Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2014 в 20:05, дипломная работа
Цель исследования: Изучение проблемы молодежной безработицы и основных направлений социально- педагогической работы по ее решению.
Задачи:
1. Анализ научной литературы по данной проблеме.
2. Определить понятия безработицы, сущности и причин и последствий ее возникновения.
3. Изучить практические методы исследования проблемы молодежной безработицы.
4. Раскрыть основные направления социально- педагогической работы по решению проблемы молодежной безработицы.
Введение………………………………………………………………………….2
Глава I Безработица как социальное явление………………………………….5
1.1. Определение и характеристики безработицы…………………………..5
1.2. Проблемы безработицы среди молодежи……………………………...14
1.3. Социальные последствия безработицы………………………………...21
Глава II Социально- педагогическая работа в сфере решения молодежной безработицы…………………………………………………………………….28
2.1. Методы и формы социальной работы с безработными…………………28
2.2. Профориентация как одна из форм работы с безработной молодежью..42
2.3. Методы профориентационной работы социального педагога……..........53
Заключение………………………………………………………………….…..62
Литература…………………………………………………
2.1. Методы и формы социальной работы с безработными.
Для создания эффективных условий обеспечения занятости, решения адресных проблем безработного и членов его семьи созданы службы занятости, осуществляющие комплексное регулирование вопросов трудовой сферы. Федеральная служба занятости России была создана в1991 г. в соответствии с Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации» в качестве организационно- самостоятельной службы на территории России. Ее региональные представительства являются структурными подразделениями соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.
Регулированием всех сторон трудовой сферы занимается Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации. В его задачи входят: выработка активной политики занятости, управление федеральной системой службы по труду и занятости, разработка и финансирование государственных программ содействия занятости населения, контроль за деятельностью системы службы по труду и занятости и др.
Эффективным средством социальной защиты занятого населения в условиях рыночной экономики во многих странах является страхование от безработицы. В России в соответствии с действующим законодательством государство гарантирует:
- свободу выбора рода деятельности, в том числе с разным режимом труда;
- охрану труда, правовую
защиту от необоснованного
- бесплатное содействие
в подборе подходящей работы
и трудоустройстве при
Безработным гражданам гарантируется:
- бесплатное получение
услуг в сфере
- обеспечение социальной поддержки;
- компенсация в соответствии
с законодательством РФ
- бесплатное медицинское
обслуживание и медицинское
- возможность заключения срочных трудовых договоров на участие в оплачиваемых общественных работах, организуемых с учетом возрастных и иных особенностей граждан.
Государство также предоставляет дополнительные гарантии гражданам, особо нуждающимся в социальной защите и испытывающим трудности в поиске работы. Разрабатываются и реализуются целевые программы содействия занятости населения. Создаются дополнительные рабочие места и специализированные организации (включая организации для труда инвалидов). Устанавливаются квоты для приема на работу инвалидов. Организуется временное трудоустройство несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, предоставляются услуги по профессиональной ориентации, а также возможность обучения по специальным программам [15-с. 113-114].
Как считает Н.Н. Абакумов, важной составляющей государственной поддержки безработных граждан является выплата пособий и компенсаций.
Государство гарантирует безработным:
- выплату пособий по
безработице, в том числе в
период временной
- выплату стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости;
- возможность участия в оплачиваемых общественных работах;
- возмещение затрат в
связи с добровольным
Задачи службы занятости в нашей стране очень велики, она занимается не только решением проблем безработного, но и вопросами изменения трудового поведения в рыночных условиях всех хозяйственных субъектов (работодатель- работник). В компетенцию службы входят:
- содействие поиску подходящего рабочего места как временного, так и постоянного;
- повышение
- квотирование рабочих
мест для
- информирование населения, работодателей, государственных и негосударственных структур о состоянии рынка труда;
- территориальное
- помощь в развитии предпринимательства и самозанятости граждан;
- обеспечение социальной поддержки безработных;
- сотрудничество с
- совершенствование механизма
финансовой поддержки
Граждане, обратившиеся в службу занятости, имеют право проконсультироваться по вопросам выбора рода деятельности, трудоустройства, профессионального обучения. При этом регистрироваться в службе занятости не обязательно. Работающий, но желающий сменить место работы гражданин также может обратиться с службу занятости в целях поиска подходящей работы.
Порядок регистрации безработных предусматривает несколько этапов.
1. первичная регистрация
безработных граждан
2. Регистрация в целях поиска подходящей работы. В соответствии со ст. 4 Закона РФ «О занятости населения в РФ», подходяще считается такая работа, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом его профессиональной подготовки, условий последнего места работы, состояния здоровья, транспортной доступности. [8.]
Регистрация безработных граждан в целях поиска подходящей работы осуществляется органами службы занятости населения по месту жительства граждан со дня их личного обращения со всеми необходимыми документами.
Для этого безработные предоставляют справку с предыдущего места работы о среднем заработке (доходе, денежном довольствии) за последние три месяца и следующие документы:
- паспорт или иной документ удостоверяющий личность;
- трудовую книжку или иные документы подтверждающие трудовой стаж;
- документы, удостоверяющие профессиональную квалификацию.
