Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2014 в 20:05, дипломная работа
Цель исследования: Изучение проблемы молодежной безработицы и основных направлений социально- педагогической работы по ее решению.
Задачи:
1. Анализ научной литературы по данной проблеме.
2. Определить понятия безработицы, сущности и причин и последствий ее возникновения.
3. Изучить практические методы исследования проблемы молодежной безработицы.
4. Раскрыть основные направления социально- педагогической работы по решению проблемы молодежной безработицы.
Введение………………………………………………………………………….2
Глава I Безработица как социальное явление………………………………….5
1.1. Определение и характеристики безработицы…………………………..5
1.2. Проблемы безработицы среди молодежи……………………………...14
1.3. Социальные последствия безработицы………………………………...21
Глава II Социально- педагогическая работа в сфере решения молодежной безработицы…………………………………………………………………….28
2.1. Методы и формы социальной работы с безработными…………………28
2.2. Профориентация как одна из форм работы с безработной молодежью..42
2.3. Методы профориентационной работы социального педагога……..........53
Заключение………………………………………………………………….…..62
Литература…………………………………………………
Закрепляющая фаза охватывает период после выбора учащимися профессии. Ее цель продолжение формирования профессиональных интересов, создание условий для реализации выбора, адаптации на работе или в профессиональной школе. Выполнение этих задач контролируют работники профессиональных школ и организаторы производства. [30-с. 98-102].
Специалисту, занимающемуся профориентацией, необходимо четко усвоить целый ряд психолого-педагогических понятий.
Под интересом понимается избирательное. эмоционально окрашенное отношение личности к предметам и явлениям, которое сопровождается стремлением познать их и овладеть ими. Профессиональный интерес рассматривается как интерес к предпочитаемому виду трудовой деятельности.
Склонность - расположение личности к той или иной трудовой деятельности. В отличие от интереса склонность предполагает не только активное и эмоционально окрашенное отношение к объекту, но и деятельность, связанную с ним.
Способность - совокупность психологических особенностей личности, необходимых для успешного выполнения той или иной трудовой деятельности.
Профессиональные интересы, склонности, способности находятся в динамическом единстве, взаимно поддерживают и подкрепляют друг друга.
Профессиональное намерение это стадия развития профессионального интереса, оформленного в сознании учащегося как его профессиональный выбор.
Профессиональная направленность личности это характеризующее данного человека своеобразно переживаемое ими избирательное отношение действительности, влияющее на его деятельность.
За последние годы определились принципы профессиональной ориентации школьников:
Принцип сознательности. Сознательность предопределяет хорошее знание профессии: что должен знать и уметь по данной профессии, какие она предъявляет психофизиологические требования к нему, каковы условия труда, как оплачивается труд этой профессии, где можно получить это профессию, каковы перспективы профессионального роста в данной области труда, каковы жилищно-бытовые условия и т.д.
При этом молодому человеку желательно осуществить "пробу11 своих сил в области избираемой профессии, просмотреть ее в "действии", почитать соответствующую литературу и сориентироваться, сможет ли он избрать это профессию на долгие годы.
Принцип самостоятельности. В процессе профориентации предварительно выявив интересы, склонности и способности учащихся. следует совместными усилиями школы, семьи, профессиональных учебных заведений, производства, общественности рекомендовать каждому из школьников соответствующую ему профессию. Педагогическое руководство и контроль должны занимать свое место. однако окончательное право в выборе профессии остается за школьником.
Принцип свободы выбора профессии с учетом потребностей народного хозяйства и своих индивидуально-психологических особенностей, а также состояние здоровья. Наше государство каждому гарантирует равный и свободный выбор профессии с учетом интересов общества.
По мнению Н.Н. Захарова и Н.Н. Чистякова, соблюдение в профориентации названных принципов способствует правильному выбору молодежью своей профессии. Правильный выбор профессии - необходимая предпосылка трудовой удовлетворенности, возникающей в результате естественной потребности людей трудиться в соответствии со своими склонностями и способностями. Правильный выбор профессии обеспечивает и целый ряд производственных результатов: быстрое овладение профессией, стимулирование профессионального совершенствования, укрепление трудовой дисциплины и т.п. При неправильном выборе способности человека остаются, по крайней мере частично, нереализованными, что ведет к трудовой неудовлетворенности и различным потерям - к увеличению времени ученичества и трудностям овладения профессией, отказу от профессионального совершенствования, смене работы и поискам другой профессии, росту профессиональных заболеваний и производственных травм и т.д. [13-с. 79-84].
