Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 19:42, курсовая работа
Цель: теоретически обосновать проблемы формирования готовности старших дошкольников к школе, отобрать методы, смоделировать социально-педагогическую деятельность по формированию готовности старших дошкольников к школе.
Введение………………………………………………………………………..3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К ШКОЛЕ
1.1 Цели и задачи подготовки старших дошкольников к школе…………...6
1.2 Критерии готовности старших дошкольников к школе…………………9
1.3 Методы социально-педагогической деятельности по формированию готовности старших дошкольников к школе……………………………14
ГЛАВА II МОДЕЛИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГОТОВНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К ШКОЛЕ
2.1 Характеристика выборки и методов исследования…………………….17
2.2 Моделирование системы по формированию готовности старших дошкольников к школе………………………………………………...21
Заключение……………………………………………………………………28
Список использованной литературы………………………………………...
Анализ теоретических и практических аспектов данной проблемы позволил определить необходимость комплексного подхода к формированию готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе и включение в этот процесс психологической, физической, социальной и интеллектуальной компоненты.
Для этого необходимо разработать и внедрить соответствующую модель и создать педагогические условия для её реализации.
Можно выделить следующие элементы разработанной нами модели: педагогическая цель, задачи, педагогические условия, участники педагогического процесса, компоненты готовности, принципы, средства, методы организации деятельности, где системообразующим фактором выступают ДОУ, семья и школа. Взаимосвязь и взаимообусловленность данных социальных институтов давно доказана (см. схему ниже).
Схема1. Модель социально–педагогической деятельности по формированию готовности старших дошкольников к школе.
Дощкольное
Образовательное
Учреждение
Педагогическая цель и задачи
Педагогические условия
Общая готовность Диагностика Специальная готовность
Физическая Готовность - Уровень здоровья; - Физическое развитие; -Состояние функциональных систем; - Сформированость двигательных навыков и умений; - Мелкая моторика рук |
Психологическая Готовность -Информа- ционный компонент; - произвольный компонент; -Личностный компонент; -Психофункцио- нальный компонент. |
Социальная готовность -Личностная готовность; -Общение; - Отношение к окружающему миру; -Уровень владения навыками самообслужи-вания и культурно – гигиегическими навыками.
|
Интеллектуальная Готовность - Знания; -Развитие речи; -Память; -Художественно – эстетическая детельность. |
Принципы, формы, средства, методы организации
социально- педагогической деятельности
Уровень готовности старшего дошкольника к обучению в школе
Школа
Педагогическая цель – формирование готовности дошкольников к обучению в школе. Задачи нашего исследования: повышение уровня этой готовности и укрепление здоровья дошкольников. Для решения поставленных задач традиционные занятия по физическому воспитанию были дополнены инновационными компонентами: элементами коррегирующей гимнастики для профилактики нарушений опорнодвигательного аппарата, элементами хатхайоги, релаксацией, пальчиковой и ритмической гимнастикой, степаэробикой, контрастным закаливанием воздухом, гимнастикой для глаз.
Необходимым элементом модели
являются педагогические условия: диагностика
и оценка готовности дошкольников; реализация
по этим данным индивидуальнодифференцированно
Диагностика включает в себя обследование всех компонентов комплексного понятия подготовки детей к школе. Общая готовность подразумевает физическую и психологическую готовность, специальная – социальную и интеллектуальную. Нами разработан диагностический инструментарий для выявления уровня каждого компонента готовности, индивидуальные и групповые диагностические карты. Такой подход позволяет определить исходный уровень готовности каждого ребёнка, определить отстающий компонент, внести коррективы в педагогический процесс, дать индивидуальные рекомендации, задания и тем самым повысить общий уровень готовности.
Для решения проблемы преемственности
детского сада и школы организуется работа по трём
Из выше сказанного, можно сделать вывод, что при разумном руководстве специфическими для дошкольника видами деятельности к концу дошкольного возраста формируются новообразования, позволяющие перейти к систематизированному и организованному процессу обучения в школе, направленному на становление учебной деятельности и развитию ребенка – младшего школьника в ее условиях. Самым разумным в формировании готовности старшего дошкольника мы считаем систематизированную модель социально-педагогической деятельности по формированию готовности старшего дошкольника к школе.
Заключение
В данной курсовой работе мы на основе анализа специальной литературы по данной теме, выполнили все поставленные нами задачи. А именно:
Мы доказали что, важное место в социально-педагогической деятельности занимает формирование готовности старших дошкольников к школе, которая будет наиболее эффективна, если деятельность социального педагога по формированию готовности старших дошкольников к школе будет систематизирована и отражена в модели социально-педагогической деятельности.
Список использованной литературы
Приложение 1
Ориентировочный
тест школьной зрелости А. Керна–Я. Йирасека Основная цель применения ориентировочного
теста школьной зрелости – установить
степень умственной зрелости ребенка
для определения возможности поступления
в школу. Методика представляет собой
модификацию теста школьной зрелости
А. Керна, в первоначальном варианте состоявшего
из шести заданий. Из теста Керна Я. Йирасек
выбрал три задачи: рисунок мужской фигуры,
подражание письменным буквам и срисовывание
группы точек. Все три задания данного
теста носят графический характер и направлены
на определение развития тонкой моторики
руки и зрительно-моторной координации.
Включение в структуру теста рисунка мужской
фигуры по памяти позволяет проводить
ориентировочную оценку общего умственного
развития ребенка, а также получить косвенную
информацию о его личностных особенностях
(в данном случае интерпретация основывается
на тексте К. Маховера «Нарисуй человека»)
[Маховер, 1996].Я. Йирасек провел исследование
по установлению связи между успешностью
выполнения теста школьной зрелости и
успей, успешностью в дальнейшем обучении.
Оказалось, что дети, хорошо справлявшиеся
с тестом, как правило, хорошо учатся в
школе. Однако было обнаружено, что часть
детей (30%), плохо справившихся с тестом,
при обучении в школе демонстрировали
отличные и хорошие результаты. Поэтому
Йирасек подчеркивает, что результаты
тестового испытания является относительно
надежным основанием для заключения о
школьной зрелости и недостаточен для
надежного оценивания незрелости (например,
бывают случаи, когда и способные дети
схематично рисуют человека, что существенно
отражается на полученном ими суммарном
балле). Автор теста отмечает также ограниченность
методики в связи с неиспользовянием вербальных
субтестов, позволяющих сделать заключение
о развитии логического мышления (тест
школьной зрелости в основном позволяет
судить о развитии сенсомоторики). Задания
теста выполняются испытуемыми по инструкции
и образцу. Тест может применяться индивидуально
и в группе. Выполнение каждого задания
оценивается по пятибальной системе (1
– высший балл, 5 – низший), а затем вычисляется
суммарный итог по всем заданиям. Процедура
тестирования. На каждого ребенка заполняется
лист, который включает следующие данные: Имя
и фамилия ребенка.......................
Задача 1. Рисунок мужской фигуры. Инструкция: «Здесь нарисуй какого-нибудь человека так, как ты это сумеешь». Образец Выполнение ребенком