Социально-педагогический проект подросткового клуба по месту жительства «Бумеранг»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 10:32, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - выявить подходы и содержание социально-педагогической деятельности с подростками по месту жительства.

Объект исследования – социально-педагогическая деятельность в учреждениях дополнительного образования.

Предмет исследования – эффективные формы социально-педагогической деятельности по месту жительства.

Содержание

Введение.
Глава 1.Теоретические основы социально – педагогической работы с учащимися в микрорайоне.
1.1. Роль внешкольных учреждений в воспитании детей.
1.2. Место жительства как место воспитания.
1.3. Специфика внешкольной социально-педагогической работы по месту жительства.
Глава 2. Основные направления и методики социально-педагогической деятельности по месту жительства.
2.1. Воспитательная деятельность по месту жительства в учреждениях дополнительного образования.
2.2. Клуб по месту жительства, как перспективная форма воспитания.
2.3. Роль игротеки в воспитании и развитии детей по месту жительства.
Глава 3. Социально-педагогический проект подросткового клуба по месту жительства «Бумеранг»
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

дипломная работа.doc

— 386.00 Кб (Скачать файл)

Анализ опыта последних лет позволяет определить приоритетные направления этой деятельности:

- помощь семье в решении проблем, связанных  с учёбой, воспитанием, присмотром за ребёнком;

- помощь подростку в устранении причин, негативно влияющих на его поведение, успеваемость и посещение  общеобразовательного учреждения;

- привлечение  детей, родителей, общественности к организации и проведению социально-педагогических мероприятий, акций по месту жительства;

- изучение, диагностирование, разрешение конфликтов, проблем, трудных жизненных ситуаций, затрагивающих интересы ребёнка, на ранних стадиях развития с целью предотвращения серьёзных последствий;

- индивидуальное и групповое консультирование детей и родителей, педагогов по вопросам разрешения проблемных ситуаций, конфликтов, снятию стресса, воспитанию детей в семье и т. п.;

- выявление запросов, потребностей детей и разработка мер помощи конкретным учащимся, с привлечением специалистов из соответствующих организаций;

- пропаганда и разъяснение прав детей, семьи;

- решение практических вопросов обеспечения учебно-воспитательной деятельности вне учебного процесса;

- организация реабилитационных лагерей для дезадаптированных детей;

- проведение летних профильных смен ( трудовых, творческих, досуговых, спортивных ) по месту жительства подростков на базе клубов, школ и иных учреждений дополнительного образования детей.

Минобразование России придерживается принципиальной позиции – в сегодняшних условиях демократизации общества необходимо взаимодействие профессионалов и волонтёров в проведении воспитательной деятельности с детьми и подростками по месту жительства. 

Профессиональный уровень обеспечивают специалисты, получившие специальную подготовку и работающие в различных учреждениях социальной сферы : образования, социальной защиты, культурно-досуговой, здравоохранения, внутренних дел и т. п., если их профессиональная деятельность и должностные обязанности имеют педагогическую или социально-защитную направленность. Оплата их труда производится из бюджета ( государственного или муниципального ) или иных регулярных источников.

 

2.2 Клуб по месту жительства, как  перспективная форма воспитания

 

Деятельность детей в свободное время обладает особой формирующей силой. Дети обычно меньше сопротивляются воздействиям педагогов, обращённым на них в обстановке свободной деятельности, чем во время классных занятий.  Влияния в свободное время воспринимаются обычно как непреднамеренные и не  посягающие  на свободу личности. С этой точки зрения весьма перспективной формой  воспитания являются клубы. [        ].

   Говоря о клубе,   имеется  в виду скорее не место, где  располагаются досуговые кружки, а досуговое сообщество людей и особая организация деятельности  и общения.

    Английское слово «club» имеет ряд значений, среди них -собираться вместе, устраивать складчину, клуб.

