Социально-педагогическая поддержка детей с ограниченными возможностями здоровья на базе детских оздоровительных лагерей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июля 2014 в 13:58, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучение социально-педагогических аспектов социальной работы с детьми-инвалидами на базе детских оздоровительных лагерей.
Объект исследования: дети с ограниченными возможностями здоровья.
Предмет исследования: особенности социально-педагогической поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья на базе детских оздоровительных лагерей.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретический анализ исследуемой проблемы …………………...… 7
Положение детей с ограниченными возможностями здоровья в современном обществе ……………………………………………………… 7
Особенности социально-педагогической поддержки детей с ограниченными возможностями …………………………………………... 18
Глава 2. 2. …………………………………………………………………………………… 28
2.1 Механизм функционирования детских оздоровительных лагерей …. 28
2.2 Особенности организации социально-педагогической работы с детьми с ограниченными возможностями в детском оздоровительном лагере...........
Заключение …………………………………………………………………….. 40
Список литературы ……………………………………………………………. 42

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya_4_kurs_Invalidy_v_DOL.doc

— 221.00 Кб (Скачать файл)

Исходя из психолого-педагогических исследований Т. Вейса, А.Р. Маллера, Е.М. Мастюковой, Н.С. Моровой и др., социально-педагогическая поддержка – это процесс, направленный на содействие детям-инвалидам и их близким в преодолении их трудной жизненной ситуации, побуждение их к активной самопомощи, личностного развития, самореализации в обществе. Социально-педагогическая поддержка осуществляется с целью помочь инвалидам достигать и поддерживать оптимальную степень участия в социальных взаимодействиях, членов общества, помешать врожденному или приобретенному дефекту занять центральное место в формировании и становлении личности, дать возможность детям так организовать свой образ жизни, чтобы развить другие способности и тем самым компенсировать инвалидность [22, с.128]. При этом социально-педагогическая поддержка детей-инвалидов несет ряд особенностей:

  • Социально-педагогическая поддержка детей-инвалидов осуществляется комплексно, с участием представителей других профессий (учителей, социальных педагогов, практических психологов, логопедов, дефектологов, медиков, юристов работников культуры и спорта, работников социального обеспечения, органов охраны порядка, общественных организаций);
  • Социально-педагогическая поддержка оказывает детям-инвалидам компетентную социальную помощь: повышает эффективность процесса социализации, воспитания и развития детей; обеспечивает диагностику, коррекцию и управление в широком спектре отношений в социуме в интересах становления и развития полноценной, нравственно здоровой, социально защищенной и творчески активной личности; организует различные виды общественно и индивидуально значимой деятельности детей-инвалидов на принципах творчества, самоуправления самостоятельности; формирует на этой основе их систему ценностей;
  • Суть педагогического компонента в социальной защите и поддержке детей-инвалидов состоит в учете их индивидуальных и возрастных особенностей, конкретных условий социального развития, способах и средствах воспитания, в разработке и реализации эффективной системы мероприятий по оптимизации воспитания на уровне личности;
  • Социально-педагогическая поддержка обеспечивает педагогическую среду для организации досуговой деятельности детей-инвалидов и родителей, заключающуюся в их адаптации, реабилитации и интеграции в видах жизнедеятельности в интересах социального формирования их личности;
  • Высокая результативность социально-педагогической поддержки детей-инвалидов средствами досуговой деятельности может быть достигнута, когда в их основу положены народные традиции, возрождены и используются народное творчество и искусство как современная технология воспитания, учитывающая, наверно, социальную реальность и создаваемая посредством анализа и изучения результатов практики. Реализация в науке и практике социально-педагогической поддержки означает осуществление всей социальной работы с детьми-инвалидами на основе регионального проектирования педагогически целесообразных отношений в социуме, использования в практике форм и методов, основанных на фундаментальных педагогических закономерностях и способствующих личностному развитию, самовоспитанию, социальной адаптации человека, созданию комфортной среды его обитания [16, c. 76].

Ребенок в процессе социального взаимодействия должен усвоить определенные нормы и ценности, систему взглядов и образов действия, которые в дальнейшем позволят ему успешно функционировать в обществе. Особенности социализации детей с отклонениями в развитии должны исходить из рассмотрения этих индивидов как нормальных, способных осваивать социальный опыт, но иными способами, путями, средствами, чем типичные индивиды. Освоение детьми-инвалидами социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений требует определенных мер, средств и усилий (специальные программы, центры по реабилитации, специальные учебные заведения и т.д.). Вместе с тем, разработка данных мер должна основываться на знании закономерностей, задач, сущности процесса социализации. Решающую роль в развитии и раннем обучении любого ребенка играют родители и другие члены семьи. Детям, отстающим в развитии необходимо стимулирование - разговоры, музыка, игры, яркие впечатления, но они нуждаются в большей помощи и систематических занятиях для физического и умственного развития во всех областях, чем здоровые дети.

