Социально-педагогическая деятельность по формированию готовности старших дошкольников к школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 19:42, курсовая работа

Краткое описание

Цель: теоретически обосновать проблемы формирования готовности старших дошкольников к школе, отобрать методы, смоделировать социально-педагогическую деятельность по формированию готовности старших дошкольников к школе.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К ШКОЛЕ
1.1 Цели и задачи подготовки старших дошкольников к школе…………...6
1.2 Критерии готовности старших дошкольников к школе…………………9
1.3 Методы социально-педагогической деятельности по формированию готовности старших дошкольников к школе……………………………14
ГЛАВА II МОДЕЛИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГОТОВНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К ШКОЛЕ
2.1 Характеристика выборки и методов исследования…………………….17
2.2 Моделирование системы по формированию готовности старших дошкольников к школе………………………………………………...21
Заключение……………………………………………………………………28
Список использованной литературы………………………………………...

Вложенные файлы: 1 файл

социально-педагогическая деятельность по формированию готовности старших дошкольников к школе.docx

— 80.37 Кб (Скачать файл)

Анализ теоретических  и практических аспектов данной проблемы позволил определить необходимость комплексного подхода к формированию готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе и включение в этот процесс психологической, физической, социальной и интеллектуальной компоненты.

Для этого необходимо разработать  и внедрить соответствующую модель и создать педагогические условия для её реализации.

Можно выделить следующие  элементы разработанной нами модели: педагогическая цель, задачи, педагогические условия, участники педагогического процесса, компоненты готовности, принципы, средства, методы организации деятельности, где системообразующим фактором выступают ДОУ, семья и школа. Взаимосвязь и взаимообусловленность данных социальных институтов давно доказана (см. схему ниже).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Схема1. Модель социально–педагогической деятельности по формированию готовности старших дошкольников к школе.


Дощкольное                               Дети старшего                                                                 

Образовательное                       дошкольного                                         Семья


Учреждение                               возраста



Педагогическая цель и  задачи


Педагогические условия


Общая готовность                Диагностика                 Специальная готовность



Физическая

Готовность

- Уровень здоровья;

- Физическое развитие;

-Состояние функциональных  систем;

- Сформированость двигательных  навыков и умений;

- Мелкая моторика рук

Психологическая

Готовность

-Информа- ционный  компонент;

- произвольный компонент;

-Личностный компонент;

-Психофункцио- нальный компонент.

Социальная готовность

-Личностная готовность;

-Общение;

- Отношение к окружающему  миру;

-Уровень владения навыками  самообслужи-вания и культурно  – гигиегическими навыками.

 

Интеллектуальная 

Готовность

- Знания;

-Развитие речи;

-Память;

-Художественно – эстетическая  детельность. 



Принципы, формы, средства, методы организации

социально- педагогической деятельности



Уровень готовности старшего дошкольника к обучению в школе


Школа

 

Педагогическая цель –  формирование готовности дошкольников к обучению в школе. Задачи нашего исследования: повышение уровня этой готовности и укрепление здоровья дошкольников. Для решения поставленных задач традиционные занятия по физическому воспитанию были дополнены инновационными компонентами: элементами коррегирующей гимнастики для профилактики нарушений опорнодвигательного аппарата, элементами хатхайоги, релаксацией, пальчиковой и ритмической гимнастикой, степаэробикой, контрастным закаливанием воздухом, гимнастикой для глаз.

Необходимым элементом модели являются педагогические условия: диагностика и оценка готовности дошкольников; реализация по этим данным индивидуальнодифференцированного подхода; обеспечение взаимодействия педагогической, психологической и медицинской службдошкольного образовательного учреждения; признание занятий по физическому воспитанию значимой частью комплексного процесса формирования готовности; организация взаимодействия всех служб ДОУ с родителями; осуществление преемственности в работе ДОУ и школы.

Диагностика включает в себя обследование всех компонентов комплексного понятия подготовки детей к школе. Общая готовность подразумевает физическую и психологическую готовность, специальная – социальную и интеллектуальную. Нами разработан диагностический инструментарий для выявления уровня каждого компонента готовности, индивидуальные и групповые диагностические карты. Такой подход позволяет определить исходный уровень готовности каждого ребёнка, определить отстающий компонент, внести коррективы в педагогический процесс, дать индивидуальные рекомендации, задания и тем самым повысить общий уровень готовности.

