Социально-педагогическая деятельность с одаренными детьми дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 09:29, курсовая работа

Краткое описание

Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность традиционно занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих десятков лет. С развитием современного общества, повышается интерес к ней, что вполне можно объяснить социальными потребностями.
В мобильном, быстро меняющемся мире, общество значительно чаще переосмысливает социальный заказ учебным и образовательным учреждениям, корректирует или кардинально изменяет цели и задачи образования. Появляются новые требования, методики, стандарты.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..……....3
1. ПРОБЛЕМА ОДАРЕННОСТИ. ОДАРЕННОСТЬ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ……………………………………………….......7
1.1 Определение понятия «одаренность». Формы проявления одаренности…………………………………………………………………….…..…9
1.2 Феномен развития одаренности детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………...….16
2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ..………………………………………………………..20
2.1 Деятельность социального педагога с одаренными детьми………………………………………………………………………………..20
2.2 Социально-педагогические методы выявления и диагностики одаренности……………………………………………………………………….....24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..32
ЛИТЕРАТУРА…...……………………………………………………………..…...34

Вложенные файлы: 1 файл

ВОЛКОВИЧ.doc

— 209.00 Кб (Скачать файл)

- Иногда поперечные  срезы противопоставляют лонгитюду как непрерывному прослеживанию изменений. Но если такие срезы достаточно часто повторяются, то они тоже становятся особой формой лонгитюда. Содержательные психологические характеристики – отдельных ли срезов или всего продольного ствола психического развития могут сопоставляться друг с другом, и как полагает Д.И. Фельдштейн, давать основания для выделения и классификации типов развития детей, в частности, вариантов хода развития интеллекта и отдельных его сторон.

В этой связи большой  интерес для изучения одаренности представляет так называемый биографический метод [33, 154 c.].

 Издавна существующий  интерес к биографиям выдающихся  людей, как известно. Привело созданию  особого жанра психологических  жизнеописаний. В психологии изучения  биографии ученых стало, в частности, одним из способов выявления тех личностных и интеллектуальных качеств, которые благоприятствуют творческой деятельности. Многие годы составления и анализ биографий практиковались. Главным образом в отношении тех, кого уже нет в живых, или тех, для кого уже настала пора подводить итоги прожитой жизни. Но постепенно возрастал интерес к еще далеко не завершенным судьбам, например, к истории умственного подъема ученых, находящихся в расцвете сил.

- Опросники. В последнее  десятилетие изучение жизненного пути стало распространяться как весьма эффективный подход к выяснению особенностей испытуемого в данный период, а отчасти и к прогнозу на будущее. Разработка биографического метода связана с применением таких способов получения информации, как опросники, обращенные к самому исследуемому лицу, беседы и интервью с ним, а также опросники для окружающих, изучение продуктов деятельности. Дневников, писем и т.д. [33, 206 с.].

 Знаток американской  психологической литературы по  одаренности Л.В. Попова указывает, что среди новых диагностических методик на первый план выходит биографический опросник, как более надежное, чем традиционные тесты, средство выявления творческих возможностей и прогноза достижений.

 Вместе с тем  проявляется тенденция к формализации самих приемов биографического метода. В частности, более обширными и стандартизированными становятся опросники.

 Биографические опросники  могут использовать для обнаружения психологических черт лиц, чья одаренность определялась другими способами.

 - Индивидуальный лонгитюд. Одаренность это всегда индивидуальность, и тут каждый случай требует, главным образом, индивидуального лонгитюда, то есть монографического описания и анализа [25, 78 с.].

Е.С. Белова говорит о том, что нынешний уровень диагностики не исключает случаев недооценки потенциала ребенка, то есть погрешностей, связанных, например, с тем, что отрицательные результаты испытаний могут зависеть от временных факторов, которые маскируют подлинные возможности. В данной связи принципиальное значение имеет разработка методов выявления «скрытой» одаренности. Выявление детей, обладающих исключительными способностями представляет собой сложную и многогранную проблему. До нашего времени в науке и педагогической практике существуют две полярные точки зрения на одаренность. Приверженцы одной из них полагают, что талантливым является каждый обычный ребенок и необходимо только вовремя заметить определенный вид способностей и разрабатывать их. По соображению исследователей, которые разделяют обратную точку зрения, одаренность представляет собой весьма редкое явление, свойственное лишь небольшому проценту людей от общей численности: поэтому выявление одаренного ребенка подобно кропотливому поиску крупиц золота. Эти разногласия – своеобразный отголосок спора о преимущественной роли наследственности и воспитания в развитии одаренности [3, 89 с.].