В процессе социализации, и в частности социальной адаптации детей-инвалидов, социально-педагогическая поддержка помогает им приобретать те качества, которые необходимы для жизнедеятельности в обществе, овладевать социальной деятельностью, социальным общением и поведением, осуществлять социальное становление личности.

Ребенок-инвалид не должен быть пассивным объектом воздействия, а должен стать активным субъектом социального формирования своей личности исходя из внутренних потенций, и, конечно, условий окружающей среды. Первичная социализация происходит в сфере межличностных отношений в малых группах. В качестве первичных агентов социализации выступает ближайшее окружение индивида: родители, близкие и дальние родственники, сверстники, учителя, врачи и т. д. Становление личности у ребенка-инвалида будет зависеть от природы его дефекта. Л.С. Выготский определял это в понятиях первичного и вторичного дефекта. Разработанная им теоретическая концепция аномального развития является чрезвычайно актуальной и сегодня имеет огромное практическое значение [9, c. 32].

Воспитание и обучение входят в состав педагогической деятельности. Направленное обучение ребенка с целью дать ему трудовые навыки и общие представления о жизни, которые должны помочь найти в ней свое место, и называется воспитанием [17, c. 27].

Главная задача воспитания – формирование и развитие ребенка как личности, обладающей теми полезными качествами, которые ей необходимы для жизни в обществе.

Холостова Е. И определяет обучение, как процесс, основная цель которого состоит в развитии способностей ребенка. Отделить эти два процесса практически невозможно: воспитывая ребенка, мы всегда его чему-то обучаем, а занимаясь обучением, одновременно и воспитываем [17, c. 182].

Раннее развитие детей с отклонениями происходит с отставанием. Причем дети с замедленным умственным развитием физически тоже развиваются медленнее. Физические недостатки детей также затрудняют и замедляют развитие интеллекта. То есть физический недостаток может привести к умственному и наоборот, умственный – к физическому, если не принять специальные меры, чтобы помочь наиболее полному развитие ребенка как в физическом, так и в умственном отношении.

Большинство родителей строят воспитание ребенка с отклонениями развития на принципах воспитания здорового ребенка, а именно, смягчения требований к нему в периоды острых или обострения хронических заболеваний. Следуя данному принципу, многие родители, имеющие детей с отклонениями развития, чрезмерно занижают предъявляемые к ним требования в течение всего детского, а также подросткового периодов воспитания. Одним из факторов, стимулирующих снижение требовательности к таким детям, является комплекс родительской вины. В итоге воспитания по типу сверхопеки – «ребенок-кумир» с чрезмерным обереганием ребенка и даже иногда с сокрытием его дефекта до определенного момента у большинства детей – инвалидов вырабатывается инфантильное отношение к окружающим и сверхэгоизм.

Когда ребенок с особенностями в развитии вырастает, проблема самостоятельности выступает на первый план, однако его личность уже бывает сформирована на принципах повышенной опеки, потакания слабости, низкой требовательности.

Основной потребностью всех детей, и детей-инвалидов в том числе, являются любовь, пища, кров и возможность познавать себя и окружающий мир. Ребенку-инвалиду труднее постигать окружающий мир. Каждый ребенок развивается в трех областях: физической (тело), умственной (интеллект) и социальной (общение).

Социальный педагог играет очень важную роль в жизни ребенка-инвалида и его семьи. В своей деятельности он в основном такие методы как контракт, консультирование, различные тренинги (образовательные, психологические и другие). Одной из важнейшей форм взаимодействия социального педагога семьей ребенка с ограниченными возможностями является патронаж. В основном все эти формы и методы заимствованы из зарубежного опыта, и поэтому говорить о целостностных социально-педагогических технологиях пока еще рано – они находятся в стадии формирования и апробации.

Неоднозначное представление об инвалидности, невозможность для социума обеспечить адекватные условия социализации инвалидов, несоответствие возможностей последних их потребностей, несовпадение поведение инвалидов общественным ожиданиям – это и многое другое делает инвалидность реальной проблемой, которая не может игнорироваться государством и обществом. Так как в настоящее время от педагога требуется все более высокий уровень профессионализма в работе с детьми, умение организовать общение, выстроить отношения с каждым ребенком таким образом, чтобы способствовать его духовному развитию и воспитанию, а этого можно достигнуть только комплексно использовав накопленный материал выше указанных авторов. Реализация идей этих авторов не просто выявляет дополнительный педагогический потенциал, но и ориентирует на поиск нового содержания педагогического процесса детского лагеря, новых принципов в организации жизнедеятельности всего лагерного сообщества, новых подходов к обеспечению условий, необходимых для самоопределения и саморазвития личности. Педагог, работающий в качестве организатора детского коллектива, находится в постоянном поиске творческого наполнения всей организации его жизни и деятельности.

