Социально-педагогическая деятельность с одаренными детьми дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 09:29, курсовая работа

Краткое описание

Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность традиционно занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих десятков лет. С развитием современного общества, повышается интерес к ней, что вполне можно объяснить социальными потребностями.
В мобильном, быстро меняющемся мире, общество значительно чаще переосмысливает социальный заказ учебным и образовательным учреждениям, корректирует или кардинально изменяет цели и задачи образования. Появляются новые требования, методики, стандарты.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..……....3
1. ПРОБЛЕМА ОДАРЕННОСТИ. ОДАРЕННОСТЬ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ……………………………………………….......7
1.1 Определение понятия «одаренность». Формы проявления одаренности…………………………………………………………………….…..…9
1.2 Феномен развития одаренности детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………...….16
2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ..………………………………………………………..20
2.1 Деятельность социального педагога с одаренными детьми………………………………………………………………………………..20
2.2 Социально-педагогические методы выявления и диагностики одаренности……………………………………………………………………….....24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..32
ЛИТЕРАТУРА…...……………………………………………………………..…...34

Вложенные файлы: 1 файл

ВОЛКОВИЧ.doc

— 209.00 Кб (Скачать файл)

 



Министерство образования  и науки РФ

Федеральное государственное  бюджетное общеобразовательное  учреждение  высшего профессионального  образования

Калужский государственный  университет имени К.Э. Циолковского

Институт социальных отношений

Кафедра социальной педагогики и организации работы с молодёжью

 

 

 

 

 

 

Социально-педагогическая деятельность с одаренными детьми дошкольного  возраста

 

 

 

Курсовая работа

студентки 3 курса

отделения «Социальной  педагогики»

группы СП-31

Волкович Анастасии  Сергеевны

Научный руководитель:

д.п.н., проф. Макарова В.А.

 

 

 

Калуга, 2013

 

Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ.…………………………………………...……………..…...3-6

1. ПРОБЛЕМА ОДАРЕННОСТИ. ОДАРЕННОСТЬ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ……………..………...........7-8

1.1Определение понятия  «одаренность». Формы проявления одаренности........................................................................................................9-15

1.2 Феномен развития одаренности детей дошкольного возраста……………….…………….…………………………………….…..16-19

2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ..…………………..………...……..19

2.1 Деятельность социального педагога с одаренными детьми…………………………………..……………………………………..20-23

2.2 Социально-педагогические методы выявления и диагностики одаренности……………………………..……………………………....…....24-31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………..…………..…………..……32-33

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………...…….…………..........…...33-37

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Среди самых интересных и загадочных явлений природы  детская одаренность традиционно  занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих десятков лет. С развитием современного общества, повышается интерес к ней, что вполне можно объяснить социальными потребностями.

В мобильном, быстро меняющемся мире, общество значительно чаще переосмысливает социальный заказ учебным и образовательным учреждениям, корректирует или кардинально изменяет цели и задачи образования. Появляются новые требования, методики, стандарты.

Раньше главная цель определялась как формирование качеств  всесторонне и гармонично развитой личности, воспитание людей, знающих основы наук. Теперь, эта цель - сделать акцент на воспитании личности активной, творческой, осознающей глобальные проблемы человечества, готовой непосредственно принимать участие в их решении.

Сейчас все больше требуются люди, мыслящие не стандартно, умеющие искать новые пути решения предложенных задач, находить выход из проблемной ситуации.

Совсем недавно считалось, что все дети равны и в интеллектуальном, психологическом и эмоциональном  плане. Необходимо лишь научить их думать, сопереживать, решать сложные логические задачи.

 Однако, проанализировав  опыт современного образования,  можно сказать, что существуют  различия  между детьми. Выделяются  дети с наиболее развитым интеллектом,  чем у их ровесников, со способностями к творчеству, с навыком классифицировать, обобщать, находить взаимосвязи. Они всегда находятся в поиске ответов на интересующие их вопросы, любопытны, проявляют самостоятельность, активны.