 Нужно как можно больше снизить вероятность ошибки, которую могли бы допустить, оценивая одаренность ребенка что по положительному критерию, так и по отрицательному критерию: высокие показатели того или иного критерия не всегда являются подтверждением одаренности, низкие значения того или иного показателя еще не будут доказательством ее отсутствия. Особенно важно это учесть при толковании результатов тестирования. Так, высокие показатели психометрических тестов интеллекта могут свидетельствовать всего лишь о мере образованности и социализации ребенка, но не его умственной одаренности. В свою очередь низкие показатели по тесту творческого потенциала могут быть связаны со специфической познавательной позицией ребенка, но никак не с отсутствием у него творческих способностей.

О.М. Дьяченко считает, что проблема обнаружения одаренных детей имеет четко выраженный этический аспект. Если ребенка идентифицируют как «одаренного» или как «неодаренного» в конкретный момент времени – значит искусственно вмешаться в его судьбу, заблаговременно определяя его личные ожидания. Большинство жизненных конфликтов одаренных и неодаренных коренятся в неадекватности исходного прогноза их возможных достижений. Следует учитывать, что детская одаренность не гарантирует талант взрослого человека. Соответственно далеко не каждый талантливый взрослый проявлял себя в детстве как одаренный ребенок [14, 58с.].

В.В. Клименко выделяет принципы обнаружения одаренных детей:

-системный характер переоценки разных сторон поведения и деятельности ребенка, что позволит применять всевозможные источники информации и включить более обширный спектр его способностей;

-длительность идентификации (долговременное наблюдение за поведением конкретного ребенка в различных ситуациях);

-рассмотрение его поведения некоторых сферах деятельности, которые в наибольшей мере соответствуют его устремлениям и интересам (введение ребенка в специально созданные предметно-игровые занятия, привлечение в различные формы соответствующей предметной деятельности и т.д.), применение тренинговых методов, в рамках которых можно организовывать определенные развивающие влияния, освобождать ребенка от психологических «преград» и т.п.

-включение в работу по оценке одаренного ребенка специалистов, педагогов высшей квалификации в подобающей предметной сфере деятельности (биологов, филологов, художников и т. д.) [16, 34 c.].

  Не смотря на это, В.В. Клименко говорит о том, что нужно иметь в виду возможный консерватизм мнения специалиста,  оценка признаков одаренности ребенка не только по отношению к реально существующему уровню его психического развития, но и учитывая  зону ближайшего развития (конкретнее, на основе организации определенной воспитательной среды с выстраиванием для ребенка индивидуального направления обучения); преимущественная опора на экологически валидные методы психодиагностики, имеющие дело с оценкой реального поведения ребенка в реальной ситуации, таких как: анализ продуктов деятельности, наблюдение, беседа, экспертные оценки учителей и родителей, естественный эксперимент. Подобает уточнить, что те валидные психодиагностические методы идентификации одаренности, что уже имеются, весьма сложны, требуют высокого уровня квалификации и степени обучения [16, 79 c.].

Н.А. Менчинская предлагает задействовать обширный спектр всевозможных методов: различные варианты метода наблюдения за детьми (в естественных условиях, во внутренней школьной деятельности и т.п.); специальные психодиагностические тренинги; экспертное анализирование поведения детей педагогами, родителями, воспитателями; проведение «испытательных» уроков по специальным программам, а также включение детей в специальные игровые и предметно-ориентированные занятия; экспертное оценивание конкретных результатов творческой деятельности детей; учреждение разных интеллектуальных и предметных олимпиад, конференций, спортивных состязаний; проведение психодиагностического исследования с использованием различных психометрических методик в зависимости от задачи анализа данного случая одаренности [24, 353 c.].

    Так или иначе, и комплексный подход к обнаружению одаренности не избавляет полностью от ошибок. В результате может быть «пропущен» одаренный ребенок, или, наоборот, к числу одаренных может быть отнесен ребенок, который никак не продемонстрирует этой оценки в своей дальнейшей жизнедеятельности.

Процесс оценки ребенка  как одаренного, по мнению К.А. Хеллер, не должен быть самоцелью. Идентификация наделенных особенными способностями детей обязана быть связаны с целями воспитания и подготовки кадров, а также оказание им психологического содействия и помощи [34, 57 c.].