Для решения проблемы преемственности  детского сада и школы организуется работа по трём направлениям:     - информационнопросветительская деятельность (совместные педагогические советы по проблемам готовности, семинарыпрактикумы по обсуждению программ подготовки детей к школе);      - методическая деятельность (ознакомление с методами формами учебновоспитательной работы в детском саду и школе через взаимопосещение педагогами уроков и занятий с их дальнейшим обсуждением, совместные педагогические советы по обмену передовым опытом;             - практическая деятельность (предварительное знакомство учителей со своими будущими учениками в процессе совместных занятий, курирование воспитателями своих бывших воспитанников в процессе.

 Из выше сказанного, можно сделать вывод, что при разумном руководстве специфическими для дошкольника видами деятельности к концу дошкольного возраста формируются новообразования, позволяющие перейти к систематизированному и организованному процессу обучения в школе, направленному на становление учебной деятельности и развитию ребенка – младшего школьника в ее условиях. Самым разумным  в формировании готовности старшего дошкольника мы считаем систематизированную модель социально-педагогической деятельности по формированию готовности старшего дошкольника к школе.

 

 

 

 

 

 

Заключение

В данной курсовой работе мы  на основе анализа специальной литературы по данной теме,  выполнили все поставленные нами задачи. А именно:

  • Мы определили цели и задачи социально педагогической деятельности и на их основе сделали вывод, что целенаправленная социально-педагогогическая деятельность позволяет к концу дошкольного возраста ребенку стать  готовым к принятию новой для него социальной роли школьника, усвоению новой (учебной) деятельности и системы конкретных и обобщенных знаний. Иначе, сформировать у него психологическую готовность к систематическому школьному обучению.  
  • Определили критерии готовности старших дошкольников к школе это физическая готовность, психологическая, социальная и интеллектуальная готовность. Учитывая все эти критерии подготовка к школе должна быть  нацелена на охрану психического и соматического здоровья детей, на устранение разноуровневой подготовки к школе, исключение дублирования школьной программы.  Переход от дошкольного к школьному возрасту определяет смену ведущей деятельности. Закономерности движения от игры к учебе определяются основными новообразованиями, которые возникают при переходе от дошкольного возраста к младшему школьному возрасту.
  • Определили что, при формировании УУД на предшкольной ступени образования необходимо: опираться на ведущий вид деятельности дошкольников:  игры с правилами и сюжетно-ролевые игры; включать дошкольников в активные виды деятельности: конструирование, сюжетное и схематическое рисование, моделирование, экспериментирование, восприятие сказки, бытовой труд; максимально использовать метод поощрения: поощрять детей за активность, познавательную инициативу, любые усилия, направленные на решение задачи, любой ответ, даже неверный; включать  дошкольников в процесс оценивания учебных достижений: развернуто описывать то, что сумел сделать ребенок, чему он научился, какие есть трудности и ошибки, должны быть конкретные указания, как можно улучшить результаты, что для этого необходимо сделать, запрет на прямые оценки личности ученика (ленивый, безответственный, глупый, неаккуратный и пр.).
  • Дали характеристику выборке и выявили, что при использовании в социально-педагогической деятельности диагностических методик дает понимание социальному педагогу, что  приобретённые навыки дошкольника отражаются в интеллектуальной, социальной, эмоциональной зрелости, которая может говорить о психологической, интеллектуальной, физической и социальной готовностей старшего дошкольника к школе.
  • Условием эффективного формировании готовности старшего дошкольника мы считаем систематизированную модель социально-педагогической деятельности по формированию готовности старшего дошкольника к школе, которую мы разработали в данной курсовой работе.       

Мы доказали что, важное место  в социально-педагогической деятельности занимает формирование готовности старших  дошкольников к школе, которая будет  наиболее эффективна, если деятельность социального педагога по формированию готовности старших дошкольников к  школе будет систематизирована  и отражена в модели социально-педагогической деятельности.

