Социально-педагогическая поддержка детей с ограниченными возможностями здоровья на базе детских оздоровительных лагерей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июля 2014 в 13:58, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучение социально-педагогических аспектов социальной работы с детьми-инвалидами на базе детских оздоровительных лагерей.
Объект исследования: дети с ограниченными возможностями здоровья.
Предмет исследования: особенности социально-педагогической поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья на базе детских оздоровительных лагерей.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретический анализ исследуемой проблемы …………………...… 7
Положение детей с ограниченными возможностями здоровья в современном обществе ……………………………………………………… 7
Особенности социально-педагогической поддержки детей с ограниченными возможностями …………………………………………... 18
Глава 2. 2. …………………………………………………………………………………… 28
2.1 Механизм функционирования детских оздоровительных лагерей …. 28
2.2 Особенности организации социально-педагогической работы с детьми с ограниченными возможностями в детском оздоровительном лагере...........
Заключение …………………………………………………………………….. 40
Список литературы ……………………………………………………………. 42

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya_4_kurs_Invalidy_v_DOL.doc

— 221.00 Кб (Скачать файл)

Содержание, формы и методы работы определяются педагогическим коллективом лагеря на принципах гуманности и демократии, развития национальных и культурно-исторических традиций, инициативы и самодеятельности с учетом интересов детей. В лагере должны быть созданы благоприятные возможности для привлечения всех школьников к занятиям физической культурой и спортом, туризмом, природоохранной работы, расширения и углубления знаний об окружающем мире, развития творческих способностей детей, организации общественно полезного труда. С учетом пожеланий детей и родителей могут быть организованы профильные отряды, смены, лагеря, а также разновозрастные отряды, группы, объединения.

Общее собрание детей и сотрудников лагеря определяет основные направления жизнедеятельности лагеря, избирает совет, правление или иной орган самоуправления, может принять устав лагеря, который не должен противоречить настоящему Положению, учитывает традиции и перспективы лагеря. Совет тесно взаимодействует с администрацией лагеря, общественными организациями, родителями.

Анализируя противоречивый опыт работы лагерей в последние годы, мы можем сказать, что активно идет поиск новых форм отдыха, но потеряна основа всей воспитательной деятельности в связи с отказом от приоритета пионерской организации, которая несла организирующее начало воспитательной работы. В качестве такой основы Шмаков С.А. предлагал сохранение структурных традиций пионерства (построение и самоуправление коллективов), коллективную творческую и организаторскую деятельность, вместе с тем наполнение новым содержанием жизнедеятельности детских коллективов [25, с.65].

Причем, содержание процесса воспитания в период летнего отдыха должен носить, по мнению Шереш Г.Л., веселый, легкий и насыщенный яркими переживаниями характер, свободное общение должно становиться основным каналом трансляции духовной культуры и ценностных отношений [32, с. 43].

Во время пребывания ребенка в лагере комплексно решается ряд задач:

  1. Оздоровление и укрепление здоровья детей, формирование навыков здорового образа жизни и осознанного отношения к своему здоровью и окружающей среде.

Данная задача является главнейшей в детском оздоровительном лагере, потому что летом необходимо максимально использовать богатый природно-климатический фактор как способ организации и обеспечения процесса оздоровления детей и подростков.

  1. Воспитание гражданственности, то есть формирование у детей понимания единства и взаимозависимости мира, одинаковой значимости для всех народов сохранения мира, проблем экологии, защиты и сохранения мировой художественной культуры, экономического, научного, культурного сотрудничества, а также активности в деле решения глобальных противоречий. Стержнем гражданственности являются патриотизм и интернационализм.
  2. Формирование адаптационных навыков и подготовка в жизни в обществе, развитие интеллектуального, духовного потенциала, творческих способностей и интересов детей, активное приобщение к различным видам деятельности.

Важно помнить, что ни одна из задач, не может полностью обособлено выполняться от других задач. Они непременно пересекаются, а лагерь выполняет не одну задачу, а комплекс всех задач. Важно также помнить, что летний оздоровительный лагерь обеспечивает детей сменой деятельности, т. е. переключает с учебной деятельности на отдых и общественно значимый полезный досуг [32, с.121 ].

