Социально-педагогическая работа с безработными гражданами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2014 в 20:05, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: Изучение проблемы молодежной безработицы и основных направлений социально- педагогической работы по ее решению.
Задачи:
1. Анализ научной литературы по данной проблеме.
2. Определить понятия безработицы, сущности и причин и последствий ее возникновения.
3. Изучить практические методы исследования проблемы молодежной безработицы.
4. Раскрыть основные направления социально- педагогической работы по решению проблемы молодежной безработицы.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….2
Глава I Безработица как социальное явление………………………………….5
1.1. Определение и характеристики безработицы…………………………..5
1.2. Проблемы безработицы среди молодежи……………………………...14
1.3. Социальные последствия безработицы………………………………...21
Глава II Социально- педагогическая работа в сфере решения молодежной безработицы…………………………………………………………………….28
2.1. Методы и формы социальной работы с безработными…………………28
2.2. Профориентация как одна из форм работы с безработной молодежью..42
2.3. Методы профориентационной работы социального педагога……..........53
Заключение………………………………………………………………….…..62
Литература…………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Безработица среди молодежи диплом соц-пед (1).doc

— 262.00 Кб (Скачать файл)

Еще одна форма профориентационной работы- профессиональная консультация. Профконсультация, по мнению А.Д. Сазонова - это система оказания действенной помощи в трудовом самоопределении учащихся, основанная на изучении личности.

В работе профконсультации выделяют три этапа:

1. Подготовительная профконсультация  должна подвести учащихся к  осознанному выбору профессии, ведется  она в течение всего периода  школьного обучения.

2. Цель завершающей профконсультации- оказание помощи в выборе профессии  и соответствие с интересами, склонностями и психофизиологическими способностями ученика.

3. Уточняющая профконсультация  нередко выходит за рамки школы  и осуществляется в средних  профессионально- технических училищах, вузах, на предприятиях и т.п. [23-с 118-119].

На каждом из этих этапов профконсультация носит разный характер. На первом этапе подготовка учащихся к выбору профессии немыслима без развития самооценки и положительных качеств личности. При этом профконсультация прежде всего носит развивающий характер. Если у ученика уже сложились интересы, отвечающие его способностям, то задача профконсультанта состоит в том, чтобы направлять его деятельность. Н а втором этапе профориентация носит рекомендательный характер и решает такие основные задачи: соответствие состояния здоровья требованиям выбираемой профессии, психологическая готовность личности к овладению избранной профессией, справочная информация учащихся о содержании и характере труда, возможностях получения специального образования, профессиональной подготовки и трудоустройства. Согласно этим задачам выделяют три этапа профконсультации: психолого- педагогическую, медицинскую и справочную.

Для проведения психолого- педагогической консультации используют данные предварительной профдиагностики личности учащихся. Медицинскую профконсультацию проводят заблаговременно, чтобы дать возможность подростку самостоятельно подойти к правильному выбору профессии, исходя из состояния своего здоровья и требований, предъявляемых человеку профессией. Это работа осуществляется с участием школьного врача и других медицинских работников.

Отдельные профессии предъявляют повышенное требование к психологическим особенностям личности. Несоответствие личностных качеств работника требованиям профессии может привести к перегрузке нервной системы, а подчас и к заболеваниям.

В том случае, если после сопоставления медицинского и психолого- педагогического обследования учащегося с его профессиональной направленностью обнаружатся противопоказания, профконсультант должен тактично и доказательно объяснить ему невозможность сделанного им выбора так, чтобы рекомендуемая профессия не шла вразрез со склонностями и способностями учащегося, а определенным образом соответствовала ему [13- с. 59-61].

Третий этап профконсультации связан с поступлением ученика в профессиональное учебное заведение или непосредственно на работу. Его можно назвать еще формирующим, т.к. основная задача на этом этапе- помочь молодому человеку утвердиться в профессиональном выборе. С помощью школы учащиеся знакомятся с будущими условиями своей деятельности, готовясь к обучению в учебном заведении или непосредственно поступлению на работу.

Профессиональная консультация для учащихся по форме проведения может быть коллективной, групповой и индивидуальной [13-с. 76-77].

Профессиональный отбор является частью профориентации. В процессе профессионального отбора определяется профессиональная пригодность человека на основе существующих у людей физиологических и интеллектуальных различий.

Как отмечает Н.Г. Гусев, существующее физические и интеллектуальные различия обуславливают доступность человеку одних видов труда и одновременно трудность или даже совсем недопустимость других. Однако это вовсе не означает, что природа ставит на человеке неизгладимый знак профессиональной принадлежности. Люди появляются на свет не токарями, не писателями и не учителями.

Под профессиональным отбором понимают специального организованный исследовательский процесс, цель которого- выявить и определить с помощью научно- обоснованных методов степень и возможность психофизиологической и социально- психологической пригодности претендования на обучение и работу по сложным ответственным профессиям.

