Социально-педагогическая работа с безработными гражданами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2014 в 20:05, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: Изучение проблемы молодежной безработицы и основных направлений социально- педагогической работы по ее решению.
Задачи:
1. Анализ научной литературы по данной проблеме.
2. Определить понятия безработицы, сущности и причин и последствий ее возникновения.
3. Изучить практические методы исследования проблемы молодежной безработицы.
4. Раскрыть основные направления социально- педагогической работы по решению проблемы молодежной безработицы.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….2
Глава I Безработица как социальное явление………………………………….5
1.1. Определение и характеристики безработицы…………………………..5
1.2. Проблемы безработицы среди молодежи……………………………...14
1.3. Социальные последствия безработицы………………………………...21
Глава II Социально- педагогическая работа в сфере решения молодежной безработицы…………………………………………………………………….28
2.1. Методы и формы социальной работы с безработными…………………28
2.2. Профориентация как одна из форм работы с безработной молодежью..42
2.3. Методы профориентационной работы социального педагога……..........53
Заключение………………………………………………………………….…..62
Литература…………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Безработица среди молодежи диплом соц-пед (1).doc

— 262.00 Кб (Скачать файл)

2.1. Методы и  формы социальной работы с  безработными.

Для создания эффективных условий обеспечения занятости, решения адресных проблем безработного и членов его семьи созданы службы занятости, осуществляющие комплексное регулирование вопросов трудовой сферы. Федеральная служба занятости России была создана в1991 г. в соответствии с Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации» в качестве организационно- самостоятельной службы на территории России. Ее региональные представительства являются структурными подразделениями соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Регулированием всех сторон трудовой сферы занимается Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации. В его задачи входят: выработка активной политики занятости, управление федеральной системой службы по труду и занятости, разработка и финансирование государственных программ содействия занятости населения, контроль за деятельностью системы службы по труду и занятости и др.

Эффективным средством социальной защиты занятого населения в условиях рыночной экономики во многих странах является страхование от безработицы. В России в соответствии с действующим законодательством государство гарантирует:

- свободу выбора рода  деятельности, в том числе с  разным режимом труда;

- охрану труда, правовую  защиту от необоснованного увольнения  или необоснованного отказа в приеме на работу;

- бесплатное содействие  в подборе подходящей работы  и трудоустройстве при посредничестве  органов служб занятости.

Безработным гражданам гарантируется:

- бесплатное получение  услуг в сфере профессиональной  ориентации, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации, психологическая поддержка по направлению органов службы занятости;

- обеспечение социальной  поддержки;

- компенсация в соответствии  с законодательством РФ материальных  затрат в связи с направлением  на работу (обучение) в другую местность по предложению органов службы занятости;

- бесплатное медицинское  обслуживание и медицинское освидетельствование  при приеме на работу и направлении  на обучение;

- возможность заключения  срочных трудовых договоров на  участие в оплачиваемых общественных работах, организуемых с учетом возрастных и иных особенностей граждан.

Государство также предоставляет дополнительные гарантии гражданам, особо нуждающимся в социальной защите и испытывающим трудности в поиске работы. Разрабатываются и реализуются целевые программы содействия занятости населения. Создаются дополнительные рабочие места и специализированные организации (включая организации для труда инвалидов). Устанавливаются квоты для приема на работу инвалидов. Организуется временное трудоустройство несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, предоставляются услуги по профессиональной ориентации, а также возможность обучения по специальным программам [15-с. 113-114].

Как считает Н.Н. Абакумов, важной составляющей государственной поддержки безработных граждан является выплата пособий и компенсаций.

Государство гарантирует безработным:

- выплату пособий по  безработице, в том числе в  период временной нетрудоспособности  безработного;

- выплату стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости;

- возможность участия  в оплачиваемых общественных  работах;

- возмещение затрат в  связи с добровольным переездом  в другую местность для трудоустройства по предложениям органов службы занятости.

