

7

Да

5

Данилов Виталлий

6

Да

6

Петров Саша

6

Да

7

Аксенов Данила

7

Да

8

Соболев Антон

7

Да

9

Кривова Оксана

7

Да

10

Зинкова Алина

7

Да

11

Степанов Кирилл

6

Да

12

Долгина Кристина

7

Да

13

Мехаришвили Таня

7

Да

14

Назарова Ира

6

Да

15

Козлов Иван

6

Да

16

Пахомова Арина

6

Да

17

Разгоняева Юля

6

Да

18

Филиппова Мария

6

Да

19

Берлинов Артем

6

Да

20

Фотеева Таня

7

Да


Выборку испытуемых составили 20 детей. Из них 10 детей в возрасте 6 лет (4 девочки и 6 мальчиков) и 10 детей в возрасте 7лет (8 девочек и 2 мальчика) . Дети посещают подготовительные группы ДОУ.

В диагностической работе направленной на выявление готовности старших дошкольников к обучению в школе, приняли дети старшей  групппы детского сада        Диагностика психологической готовности к школьному обучению впервые начала применяться за рубежом. В зарубежных исследованиях она часто обозначается как диагностика школьной зрелости. Как уже отмечалось, традиционно выделяется несколько аспекта школьной зрелости. На основании выделенных параметров создаются тесты определения школьной зрелости.      Американские исследователи этой проблемы в основном интересуются интеллектуальными возможностями детей в самом широком смысле. Это находит отражение в применяемых ими тестах, показывающих развитие ребенка в области мышления, памяти, восприятия и других психических функций.

Среди наиболее известных  зарубежных тестов определения школьной зрелости, применяющихся в нашей  стране, можно назвать «Ориентационный  тест школьной зрелости» Керна-Йирасека Я. Йирасек провел исследование по установлению связи между успешностью выполнения теста школьной зрелости и успешностью в дальнейшем обучении. Оказалось, что дети, хорошо справляющиеся с тестом, как правило, хорошо учатся в школе, но дети, плохо справляющиеся с тестом, в школе могут хорошо успевать. Поэтому Я. Иирасек подчеркивает, что результат тестового испытания можно рассматривать как основание для заключения о школьной зрелости и нельзя интерпретировать как школьную незрелость (например, бывают случаи, когда способные дети схематично рисуют человека, что существенно отражается на полученном ими суммарном балле).

Тест Керна–Йирасека может  применяться как в группе, так  и индивидуально. [приложение 1]

К наиболее известным отечественным  методам определения психологической  готовности к школьному обучению относятся методы, выявляющие сформированность психологических предпосылок к  обучению, базирующиеся в основном на положениях Д.Б. Эльконина о задачах диагностики психического развития в переходные периоды.

Д.Б. Эльконин считал, что для понимания психического развития в переходные периоды диагностическая схема должна включать в себя выявление как новообразований закончившегося возрастного периода, так и появление и уровень развития симптомов, характеризующих наступление следующего периода. При переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту должны диагностироваться, с одной стороны, сформированность игровой деятельности – ее основных структурных компонентов (перенос значения одного предмета на другой, соотношение роли и правила, уровень подчинения правилу игры), уровень развития наглядно-образного мышления, познавательных мотивов, общих представлений, использование символических средств; с другой стороны – потеря непосредственности в социальных отношениях, обобщение переживаний, связанных с оценкой, развитие самоконтроля. Д.Б. Эльконин подчеркивал, что предметом такой диагностики становятся не отдельные психические процессы или функции (восприятие, внимание, память), а операциональные единицы деятельности. С его точки зрения, это создает значительно большую конкретность диагностики и дает возможность на ее основе намечать необходимую коррекцию при обнаружении отставания тех или иных сторон психического развития [15].

Существующие отечественные  методики определения сформированности предпосылок овладения учебной  деятельностью фактически отвечают этому методологическому принципу. Среди них методика «Узор» Л.И. Цеханской, методика «Графический диктант» Д.Б. Эльконина, методика «Рисование по точкам» А.Л. Венгера и др.[7;15]

Помимо методов, определяющих сформированность психологических  предпосылок к обучению, используются тесты на школьную зрелость, состоящие  из различных шкал, выявляющих развитие ребенка в разных сферах. Примером могут служить интеллектуальные шкалы эстонского психолога П.Я. Кеэса, определяющие развитие восприятия, логического и пространственного мышления и др. А.Г. Лидере и В.Г. Колесников адаптировали нормы по шкалам П.Я. Кеэса для России.