     Клубные занятия нужны, прежде всего, самой личности, поскольку  они удовлетворяют  особые её  потребности. По мнению специалистов  по клубной работе, эти потребности  можно свести в пять основных  групп:

  1. Потребность в отдыхе.
  2. Потребность  во всестороннем развитии .
        1. Потребность в общении .
  1. Потребность  в самостоятельности, реализации и творчестве.
        1. Гедонистические потребности ( в удовольствии, радости, положительных эмоциях ). 

 

 

 

     Для отдыха необходима  смена деятельности, круга общения, социальной роли и служебного  статуса.

  В клубе даже трудный школьник  перестаёт  чувствовать себя  ущербной или ущемлённой личностью, преодолевает монотонность основной  деятельности и развивается более гармонично.

   Клуб позволяет укрепить  единство и системность своей  деятельности, поскольку связывает  её определённой организацией  детей, позволяет расширить самостоятельность  старшеклассников. Наконец, клуб позволяет  получить опыт коллективной деятельности. Более того, правильно организованный клуб укрепляет такое мощное средство воспитания, как общеклубный коллектив, потому что деятельность в нём носит коллективообразующий характер.[       ].

   

Коллективообразующей является такая деятельность, которая удовлетворяет следующим условиям:

  • она нужна самим детям, она увлекает их;
  • она невозможна без совместного преодоления трудностей, без совместных действий- в одном месте и в одно и тоже время;
  • она сама требует объединения, централизации, достаточно сложной внутренней организации, переплетений интересов,  иерархии связей и  отношений групп и отдельных лиц и, прежде всего, отношений ответственной зависимости;
  • она регулярно повторяется, воспроизводится, закрепляя при этом и делая привычными коллективные связи и отношения;
  • она порождает, требует, закрепляет такой обмен мнениями, мыслями, настроениями и т. п., который укрепляет коллективные взгляды, отношения, убеждения.

     Клубная деятельность  допускает более свободное общение  детей, более свободное объединение  их в группы по интересам, большую  самостоятельность и самоуправление, чем в учебной работе.

     Традиции авторитарного  руководства педагогов и слепого  подчинения школьников  меньше утвердились на школьных вечерах и в кружках, чем  на уроках. Здесь ребятам легче проявить себя в роли организаторов и руководителей. Ведь с созданием клуба коллективная деятельность распространяется не только на участие в собраниях и обсуждение проблем успеваемости и дисциплины, но и на широкую сферу досуга.

  Дополнительное образование  детей – целенаправленный процесс  воспитания, развития личности и  обучения посредством реализации  дополнительных образовательных  программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, государства.

   Дополнительное образование  детей нельзя рассматривать как  некий придаток к основному  образованию, выполняющий функцию  расширения возможностей образовательных  стандартов. Основное его предназначение  – удовлетворять постоянно изменяющиеся  индивидуальные, социокультурные и образовательные потребности детей. В  науке дополнительное образование рассматривается как «особо ценный тип образования, как зона ближайшего развития образования в России».

Современная система дополнительного образования представляет возможность миллионам обучающихся заниматься художественным и техническим творчеством, туристско – краеведческой и эколого – биологической деятельностью, спортом и исследовательской работой – в соответствии со своими желаниями, интересами и потенциальными возможностями.

 

Произошли важные изменения в программно-методическом обеспечении дополнительного образования детей : педагоги дополнительного образования разрабатывают авторские дополнительные программы, стремясь создать условия для развития творческой активности детей, реализуя при этом собственный профессиональный и личностный потенциал.

При организации дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях следует опираться на следующие принципы:

1.Свободный выбор ребёнком видов и сфер деятельности;

2.Ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребёнка;

3.Возможность свободного самоопределения и самореализации ребёнка;

4.Единство обучения, воспитания, развития;

5.Практико-деятельностная основа образовательного процесса.

 

     Перечисленные позиции  составляют потенциальную основу  дополнительного образования детей, которая соответствует главным  принципам гуманистической педагогики: признание уникальности и самоценности  человека, его права на самореализацию, личностно-равноправная позиция педагога и ребёнка, ориентированность на его интересы, способность видеть в нём личность, достойную уважения.