Задачи службы занятости в нашей стране очень велики, она занимается не только решением проблем безработного, но и вопросами изменения трудового поведения в рыночных условиях всех хозяйственных субъектов (работодатель- работник). В компетенцию службы входят:

- содействие поиску подходящего  рабочего места как временного, так и постоянного;

- повышение конкурентоспособности  граждан на рынке труда, также  организация профессионального  образования безработных;

- квотирование рабочих  мест для неконкурентоспособных  на рынке труда категорий граждан;

- информирование населения, работодателей, государственных и  негосударственных структур о  состоянии рынка труда;

- территориальное перераспределение  работников;

- помощь в развитии предпринимательства и самозанятости граждан;

- обеспечение социальной  поддержки безработных;

- сотрудничество с работодателями  для комплексного решения проблем  клиентов службы занятости;

- совершенствование механизма  финансовой поддержки работодателей, создающих и сохраняющих рабочие места, осуществляющих переподготовку персонала.

Граждане, обратившиеся в службу занятости, имеют право проконсультироваться по вопросам выбора рода деятельности, трудоустройства, профессионального обучения. При этом регистрироваться в службе занятости не обязательно. Работающий, но желающий сменить место работы гражданин также может обратиться с службу занятости в целях поиска подходящей работы.

Порядок регистрации безработных предусматривает несколько этапов.

1. первичная регистрация  безработных граждан осуществляется  в целях учета общей численности  безработных, обратившихся в службу  занятости за консультацией. В  регистрационных документах указываются анкетные данные клиента, его профессия и причины обращения в службу занятости.

2. Регистрация в целях  поиска подходящей работы. В соответствии  со ст. 4 Закона РФ «О занятости  населения в РФ», подходяще считается  такая работа, которая соответствует  профессиональной пригодности работника с учетом его профессиональной подготовки, условий последнего места работы, состояния здоровья, транспортной доступности. [8.]

Регистрация безработных граждан в целях поиска подходящей работы осуществляется органами службы занятости населения по месту жительства граждан со дня их личного обращения со всеми необходимыми документами.

Для этого безработные предоставляют справку с предыдущего места работы о среднем заработке (доходе, денежном довольствии) за последние три месяца и следующие документы:

- паспорт или иной документ  удостоверяющий личность;

- трудовую книжку или  иные документы подтверждающие  трудовой стаж;

- документы, удостоверяющие  профессиональную квалификацию.

Инвалиды в дополнение к указанным документам предъявляют трудовую рекомендацию, индивидуальную программу реабилитации. Специалисты службы занятости в течение 10 дней со дня регистрации граждан должны по возможности предложить обратившемуся два варианта подходящей работы, включая работу временного характера, а впервые ищущему работу, немеющему профессии, два варианта профессиональной подготовки или оплачиваемой работы. В целях содействия в трудоустройстве клиент службы занятости и специалист могут разработать план самостоятельного поиска работы. В случае невозможности подобрать подходящую вакансию безработному может предложена профессиональная подготовка или переподготовка. На каждого клиента, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы заводится личное дело, куда заносится вся полученная информация по подбору работы.

3. Регистрация граждан  в качестве безработных осуществляется  на основании решения органов  службы занятости населения о  признании гражданина безработным, которое принимается не позднее 11 календарных дней со дня его регистрации в целях поиска подходящей работы.

Датой регистрации гражданина в качестве безработного является принятие решения службы занятости о признании его безработным. Граждане, которым отказано в регистрации в качестве безработных, имеют право на повторные обращения. В случае несогласия с решением службы занятости гражданин имеет право в установленном порядке обратится с иском в суд.

4. Перерегистрация безработных  граждан. Клиенты службы занятости  обязаны не реже двух раз  в месяц проходить перерегистрацию. Безработные обязаны активно содействовать своему трудоустройству, соблюдать порядок и условия регистрации, информировать органы службы занятости в случае поиска работы.

5. Снятие безработных  граждан с регистрационного учета осуществляется в следующих случаях:

- если гражданин признается  занятым в соответствии с трудовым  законодательством ;

- если он проходит профессиональную  подготовку или переподготовку, повышает квалификацию по направлению  органов службы занятости с  выплатой стипендии;

- если он не является  без уважительной причины в  течение 10 дней со дня регистрации  в качестве безработного;

- при длительной (более  месяца) неявке в органы службы  занятости без уважительной причины;

- при переезде в другую  местность;

- в случае назначения гражданину пенсии по старости ( по возрасту), за выслугу лет;

- когда устанавливаются  нарушения со стороны безработного.