Профотбор подразделяется на два типа- констатирующий и организующий. Констатирующий профотбор предполагает решение вопросов о пригодности к профессии того или иного лица в форме «годен» и «негоден». В случае отрицательного ответа человек предпринимает новую попытку решения вопросов трудоустройства. Организующий профотбор имеет целью выявить и оценить индивидуальные особенности человека, являющиеся показаниями не к одной, а к нескольким профессиям, что отвечает в большей мере нуждам и задачам заведений, предприятий по своевременному заполнению вакантных мест [18- с 67-71].

С усложнением труда в процессе научно- технического прогресса в условиях ускорения возможен рост ограничений к некоторым профессиям. Наряду с этим в народном хозяйстве нашей страны есть много профессий, которые не предъявляют повышенных физических и психофизиологических требований к человеку. Поэтому очень важно еще на школьной скамье ознакомить учащихся, особенно имеющих физические и психофизиологические ограничения с данными профессиями, помочь молодым людям выбрать одну из них.

Нередко профотбор трудно осуществлять из-за недостаточности развития методики его применения. Например, при отборе абитуриентов в вузы вступительные экзамены еще не дают оснований судить о профессиональной пригодности поступающих. Именно поэтому сейчас при вступительных экзаменах введено профориентационное собеседование [13.-с. 99-100].

Социально- профессиональная адаптация молодежи- следующая форма профориентации является важнейшим этапом процесса профессионального самоопределения человека. На этом этапе выявляются недостатки предшествующей профессиональной ориентации профессиональной подготовки, осуществляется процесс формирования новых установок, потребностей, интересов в сфере труда и, наконец, выявляется насколько жизненные планы оказались реальными. Поэтому адаптация является своеобразным критерием эффективности профориентационной работы с молодежью.

Профессиональная адаптация- это процесс приспособления учащихся к будущей профессии в общеобразовательных школах, профтехучилищах, техникумах, вузах и т.д. к условиям их профессионального труда в результате чего происходит закрепление кадров в народном хозяйстве [19-. с. 67-68].

Исследователи (В.А. Аптекман, В.Н. Зубков, И.М. Пацула и др.) считают, что процесс профессиональной адаптации начинается непосредственно на производстве, другие (Н.Г. Гусев, Н.П. Калашников) утверждают, что начало этого процесса складывается еще в школе, и подразделяют его на четыре периода: подготовка к труду в школе, выбор профессии, профессиональная подготовка, начало трудовой деятельности.

В процессе адаптации происходит активное включение личности в ту или иную социальную, профессиональную группу, освоение социально- психологических отношений в малой группе.

Следовательно, в профессиональной адаптации можно выделить две взаимосвязанные стороны: профессиональную и социально- психологическую [18- с 58-60].

По мнению Н.Г. Гусева, профессиональная адаптация включает в себя овладение необходимыми знаниями, умениями, навыками, умением быстро ориентироваться в различных производственных ситуациях, контролировать и программировать свои действия.

Социально- психологическая адаптация заключается в приспособлении молодого работника к правилам поведения, действующим в конкретной социально- профессиональной группе. Сюда входит ознакомление с целями и задачами коллектива, его традициями, отношениями между руководителями и подчиненными и т.п.

В заключении необходимо отметить, что подготовка подрастающего поколения к созидательному труду- важнейшая задача общеобразовательной школы. Ее успешное осуществление связано с постоянным поиском наиболее совершенных путей трудового воспитания и профессиональной ориентации. Передовой педагогический, психологический опыт, результаты научных исследований показывают, что только комплексный подход к решению вопросов трудового самоопределения молодежи способствует успеху профессиональной деятельности и сокращению безработицы среди молодежи.

Заключение

В заключение выпускной квалификационной работы хотелось бы подвести некоторые итоги.

Проблема безработицы является одной из фундаментальных в развитии и функционировании человеческого общества. Безработица явление, свойственное стадии товарного производства. Переход к рынку неизбежно вызывает значительный рост уровня безработицы.

Безработицу предопределяют различные факторы: научно-технический прогресс обуславливает сокращение, прежде всего. работников ручного труда; структурные изменения в экономике вызывают уменьшение числа занятых в отдельных отраслях производства. Повышение производительности труда также ведет к уменьшению числа занятых; сокращению живого труда способствует действие закона экономии времени.

Проблема безработицы широко отражена в работах Абакумова Н.Н., Белова В.П., Буланова В.С., Власова В.И, Рофе А.И., Старовойтовой Л.И. и ряда других авторов.

Безработица, как свидетельствуют многие социологические и социально-психологические исследования, имеют исключительно негативные социальные последствия для общества в целом, отдельных его групп и слоев, для семей, для каждого человека. Среди всех этих последствий увеличение смертности от сердечных заболеваний. рост числа самоубийств и убийств, численности пациентов в психиатрических лечебницах, ухудшение отношений в семье, рост преступности, проституция, наркомания и т.д.