Высказывание «одарённые дети» применяется весьма широко. Иной раз, если ребёнок показывает необычные успехи в обучении или творческих занятиях, существенно превосходит ровесников, его могут называть одарённым. Многочисленные труды (Венгер Л.А, Гильбух Ю.З, Лейтес Н.С, Бурменская Г.В)  рассматривают понятия - одарённый ребёнок, выявлению таких детей, особенностям работы с ними, их психологическим проблемам. В последние несколько лет проблема различий между детьми по уровню одарённости «вышла из тени» и вызывает сейчас большой интерес. Неоспоримы реальность и значимость этой проблемы.

Возникли новые вопросы: каких детей называют одарёнными, как именно происходит их развитие в возрастной периодизация, возможно ли сделать что либо для их поддержки?

По этим проблемам накоплен некоторый опыт. В 1975 году был создан Всемирный совет по одарённым и талантливым детям, призванный координировать работу по изучению, обучению и воспитанию таких детей, организовывать международные конференции.

Работа с одаренными детьми выступает одним из вариантов  конкретной реализации права личности на индивидуальность.

Детская одаренность  часто выступает как проявление закономерностей возрастного развития. Каждый детский возраст имеет  свои предпосылки развития способностей. В этой работе мы рассмотрим детей  дошкольного возраста.

Дошкольное детство — уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности ребенка. На этом этапе ребенок находится в полной зависимости от окружающих взрослых — родителей и педагогов. От того каковы условия развития малыша в окружающем социуме зависит его дальнейшая социальная позиция, отношение к миру и к себе.

    Рассматривая феномен одаренности применительно к дошкольному необходимо отметить два момента:

1) ребенок может в  развитии опережать сверстников. Проявиться это может в индивидуальном усвоении опыта такими детьми и использования его в повседневной жизни.

2) такого ребенка отличает нестандартное видение фактов и опыта, полученных в ходе жизнедеятельности, нешаблонное использование полученных знаний о мире в решении жизненно-практических задач. Не всегда способности заметны для окружающих его людей, а нестандартность видения мира может быть принята как некое «бунтарство», попытка стать заметным, выделиться.

Таких детей необходимо выявлять среди сверстников, помогать развиваться и контролировать свое поведение в обществе и социальный педагог, как нельзя лучше подходит для разрешения этих задач.

Область деятельности социального педагога — индивид, его интересы и права. Социальный педагог активно взаимодействует со всеми слоями населения. Это и дети, и молодежь, и взрослые с пожилыми людьми в различных социальных и культурных средах. Он принимает участие в решении определенных жизненных проблем конкретного человека, семьи, коллектива, оказывает поддержку в саморазвитии индивидуума, стимулировании людей на раскрытие их личных сил и запасов; организует помощь семье, родителям в воспитании и устранении проблем, связанных с учебой и воспитанием, особенно в ликвидации причин, отрицательно влияющих на успеваемость, поведение и развитие ребенка.

Социальный педагог  участвует в анализировании и разрешении конфликтов, касающихся интересов ребенка, ради того чтобы предотвратить серьезные последствия. Он выявляет потребности и нужды ребенка, разрабатывает меры помощи конкретным учащимся, привлекая для этих целей экспертов.

Таким образом, социальный педагог служит особым посредником в системе контактирования индивида, семьи и общества. Он активно воздействует на создание положительных воспитывающих отношений в социуме, на гармонизацию связей между людьми, оказывает поддержку полезных инициатив, стимулирует всевозможные виды самопомощи.

Все это обусловливает  актуальность исследуемой проблемы.

Проблема исследования: существующая потребность работы социального педагога с одаренными детьми.

Объект исследования: социально-педагогическая деятельность с одаренными детьми.

Предмет исследования: содержание и методы социально-педагогической работы, с одарёнными детьми дошкольного возраста.

Цель исследования: изучить специфику работы социального педагога с одаренными  детьми дошкольного возраста и рассмотреть особенности социально-педагогического взаимодействия с ними.

Задачи исследования:

  1. изучить особенности одаренных детей как объекта социального педагога;
  2. рассмотреть направления работы социального педагога с одаренными детьми;
  3. рассмотреть методы работы социального педагога с одаренными детьми.

Методы исследования: анализ научной литературы, анализ документов, синтез, обобщение.