Инвалиды в дополнение к указанным документам предъявляют трудовую рекомендацию, индивидуальную программу реабилитации. Специалисты службы занятости в течение 10 дней со дня регистрации граждан должны по возможности предложить обратившемуся два варианта подходящей работы, включая работу временного характера, а впервые ищущему работу, немеющему профессии, два варианта профессиональной подготовки или оплачиваемой работы. В целях содействия в трудоустройстве клиент службы занятости и специалист могут разработать план самостоятельного поиска работы. В случае невозможности подобрать подходящую вакансию безработному может предложена профессиональная подготовка или переподготовка. На каждого клиента, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы заводится личное дело, куда заносится вся полученная информация по подбору работы.
3. Регистрация граждан
в качестве безработных
Датой регистрации гражданина в качестве безработного является принятие решения службы занятости о признании его безработным. Граждане, которым отказано в регистрации в качестве безработных, имеют право на повторные обращения. В случае несогласия с решением службы занятости гражданин имеет право в установленном порядке обратится с иском в суд.
4. Перерегистрация безработных граждан. Клиенты службы занятости обязаны не реже двух раз в месяц проходить перерегистрацию. Безработные обязаны активно содействовать своему трудоустройству, соблюдать порядок и условия регистрации, информировать органы службы занятости в случае поиска работы.
5. Снятие безработных
граждан с регистрационного
- если гражданин признается
занятым в соответствии с
- если он проходит
- если он не является без уважительной причины в течение 10 дней со дня регистрации в качестве безработного;
- при длительной (более
месяца) неявке в органы службы
занятости без уважительной
- при переезде в другую местность;
- в случае назначения гражданину пенсии по старости ( по возрасту), за выслугу лет;
- когда устанавливаются
нарушения со стороны
По мнению некоторых специалистов, нормализации ситуации в области занятости населения будет способствовать развитие малого предпринимательства, особенно в небольших городах и сельской местности. Малый и средний бизнес во многом инициирует появление дополнительных рабочих мест, повышает деловую активность граждан, их конкурентоспособность на рынке труда.
Другим вариантом увеличения занятости является привлечение граждан к оплачиваемым общественным работам. Под общественными работами понимается трудовая деятельность, имеющая социально полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, имеющих работу. К общественным работам не относится деятельность, связанная с необходимостью срочной ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий, катастроф, и других чрезвычайных ситуаций и требующая специальной подготовки работников, а также их квалифицированных и ответственных действий в кратчайшие сроки.
Право на участие в общественных работах имеют граждане зарегистрированные в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, и безработные. Преимущественным правом на участие в общественных работах пользуются безработные не получающие пособия и граждане, состоящие на учете длительное время ( свыше 6 месяцев).Участие граждан в общественных работах допускается только с их согласия. При этом учитывается состояние здоровья, возрастные и профессиональные особенности человека.
В соответствии с законом РФ «О занятости населения в РФ» оплачиваемая работа, включая работу временного характера и общественные работы, считается подходящей для следующих категорий граждан:
- впервые ищущих работу ( ранее не работавших) и при этом не имеющих профессии;
- уволенных более одного раза в течение одного года, предшествовавшего безработице, за нарушение трудовой дисциплины или другие действия, предусмотренные законодательством РФ.
- прекративших индивидуальную пр
- стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного ( более 1 года) перерыва, а также направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных по их вине;
- отказавшихся повысить (восстановить) квалификацию по имеющейся профессии ( специальности), получить смежную профессию или пройти переподготовку после окончания первого периода выплаты пособия по безработице;
- состоящих на учете в органах службы занятости более 18 месяцев, а также более трех лет неработающих;
- обратившихся в органы
службы занятости после
В системе мер социальной защиты населения от безработицы важное место занимает право граждан на бесплатную профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку по направлению органов службы занятости. Профессиональное образование безработных граждан осуществляется с целью:
- повышения
- сокращения уровня безработицы;
- изменения профессионально-
квалификационного состава
- минимизации финансовых издержек государства.
Данный вид деятельности службы занятости - один из главных элементов активной политики занятости, т.к. он способствует преодолению основной причины безработицы- несоответствия качественных характеристик вакантных рабочих мест и безработных граждан.
В соответствии с законом эта работа ведется в тех случаях если:
- гражданин не имеет профессии ( специальности);
- невозможно подобрать
подходящую работу из-за
- необходимо изменить
профессию в связи с
- гражданин утратил способность к выполнению работы по прежней профессии.
Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных граждан осуществляются в образовательных учреждениях профессионального и дополнительного образования, учебных центрах органов службы занятости или иных учебных заведениях в соответствии с договорами, заключаемыми органами службы занятости.
Право в приоритетном порядке пройти профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации имеют безработные инвалиды; безработные граждане по истечении шестимесячного периода безработицы; граждане, уволенные с военной службы, жены (мужья) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы; выпускники образовательных учреждений, а также граждане впервые ищущие работу и при этом не имеющие профессии.
В России число людей, стоящих на учете в службе занятости длительное время, с каждым годом увеличивается. Среди таких безработных мужчины составляют 36%, женщины- 64 %. Длительная безработица наиболее распространена среди лиц старшего возраста, т.к. они медленнее реагируют на потребности рынка. При оказании помощи длительно безработным гражданам необходимы, во- первых, комплексная психологическая поддержка для снятия напряженности от временной потери работы, и во-вторых, активный поиск работы ( формирование новой активной позиции).
Информация о работе Социально-педагогическая работа с безработными гражданами