Несмотря на многообразие существующих методов определения  готовности детей к школьному  обучению, психологи продолжают поиски более совершенных диагностических  программ, отвечающих следующим требованиям: 1) обследование не должно быть слишком  длительным, так как оно должно вписываться во временные рамки  записи детей в школу (апрель–май); 2) методики должны давать сведения о  мотивационной готовности детей  к школе; 3) программа обследования должна содержать необходимые и  достаточные компоненты для заключения о готовности ребенка к школе.          Таким образом, при использовании в социально-педагогической деятельности диагностических методик дает понимание социальному педагогу, что приобретённые навыки дошкольника отражаются в интеллектуальной, социальной, эмоциональной зрелости, которая может говорить о психологической, интеллектуальной, физической и социальной готовностей старшего дошкольника к школе.

 

2.2 Моделирование системы по формированию готовности старших     дошкольников к школе.

Глава посвящена процессу моделирования системы социально педагогической деятельности формирования готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе. Представлена разработанная а модель в совокупности её элементов.       Подготовка детей к успешному обучению в школе – приоритетная задача, которая в современной ситуации приобретает особую актуальность. Это связано со значительным ухудшением состояния здоровья детей, снижением их функциональных возможностей и в то же время с усложнением учебных требований, предъявляемых школой в связи с возросшей сложностью учебных материалов и информационной насыщенностью. Подготовка к школе зачастую рассматривается как более раннее изучение программы 1го класса и сводится к формированию узкопредметных знаний и умений. В образовательной практике наблюдаются попытки форсированной подготовки ребёнка к школе, «притирки» содержания обучения детей дошкольного возраста к содержанию начального школьного обучения [1; 2].

Формирование готовности к школе имеет выраженную когнитивную

направленность. Недостаточно уделяется внимания личностной, психофизиологической готовности, упускается из виду эмоциональная  и социальная готовность. Модель формирования готовности старших дошкольников к обучению в школе.

Н.В. Нижегородцева, В.Д. Шадрикова  считают, что готовность к школьному обучению определяется уровнем физического, психического и социального развития ребёнка. А.В. Кенеман, М.Ю. Кистяковская, Т.И. Осокина и др. утверждают, что от того, насколько физически развит, здоров и закалён ребёнок, зависит его успех в школе [14]. К сожалению, физическое воспитание детей дошкольного возраста рассматривается изолированно от вопросов их готовности к обучению в школе. Исследования показали, что группа «незрелых» к обучению в школе детей составляет 32%. В процессе обучения прослеживаются две тенденции: часть детей, не справляясь с учебной нагрузкой, формирует ряды отстающих и второгодников, а другая часть выполняет все требования школы, но ценой собственного здоровья.

Н.В. Зайцева доказала, что  правильно организованное физическое воспитание способствует умственному развитию детей, так как создаются необходимые условия для нормальной деятельности нервной системы [13]. Американский исследователь Г. Доман показывает взаимосвязь интеллектуальных и физических способностей человека [11]. Он утверждает, что высокоразвитый интеллект берёт своё начало в подвижности человека и деятельности рук. По убеждению автора, каждому ребёнку от рождния присущ высокий умственный потенциал, включающий в себя физическое функционирование и начинающийся именно с него.

Л.А. Венгер и А.Л. Венгер отмечают, что готовность к школьному обучению – многокомпонентное образование. Однако в научной литературе чаще уделяется внимание психологической готовности детей к школе, зачастую она рассматривается независимо от физиологического развития ребёнка и представляет совокупность отдельных психологических качеств и свойств.

Известно, что лишь незначительная часть учащихся, оканчивающих

школу, является здоровой. У  выпускников отмечается целый ряд  нарушений: замедление физического и психического развития, увеличение числа лиц с дисгармоничным развитием. Неудивительно, что среди первоклассников 50% имеют различные психосоматические заболевания. В интеллектуальном развитии от среднего уровня отстают 13% школьников, затруднения в учебе испытывают 25% детей, которые не могут полностью освоить программу общеобразовательной школы.

Дошкольное образовательное  учреждение (ДОУ) призвано не столько дать определённую сумму знаний и умений, сколько обеспечить готовность ребёнка к школе, которая связана со всеми гранями его личности – умственными, нравственными, физическими и др. Перед дошкольными учреждениями всегда ставилась задача подготовки детей к обучению в школе, и они имеют уникальную возможность для решения этой задачи, но не всегда и не везде ей уделяется должное внимание. Поэтому педагоги ДОУ и учителя начальных классов должны организовать деятельность ребёнка таким образом, чтобы он без болезненно смог принять новый статус школьника.

Информация о работе Социально-педагогическая деятельность по формированию готовности старших дошкольников к школе