Курсовая работа состоит  из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.

 

 

ПРОБЛЕМА ОДАРЕННОСТИ. ОДАРЕННОСТЬ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ

Проблема одарённости  являлась и является темой пристального внимания многих исследователей в области  педагогики, психологии, социологии, философии  и многих других наук, занимающихся изучением человека. Анализом одаренности в психологии занимались американцы Ф. Баррон, Дж. Гилфорд, П. Торренс, К. Тейлор.

Понятие одаренности было сформулировано в середине 19 века английским психологом Френсисом Гальтоном. Одаренность – уровень развития каких-либо способностей и возможностей человека, связанный с их развитием, но, тем не менее, от них не зависимый. Последователями идей психологов Дж. Кэррола и Б. Блума была разработана методика обучения одаренных детей. Изучением особо одаренных детей занимался Ж. Брюно [18, 212 с.].

Одаренность – ключевая черта личности талантливого человека, которая позволяет ему развивать свой талант на более высокие уровни.

Одаренность также изучали российские психологи: Матюшкин А.М. в своем труде «Концепция творческой одаренности» и др., Шумакова Н.Б. в ряде своих работ, Чистякова Г.Д. в статье «Творческая одаренность в развитии познавательных структур», Юркевич В.С. в «Проблемах диагноза и прогноза одаренности в работе практического психолога» и др. [30, 128 с.].

Общая одаренность –  это уровень развития общих способностей, определяющий диапазон деятельностей, где человек может достичь больших успехов.

Б.М. Теплов дал определение одаренности как качественно уникальное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или иной деятельности [31, 123 с.]

Российские психологи определили одаренность как «системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми». По мнению Бабаевой, одаренным предлагается считать ребенка, «который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности» [1, 160 с.].

В педагогике проблема одаренности  была рассмотрена такими учеными, как  Белова Е.С., Богоявленская Д.Б., Савенков А.И., Хуторской А.В.

Еще в древние времена  рассматривалась данная проблема. Аристотель утверждал, что существует связь одаренности и интеллектуальной, познавательной деятельностью. Он вводит особый термин – «созерцательная деятельность разума». Проблема одаренности также рассматривалась и в эпоху просвещения такими философами, как Дж. Локк, Д. Дидро, К.А. Гельвецием. Основная идея сторонников философии Просвещения состояла в утверждении решающей роли воспитания и условий среды в формировании человека.

В данной работе следует опираться на определение Б.М. Теплова, который определил одаренность как качественно своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или иной деятельности [31, 87 с.].

 

1.1 Определение понятия  «одаренность». Формы проявления одаренности

 

В Российской педагогической энциклопедии В.В. Давыдова написано, что одаренность – это системно развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми [13, 574 с.].

 На нынешний день большее количество психологов признает, что качественное своеобразие и специфика развития одаренности – это как правило, результат сложного взаимодействия генетики (природных задатков) и общественной сферы опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). Также нельзя игнорировать и важность психологических механизмов саморазвития личности, которые лежат в основе формирования и реализации индивидуального таланта.

 Детский возраст  – период становления способностей, личности и интенсивных интегративных процессов психики. Уровень и обширность интеграции характеризуют формирование и зрелость этого явления, а именно одаренности. Одним из наиболее спорных вопросов, относящихся к проблемам одаренных детей, является вопрос о том, как часто выражается детская одаренность. Существуют два варианта ответа - «все дети являются одаренными», и «одаренные дети встречаются крайне редко». Данная альтернатива снимается в рамках следующего убеждения, высказанного Л.И. Божович: потенциальная одаренность по отношению к разным видам деятельности присуща многим детям, тогда как актуальную одаренность демонстрирует внушительная часть детей [6, 232 с.].

 Какой-нибудь ребенок может проявлять свою успешность в достаточно обширном спектре деятельности. Более того, даже в одной и той же сфере деятельности различные дети могут открыть своеобразие своего дарования применительно к разным ее областям. Имеется множество видов и форм одаренности, так как психические возможности ребенка весьма пластичны на различных этапах его возрастного развития.

Информация о работе Социально-педагогическая деятельность с одаренными детьми дошкольного возраста