В организации профориентации существуют диагностический и воспитательный аспекты. Они должны осуществляться в тесном единстве и взаимообусловленности.
Диагностический аспект предусматривает выявление качеств личности для ориентации на определенный вид труда, на определенную профессию. В этих целях можно использовать следующие методы изучения школьников: педагогическое наблюдение; анализ документов и продуктов деятельности учащихся: личных дел, результатов медицинских обследований, классных журналов, творческих сочинений, изделий и т.д.: анализ практических действий учащихся в школе, общественных местах. семье и т.д.; анкетирование; беседу-интервью; метод обобщения независимых характеристик; статистический метод; аппаратурный метод; тестовый метод; педагогический эксперимент.
Воспитательный аспект профориентации тесно связан с диагностическим. После изучения профессиональных интересов. склонностей, способностей, направленности, мотивов выбора профессии разрабатываются воспитательные мероприятия, направленные на усиление подготовки школьника к рекомендуемой ему либо избираемой им профессии.
Воспитательный аспект необходимо активно реализовывать и в тех случаях, когда избираемые учащимися профессии не предъявляют повышенных требований к человеку. В таком случае необходимо разработать мероприятия, направленные на усиление трудового воспитания школьников и привития им любви к избранной профессии.
Такие исследователи как Г.А. Буянова, С.С. Мартынова, Н.И. Калугин и др. указывают на то, что на профориентационное самоопределение учащихся положительно внимание оказывает изучение с ними факультативных курсов, соответствующих их профессиональными интересами.
В процессе ориентации учащихся
на рабочие профессии школам
необходимо держать тесную связь с учебными заведениями системы
профессионально-технического образования.
Совместные усилия
общеобразовательных школ и профессионально-технических
училищ в деле организации профессиональной
ориентации учащихся на рабочие профессии
могут дать большой эффект. В этом плане
заслуживают внимания такие формы работы:
Беседы со школьниками о значении профессии, которым обучают профессионально-технические училища.
"Экскурсии школьников
в профтехучилища и на их
базовые предприятия с целью
ознакомления с различными рабо
Показ кинофильмов о жизни и учебе воспитанников профтехучилищ.
Оборудование в школах выставок и стендов, раскрывающих содержание учебно-воспитательного процесса в профтехучилищах и подготовку молодых рабочих разных профессий.
Организация вечеров-встреч с учащимися профтехучилищ.
Проведение встреч школьников с работниками и выпускниками профтехучилищ.
Помощь работников профтехучилищ школам в организации работы технических кружков.
Выступления учащихся профтехучилищ в школах профессиональных консультаций для учащихся и роди гелей по вопросам выбора рабочих училищ.
Содержание и методы профориентационной работы при переходе из класса в класс должны постоянно меняться, однако при этом следует последующую преемственность. За осуществлением этой задачи призваны следить классные руководители и администрация школы, а также инспектора отделов народного образования по трудовому обучению и профориентации, комиссии по профориентации и трудоустройству выпускников[ 3-с. 36-38].
Как считает А.Д. Сазонов, в профориентационной работе со старшеклассниками особое внимание должно быть уделено подготовке их к выбору массовых профессий, особенно в сфере материального производства. Во многих районах страны следует больше внимания уделять подготовке выпускников школ к выбору сельскохозяйственных профессий и профессий сферы обслуживании.
Несомненно, определенная часть выпускников средней школы должна быть ориентирована на поступление в ВУЗы, специальные средние и военные училища.
Также в профориентационной работе обязательно следует учитывать специфику городской и сельской школ [23-с. 67-68].
2.3. Методы профориентационной работы социального педагога.
Проведение профориентационной работы является одним из направлений деятельности школьного социального педагога, которую он осуществляет совместно с практическим психологом, классными руководителями, профконсультантами- специалистами- служб занятости населения.
Система профессиональной ориентации включает в себя следующие компоненты: профессиональное просвещение (профинформация), профессиональная диагностика, профессиональная консультация, профессиональный отбор, профессиональная адаптация.