Как считает К.А. Хеллер, последний момент позволяет значительно увеличить сферу применяемых психодиагностических методов и учесть целый ряд дополнительных моментов: специфика взаимодействия ребенка со ровесниками и взрослыми; существование (или отсутствие) различных форм дисинхронии в формировании личности одаренного ребенка; черты развития эмоциональной сферы ребенка.

К.А. Хеллер также считает, что особую область составляют экспериментально психологические исследования одаренных, проводимые для того, чтобы получить новые теоретические и эмпирические данные об истоках детской одаренности. Процесс в практической деятельности невозможно осуществить без таких исследований, связанных с обнаружением и развитием одаренных детей [34, 73 c.].

 Таким образом, проблема обнаружения одаренных детей сложна и требует привлечения специалистов высокой квалификации.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В современное время все более приоритетной становится работа с одаренными детьми. Это связано с вопросами сохранения и развития интеллектуальных возможностей страны и ее нравственного возрождения. Это направление совпало с общемировым, и вот что говорит постановление Совета Европы: «Ни одна страна не может позволить себе роскошь расточать таланты, а отсутствие своевременного выявления интеллектуального и другого потенциала иначе как расточением человеческих ресурсов названо быть не может…»

Несомненно, прогресс культуры во многом зависит от талантливых и неординарных людей. Это означает, что общество, а вслед за ним и детские сады, и школы несут перед одаренными детьми особенную ответственность и должны совершить все возможное, чтобы такие дети могли полноценно реализовать свои способности  для собственного блага и на благо всего человечества. Каждый талантливый ребенок должен быть замечен.  
Социальный педагог как нельзя лучше сможет выделить одаренного ребенка из общей массы и шагать с ним рядом, поддерживая и придавая уверенность в будущем.

Проблема развития и  социализации одаренных дошкольников, реализация их возможностей, их участия  в преобразовательной деятельности на нынешнем этапе приобретают уникальное значение социальной потребности формирования творческой личности.