Люди остро переживают невостребованность своих знаний, производственного опыта, переход от одной социальной группы в другую. Исследователями зафиксированы основные психологические качества безработного невысокий уровень социальной смелости. уступчивость, конформность, пессимистичность и осторожность в поведении; недоверчивость или скептицизм, стойкое маргинальное эмоциональное состояние.

По мнению многих исследователей (Абакумов Н.Н, Брайкер К.Х., Плакся В.И. и др.) главным является упреждение массовой безработицы, что обеспечивается прежде всего нормальным функционированием общества, его эволюционным развитием.

Органам службы занятости всех уровней необходимо широкое развертывание профориентационной работы с молодежью для подготовки ее к трудовой деятельности.

Осуществление подготовки подрастающего поколения к созидательному труду, а также комплексный подход к решению вопросов трудового самоопределения молодежи способствует успеху профессиональной деятельности и сокращению безработицы среди молодежи.

Необходимо расширять сеть учебных центров профессионального обучения, профессиональной подготовки переподготовки и повышения квалифицированных высвобождаемых работников и безработных граждан.

У нас еще слабо используется проведение общественных работ для отдельных категорий населения, как правило такие работы общедоступны, не требуют длительной специальной профессиональной подготовки. Это уход за детьми, престарелым, помощь в обслуживании больных. Их фиксируют предприятия для которых выполнятся эти работы.

В связи с переходом к рыночным отношениям и появлением безработицы открываются службы занятости, и несмотря ни продолжительный период своей деятельности они становятся все более важными органами оказания социальной защиты граждан потерявших работу или ищущих работу.

Данная работа имеет теоретическое значение и в дальнейшем планируется продолжить исследования по данной проблеме.

Литература

1. Абакумов Н.Н. Безработица и занятость.- М., 1993.- 334 с.

2. Белова В.П. Введение  макроэкономику. Безработица // социально- политический журнал.- 1998.- № 1

3. Беседина И.И. Профессиональная  работа со школьниками в современных  условиях.- Саратов, 1996.- 280 с.

4. Брайкер К.Х. Безработица  и неполная занятость // Социологические  исследования.- 1993.- № 10

5. Буланов В.С. Современные  проблемы занятости и безработицы: учебное пособие.- М., 1996.- 230 с.

6. Власов В.И. Новый порядок  регистрации безработных. // Занятость.- 1998.- № 1

7. Дадашев А. Занятость  населения и безработица в  России: проблемы регулирования. // Вопросы  экономики.- 1996.- № 1

8. Закон РФ «О занятости  населения в Российской Федерации»  от 19 апреля 1991 г. № 1032- 1

9. Занятость. Безработица. Служба занятости: Толковый словарь терминов и понятий / Под ред. Ю.В. Колесникова.- М., 1996.- 198 с.

10. Заславский И.Е. Труд. Занятость. Безработица.- М, 1992.- 256 с.

11. Заславский И.Е. Оценка  труда и безработицы.// Вопросы  экономики.- 1993.- № 12

12. Занятость и рынок труды: новые реалии социальных приоритетов / Под ред. Г.С. Вечканова.- М., 1998.- 315 с.

13. Захаров Н.Н. Профессиональная  ориентация школьников: учебное  пособие для студентов.- М.: Просвещение, 1998.- 245 с.

14. Ильинский И.М. Молодежь  планеты: глобальная ситуация в 90-х годах, тенденции и перспективы.- М.: Голос, 1999.- 298 с.

15. Никитина Н.И., Глухова  М.Ф. Методика и технология работы  социального педагога: учебное пособие  для студентов .- М.: Гуманит. Изд. Центр  ВЛАДОС, 2005.- 399 с.

16. Основы социальной работы: учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений / Н.Ф. Басов, В.М. Басова и др.; Под ред. Н.Ф. Басова.- М.: Изд. Центр. «Академия», 2005.- 288 с.

17. Плакся В.И. Безработица  в рыночной экономике.- М., 1996.- 278 с.

18. Профессиональная ориентация и обучение труду в сфере обслуживания / В.А. Аптекман, В.Н. Зубков. - М.: Высшая школа, 1991.- 190 с.

19. Профессиональная адаптация  молодежи.- М., 1992.- 234 с.

20. Прошицкая Е.Н. Выбирайте профессию.- М.: Просвещение, 1990.- 199 с.

21. Рофе А.И., Ишин В.В. Рынок труда, занятость населения, экономика  ресурсов для труда: учебное пособие.- М., 1998.- 224 с.

22. Рынок труда: Учебник / Под ред. В.С. Буланова, Н.А. Волгина.- М., 2000.- 415 с.

23. Сазонов А.Д. Профессиональная  ориентация учащихся: учебное пособие для студентов. -М.: Просвещение, 1990.- 344 с.

Информация о работе Социально-педагогическая работа с безработными гражданами