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Алиева, Т. Дошкольное учреждение и начальная школа: проблема преемственности. Т. Алиева, А. Арушанова, Л. Парамонова . Дошкольное воспитание. – 1998.
  2. Богина, Т. Сохранение и укрепление здоровья ребенка: преемственность воспитания и образования в дошкольном учреждении и начальной школе. Т. Богина, М. Рунова. Дошкольное воспитание. – 1999.
  3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., МГУ, 1999.
  4. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка. Изучение мотивации поведения детей и подростков. – М., МГУ, 1992.
  5. Бородина Г.В. Еще раз о готовности к школе. Начальная школа: плюс до и после. – 2002.
  6. Венгер, А.Л. Готов ли ваш ребёнок к школе. А.Л. Венгер, Л.А. Венгер. – М. : Знание, 1994
  7. Венгер А.Л. Диагностика ориентировки на систему требований в младшем школьном возрасте. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. – М., МГУ, 2001.
  8. Венгер Л. Как дошкольник становится школьником?  Дошкольное воспитание, – 2005.
  9. .  Выготский Л. С. Обучение и развитие в дошкольном воз-расте//Избр. психологические исследования.—М., 1956.
  10. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. М., МГУ, 1996.
  11. Доман, Г. Как развить интеллект ребёнка.  Г. Доман; пер. с англ. – М. : Аквариум,1998
  12. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба. – М., МГУ, 2001.
  13. Зайцева, Н.В. Взаимосвязь умственного и физического воспитания детей в дошкольных учреждениях : автореферат доктора пед. наук . Н.В. Зайцева. – М., 2004.
  14. Кенеман, А.В. Физическая подготовка детей 5–6 лет к занятиям в школе.  А.В. Кенеман, М.Ю. Кистяковская, Т.И. Осокина. – М. :Просвещение, 1980.
  15. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М., МГУ, 2000.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Ориентировочный тест школьной зрелости А. Керна–Я. Йирасека Основная цель применения ориентировочного теста школьной зрелости – установить степень умственной зрелости ребенка для определения возможности поступления в школу. Методика представляет собой модификацию теста школьной зрелости А. Керна, в первоначальном варианте состоявшего из шести заданий. Из теста Керна Я. Йирасек выбрал три задачи: рисунок мужской фигуры, подражание письменным буквам и срисовывание группы точек. Все три задания данного теста носят графический характер и направлены на определение развития тонкой моторики руки и зрительно-моторной координации. Включение в структуру теста рисунка мужской фигуры по памяти позволяет проводить ориентировочную оценку общего умственного развития ребенка, а также получить косвенную информацию о его личностных особенностях (в данном случае интерпретация основывается на тексте К. Маховера «Нарисуй человека») [Маховер, 1996].Я. Йирасек провел исследование по установлению связи между успешностью выполнения теста школьной зрелости и успей, успешностью в дальнейшем обучении. Оказалось, что дети, хорошо справлявшиеся с тестом, как правило, хорошо учатся в школе. Однако было обнаружено, что часть детей (30%), плохо справившихся с тестом, при обучении в школе демонстрировали отличные и хорошие результаты. Поэтому Йирасек подчеркивает, что результаты тестового испытания является относительно надежным основанием для заключения о школьной зрелости и недостаточен для надежного оценивания незрелости (например, бывают случаи, когда и способные дети схематично рисуют человека, что существенно отражается на полученном ими суммарном балле). Автор теста отмечает также ограниченность методики в связи с неиспользовянием вербальных субтестов, позволяющих сделать заключение о развитии логического мышления (тест школьной зрелости в основном позволяет судить о развитии сенсомоторики). Задания теста выполняются испытуемыми по инструкции и образцу. Тест может применяться индивидуально и в группе.  Выполнение каждого задания оценивается по пятибальной системе (1 – высший балл, 5 – низший), а затем вычисляется суммарный итог по всем заданиям.          Процедура тестирования.        На каждого ребенка заполняется лист, который включает следующие данные:            Имя и фамилия ребенка...................................   Возраст.................... лет.................... мес.      Дата рождения.......................................      Дата исследования..................................     Адрес родителей................................................

Задача 1. Рисунок  мужской фигуры.      Инструкция: «Здесь нарисуй какого-нибудь человека так, как ты это сумеешь». Образец Выполнение ребенком

Информация о работе Социально-педагогическая деятельность по формированию готовности старших дошкольников к школе