Работа социального педагога в летних оздоровительных лагерях новая для нашего общества. Социальный педагог работает с детьми и подростками в образовательных учреждениях разного типа, центрах досуга и творчества детей и подростков, учреждениях летнего отдыха, в детских лагерях и оздоровительных центрах, детских общественных организациях, клубах по месту жительства, учреждениях дополнительного образования, досуговых учреждениях – воспитателем, педагогом-организатором, методистом; в детских домах и специализированных школах-интернатах для детей с проблемами. Целью деятельности социального педагога является создание условий для психологического комфорта и безопасности ребенка, удовлетворении его потребностей с помощью социальных, правовых, психологических, медицинских, педагогических механизмов предупреждения и преодоления негативных явлений в семье, школе, лагере, ближайшем окружении и других социумах. Задача деятельности социального педагога - помощь во взаимодействии ребенка с обществом, помощь в его развитии, воспитании, образовании, профессиональном становлении, а также не маловажным является формирование социальной среды в детском оздоровительном лагере.

Образовательные учреждения совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают дошкольное, внешкольное воспитание и образование детей-инвалидов, получение инвалидами среднего общего образования, среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида [6, c. 50].

Детям-инвалидам дошкольного возраста предоставляются необходимые реабилитационные меры и создаются условия для пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа. Для детей-инвалидов, состояние здоровья которых исключает возможность их пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа, создаются специальные дошкольные учреждения.

Таким образом к категории инвалидов относятся дети, имеющие значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации, вследствие нарушения развития и роста ребенка, его способности к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению, общению, игровой и трудовой деятельности в будущем.

В исследовании показывается, что детская инвалидность – проблема всего общества. Наличие значительного количества детей с ограниченными возможностями здоровья должна быть предметом особых забот для страны. Данная категория детей имеет значительно меньше шансов реализовать свои гражданские свободы: получить качественное образование и сделать профессиональный выбор. Анализ ситуации показывает, что большинство из них находятся в прямой зависимости от конкретных мер государственной социальной политики, направленных на образование и занятость инвалидов, с одной стороны, а с другой – от попечительства родных, не только осуществляющих уход, но и ответственных за удовлетворение их потребностей.

Изучив основные проблемы инвалидов, следует отметить, что для улучшения уровня и качества жизни лиц с ограниченными возможностями необходимо:

1. Усовершенствовать процесс социально-бытовой адаптации к условиям жизни в обществе и в быту;

2. Повысить психологическое  самочувствие и самовосприятие  инвалидов;

3. Сделать образование  для лиц с ограниченными возможностями  более доступным, для повышения  возможности восхождения по социальной  лестнице;

4. Принять комплекс мер, направленных на решение проблем профессиональной конкурентоспособности инвалидов.

Политика социальной поддержки инвалидов должна строиться на платформе создания условий для равного участия людей с ограниченными возможностями в жизни общества. Поэтому необходимо усовершенствовать процесс социально-бытовой адаптации к условиям жизни в социуме ив быту. Одним из главных показателей социально-психологической адаптации лиц с ограниченными возможностями является их отношение к собственной жизни, поэтому нужно помочь им улучшить свое самовосприятие и материальное положение. Для этого следует сделать более доступным процесс получения образования с целью повышения возможности восхождения по социальной лестнице.

Теоретический анализ современных проблем инвалидов подвел нас к следующим выводам:

  1. Социально-педагогическая поддержка детей-инвалидов, основанная на принципе гуманизма, есть одна из приоритетных задач, стоящих перед обществом, так как она позволяет формировать положительные качества личности, нравственное и социальное ее становление.
  2. Наиболее существенными социальными проблемами для детей-инвалидов являются: недостаточные формы социальной поддержки, недоступность здравоохранения, образования, культуры, бытового обслуживания, отсутствие надлежащей архитектурной среды и т.д. Данный комплекс проблем решается усилиями всего общества и государства, направленными на создание равных возможностей для всех детей.

 

В то же время, решения выше перечисленных проблем не достаточно для становления личности ребенка. Необходимо, чтобы общество имело представление, как правильно реагировать на появление ребенка-инвалида в своем окружении. Кроме того, в зависимости от группы инвалидности и ее природы весьма различается процесс социализации детей-инвалидов. Решение этой проблемы должно осуществляться через информирование здоровых детей о правильном отношении к сверстникам-инвалидам. Распространение информации может проводиться в дошкольных учреждениях, а также на базе начальных классов общеобразовательных школ. Для наиболее легкого восприятия данной информации, занятия должны проводиться в игровой форме. 

Информация о работе Социально-педагогическая поддержка детей с ограниченными возможностями здоровья на базе детских оздоровительных лагерей