           Министерство  образования Российской Федерации  в « Программе развития воспитания  в системе образования России  на 1999-2001 годы» определило в числе приоритетных задач решение проблемы организации воспитательной работы с детьми и подростками по месту жительства.

            Практика показывает, что за последние  десять лет произошло сужение  «подросткового пространства» городов  и посёлков, что негативно влияет на реализацию интересов и потребностей детей. В исследовании проведённом в 2001году Институтом молодёжи совместно с ГИБДД среди детей и подростков, лишь 63% опрошенных отметили, что в  их дворах есть специальное место, где можно играть в подвижные игры.

             Из педагогического арсенала  исчезают многие полезные традиции: разновозрастные дворовые игры  как средство социализации подростка  и вид досуга; различные виды  коллективных, общедворовых, досуговых мероприятий, в которых участвуют представители различных поколений.

              Происходит и явный регресс  двора, микрорайона как инфраструктурной  единицы. Действовавшие ранее нормативы  отчислений от кварплаты на  социальные и культурные цели  и, прежде всего, на организацию воспитательной работы с детьми по месту жительства, фактически не применяются.

              Схожая проблема наблюдается  и в сельской местности, где  досуг подростка вне школы  ограничивается дискотеками и  редкими праздниками.

               На фоне резкого снижения воспитательного воздействия семьи и её роли в социализации детей, снижение возможностей для их воспитания по месту жительства приводит к серьёзным социальным последствиям: увеличению числа детей и подростков с девиантным поведением, наркомании, массовой безнадзорности несовершеннолетних.

  По оценке Научного центра здоровья детей РАМН к 13 годам почти половина подростков уже попробовали вкус алкоголя, в 16 лет 64% юношей и 63% девушек регулярно его употребляют.

       Социальное одиночество  у подростков, связанное с семейными  проблемами, когда подросток не  находит поддержки и опоры  в семье, или с индивидуальными  особенностями, когда он испытывает  проблемы при общении со взрослыми, также стало в настоящее время  серьёзной проблемой, влияющей на самочувствие и здоровье ребёнка, на его социализацию.

В этих условиях Министерство образования Российской Федерации отмечает, что имеющаяся нормативно-правовая база, наличие воли к межведомственному взаимодействию по вопросам воспитания способны переломить негативные тенденции в деле сохранения отечественных традиций воспитательной деятельности в социуме.

Правовой основой организации воспитательной работы по месту жительства являются:

  • Конституция РФ;
  • Конвенция ООН о правах ребёнка;
  • Закон РФ « Об Образовании» ;
  • Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка»;
  • Закон РФ «Об общественных объединениях»;
  • Федеральный закон «О государственной поддержке молодёжных и детских общественных объединений»;
  • Закон РФ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»;
  • Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
  • Инструктивное письмо Минообразования России, Госкоммолодёжи России и Госкомспорта России от 12.03.96г. КШ 21\294-04\53 «О работе подростковых и молодёжных клубов по месту жительства граждан».

       Важно отметить, что организация работы по месту жительства – это задача межведомственная, включающая в себя вопросы воспитания и социальной работы с определёнными категориями детей. Эта важнейшая задача возложена сегодня на органы управления образованием, социальной защиты населения, занятости, внутренних дел, по делам молодёжи, физической культуры и спорта, культуры, здравоохранения, общественных объединений. Принципиально важным считается сохранение и развитие партнёрства различных межведомственных структур, ведущих работу по месту жительства среди детей и подростков.

Помимо партнёров в организации работы по месту жительства органы управления образованием, образовательные учреждения должны определить для себя функционал и пути решения специфических образовательных задач, исходя из федерального законодательства об образовании, местного законодательства, особенностей кадрового потенциала.

Информация о работе Социально-педагогический проект подросткового клуба по месту жительства «Бумеранг»