Отличительной особенностью воспитательного процесса в условиях летнего отдыха детей и подростков является его цикличность и периодизация. Исходя из этого и из работ Шереш Г.Л. [32, с.131 ], Рожкова М.И. [29, с.44 ], Катовича Н.К. [17, c.19 ], смену в лагере подразделяют на три периода:

  1. организационно-диагностический период, в ходе которого происходит адаптация к условиям лагеря, диагностика индивидуальных особенностей, интересов, социальных условий детей, а также включения их в жизнедеятельность первичного детского коллектива, знакомство с детьми, поиск друзей. Сложная работа в организационный период оправдывает себя в течение смены и служит основанием для демонстрации гуманистической позиции педагогов. Цель деятельности может быть сформулирована педагогами, но она только тогда превращается в групповой мотив, когда дети видят, что удовлетворение их потребностей напрямую зависят от достижения этой цели. На этом этапе, в соответствии с поставленными целями осуществляется поиск оптимальной организационной структуры коллектива;
  2. основной период, который является наиболее продолжительным и сложным. Здесь в качестве источника развития выступает противоречие между целью деятельности, определенной самим детским коллективом, и отношением детей к ее содержанию. На первый план выходит устранение противоречия между ожиданиями, запросами детей, стремлением к самоопределению, самоутверждению, творчеству; традиционной организацией воспитательного процесса: чрезмерной регламентацией, перенасыщением массовыми формами, стремлением охватить все стороны жизнедеятельности ребенка;
  3. заключительный период – период продуктивной рефлексии, т. е. период размышлений об итогах пребывания в лагере, оценки того, сто происходило с каждым ребенком, обозначения дальнейших ориентиров и перспектив. Также на данном этапе проходит глубокий самоанализ самоуправленческой деятельности детей, позволяющий определить степень достижения ими личных целей.

Важно учитывать, что эти периоды включены в ограниченные временные рамки одной смены. Поэтому необходимо тщательно подходить к выбору форм и методов работы на каждом этапе во время проведения смены лагеря, независимо от ее образовательной, творческой или трудовой направленности. Юзефавичус Т.А. писал: «Приоритетными должны быть оздоровительная и образовательная деятельность, направленные на развитие ребенка (полноценное питание, медицинское обслуживание, пребывание на свежем воздухе, проведение оздоровительных, физкультурных, культурных мероприятий, организация экскурсий, походов, игр, занятий в объединениях по интересам: временных кружках, секциях, клубах, творческих мастерских)» [33, с.47 ].

Таким образом, можно сказать, что независимо от того, каким является лагерь по направлению: круглосуточным, дневного пребывания, профильным или круглогодичным; он выполняет одни и те же задачи:

  • оздоровление детей;
  • формирование навыков здорового образа жизни и осознанного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
  • формирование адаптационных навыков и подготовка жизни в обществе;
  • развитие интеллектуального, духовного потенциала, творческих способностей и интересов детей;
  • активное приобщение к различным видам деятельности.

Детский лагерь является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой – пространством для оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества ребенка. К ним относятся загородные лагеря, лагеря с дневным пребыванием, профильные и оборонно-спортивные лагеря, палаточные лагеря и др.

Организует и регламентирует работу лагеря государство «Положением об организации оздоровительного лагеря». А также государство пытается проводить мероприятия по улучшению условий пребывания детей в летнем оздоровительном лагере, лагерях дневного пребывания и профильных лагерях. Поэтому количество детей, прошедших оздоровление в лагерях, увеличивается каждый год.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время работа социального педагога в летних оздоровительных лагерях оказалась в необычных условиях, в связи, с чем необходимая социально-психологическая помощь детям, педагогам и родителям стала традиционно оказываться лишь в связи с учебным процессом и в интервале учебного года. В связи с этим возникает парадоксальная ситуация, что именно в то время когда имеются максимальные возможности для создания ребенку психологически благоприятных условий для отдыха, возможности для оказания полноценной социально-психологической помощи – он оказывается лишен их. Особенно отчетливо это проявляется в системе организованного детского отдыха и прежде всего в работе летних лагерей, которые оказались полностью лишены внимания социальных педагогов.

Отдых в детских оздоровительных лагерях для детей с ограниченными возможностями – это восстановление здоровья, и развитие творческого потенциала, и совершенствование личностных возможностей, и приобщение к культурным и образовательным ценностям, и вхождение в систему новых социальных связей, и воплощение собственных планов, и удовлетворение индивидуальных интересов в личностно-значимых сферах деятельности. Но при этом многие родители не умеют правильно организовать досуг своего ребенка. В решении этой проблемы помогают летние оздоровительные лагеря, которые направлены на организацию дифференцированного досуга, способствующему физическому и духовному развитию подрастающего поколения, удовлетворению возрастных и индивидуальных потребностей детей, развитию их разносторонних способностей.

В ходе проведенного нами исследования с целью раскрытия особенностей содержания, методов, приемов, форм и средств работы социального педагога в летнем оздоровительном лагере были решены поставленные в курсовой работе задачи.