По мнению Н.Н. Чистякова и Г.А. Буяновой, важным компонентом системы профессиональной ориентации учащихся является профессиональное просвещение- сообщение школьникам сведений о различных профессиях, их значении для народного хозяйства, потребностях в кадрах, условиях труда, требованиях, предъявляемых профессией к психофизиологическим качествам личности, способах и путях их получения, оплате труда.
Кроме того, учащиеся должны знать основные общетрудовые и общепроизводственные понятия: культура труда, трудовая дисциплина, принципы планирования, структура предприятия и т.д.
Работа по профпросвещению включает в себя профинформацию, профпропаганду и профагитацию.
Знания о профессиях учащиеся получают не только в школе. Источниками знаний по этому вопросу служат средства массовой информации, родственники, друзья и др. при этом сведения о содержании профессии и их значимости иногда могут быть даны весьма искаженно, вследствие чего возможно создание картины неоправданной привлекательности одних профессий и атмосферы недоброжелательности к другим.
В связи с этим перед социальным педагогом стоит довольно сложная задача- исправить идущие вразрез с потребностями экономики страны и общества отношение к некоторым профессиям и сформировать новое. Решить эту задачу призвана часть профпросвещения.
Планирование работы по профпросвещению в школе, в частности, по профпропагнде и последующей профагитации, следует в соответствии с предварительной профдиагностики. Только на основе такого подхода можно проводить соответствующую работу со школьниками, направленную на формирование сознательного отношения к выбору профессии.
Исходя из того, что профпросвещение процесс активный, следует больше опираться на такие метода работы, которые требуют непосредственного участия школьников в самом процессе получения информации [30- с. 11-18].
Как считает А.Д. Сазонов, положительные результаты профпросвещение будет иметь тогда, когда данная работа будет проводится с умелым педагогическим тактом. Он выделяет следующие направления работы в этой области:
- формирование целостного,
многопланового представления
- в процессе проведения работы необходимо учитывать направленность в развитии отраслей народного хозяйства данного экономического района, сложившиеся трудовые традиции, наличие общеобразовательных и профессиональных учебных заведений;
- профессиональное просвещение молодежи должно основываться на реальной потребности в конкретных профессиях;
- ознакомление с миром
профессий следует тесно
Значительное место в работе по профпросвещению занимают беседы, которые проводят социальный педагог, классные руководители с привлечением специалистов различных профессий.
Ознакомление учащихся с профессиями в процессе беседы можно проводить по такому плану:
- Общие сведения о профессии:
краткая характеристика
- Производственное содержание профессии: место и роль профессии в научно- техническом прогрессе, ее перспективность; предмет, средства и продукт (результат труда); содержание и характер трудовой деятельности; объем механизации и автоматизации труда; общие и специальные знания и умения специалиста данной профессии, моральные качества; связь с другими специальностями.
- Условия работы и требования к человеку: санитарно- гигиенические условия труда; требования к возрасту и здоровью; элементы творчества, характер трудностей, степень ответственности, специальные требования к физиологическим и психологическим особенностям человека, отличительные качества хорошего работника; специальные условия: влияние профессии на образ жизни работника, его быт и т.д.; экономические условия: организация труда, система оплаты, отпуск.
- Система подготовки к профессии: пути получения профессии, курсы, техникумы, вузы; связь профессиональной подготовки с учебой и трудовой деятельностью в школе; уровень и объем профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для получения начального квалификационного разряда по данной профессии; перспективы профессионального роста; где можно продолжить ознакомление с профессией [15-с 123-126].
Профессиональная диагностика осуществляется в целях изучения школьников составляет один из важнейших составных компонентов профориентации школьников. На этом этапе следует изучить характерные особенности личности: ценностные ориентации, интересы, потребности, склонности, способности, профессиональную направленность, профессиональные намерения, мотивы выбора профессии, черты характера, темперамент, состояние здоровья.
Диагностическое обследование понять, чего испытуемый достиг на пути формирования тех или иных способностей ( в том числе и профессиональных).
Для изучения профессиональных намерений и профессиональных планов школьников могут применяться такие методические приемы как анкеты, беседы, сочинения, а также профессиональные тесты. При этом необходимо выяснить, есть ли у учащегося предпочитаемые профессии, продуманы ли пути овладения ими, имеются ли резервные профессиональные намерения на случай, если не осуществятся основные и т.д. [19-с 101- 104].
Информация о работе Социально-педагогическая работа с безработными гражданами