Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июля 2014 в 13:58, курсовая работа
Цель исследования: изучение социально-педагогических аспектов социальной работы с детьми-инвалидами на базе детских оздоровительных лагерей.
Объект исследования: дети с ограниченными возможностями здоровья.
Предмет исследования: особенности социально-педагогической поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья на базе детских оздоровительных лагерей.
Введение …………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретический анализ исследуемой проблемы …………………...… 7
Положение детей с ограниченными возможностями здоровья в современном обществе ……………………………………………………… 7
Особенности социально-педагогической поддержки детей с ограниченными возможностями …………………………………………... 18
Глава 2. 2. …………………………………………………………………………………… 28
2.1 Механизм функционирования детских оздоровительных лагерей …. 28
2.2 Особенности организации социально-педагогической работы с детьми с ограниченными возможностями в детском оздоровительном лагере...........
Заключение …………………………………………………………………….. 40
Список литературы ……………………………………………………………. 42
Содержание, формы и методы работы определяются педагогическим коллективом лагеря на принципах гуманности и демократии, развития национальных и культурно-исторических традиций, инициативы и самодеятельности с учетом интересов детей. В лагере должны быть созданы благоприятные возможности для привлечения всех школьников к занятиям физической культурой и спортом, туризмом, природоохранной работы, расширения и углубления знаний об окружающем мире, развития творческих способностей детей, организации общественно полезного труда. С учетом пожеланий детей и родителей могут быть организованы профильные отряды, смены, лагеря, а также разновозрастные отряды, группы, объединения.
Общее собрание детей и сотрудников лагеря определяет основные направления жизнедеятельности лагеря, избирает совет, правление или иной орган самоуправления, может принять устав лагеря, который не должен противоречить настоящему Положению, учитывает традиции и перспективы лагеря. Совет тесно взаимодействует с администрацией лагеря, общественными организациями, родителями.
Анализируя противоречивый опыт работы лагерей в последние годы, мы можем сказать, что активно идет поиск новых форм отдыха, но потеряна основа всей воспитательной деятельности в связи с отказом от приоритета пионерской организации, которая несла организирующее начало воспитательной работы. В качестве такой основы Шмаков С.А. предлагал сохранение структурных традиций пионерства (построение и самоуправление коллективов), коллективную творческую и организаторскую деятельность, вместе с тем наполнение новым содержанием жизнедеятельности детских коллективов [25, с.65].
Причем, содержание процесса воспитания в период летнего отдыха должен носить, по мнению Шереш Г.Л., веселый, легкий и насыщенный яркими переживаниями характер, свободное общение должно становиться основным каналом трансляции духовной культуры и ценностных отношений [32, с. 43].
Во время пребывания ребенка в лагере комплексно решается ряд задач:
Данная задача является главнейшей в детском оздоровительном лагере, потому что летом необходимо максимально использовать богатый природно-климатический фактор как способ организации и обеспечения процесса оздоровления детей и подростков.
Важно помнить, что ни одна из задач, не может полностью обособлено выполняться от других задач. Они непременно пересекаются, а лагерь выполняет не одну задачу, а комплекс всех задач. Важно также помнить, что летний оздоровительный лагерь обеспечивает детей сменой деятельности, т. е. переключает с учебной деятельности на отдых и общественно значимый полезный досуг [32, с.121 ].
Отличительной особенностью воспитательного процесса в условиях летнего отдыха детей и подростков является его цикличность и периодизация. Исходя из этого и из работ Шереш Г.Л. [32, с.131 ], Рожкова М.И. [29, с.44 ], Катовича Н.К. [17, c.19 ], смену в лагере подразделяют на три периода:
Важно учитывать, что эти периоды включены в ограниченные временные рамки одной смены. Поэтому необходимо тщательно подходить к выбору форм и методов работы на каждом этапе во время проведения смены лагеря, независимо от ее образовательной, творческой или трудовой направленности. Юзефавичус Т.А. писал: «Приоритетными должны быть оздоровительная и образовательная деятельность, направленные на развитие ребенка (полноценное питание, медицинское обслуживание, пребывание на свежем воздухе, проведение оздоровительных, физкультурных, культурных мероприятий, организация экскурсий, походов, игр, занятий в объединениях по интересам: временных кружках, секциях, клубах, творческих мастерских)» [33, с.47 ].
Таким образом, можно сказать, что независимо от того, каким является лагерь по направлению: круглосуточным, дневного пребывания, профильным или круглогодичным; он выполняет одни и те же задачи:
Детский лагерь является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой – пространством для оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества ребенка. К ним относятся загородные лагеря, лагеря с дневным пребыванием, профильные и оборонно-спортивные лагеря, палаточные лагеря и др.
Организует и регламентирует работу лагеря государство «Положением об организации оздоровительного лагеря». А также государство пытается проводить мероприятия по улучшению условий пребывания детей в летнем оздоровительном лагере, лагерях дневного пребывания и профильных лагерях. Поэтому количество детей, прошедших оздоровление в лагерях, увеличивается каждый год.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время работа социального педагога в летних оздоровительных лагерях оказалась в необычных условиях, в связи, с чем необходимая социально-психологическая помощь детям, педагогам и родителям стала традиционно оказываться лишь в связи с учебным процессом и в интервале учебного года. В связи с этим возникает парадоксальная ситуация, что именно в то время когда имеются максимальные возможности для создания ребенку психологически благоприятных условий для отдыха, возможности для оказания полноценной социально-психологической помощи – он оказывается лишен их. Особенно отчетливо это проявляется в системе организованного детского отдыха и прежде всего в работе летних лагерей, которые оказались полностью лишены внимания социальных педагогов.