Благополучное решение этой задачи станет возможным при создании определенных психолого-педагогических условий для результативного воздействия на индивидуальность ребенка различных социальных факторов, с помощью организации социально-педагогического процесса, с включением в него окружающей среды. К психолого-педагогическим условиям, обусловливающим степень действенности социального влияния на человека, необходимо в первую очередь отнести нравственно-психологический климат образовательных учреждений, ведь именно тогда у личности складывается позитивный взгляд по отношению к миру, доверие к нему. Психологические уникальные черты развивающейся личности складываются в раннем возрасте, и воспитываемые с детства, всегда оказываются очень надежно укрепленными и активно влияют на единый процесс последующего образования личности. И потому, каждый социальный педагог должен понимать, какая огромная ответственность лежит на нем, соприкасаясь с миром одаренного дошкольника.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Бабаева, Ю.Д. Психология одаренности детей и подростков: Учебн. пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений [Текст] / Ю.Д. Бабаева // М.: Академия, 2011. - 336 с.
  2. Басов, Н. Ф. Социальный педагог. Введение в профессию [Текст] / В. М. Басов, А. Н. Кравченко // М.: Академия,  2007. - 256 с.
  3. Белова, Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять [Текст] / Е.С. Белова // М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2010. - 144 с.
  4. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание [Текст] / Р. Бернс // М.: Прогресс, 2006. - 422 с.
  5. Богоявленская, Д. Б. Рабочая концепция одаренности [Текст] / Д. Б. Богоявленская, А. В. Брушлинский // М.: Академия, 2008. - 68 с.
  6. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович // СПб.: Питер, 2008. - 400 с.
  7. Мещеряков, Б. Г. Большой психологический словарь [Текст] / Б. Г. Мещеряков, В. Зинченко // СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2009. - 816 с.
  8. Борев, Ю.Б. Эстетика [Текст] / Ю. Б. Бореев // Смоленск: Русич, 2006. - 512 с.
  9. Бурменская, Г.В. Хрестоматия по детской психологии. От младенца до подростка [Текст] /  Г. В. Бурменская // М.: Прогресс, 2009. - 656 с.
  10. Василькова, Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений [Текст] / Ю.В. Василькова // М.: Академия, 2008. - 160 с.
  11. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л. С. Выготский // М.: Просвещение, 2007. - 96 с.
  12. Даль, В.И. Иллюстрированный толковый словарь живого великорусского языка: в 4 тт. Т 2. [Текст] / В. И. Даль // Цитадель, Дом Славянской Книги, 2012. - 448 с.
  13. Давыдов, В. В. Российская педагогическая энциклопедия. В 2 томах. Том 2. [Текст] / В.В. Давыдов // М.: Академия, 2003. - 672 с.
  14. Дьяченко, О. М. Одаренный ребенок [Текст] / О.М. Дьяченко // М.: Международный образовательный и психологический колледж, 2008. - 137 с.
  15. Загвязинский, В. И. Основы социальной педагогики [Текст] / В. И. Загвязинский, М. П. Зайцев, Г. Н. Кудашов, О. А.Селиванова // М.: Педагогическое общество России, 2012. – 414 с.
  16. Клименко, В. В. Психологические тесты таланта [Текст] / В. В. Климнко // СПб.: Кристалл, 2008. -  414 с.
  17. Лазурский, А. Ф. Психология общая и экспериментальная [Текст] / А. Ф. Лазурский // СПб.: Алетейя, 2011. – 288 с.
  18. Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии [Текст] / А. Н. Леонтьев // М.: Академия, 2007. - 512 с.
  19. Лейтес, Н. С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия [Текст] / Н. С. Лейтес // М.: Академия, 2008. - 480 с.
  20. Лейтес, Н. С. Психология одаренности детей и подростков [Текст] / С. Лейтес, Т. М. Марютина, Ю. Д. Бабаева // М.: Академия, 2008. - 336 с.
  21. Марютина, Т. М. Естественно – научный подход к проблеме одаренности детей и подростков [Текст] / Т.М. Марютина // М.: Академия, 2007. - 336 с.
  22. Манюк, И. И. Психолого-педагогическое сопровождение с признаками одаренности [Текст] / И. И. Манюк, И. В. Пелихова, Е. В. Цуканова, М. Н. Чаплыгина // Челябинск: Социум, 2011. – 72 с.
  23. Мейснер, Т. Вундеркинды: реализованные и нереализованные способности [Текст] / Т. Мейснер // М.: КРОН – ПРЕСС, 2008. - 368 с.
  24. Менчинская, Н. А. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенка: Избранные психологические труды [Текст] / Н. А. Мечинская // М.: Международная педагогическая академия, 2004. - 512 с.
  25. Миллер, А. Драма одаренного ребенка и поиск собственного я [Текст] / А. Миллер // М.: Прогресс, 2013. - 110 с.
  26. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка. 100 000 слов, терминов и выражений [Текст] / С. И, Ожегов // М.: Оникс, 2012. - 1376 с.
  27. Петровский, А.М. История психологии [Текст] / А. М. Петровский // М.: Педагогика-пресс, 2008. - 448 с.
  28. Савенков, А. И. Одаренные дети в детском саду и школе: Учебн. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений [Текст] / А. И.Савенков // М.: Академия, 2006. - 232 с.
  29. Савенков, А. И. Психология детской одаренности [Текст] / А. И. Савенков // М.: Генезис, 2010. - 448 с.
  30. Степанов, С. С. Психологический словарь для родителей [Текст] / С. С. Степанов // М.: Академия, 2008. - 160 с.
  31. Теплов, М. Б. Избранные труды. В 2-х т., Т.1. [Текст] / М. Б. Теплов // М.: Просвещение, 2002. - 328 с.
  32. Ушаков, Д. В. Психология интеллекта и одаренности [Текст] / Д. В. Ушаков // М.: ИП РАН, 2011. – 464 с.
  33. Фельдштейн, Д. И. Возрастная и педагогическая психология [Текст] /  Д. И. Фельдштейн // М.: МПСИ; МОДЭК, 2009. - 432 с.
  34. Хеллер, К. А. Диагностика и развитие одаренных детей и подростков [Текст] / К. А. Хеллер // М.: ЧеРо, 2010. - 524 с.
  35. Штерн, В. Умственная одаренность. Психологические методы испытания умственной одаренности в их применении к детям школьного возраста [Текст] / В. Штерн // М.: СОЮЗ, 2008. - 128 с.
  36. Эфроимсон, В. П. Генетика гениальности [Текст]/  В. П. Эфроимсон // М.: 3нание, 2012. - 376 с.
  37. Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды [Текст] /  Д. Б. Эльконин // М.: Педагогика - пресс, 2006. – 560 с.
  38. Эльконин, Д. Б. Детская психология [Текст] / Д. Б. Эльконин // М.: Академия, 2011. - 384 с.
  39. Юркевич, В. С. Одаренный ребенок. Иллюзии и реальность [Текст] / В. С. Юркевич // М.: Просвещение, 2006. - 136 с.

Информация о работе Социально-педагогическая деятельность с одаренными детьми дошкольного возраста