По мнению некоторых специалистов, нормализации ситуации в области занятости населения будет способствовать развитие малого предпринимательства, особенно в небольших городах и сельской местности. Малый и средний бизнес во многом инициирует появление дополнительных рабочих мест, повышает деловую активность граждан, их конкурентоспособность на рынке труда.

Другим вариантом увеличения занятости является привлечение граждан к оплачиваемым общественным работам. Под общественными работами понимается трудовая деятельность, имеющая социально полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, имеющих работу. К общественным работам не относится деятельность, связанная с необходимостью срочной ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий, катастроф, и других чрезвычайных ситуаций и требующая специальной подготовки работников, а также их квалифицированных и ответственных действий в кратчайшие сроки.

Право на участие в общественных работах имеют граждане зарегистрированные в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, и безработные. Преимущественным правом на участие в общественных работах пользуются безработные не получающие пособия и граждане, состоящие на учете длительное время ( свыше 6 месяцев).Участие граждан в общественных работах допускается только с их согласия. При этом учитывается состояние здоровья, возрастные и профессиональные особенности человека.

В соответствии с законом РФ «О занятости населения в РФ» оплачиваемая работа, включая работу временного характера и общественные работы, считается подходящей для следующих категорий граждан:

- впервые ищущих работу ( ранее не работавших) и при этом не имеющих профессии;

- уволенных более одного  раза в течение одного года, предшествовавшего безработице, за  нарушение трудовой дисциплины  или другие действия, предусмотренные  законодательством РФ.

- прекративших индивидуальную предпринимательскую деятельность в соответствии с законодательством РФ;

- стремящихся возобновить  трудовую деятельность после  длительного ( более 1 года) перерыва, а  также направленных органами  службы занятости на обучение  и отчисленных по их вине;

- отказавшихся повысить (восстановить) квалификацию по имеющейся профессии ( специальности), получить смежную профессию или пройти переподготовку после окончания первого периода выплаты пособия по безработице;

- состоящих на учете  в органах службы занятости  более 18 месяцев, а также более трех лет неработающих;

- обратившихся в органы  службы занятости после окончания  сезонных работ.

В системе мер социальной защиты населения от безработицы важное место занимает право граждан на бесплатную профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку по направлению органов службы занятости. Профессиональное образование безработных граждан осуществляется с целью:

- повышения конкурентоспособности  конкретного человека на рынке  труда;

- сокращения уровня безработицы;

- изменения профессионально- квалификационного состава трудовых  ресурсов в соответствии с  потребностями экономики;

- минимизации финансовых  издержек государства.

Данный вид деятельности службы занятости - один из главных элементов активной политики занятости, т.к. он способствует преодолению основной причины безработицы- несоответствия качественных характеристик вакантных рабочих мест и безработных граждан.

В соответствии с законом эта работа ведется в тех случаях если:

- гражданин не имеет  профессии ( специальности);

- невозможно подобрать  подходящую работу из-за отсутствия  у гражданина необходимой профессиональной  квалификации;

- необходимо изменить  профессию в связи с отсутствием  работы, отвечающей имеющимся у  гражданина профессиональным навыкам;

- гражданин утратил способность к выполнению работы по прежней профессии.

Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных граждан осуществляются в образовательных учреждениях профессионального и дополнительного образования, учебных центрах органов службы занятости или иных учебных заведениях в соответствии с договорами, заключаемыми органами службы занятости.

Право в приоритетном порядке пройти профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации имеют безработные инвалиды; безработные граждане по истечении шестимесячного периода безработицы; граждане, уволенные с военной службы, жены (мужья) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы; выпускники образовательных учреждений, а также граждане впервые ищущие работу и при этом не имеющие профессии.

В России число людей, стоящих на учете в службе занятости длительное время, с каждым годом увеличивается. Среди таких безработных мужчины составляют 36%, женщины- 64 %. Длительная безработица наиболее распространена среди лиц старшего возраста, т.к. они медленнее реагируют на потребности рынка. При оказании помощи длительно безработным гражданам необходимы, во- первых, комплексная психологическая поддержка для снятия напряженности от временной потери работы, и во-вторых, активный поиск работы ( формирование новой активной позиции).

Информация о работе Социально-педагогическая работа с безработными гражданами