Отдых в детских оздоровительных лагерях для детей с ограниченными возможностями – это восстановление здоровья, и развитие творческого потенциала, и совершенствование личностных возможностей, и приобщение к культурным и образовательным ценностям, и вхождение в систему новых социальных связей, и воплощение собственных планов, и удовлетворение индивидуальных интересов в личностно-значимых сферах деятельности. Но при этом многие родители не умеют правильно организовать досуг своего ребенка. В решении этой проблемы помогают летние оздоровительные лагеря, которые направлены на организацию дифференцированного досуга, способствующему физическому и духовному развитию подрастающего поколения, удовлетворению возрастных и индивидуальных потребностей детей, развитию их разносторонних способностей.
В ходе проведенного нами исследования с целью раскрытия особенностей содержания, методов, приемов, форм и средств работы социального педагога в летнем оздоровительном лагере были решены поставленные в курсовой работе задачи.
На основе изученной социально-педагогической литературы были определены проблемы жизнедеятельности летних оздоровительных лагерей, к которым относятся: отсутствие социально-психологической службы, которая призвана направлять детей, педагогов и родителей на решение сложившихся у них трудных жизненных ситуаций; небольшой опыт работы педагогов с детьми во временном коллективе или отсутствие его; незнание педагогов особенностей работы с разными возрастными группами; недостаточные условия и психологический климат, в которых ребенок сумел бы максимально осмыслить свою индивидуальность, раскрыть свои желания и потребности, постичь свои силы и способности, свое значение в жизни, в семье, в обществе; неинформированность родителей о работе с их детьми в летнем оздоровительном лагере.
Организуя работу в детском оздоровительном лагере, важно учитывать, что коллектив в нем временный и работа рассчитана на небольшой срок. исходя из этого, можно выделить следующие направления работы социального педагога в лагере:
1. Государственный доклад «О положении инвалидов в Российской Федерации» / Под ред. А.И. Осодчих. – М., 1996. – С. 1
2. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
3. Кузнецова, Л.П. Основы технологии социальной работы: учебное пособие / Кузнецова Л.П. – Владивосток, 2002. – 92 с.
4. Зозуля, Т.В. Комплексная реабилитация инвалидов: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т.В.Зозуля, Е.Г. Свистунова, В.В. Чешихина и др. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 304 с.
5. Холостова, Е.И. Социальная реабилитация: Учебное пособие. 4-е изд. / Холостова Е.И., Дементьева Н.Ф. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006. – 304 с.
6. Завражин, С.А. Адаптация детей с ограниченными возможностями: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / Завражин С.А., Фортова Л.К. – М.: Академический Проект: Трикста, 2005. – 400 с.
7. Зелинская, Д.И. Детская инвалидность / Зелинская Д.И., Балева Л.С. – М.: Медицина, 2001. – 136 с.
8. Аксенова, Л.И. Социальная педагогика в специальном образовании: Учебное пособие для студ. учеб. заведений / Аксенова Л.И. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 192 с.
9. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития: программно-методические материалы / Под ред. И.М. Бгажноковой. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 239 с.
10. Скворцова, В.О. Социальное воспитание детей с отклонениями в развитии / Скворцова В.О. – М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. –160 с.
11. Акатов, Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Акатов Л.И. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 368 с.
12. Психологическое и социальное сопровождение больных детей и детей-инвалидов: Учебное пособие / Под ред. С.М. Безух и С.С Лебедевой. – СПб.: Речь, 2007. – 112 с.
13. Современная западная социология: Словарь/ Под ред. Л.А Седова. – М.,1990. – 114 с.
14. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»
15. Гусева, Н.К. Основы социальной защиты больных и инвалидов в Российской Федерации / Н.К. Гусева. – Н.Новгород, 1999.
16. Курбатов, В.И. Социальная работа / Под общ. ред. проф. В.И. Курбатова. – Ростов-на-Дону. 2000. – 376 с.
17. Холостова, Е.И. Российская энциклопедия социальной работы, том 1. / Под ред. Е.И. Холостовой. – М.: Институт социальной работы, 1997. – 364 с.
18. Ярская-Смирнова, Е. Р. Социальная работа с инвалидами / Е.Р. Ярская-Смирнова, Э.К. Наберушкина. – СПб.: Питер. 2004. – 120 с.
19. Законодательные материалы О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: федер. закон: [принят Гос. думой 20 июля 1995 г.: одобр. Советом Федерации 15 нояб. 1995 г.] / Российская Федерация. – Москва, 1998. – 22 с.
20. Нормативные документы. Социальная защита инвалидов. Нормативные акты и документы / Под ред. Маргиева – М.: Юридическая литература. 2007. – 704с.
21. Козяков, С.Б. Реализация комплексных реабилитационных программ для детей-инвалидов / Козяков С.Б. // СОЦИС. – 2002. – № 6. – С. 36-40
22. Зайцев, Д.В. Интегрированное образование детей с ограниченными возможностями / Зайцев Д.В. // Социологические исследования. – 2004. – № 7. – С. 127-132.