На основе изученной социально-педагогической литературы были определены проблемы жизнедеятельности летних оздоровительных лагерей, к которым относятся: отсутствие социально-психологической службы, которая призвана направлять детей, педагогов и родителей на решение сложившихся у них трудных жизненных ситуаций; небольшой опыт работы педагогов с детьми во временном коллективе или отсутствие его; незнание педагогов особенностей работы с разными возрастными группами; недостаточные условия и психологический климат, в которых ребенок сумел бы максимально осмыслить свою индивидуальность, раскрыть свои желания и потребности, постичь свои силы и способности, свое значение в жизни, в семье, в обществе; неинформированность родителей о работе с их детьми в летнем оздоровительном лагере.

Организуя работу в детском оздоровительном лагере, важно учитывать, что коллектив в нем временный и работа рассчитана на небольшой срок. исходя из этого, можно выделить следующие направления работы социального педагога в лагере:

  1. Исследование социума оздоровительного лагеря, психодиагностическая работа;
  2. Повышение уровня педагогической культуры педагогов и воспитателей оздоровительного лагеря;
  3. Социально-педагогическое просвещение и консультирование;
  4. Социально-педагогическая профилактика;
  5. Содействие созданию педагогически ориентированной среды;
  6. Организационно-методическая деятельность.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Государственный доклад «О положении инвалидов в Российской Федерации» / Под ред. А.И. Осодчих. – М., 1996. – С. 1

2. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

3. Кузнецова, Л.П. Основы технологии социальной работы: учебное пособие / Кузнецова Л.П. – Владивосток, 2002. – 92 с.

4. Зозуля, Т.В. Комплексная реабилитация инвалидов: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т.В.Зозуля, Е.Г. Свистунова, В.В. Чешихина и др. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 304 с.

5. Холостова, Е.И. Социальная реабилитация: Учебное пособие. 4-е изд. / Холостова Е.И., Дементьева Н.Ф. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006. – 304 с.

6. Завражин, С.А. Адаптация детей с ограниченными возможностями: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / Завражин С.А., Фортова Л.К. – М.: Академический Проект: Трикста, 2005. – 400 с.

7. Зелинская, Д.И. Детская инвалидность / Зелинская Д.И., Балева Л.С. – М.: Медицина, 2001. – 136 с.

8. Аксенова, Л.И. Социальная педагогика в специальном образовании: Учебное пособие для студ. учеб. заведений / Аксенова Л.И. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 192 с.

9. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития: программно-методические материалы / Под ред. И.М. Бгажноковой. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 239 с.

10. Скворцова, В.О. Социальное воспитание детей с отклонениями в  развитии / Скворцова В.О. – М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. –160 с.

11. Акатов, Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Акатов Л.И. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 368 с.

12. Психологическое и социальное сопровождение больных детей и детей-инвалидов: Учебное пособие / Под ред. С.М. Безух и С.С Лебедевой. – СПб.: Речь, 2007. – 112 с.

13. Современная западная социология: Словарь/ Под ред. Л.А Седова. – М.,1990. – 114 с.

14. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»

15. Гусева, Н.К. Основы социальной защиты больных и инвалидов в Российской Федерации / Н.К. Гусева. – Н.Новгород, 1999.

16. Курбатов, В.И. Социальная работа / Под общ. ред. проф. В.И. Курбатова. – Ростов-на-Дону. 2000. – 376 с.

17. Холостова, Е.И. Российская энциклопедия социальной работы, том 1. / Под ред. Е.И. Холостовой. – М.: Институт социальной работы, 1997. – 364 с.

18. Ярская-Смирнова, Е. Р. Социальная работа с инвалидами / Е.Р. Ярская-Смирнова, Э.К. Наберушкина. – СПб.: Питер. 2004. – 120 с.

19. Законодательные материалы О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: федер. закон: [принят Гос. думой 20 июля 1995 г.: одобр. Советом Федерации 15 нояб. 1995 г.] / Российская Федерация. – Москва, 1998. – 22 с.

20. Нормативные документы. Социальная защита инвалидов. Нормативные акты и документы / Под ред. Маргиева  – М.: Юридическая литература. 2007. – 704с.

21. Козяков, С.Б. Реализация комплексных реабилитационных программ для детей-инвалидов / Козяков С.Б. // СОЦИС. – 2002. – № 6. – С. 36-40

22. Зайцев, Д.В.  Интегрированное образование детей с ограниченными возможностями / Зайцев Д.В. // Социологические исследования. – 2004.  –  № 7.  – С. 127-132.

Информация о работе Социально-педагогическая поддержка детей с ограниченными возможностями здоровья на базе детских оздоровительных лагерей